Обучение принципам здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

Ольга Новоселова
Обучение здоровому образу жизни

Обучение здоровому образу жизни

Существует весьма распространенное мнение, что задача Детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отрицать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь .

Слово «здоровье » , как и слова «любовь» , «красота» «радость» , принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Каждый человек хочет быть здоровым . Но что такое здоровье ? Как можно его измерить? И является ли состояние, «когда ничего не болит» , здоровьем ? Чаще всего мы начинаем задумываться над состоянием своего здоровья тогда , когда чувствуем какое-то недомогание, то есть тогда, когда наш организм перестает идеально выполнять свои функции. До этого момента большинство людей не обращают внимание на этот бесценный дар.

Очевидно, что улучшение нормального физического состояния детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием , через привитие соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни , создание мотивационного поведения направленного на «конструирование» собственного физического и духовного благополучия. Важным показателем является сформированности у них умения «комфортно» себя чувствовать и в условиях процесса получения знаний, и в социально-бытовых условиях : быть физически, социально и психологически защищенными при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Наиболее разрушительны для организма психологические и эмоциональные стрессы, возникающие из-за перегрузок и обид. Одна из основных задач педагога - сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом уже в дошкольном возрасте.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни ? Когда это начинать?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время понятие здоровье включает в себя нравственное и духовное благополучие.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства сохранения состояния полного физического, психического и социального благополучия.

Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью ; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья .

Поэтому важно :

1. Сформировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни .

2. Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

3. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Существуют основные приемы здоровьесбережения :

1. Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.

2. Внимание : на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.

3. Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения : отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ :

Занятиям физкультурой, прогулкам, правильному рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, созданию условий для полноценного сна, закаливанию, психологической закалки.

Занятия физкультурой, прогулки :

На участке ДОУ желательно оборудовать зоны подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий»

Правильное рациональное питание :

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Соблюдение правил личной гигиены :

Правила личной гигиены – это не что иное, как своеобразный свод требований , соблюдение которых способствует как раз и обеспечивает здоровый образ жизни , отсутствие проблем со здоровьем .

Создание условий для полноценного сна :

Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням.

- Закаливание :

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . Использование естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека .

- Психическая закалка :

Стимулирует и физиологические защитные механизмы : иммунитет, функцию эндокринных желез.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказании. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье , дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно , а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :

Формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо , а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья ;

Воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

Развивать умение рассказывать о своем здоровье , здоровье близких ;

Вырабатывать навыки правильной осанки;

Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

Развивать художественный интерес

Таким образом , здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников , без ущерба для здоровья .

Технология обучения дошкольников

здоровому образу жизни.

Пущина Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1Радость»,

село Верховажье.

«Единственная красота,

которую я знаю - это здоровье»

Г.Гейне:

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Однако, согласно данным Минздрава РФ, сегодняшнее состояние здоровья детей и подростков вызывает серьёзную тревогу: количество абсолютно здоровых детей за последнее десятилетие снизилось с 23% до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16% до 17,3%, приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей. А ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях еще и потому, что мы, воспитатели, сталкиваемся с проблемой ослабленного здоровья детей, низкого уровня их физического развития и т.д. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

От того, какой уровень здоровья, физического развития будет достигнут к концу пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зависят и его успехи в школе.

Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, стараюсь его заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использую положительные примеры из окружающей жизни, личный пример.

Я считаю, что детский сад должен стать “Школой здоровья” детей, где любая их деятельность (игровая, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.

Представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни я формирую через применение здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Выделяют три группы технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни,
  3. Коррекционные технологии.

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: физкультурные занятия, проблемно - игровые ситуации, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж, занятия о здоровье.

Я поделюсь опытом использования в своей работе самомассажа, точечного массажа и проведения цикла занятий для дошкольников «Азбука здоровья».

Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Эффективны следующие упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендую проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз: по 3- 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам подбираю стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Следующим видом здоровьесберегающих образовательных технологий, которые я использую в своей работе, является система игровых занятий из серии «Азбука здоровья». Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях, опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим, как к самому себе.

В процессе ознакомления детей с человеческим организмом решаю следующие задачи:

Сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении

собственного тела);

Создать у ребенка целостное представление о своем теле;

Научить «слушать» и «слышать» свой организм;

Помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом

образе жизни;

Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для

жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

В своей работе я использую программу ознакомления дошкольников с человеческим организмом «Я и мое тело» (автор - С.Е.Шукшина), материалы из программы С.А.Козловой «Я - человек», методическое пособие Мосаловой Л. Л. «Я и мир». На основе методической и художественной литературы разработала цикл познавательных бесед, в которые включены сведения о внешнем и внутреннем строении человека.

Познавательный материал преподношу детям в доступной для их понимания форме. Знакомя детей со своим телом, использую разнообразные жизненные ситуации, режимные моменты, для того чтобы показать ребенку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши, язык, почему нужно одеваться в холодную погоду. Все эти занятия ребенок получает в соответствующих ситуациях, и поэтому они ему понятны, легко запоминаются.

Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пишу, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т.д. Ребенку еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и ее причинами. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека.

Валеологический материал органично включаю в структуру занятий, он способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваю комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки игрового самомассажа.

Приоритетным направлением валеологического воспитания я считаю, является формирование нравственных качеств ребёнка. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Столь же важны для здоровья навыки рефлексии, т. е. способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения.

Организованную образовательную деятельность по валеологии я разделила на следующие блоки:

Блок “Познай себя”. На занятиях дети получают информацию по своему физическому здоровью, о строении своего тела. О внутренних органах, причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и сильным, знакомство со специализацией врачей. Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Профилактика вредных привычек. Значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Знания о правильном питании.

Блок “Эмоциональное здоровье”. На занятиях этого блока дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье; осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения; знакомятся с неприятными эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.

Блок “Экстремальные ситуации”. Этот блок самый важный, потому что детей знакомят с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как вести себя на улице, одному на природе и дома. Важно научить детей самостоятельности и умению обходить опасности стороной.

1 “Познай себя”

Познакомить детей со строением человека; с названием, расположением и функцией внутренних органов; с ролью отца и матери в рождении ребенка.

Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения, зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний (профилактика).

Объяснить детям, почему необходимо посещать врача. Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)

2. “Эмоциональное здоровье людей”

Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные чувства и сдерживать отрицательные эмоции.

Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои чувства другие люди.

Какой человек? Познакомить детей с положительными и отрицательными чертами характера людей.

Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции, переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и т.д.), в следствие чего они происходят.

Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из стрессового состояния.

3 “Экстремальные ситуации”

Ребенок и общество. В общении с незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.

Ребенок на улице. Правила дорожного движения.

Ребенок один дома. Пожарная безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ. Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и т.д.).

Ребенок на природе (в лесу, на реке). Охрана природы.

Времена года. Зима - снег, сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень - гололед, тонкий лед на водоемах, простуды. Лето - жара, солнечный удар, ожог.

Разработала перспективный план по валеологическому воспитанию для детей старшего возраста:

сентябрь

Беседа «Что будет если…»

Изучить представления детей по разделу «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье».

Индивидуальные наблюдения за выполнением процессов самообслуживания

Диагностировать уровень усвоения навыков здоровья и физической культуры у детей (культурно-гигиенические навыки, труд по самообслуживанию, интерес к физическим упражнениям, забота о своем здоровье).

Беседа «Какой Я?»

Изучить отношение детей к результатам своей деятельности в «Центре Здоровья и физической культуры», на физкультурных занятиях; диагностировать уровень отношения к себе.

Игра «Овощи на нашем столе»

Расширять представления детей о значении и пользе витаминов для здоровья человека.

октябрь

Беседа «Какой «Я» и растения?»

Познакомить детей со строением тела, некоторыми особенностями строения тела человека и растения.

Игра «Мой день»

Формировать представления детей о способах организации своей жизни; режиме дня дома и в д/саду; способах отдыха.

Игра «Ой, живот болит»

Учить детей устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием здоровья.

Беседа «Что нам осень принесла»

Познакомить детей с пословицами, поговорками, потешками о полезной пище, витаминах.

Беседа «Что делать, если…»

Закрепить правила безопасного поведения в группе, на улице, в лесу, в селе. Познакомить со способами страховки.

ноябрь

Чтение произведений: «Серая шейка», «Гадкий утенок»

Уточнить представления детей о связи между здоровьем и целостностью (сохранностью) частей тела.

Беседа «Мое тело»

Формировать представления детей о функциях организма человека, животных, учить находить сходства и различия в строении тела.

Составление рассказа на тему: «Откуда быстрота пришла»

Расширять представления детей о значении движений в жизни и здоровье человека, формировать представления о способах развития быстроты (на примере спортсменов).

Беседа «Почему вечером начинаем хотеть спать»

Раскрыть значение сна и отдыха в жизни и здоровье человека; познакомить с элементами планирования своего времени.

декабрь

Чтение произведений: «Девочка чумазая», «Федорино горе»

Формировать представления о культуре гигиены человека и животных - не пользоваться общей посудой, одеждой, предметами быта…

Игра «Путешествие в страну микробов»

Расширять представления детей о значении правил гигиены человека во время болезни, профилактике заболеваний.

Беседа «Мои органы чувств»

Познакомить детей с основными органами чувств (уши, глаза, язык, рот, зубы), их строением и функциями, способами ухода за ними.

Беседа «У нас порядок»

Игра «Хорошо-плохо»

Познакомить детей с основами этикета, хороших манерах, способах поддержания порядка.

Беседа «Как украсить квартиру к Новому году»

Познакомить детей с традициями встречи Нового года, изготовлению новогодних подарков, елочных украшений.

Новогодние игры-аттракционы

Учить передавать различные физические и эмоциональные состояния через образы новогодних героев.

январь

Игра «Пожалей свою бедную кожу»

Беседа «Что можно, чего нельзя»

Формировать у детей представления об органах осязания (ладони, кожа, язык), продолжать знакомить со способами сохранения своего здоровья, охраной органов чувств.

Беседа «Откуда лыжи, коньки, санки к нам пришли»

Формировать представления детей о зимних физических упражнениях, особенностях их выполнения в условиях Урала.

Игра «Полезные и вредные микробы»

Познакомить детей с микробами, вызывающими грипп, способами профилактики и защиты от гриппа.

Беседа «Почему при беге мы пыхтим, как паровозы»

Формировать представления детей о строении дыхательной системы, условиях правильного дыхания; раскрыть роль физ. упр. в укреплении дыхательной системы.

Надо заметить, что результативность моей работы по данной проблеме во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляются в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.

Таким образом, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Библиография:

Л. Ф. Тихомирова «Уроки здоровья»

Т. А.Шарыгина «Беседы о здоровье»

М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим».

С.Е.Шукшина «Я и мое тело»

С. А. Козлова «»Я - человек»

Л. Л. Мосалова «Я и мир»

Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детсады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его элементов: физкультуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины.

Все дело в том, что современная жизнь требует от человека больших вложений своего труда, времени и, главное, здоровья ради достижения собственных целей. Положение также усугубляется плохой экологией, сидячими условиями труда, некачественными продуктами и плохим режимом питания, вредным излучением от разнообразной техники и многими другими факторами, которые способны влиять на наше психическое и физическое самочувствие. Несмотря на то что современная медицина достигла существенных успехов в лечении самых разнообразных заболеваний, она часто оказывается бессильной в случаях, когда организм человека уже не способен бороться с недугом даже с помощью лекарств и медицинских мероприятий. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно знать и выполнять специальные профилактические приемы и правила, которые представляют собой основу здорового образа жизни человека.

В данном тренинге мы предлагаем вам пройти серию бесплатных онлайн-уроков, посвященных тому, как вести здоровый образ жизни, формировать для себя привычки правильного питания, занятий физической культурой и спортом, как построить оптимальный режим дня, а также поддерживать свое психическое здоровье. Программа курса призвана помочь каждому сформировать собственную систему ЗОЖ.

Понятие здорового образа жизни, или что это такое?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ ) - это навык человека, который заключается в способности выполнять специальные действия (или наоборот, отказаться от выполнения таковых), направленные на сохранение и улучшение его здоровья и профилактику заболеваний.

Профилактикой заболеваний называется система мер для предупреждения или устранения причин, вызывающих болезнь. Профилактика бывает разных уровней: первичная профилактика - система мероприятий по устранению причин и факторов возникновения болезней, вторичная - предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания, и третичная профилактика - это предупреждение рецидивов заболеваний. В рамках ЗОЖ принято рассматривать именно первичную профилактику заболеваний.

Владеть способностью вести здоровый образ жизни - это значит иметь специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо дисциплинировать себя, выстраивать правильный режим дня, а также выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу.

Зачем вести здоровую жизнь?

У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. Кто-то, не выполняя никаких физических упражнений и специальных рекомендаций по питанию, всегда остается в неплохой форме, кто-то не склонен к простудным заболеваниям, и зимой его невозможно заразить ОРЗ, кто-то способен спать по 4 часа в день и оставаться бодрым. Все эти способности - больше исключения из правил, свойственные лишь некоторым людям. И уж точно можно сказать, что в мире не существует идеально здорового человека, который обладает всеми перечисленными выше достоинствами. Вот почему нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни.

Применение знаний ЗОЖ может пригодиться любому человеку в самых разных ситуациях, например, позволит:

  1. Правильно воспитывать детей (родителям, педагогам, воспитателям и учителям).
  2. Жить дольше и чувствовать себя лучше - абсолютно всем.
  3. Не погубить здоровье в молодости всем, кто много учится за студенческой скамьей, и кто работает не покладая рук, чтобы взобраться по карьерной лестнице.
  4. Организовывать мероприятия и принимать верные решения, если вы имеете отношение к организации человеческого времяпрепровождения, например, вы работодатель, директор школы или ректор вуза.

Стоит отметить, что культура ЗОЖ влияет на качество жизнедеятельности любого человека, что связано с достижением долголетия, возможностью полноценно выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой, общественной жизни общества.

Как этому научиться

Многие из нас иногда задумываются о том, как вести здоровый образ жизни: заниматься спортом или питаться умеренно и сбалансированно. Но часто дальше обещаний себе того, что с понедельника необходимо изменить свою жизнь, дело так и не заходит. Эти обещания могут повторяться много раз до тех пор, пока не появится действительно серьезная проблема, справиться с которой будет достаточно сложно.

Для того чтобы не доводить свой организм до таких ситуаций, нужно соблюдать специальные правила , которые помогут сохранить ваше здоровье и о которых вы узнаете из уроков данного курса. Соблюдение этих правил должно быть целенаправленным и системным . Для этого, во-первых, нужно определиться с тем, чего вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни, и поставить перед собой . Во-вторых, нужно стараться и изо дня в день уверенно стремиться к поставленной цели. Очень важно при ведении здорового образа жизни, как и в любом другом деле, выработать режим, привычки и самодисциплину.

Одной из важных привычек должно стать правильное питание, состоящее из сбалансированного рациона и принимаемое в нужном режиме. Не менее важны для здоровья такие составляющие, как правильное соотношение работы и отдыха, сон, умеренные физические нагрузки, понимание биологических ритмов своего организма и многое другое. Однако даже ведущий здоровый образ жизни человек не застрахован от всех заболеваний, и поэтому важно знать, как правильно вести себя в случае болезней или травм. Чтобы успешно вести здоровый образ жизни необходимо уметь понимать свой организм, учиться на собственном опыте, постоянно пополняя багаж своих знаний.

Здоровая жизнь также требует полного отказа от вредных привычек, которые могут свести на нет все ваши старания. Вы должны понимать, что употребление спиртных напитков, курение, переедание и многие другие слабости лишь усугубляют воздействие факторов, связанных с плохой экологией, психическими и трудовыми нагрузками, на тело человека.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Курс уроков ЗОЖ

Ниже приведен план курса по здоровому образу жизни. В наших уроках мы попытались собрать всё самое необходимое для самостоятельного обучения: информацию о ключевых элементах и понятиях ЗОЖ, схемы и картинки, видеоролики, конспекты, программы, сценарии, а также проекты мероприятий, направленных на улучшение здоровья и профилактику заболеваний. Ключевую функцию данного тренинга мы видим в том, что в отличие от школьных рефератов, докладов или классных часов, из данных уроков вы получите не столько теоретические и пропагандистские знания, сколько практические навыки, применимые в жизни каждого человека.

Как проходить занятия

Проходить уроки по здоровому образу жизни можно в любой последовательности, обращая внимание на то, что интересно именно вам. Материал в уроках изложен, в некоторой степени, конспективно и направлен на общее ознакомление с главными принципами здорового образа жизни. Тем не менее, в уроках присутствует множество практических советов и примеров. Среди универсальных рекомендаций следует выделить следующие:

Тренируйте самодисциплину. Именно умение придерживаться правильного режима изо дня в день является главной составляющей практически всех элементов ЗОЖ. Чтобы не давать себе расслабляться, чаще вспоминайте, что на кону стоит самое главное - ваше здоровье. А если вам потребуются другие мотивационные приемы, вы сможете найти их в тренинге по тайм-менеджменту на нашем сайте (скоро!).

Учитесь понимать свой организм. У каждого человека есть свои физические и психические особенности, поэтому никакие готовые универсальные приемы не заменят вам собственного опыта.

Внимательно и с сомнением подходите к любой рекомендации. Каждый раз, когда у вас будут возникать сомнения относительно действенности и безвредности любого совета по здоровому образу жизни на нашем сайте или в любом другом источнике информации, не выполняйте рекомендацию, пока не будете полностью уверены в ней. Старайтесь время от времени консультироваться со специалистами, врачами, диетологами, тренерами, а также читайте отзывы в интернете - все это поможет избежать ошибок.

Чтобы максимально эффективно усвоить принципы ЗОЖ, а затем сформировать свои привычки и режим дня, рекомендуем сначала ознакомиться со всеми уроками данного тренинга, попробовать выполнить предлагаемые упражнения и рекомендации. После прочтения всех уроков вы будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы начать формировать свою собственную программу здорового образа жизни. Вам могут потребоваться дополнительные знания. Некоторую полезную информацию вы сможете найти в материалах, речь о которых пойдет ниже, а также при помощи обычных поисковиков. Но помните, что ко всему следует относиться несколько критически, и помнить, что зачастую применяя некоторые особо радикальные меры по улучшению здоровья, вы рискуете получить обратный эффект и нанести серьезный ущерб своему организму.

Дополнительный материал

Помимо онлайн-уроков, в данном разделе мы будем собирать всю полезную информацию о здоровом образе жизни: статьи, видео, книги, учебники, конспекты, схемы, а также отзывы и рекомендации специалистов и обычных людей о практике применения принципов ЗОЖ.

Кроме того, обратите внимание на категорию «Здоровое тело » в нашем блоге, где вы сможете прочитать такие статьи, как.

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"Свердловский областной медицинский колледж"


Дипломная работа (проект)

Обучение населения здоровому образу жизни


Исполнитель: студентка группы 401

специальности Сестринское дело

Ушакова Светлана Александровна

Руководитель:

Фасхиева Мария Салимовна



Введение

Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект

1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы

2 Обучение населения здоровому образу жизни

Глава 2. Практическая часть

1 Анкетирование

2 Интерпретация данных

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение


Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Обучение населения здоровому образу жизни актуальная тема на сегодняшний день. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими пациентами. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других).

Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

) Дать определение здоровому образу жизни, рассмотреть его основные проблемы

) Научить основным приемам формирования ЗОЖ

) Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью

На первом этапе исследования изучалось теоретическая значимость

На втором этапе исследования проводилось анкетирование, интерпретация данных и выводы о проделанной работе.


Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект


.1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы


Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят: трудовая, социальная, психологическая, интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю.П. в понятие "образ жизни" включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

Характер активности людей - интеллектуальный, физический.

Сфера активности - трудовая, внетрудовая.

Виды активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), физическая, медицинская и т.д.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мине - и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Можно дать несколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно.

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может, раскрыт его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не только внешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит в том, что один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

Новое определение понятия "здоровье" было впервые сформулировано Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем, каких - либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формирует культуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а более точно - о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.


.2 Обучение населения здоровому образу жизни


Обучение здоровому образу жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Ю.П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И, наконец, стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Согласно Ю.П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. Обучение здоровому образу жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

ЗОЖ включает следующие компоненты:

) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности.

) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье.

) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам.

) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте.

) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля над их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.


Глава 2.Практическая часть


.1 Анкетирование


Анкетирование проводилась в ГБУЗ СГБ№1 с 13.05.14г по 20.05.14г. В опросе участвовало 270 респондентов. Заданные им вопросы указаны в анкете (см. Приложение 1). Расчет результатов велся в процентах. Общее количество опрошенных людей бралось за 100%,и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.

Принимали участие люди обоих полов, различного возраста, проходивших плановое или незапланированное обследование больнице г. Серова.

Классификация вопросов в анкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, следующие 6 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов, завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.


Таблица 1.Общие результаты анкетирования в процентах

1.Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?1. Именно такой12,22. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;13,23. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима74,62.Регулярно ли вы делаете зарядку?1. Да, это для меня необходимость282. Иногда делаю62,53. Нет, не делаю вовсе9,53.Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)192. Иногда (2 - 3 раза в полгода);473. Никогда или очень редко344.Насколько Вы оцениваете свою успеваемость? Шкала: -2- очень низко, +2 - очень высоко-2-10+1+23,85,24312,335,75.Хорошо ли вы спите? Шкала: -2- слишком плохо, +2- очень хорошо-2-10+1+212,219,835,920,711,46.Часто ли вы болеете? Шкала: -2- никогда, +2 - часто-2-10+1+22,317,329,841,39,37.Страдаете ли вы хроническими заболеваниями? Шкала: -2-да, +2 - нет-2-10+1+23,294919,8198.Соблюдаете ли вы правильный режим дня? Шкала: -2- нет, +2 - да-2-10+1+232,19,444,341,29.Часто ли вы устаете?1.Почти никогда не устаю;142.Иногда устаю очень сильно;463.Да, почти всегда сильно устаю.4010.Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?1.Да, я регулярно посещаю спортзал192.Периодически посещаю спортивные секции 463.Нет, я вообще не увлекаюсь спортом3511.Курите ли вы?1.да582.Нет223.редко2012.Употребляете ли вы спиртное?1.Нет, даже пиво422.Иногда бывает493.Выпиваю довольно часто913.Пьете ли вы кофе?1.Очень редко, в основном предпочитаю чай302. Пью не много (1-2 чашки в день)273.Пью его очень много (более 2 чашек)4314.Пол1. Женщина1602. Мужчина11015.Возраст1. 18- 35 лет452. 36- 55 лет38,7Более 56 лет16,316.Состав семьи1. Один человек11,12. Два человека23,23. 3-4 человека59,54. 5 человек и более6,217.Ежемесячный доход семьи1. до 5000 рублей13,42. 5000- 7999 рублей34,13. 7000- 9999 рублей48,24. 10000- 20000 рублей2,25. более 20000 рублей1,8

Таблица 2 Цель опроса

ВопросТипЦелевое назначение вопросаКак известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?функционально-психологическийУточнить режим дняРегулярно ли вы делаете зарядку?вопрос-фильтрУзнать отношение к зарядкеЧасто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?функционально-психологическийУзнать отношение к прогулкамНасколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 - очень высокоефункционально-психологическийУзнать отношение к успеваемостиХорошо ли вы спите?вопрос-фильтрУзнать отношение к снуЧасто ли вы болеете?вопрос-фильтрУзнать отношение к количеству болезнейСтрадаете ли вы хроническими заболеваниями?вопрос-фильтрУточнить количество хронических заболеванийСоблюдаете ли вы правильный режим дня?вопрос-фильтрУзнать отношение к режиму дняЧасто ли вы устаетевопрос-фильтрУзнать отношение к утомляемостиЗанимаетесь ли вы каким-либо видом спортавопрос-фильтрУзнать отношение к видам спортаКурите ли вы?вопрос-фильтрУзнать отношение к курениюУпотребляете ли вы спиртное?вопрос-фильтрУзнать отношение к спиртномуПьете ли вы кофе?вопрос-фильтрУзнать отношение к кофеПолконтрольныйУточнить полВозрастконтрольныйУточнить возрастСостав семьиконтрольныйУточнить состав семьиЕжемесячный доход семьиконтрольныйУточнить доход семьи

2.2 Интерпретация данных

население здоровье самочувствие гиподинамия

В данной главе при анализе полученных данных результаты проведенного исследования будут указываться - где это возможно - в процентах. Всего обработано 270 опросных листов (160-женщины, 110-мужчин).

Было выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у населения г. Серова начинает усиливаться. (28% -делают зарядку, 63,5%-иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда- 46%). Скорее всего, это выявлено тем, что во всех СМИ и ТВ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни (в начале 90-х годов активно рекламировалось употребление спиртного и табакокурение в виде новых марок водки и сигарет, а в эпоху застоя на неискушенный народ это очень действовало).Открываются в больших количествах различные фитнес - клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Будем надеяться, что данная тенденция сохранится надолго и наша нация станет здоровой.

Рассмотрим все тенденции подробнее:

К сожалению, не уделяется должного внимания правильному режиму питания, что можно увидеть на рисунке 1:


Рисунок 1. Характеристика режима питания респондентов в процентных соотношениях


Немного лучше обстоят дела с зарядкой, большая часть респондентов делает ее регулярно или периодически - рисунок 2 .


Рисунок 2. Выполнение зарядки респондентами в процентном соотношении


Отношение респондентов к активному отдыху и спорту

ХарактеристикаКоличество респондентов%Регулярно активно отдыхают5119Иногда активно отдыхают12747Никогда не отдыхают активного9234Итого270100Посещают спортзал постоянно5119Иногда посещают спортивные секции12446Не занимаются спортом9535Итого270100

Рисунок 3 Успеваемость респондентов в процентном соотношении.


При этом большая часть респондентов вполне довольна своей успеваемостью, оценивая ее как высокую и очень высокую, что может свидетельствовать о нормальном самочувствии, и психическом здоровье людей.

Состояние сна у респондентов в целом тоже удовлетворительное. А показатели заболеваемости очень оптимистические: 79 процентов респондентов болеют редко и 84 не склонны к хроническим заболеваниям.

То есть мы можем заметить, что отношение к спорту и активному отдыху приблизительно одинаковое. Оно в целом удовлетворительно, но требует небольшой коррекции.


Рисунок 4. Диаграмма заболеваемости и хронических болезней в процентах


Уровень утомляемости респондентов. Также анкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов подвергают себя непосильным нагрузкам, вследствие чего сильно утомляются.

Данный фактор, безусловно, является негативным.

В сфере вредных привычек респондентов курят 58, 24 часто употребляют спиртное, а 116 часто пьют кофе. Для того чтобы рассмотреть данную статистику подробнее составим таблицу сопряженности по половому признаку:


Таблица 3. Таблица сопряженности

ПолКурятНе курятВсегоМужчины30 (а)97 (b)127 (а)Женщины28 (с)115 (d)143 (с)Итого58 (а+с)212 (b+а)270

Коэффициент контингенции рассчитывается по формуле:

Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными. Так и в нашем случае связь между показателями пола и вредной привычки курения невелика.

При этом 85 человек не имеют вредных привычек, значит, 185 человек имеет вредные привычки, из них 112 даже несколько, так как 297 человек больше, чем общее число респондентов - 270.


Заключение


Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека "может ли отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом которые были посильны для него до болезни?" Ответ будет четким и однозначным - нет, ибо в настоящее время он не здоров. Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Человек, как homo sapiens высший и наиболее сложно организованный продукт не только биологической, но и социальной эволюции. И здесь очень хорошо вписываются строки из поэзии Фирдоуси (10 век н.э.); "В цепи человек стал последним звеном, и лучшее всё воплощается в нём", т.е. процесс продолжается и в дальнейшем, нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции человека - быть не только самому здоровым, но и иметь здоровых детей, внуков и правнуков.

Проведя анкетирование, можно прийти к выводу, что здоровье жителей Серова в целом хорошее, но они недостаточно уделяют внимания гигиене, правильному режиму питания, труда и отдыха, злоупотребляют никотином и кофеином, что в будущем может привести к их ухудшению здоровья и ухудшению здоровья их детей. Большинство из них люди зрелые - люди молодые от 18 до 35 лет и зрелые, имеющие средний уровень доходов в пределах 5000 - 10000 рублей. Поэтому для них целесообразно проводить разъяснительную и пропагандистскую работу в учебных заведениях, по телевидению, через печатные средства массовой информации.

Список литературы


1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.

Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 1985. - 176с.

Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.

Антропова М.В., Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.

Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 172 .

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - с. 3 -5.

Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103с.

Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.

Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.

Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.


Приложение 1. Анкета "Будем здоровы!"


Уважаемый участник! Перед Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль вашей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Сначала, дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, касающиеся Вашей гигиены.

1 . Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

1. Именно такой.

Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда.

Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2. Регулярно ли вы делаете зарядку?

Да, это для меня необходимость.

Иногда делаю.

Нет, не делаю вовсе.

3. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)

Иногда (2 - 3 раза в полгода);

Нет, не делаю вовсе.

4. Если Вы студент, ученик или работаете, то насколько Вы оцениваете свою успеваемость:

Очень низкая.

Средняя.

Высокая.

Очень высокая.

В данном случае в зависимости от быстроты и количества выполняемой работы, оценок преподавателей либо замечаний руководящего начальства.

5. Хорошо ли Вы спите?

1. Очень плохо.

Удовлетворительно.

Очень хорошо.

Теперь подумайте над вопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.

6. Часто ли Вы болеете?

1. Никогда.

Довольно часто.

7. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

Были раньше

Участились в последнее время.

Не замечал (а).

8. Соблюдаете ли правильный режим дня?

Да, всегда.

Подумайте, пожалуйста, насколько сильно влияют на Ваше здоровье негативные факторы. Для этого ответьте на следующие вопросы:

9. Часто ли Вы устаете?

1. Почти никогда не устаю.

Иногда устаю очень сильно.

Да, почти всегда сильно устаю.

10. Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

1. Да, я регулярно посещаю спортзал.

Периодически посещаю спортивные секции.

Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11 . Курите ли Вы?

12 . Употребляете ли Вы спиртное?

Нет, даже пиво. 2. Иногда бывает.

Выпиваю довольно часто.

13. Пьете ли Вы кофе?

1.Очень редко, в основном предпочитаю чай.

Пью не много (1-2 чашки в день)

Пью очень много (более 2 чашек)

Теперь заполните, пожалуйста, данные паспортички анкеты.

14. Ваш пол

1. женский

Мужской

15. Возраст

От 18 до 36 лет

От 36 до 60 лет

16. Состав семьи (количество человек)

е) 5 и более

17. Ежемесячный доход семьи в рублях с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.

Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

    Формирование ЗОЖ у населения.

    Пропаганда гигиенических и мед. знаний

    Популяризация достижений мед. науки

    Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы :

    Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

    Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

    Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

    Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

    Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

    Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

    Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

    Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.

Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:

    Дома санитарного просвещения.

    Центры здоровья.

    Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

В 1918-1920гг. санитарное просвещение в Беларуси развивалось в крайне трудных условиях гражданской войны, разрухи, голода и высокой эпидемической заболеваемости, что определяло его содержание и формы.

Крупным шагов в организационном укреплении санитарного просвещения стало создание в губернских, а затем в уездных городах Домов санитарного просвещения (ДСП). Первым таким домом в нашей республике был Гомельский городской ДСП имени Н. И. Пирогова, открытый в 1920г. В 1921г. – открыт Витебский год ДСП им. Н.А.. Семашко, и Минский ДСП. В Минском ДСП работали 7 отделов: отдел охраны материнства и младенчества, социальных и заразных болезней, гигиены и санитарной статистики и др. В 1949г. ДСП были открыты в Бресте и Гродно.

Во второй половине XXвека была осмыслена необходимость формирования ЗОЖ как комплексной проблемы, включающей коллективную и индивидуальную профилактику инфекционных и неинфекционных болезней, гигиеническое воспитание населения. В 1989 г. для координации всей деятельности различных органов, учреждений и общественных организаций по гигиеническому обучению и воспитанию населения служба санитарного просвещения была реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения в Центры здоровья (ЦЗ). В РБ функционировало 18 центров здоровья (республиканский, областные, городские).

Служба ФЗОЖ осуществляет свою работу через:

    Систему учреждений здравоохранения

    Систему образования

    Молодежные организации

    Каналы коммуникации (ТВ, радио, печать)

    Факультативные формы обучения (школы здоровья, школы молодой матери и пожилого человека и т.д.)

    Массовые формы пропаганды ЗОЖ (киновидеолектории, ярмарки, праздники, марафоны здоровья и т.д.)

Одним из первых приказов регламентирующим работу службы был Приказ МЗ РБ от 7 июля 1992г. № 129 «О повышении роли гигиенического обучения и воспитания, формирования ЗОЖ населения Республики Беларусь».

Этим Приказом утверждены: примерная штатно-организационная структура центров здоровья; типовой табель оснащения центров здоровья и кабинетов ФЗОЖ при поликлиниках; примерные нормативы времени на отдельные виды работ по гигиеническому воспитанию населения. Положения приказа обязывали:

    Проводить финансирования Центров здоровья из расчета не менее 1% местного бюджета здравоохранения

    Разрешить ЦЗ открытие платных консультативно-оздоровительных подразделений.

    Создать при поликлиниках, центральных, районных и городских больницах кабинеты ФЗОЖ во главе с врачами,

    Включить в обязанности главных врачей ЦЗ функции главных специалистов по ФЗОЖ.

    Включить вопросы пропаганды ЗОЖ в программы всех циклов повышения квалификации и усовершенствования врачей всех специальностей

    В программы обучения студентов и учащихся ввести курс основ ФЗОЖ

    Включить в номенклатуру медицинских специальностей и должностей специальность врач - валеолог и фельдшер-валеолог.

8. Утвердить штатную структуру кабинета ФЗОЖ в зависимости от численности обслуживаемого населения: до 60 тыс. – фельдшер-валеолог 1,0; свыше 60 тыс. – врач-валеолог 1,0.

9. В должностные инструкции каждого мед. работника включить 4 часа служебного времени ежемесячно на пропаганду ЗОЖ.

Приказ МЗ РБ от 26.12.2001г. № 729-А «Об информационной работе с населением РБ» о проведении Единых Дней здоровья:

Приказ МЗ РБ от 29 марта 2002г. № 181-А «О совершенствовании работы по формированию здорового образа жизни».

    Включить в планы работы всех ЛПУ раздел пропаганды гигиенических знаний среди населения как обязательное.

    Включить в функциональные обязанности – 4часа на пропаганду 30чл.

    Принять меры по укреплению машинно-технической базы кабинетов ЗОЖ.

    Учитывать работу по ФЗОЖ при оценке работы медицинских работников, в том числе при определении размера премий.

    Не реже 1 раза в год рассматривать вопросы ФЗОЖ на заседаниях медико-санитарных советов.

    Учреждения имеющие в распоряжении внебюджетные средства, предусматривать выделение не менее 3% прибыли на организацию и проведение мероприятий по ФЗОЖ.

Приказ МЗ РБ от 25 октября 2002г. № 145 «Об упорядочение действующей системы учреждений санитарно-эпидемиологического профиля». О реорганизации с 01.01.2003г. гос. учреждений «Областных центров гигиены и эпидемиологии» путем присоединения к ним в качестве структурных подразделений «Областных центров здоровья» и «Областных центров профилактики СПИД», лишив их статуса юридического лица. Переименовать их в «Областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

    Отдел общественного здоровья ЦГЭиОЗ

Отдел общественного здоровья (ОЗ) является организационным, координирующим, методическим учреждением по проблемам ФЗОЖ населения.

Основные задачи:

    Организационно-методическая

    Пропагандистская

    Издательская

    Консультативно-оздоровительная

    Проведение социологических исследований

    Мониторинг общественного здоровья

Отдел ОЗ является организатором обучения ФЗОЖ как среди мед. работников, так и среди других специалистов (подготовка работников культуры, общ. организаций), анализирует работу по ФЗОЖ, организует и проводит семинары, конференции, совещания, распространяет передовой опыт по пропаганде ЗОЖ среди населения. Издательская деятельность – это разработка и издание методических руководств, информационных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих ЗОЖ.

Функции:

    Разрабатывает совместно с УОЗ, а также другими ведомствами, программы по укреплению и сохранению здоровья населения, участвует в их реализации.

    Участвует в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду ЗОЖ, укрепление здоровья, повышение работоспособности, достижения активного долголетия.

    Внедряет новые формы и методы работы: праздники здоровья, Дни здоровья, акции здоровья, марафоны здоровья и др.

    Широко использует факультативные формы обучения населения (школы здоровья).

    Организует мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья через СМИ (ТВ, радио, печать, кино).

    Проводит социологические исследования и выполняет функции пресс-центра УОЗ.

Статьи по теме