8 9 месяц жизни ребенка. Все о развитии ребенка: месяц девятый

В этой статье:

Беременность будущей мамы принято делить на три триместра, а первый год жизни ребенка условно разделяют уже на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности развития крохи. Третий период, то есть девятый месяц, о котором пойдет речь, для ребенка является одним из самых важных. В это время малыш готовится сделать первые самостоятельные шаги.

Несколько слов о физическом развитии крохи

Принято считать, что ребенок должен сесть самостоятельно в 6 или, в крайнем случае, в 7 месяцев. На самом деле некоторые малыши не сидят даже на девятом месяце, по крайней мере без опоры. Если все остальные показатели развития ребенка в норме, то отсутствие этого умения можно списать на индивидуальные особенности либо же на недавно перенесенную болезнь, которая замедлила развитие. Но, если в течение 9-го месяца малыш так и не сядет самостоятельно, стоит побеспокоиться и сходить на прием к врачу.

Чаще всего причиной позднего физического развития являются расстройства неврологического характера, возникающие еще во внутриутробном периоде или в процессе родов. Вполне возможно, что они были слабовыраженными, поэтому проявились только на 9-м месяце развития малыша, когда он уже должен освоить ряд навыков.

Общая характеристика крохи в 8 месяцев

Если ребенок не испытывает проблем со здоровьем, то на 9-м месяце он очень подвижен и активен. Малыш ползает по квартире, может кружиться вокруг своей оси, несколько раз за минуту меняет положение, пробует ходить вдоль кроватки или манежа, удерживаясь за опору.

Особенность ребенка на 9-м месяце жизни - активное развитие мелкой моторики рук. Дети в этом возрасте приходят в восторг от новых возможностей. Они без проблем хватают кубик, погремушку, удерживая их всеми пальцами. Постепенно начинают использовать пинцетный захват, когда необходимо поднять или удержать хрупкую
, маленькую вещь.

Что любит делать малыш в этом возрасте? Многие дети с удовольствием снимают с себя головные уборы, наблюдая за реакцией родителей, выбрасывают игрушки из манежа, стучат или об пол или бортик кровати. Все это лишний раз подчеркивает нормальное развитие крохи, поэтому у родителей не должно быть поводов для беспокойства.

На 9-м месяце жизни многие малыши произносят свое первое слово, отличное от «мама» или «баба». Они могут повторить имена домашних животных, младших или старших сестер или братьев, наслаждаясь произведенным эффектом. Оставаясь наедине с собой, дети подолгу лепечут, меняя интонации, громкость, тембр голоса.

Стоит обратить внимание и на прогресс малыша в понимании обращенной к нему речи. Кроха способен выполнять простые инструкции взрослых: указывает на предметы и объекты, о которых они упоминают, ищет спрятанные игрушки. Таким образом малыши постепенно готовятся к диалогу.

Особенности питания ребенка

Питание крохи на 9-м месяце жизни усложняется введением новых продуктов. Грудное молоко по-прежнему может и должно входить в рацион, но одним им уже не ограничиться. Пища должна быть разнообразной, сбалансированной, полезной, а также привлекательной на вид, чтобы вызывать у малыша аппетит.

Будет здорово, если у крохи уже в этом возрасте появится собственная посуда, из которой будет есть только он. Не будет лишним приучать малыша и к манерам поведения за столом, удивляя сервировкой, предлагая пользоваться салфеткой.

Перед тем как приступить к еде, малыш обязательно должен вымыть руки. Делать это нужно не только из соображений гигиены, но и для того, чтобы возбудить нервные окончания на кончиках пальцев, стимулируя таким образом выделение пищеварительных соков и пробуждая у малыша аппетит.

Вместе с мелкой моторикой пальцев у малышей в этом возрасте развиваются кисти, поэтому можно уже позволять ребенку пользоваться ложкой самостоятельно. Естественно, что правильнее и комфортнее для малыша будет кушать за собственным детским столом или на детском стульчике, а не на коленях у взрослых.

Позволяя малышу есть самостоятельно, необходимо набраться терпения и постараться избежать раздражения.
В первые дни кроха будет стучать ложкой по столу, по тарелке, размазывать ее содержимое по столу. Со временем он научится есть правильно, если взрослые проявят понимание и покажут, как это делать, в том числе и на личном примере.

Приучая кроху с такого раннего возраста к приему пищи, родители смогут привить ему навыки самостоятельности, кроме того, дети на 9 месяце жизни, которым позволяют есть самим, имеют отличный аппетит.

Какие продукты включить в рацион?

В рацион ребенка на 9-м месяце жизни должны входить продукты, обеспечивающие его гармоничный рост и развитие. Это:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • злаковые;
  • кисломолочные;
  • овощи и фрукты.

Мясо и рыба должны быть нежирными, последняя - отделенной от костей. Готовить блюда лучше на пару, в духовке, избегая жарки, во время которой продукты теряют питательные вещества. Следите за тем, как реагирует малыш на новые продукты, не появляется ли у него аллергии на такие аллергены, как мед, яичный желток, некоторые виды овощей и фруктов.

Что категорически нельзя давать девятимесячному ребенку, так это бульон. Неважно, на птице, рыбе или мясе. Дело в том, что это на первый взгляд полезное и диетическое блюдо вообще не должно входить в рацион питания малыша. Супы на мясе детям лучше давать не чаще двух раз в неделю. Основная причина исключения бульонов - входящие в них экстрактивные вещества, вызывающие у детей аллергию.

Естественно, что вареные мясо, птицу и рыбу нежирных сортов давать можно, причем куриное мясо предпочтительнее из-за его легкой по сравнению с говядиной усвояемости и отсутствия костей. Дети с удовольствием едят курочку, с которой предварительно нужно будет удалить кожу.

Девятый месяц жизни малыша подразумевает, что в ежедневный рацион будет входить количество пищи, составляющее 1/8 от массы его тела.

Важный момент. Обратите внимание на то, что на 9-м месяце жизни у детей уже формируются личные предпочтения, поэтому не стоит их заставлять есть те продукты, которые им не по душе. Лучше попробовать ввести их в рацион позже либо замаскировать в блюде с помощью любимых крохой ингредиентов.

Что нужно знать о прогулках?

Чтобы развитие ребенка на девятом месяце жизни протекало гармонично, он должен бывать на свежем воздухе каждый день. Неважно, какая на улице погода или время года. В зависимости от этого можно
варьировать продолжительность прогулки, но ни в коем случае нельзя отказываться от нее совсем.

У детей, которых слишком оберегают, не выпуская на улицу, чаще, чем у «уличных» детей, возникают проблемы с аппетитом, со сном, физическим развитием. Такие малыши могут страдать анемией, чаще всего они бледные, без блеска в глазах.

Гулять с малышом лучше в немноголюдных местах, где много деревьев, приятные пейзажи и отсутствует транспортное движение. Кроха на прогулке должен дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами.

Чему научился малыш?

На 9-м месяце жизни коллекция навыков малыша довольно обширна. Он многое умеет, со многим справляется, чаще всего пребывает в отличном настроении, много двигается, пробует идти на контакт с помощью речи. Малыш самостоятельно передвигается по квартире доступным ему способом, открывает шкафы и дверцы, играет с игрушками, проявляет интерес к предметам обихода.

На 9-м месяце жизни большинство малышей уверенно сидят, причем многие из них не могут самостоятельно сесть из положения стоя, что вызывает у них приступ раздраженного крика.

Если кроху приучают к горшку, то очень важно ограничивать время его использования до 8 минут. Больше - вредно, поэтому стоит отвлечь кроху от игрушек и сосредоточить его внимание на деле, ради которого он сидит на горшке.

Игровая деятельность - что нового?

Оптимальный жизненный опыт кроха получит, наблюдая за взрослыми и играя с ними в совместные игры. Поэтому так важно находить время для того, чтобы занять малыша играми. Наиболее удобное время для них - перед вечерней ванной. Не стоит пытаться увлечь кроху игрой, особенно подвижной, сразу после еды. Это негативным образом скажется на его пищеварении и последующем сне.

Начиная с 9 месяцев можно приучать кроху к
самостоятельным играм, предлагая ему задействовать фантазию. Пока малыш не способен сам придумать, во что и как играть. Но он уже может наблюдать и запоминать действия взрослых, которые попробует повторить.

Во время игр с ребенком нужно постараться исключить отвлекающие его внимание источники звука или движения. Играть лучше в тихой комнате с выключенным телевизором, где ничто не будет отвлекать кроху от процесса.

Чтобы интерес ребенка не иссякал, не стоит позволять ему играть более чем двумя игрушками одновременно. Излишек игрушек приведет к рассеиванию внимания малыша, его перевозбуждению и потере концентрации, которая в этом возрасте и так минимальна.

Режим дня: что нужно знать?

Нормальный рост и развитие ребенка на девятом месяце жизни обеспечит полноценное питание и соблюдение режима дня. В этом возрасте малышу все еще нужно будет спать днем, причем не менее двух раз. Важно учитывать, что каждый малыш индивидуален, поэтому график
необходимо корректировать с учетом его потребностей. Если кроха спокоен и уравновешен, мало устает и вынослив, ему может хватить и одного дневного сна, а легковозбудимым и подвижным малышам для восстановления сил может потребоваться даже трехразовый сон.

Питание, сон, купание - на 9-м месяце жизни ребенка все это должно происходить каждый день в одно и то же время. Соблюдая режим дня, родителям будет проще планировать собственный график, а ребенок будет чувствовать себя бодрым и отдохнувшим, полным сил для знакомства с окружающим миром.

Эмоциональное развитие малыша

Эмоциональный мир крохи на 9-м месяце пока достаточно скромный. Родителям могут его обогатить, если будут постоянно вместе с малышом. Ребенку действительно важно чувствовать, что мама и папа его не бросили, готовы с ним общаться, играть или просто находиться рядом.

Дети в этом возрасте уже четко понимают, с каким
настроением к ним обращаются взрослые. Они негативно реагируют на порицание, счастливо улыбаются, когда их хвалят. Очень важно, чтобы родители постарались избегать в общении критики в адрес малыша, не пытались ему запрещать познавать мир. Интонации, с которыми взрослые обращаются к детям, должны быть добрыми, нежными, ласковыми.

Помните о том, что нормальное развитие малыша на 9-м месяце жизни возможно только в условиях комфортной для него среды, в которой люди будут выражать преимущественно позитивные эмоции.

Физическая культура и гимнастика

В заключение несколько слов о прививании малышу привычки вести здоровый образ жизни. С раннего возраста с малышом можно выполнять физические упражнения, массажи, гимнастику – как общую, так и пальчиковую. Зарядка по утрам и расслабляющий массаж перед купанием должны стать традицией в каждой семье, где есть дети.

Дополнительным бонусом может стать процедура закаливания, во время которой малыша будут купать в воде, постепенно, раз за разом понижая температуру. Как только кроха научится ходить, можно позволить ему бегать босиком, время от времени устраивать для него воздушные ванны.

Сказочным преображением можно назвать фантастические метаморфозы в развитии ребенка. Произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного, не умеющего удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно действовать и выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни. И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новую страницу. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более высоком уровне.

Мы уже знаем, что к восьми месяцам у ребенка сформировалась привязанность к близкому взрослому. Малыш уже готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Теперь между ними возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным поводом для этого взаимодействия.

Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, быть вместе с ним день и ночь, а главное, повторять его действия. Формируется подражательное поведение. Малышу важно не только «обследовать» игрушку но и понять, ЧТО это за предмет. Кроме того, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие при этом они испытывают чувства.

Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и поступки взрослых. У него формируется ситуативное поведение. Это важно, так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда и общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его ранней социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая моторика и моторика пальцев, и т.д.

Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Совершается великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.

Девятый месяц жизни можно считать высокой нотой в «дуете» взрослого с ребенком. «Партия детства» звучит в нем не только весьма оригинально, но исключительно выразительно, обнаруживая свои неповторимые нюансы. Что же это за нюансы? Поясним их еще раз.

  • Любовь ко ВЗРОСЛОМУ становится основой всего прогрессивного в развитии малютки.
  • Привязанность ко взрослому возрастает и базируется на «деловом» общении.
  • Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни.
  • Ребенок чувствителен в том, что касается отношения к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции.
  • Малыш очень чувствителен к похвале взрослого.
  • В процессе общения взрослого с ребенком дитя способно выразить всю палитру чувств.

О чем это говорит? Ребенок еще не отделяет себя от взрослого, испытывая в нем потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семейном единстве. При этом малыш должен ощущать всю свою ценность для взрослого. Иными словами, малыш учится от взрослого любви к ближним, к миру, ко всему живому, к себе.

Вот, почему на девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки ближних. А взрослые со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом месяце жизни им следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот почему, как отмечают детские психологи, не следует уже в этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать.

Также важно и то, каким тоном вы это скажете. «Неужели маленький ребенок так чувствителен?» - спросят нас озадаченные родители. Да, это так. Всегда следует помнить, что перед вами человек, и даже больше - развивающаяся человеческая личность. И 9-й месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно.

Изменяется, усложняется социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, - то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта. Не случайно ученые отмечают, что к концу первого года жизни и в начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.

К концу девятого месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша. Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее.

Развитие и воспитание ребенка. 9-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 9-го месяца жизни

1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе.

2. Обогащать содержательную сторону «делового» общения, используя режимные моменты и ознакомительную игру с предметами и игрушками. Предметная деятельность - ведущая.

В процессе двустороннего контакта взрослого с ребенком формировать совместные действия, побуждающие ребенка к подражанию (имитации ).

На основе усилившейся линии социального развития формировать речевое общение как ведущую форму коммуникативного взаимодействия (наряду с вокализациями, жестами и мимикой).

1. Продолжать развивать общую двигательную активность, акцентируясь на подготовительных этапах овладения навыком ходьбы .

2. Развивать действия руки на основе предметной деятельности ребенка с дидактическими и сюжетными игрушками.

Задачи

1.Совершенствовать ориентировочно-исследовательское поведени е ребенка при ознакомлении с новыми игрушками и предметами.

2. Выполнять более точные движения с хорошо знакомыми игрушками.

3. Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом.

Учить выполнению таких действий как разъединение и соединение , выкладывание и вкладывание и т.д.

4.На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе практически знакомить со свойствами полого и заполненного пространства (в пустое ведро, например, вложить шарики, заполнив его доверху). Развивать осязание .

5. Продолжать формирование мелкой моторики пальцев , подбирая игрушки, позволяющие тренировать позиции большого пальца (кулачок разжат, большой палец несколько отставлен в сторону (приблизительно на 30 градусов), наблюдается его активность при хватании).

1. Побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками.

2. Воспитывать адекватное отношение к действиям с предметами и игрушками в зависимости от результата: удовлетворение - от выполнения поставленной практической задачи (например, снять колечки, выложить кубики и т.д.).

3. Обогащать эмоциональный мир ребенка в процессе показа образных игрушек, демонстрируя небольшие сценки (куколка радуется, смеется, прячется и т.д.).

1.Продолжать развивать лепет, побуждая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка - звуков и слогов .

2. Учить ребенка понимать обращение к нему по имени .

3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи:

1) находить названный знакомый предмет вне зависимости от его постоянного места;

2) находить названный предмет, «отвечая» на вопрос «где?», выбирая из 2-3 рядом стоящих предметов;

3) адекватно реагировать на речь взрослого в процессе бытовых ситуаций (умывания, приема пищи, подготовка ко сну и т.п.)

4) способствовать формированию лепета а процессе радостного общения и игры со взрослым.

1. Побуждать к сохранению вертикального положения - стояния в течение нескольких минут у опоры.

2. Побуждать малыша к переступанию (приставным шагом) вдоль опоры от одного предмета к другому, придерживаясь руками за выступы и поручни мебели.

3. Побуждать к повторению движений за взрослым: подъем и опускание ручек, похлопывание в ладошки и т.д.

4. Пополнять «разученные» игровые действия, используя малые фольклорные жанры (пестушки, потешки, песенки, небылички и т.д.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый организует с ребенком совместные игры с предметами и игрушками, показывая способы действия, побуждая малыша к повторениям, подражанию, умению использовать разученные действия в новой ситуации.

Примерные игры-занятия

Занятие 1

Цель. Учить выполнять цепь последовательных действий, например, вкладывание, а затем выкладывание предметов.

Материал. Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), привязанные к ленте например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки и т.п. Ленту с игрушками пропускают через верхнее и боковое отверстие и связывают концами. Вся гирлянда опускается в коробку.

Ход занятия Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке. Он тянет за ленточку и достает одну игрушку за другой. Отдает малышу игрушку, называет ее. Затем подтягивает вновь за ленточку, извлекает из коробки вторую игрушку, третью и т.д. Каждую игрушку взрослый называет, дает рассмотреть, поиграть.

Во второй части занятия мама учит ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, взрослый помогает.

В третьей части занятия взрослый развязывает ленту, на которой укреплены игрушки. Помещает ее в коробку, оставляя один конец ленты. Повторяется вторая часть занятия.

Постепенно ребенок вытягивает всю ленту. Мама побуждает малыша рассмотреть предметы в гирлянде. Когда все игрушки будут выбраны из коробки, взрослый говорит: «Все, нет больше игрушек в коробке. Нет». Дает ребенку заглянуть в пустую коробку.

Варианты

На других занятиях с малышом может быть осуществлен специальный подбор предметов различных по своим свойствам, например, одноцветные шарики из различных материалов, разноцветные колокольчики и т.д. Можно использовать также игрушки-самоделки, которые ранее применялись как вкладыши и подвески. Можно использовать все игрушки, которые присутствуют в игрушечном хозяйстве малыша.

Занятие 2

Цель. Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, например, части предмета с целым (матрешка, пирамидка и т.п.) Материал. Кольца одного размера и цвета (4-5 шт.), заполняющие до конца вертикальный стержень (можно использовать обыкновенную пирамидку).

Ход занятия. Взрослый держит в руках стержень и наклоняет его к ребенку, сидящему за столиком или на ковре, просит снять второе, третье колечко, придвигая кольца к краю стержня. «Колечко!» - говорит, побуждая малыша снять кольца.

Когда ребенок снимает все, взрослый эмоционально комментирует его действия: «Нет колечек! Коля (называет ребенка по имени) снял все колечки!». Ребенок снимает только кольца. Стержень от пирамидки находится в течение всего занятия в руках взрослого и ребенку для самостоятельного пользования не дается.

Во второй части занятия взрослый заполняет весь стержень кольцами, давая возможность ребенку наблюдать его действия.

Третья часть занятия повторяет первую.

Занятие 3

Цель. Совершенствовать мелкую моторику, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы, сформировать представление о целом и его частях в процессе практического действия с предметами.

Материал. Тарелочки (мисочки) из дерева или пластика (5-6 шт).

Ход занятия. Мама привлекает внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берет одну тарелочку за край, протягивает ребенку, говорит: «Возьми тарелочку!».

Если малыш выполняет действие неправильно, взрослый поворачивает его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Взрослый передает ему по одной все тарелочки.

Во второй части занятия взрослый собирает тарелочки стопкой. Первая часть занятия повторяется.

1. Зная, что малыш эмоционально отзывчив на настроение взрослого, мама старается в течение дня общаться с малышом очень приветливо и доброжелательно.

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы - эмоционально «заряжает» малыша.

Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека - улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой.

Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам.

Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики.

Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.

Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.

Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив.

Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!»

Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.

Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

2. Взрослый включается во все игры с ребенком. Создает ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно. Взрослый не опережает инициативу малыша.

Если у ребенка что-то не получается, мама помогает в том случае, если видит, что малыш не может обойтись без нее, переживает свои неудачи. Важно чтобы малыш в совместных со взрослым играх получал от взрослого опыт совместных сопереживаний, эмоций, заканчивающихся положительным результатом .

Взрослый проводит специальные речевые занятия с целью развития понимания речи взрослого и формирования активной речи ребенка.

Примерное занятие:

В начале занятия мама обращается к ребенку по имени, старается сосредоточить его внимание. Она несколько раз называет малыша по имени, меняя интонацию: «Где же Алешенька?» «Кто у нас Алешенька?» Может разыгрывать ситуацию поиска ребенка. «А, вот наш Алеша, а я и не вижу». (Радостная интонация, побуждающая ребенка к игровому взаимодействию со взрослым. Мама может взять малыша на руки и поднести к зеркалу: «Где мама? Где Алеша?»

Мама фиксирует прикосновением руки «ответ» на вопрос: «Вот мама! Вот Алеша!» Ребенок видит в зеркале себя и взрослого в ситуации игры. При этом речь взрослого должна быть лаконична .

Вторая часть занятия направлена на развитие понимания речи

Взрослый спрашивает: «Где уточка?», «Где гага?».

Малыш находит знакомый предмет, не зависимо от места его расположения, и даже в сочетании со вторым предметом, например, машинкой: «Где биби?».

Третья часть занятия - показ новой игрушки. Например, матрешки: «Матрешка», «Баба», «Вот матрешка». Взрослый ставит ее на отдельное место. В течение нескольких дней взрослый «разучивает» с ребенком название новой игрушки. Взрослый включает лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. с целью активизации речи ребенка.

Взрослый, общаясь, широко пользуется речью, включая в лексикон слова, обозначающие не только предметы, но и действия «Возьми», «Дай шарик», «Собери колечки», «Покажи, где колечки» и т.д.

Таким образом, речевые навыки отрабатываются на занятиях. Важно чтобы ребенок слышал лепетную и общеупотребительную речь взрослого и мог ему подражать.

Развитие общих движений

Взрослый продолжает создавать ситуации, побуждающие малыша к двигательной активности .

Занятие 1

Цель: создать игровую ситуацию, побуждающую самостоятельно вставать, стоять и садится (показ игрушки)

Выполнение. Ребенок, цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется.

Держась, стоит, примерно, 1 минуту на прямых расставленных ногах.

Взрослый приближает к малышу игрушку, передвигая к нему по барьеру.

Малыш садится, придерживаясь за опору. Взрослый передает ему игрушку.

Взрослый включается в игру с ребенком.

Занятие 2

Цель: Взрослый продолжает тренировать ребенка в переступании боком, держась за барьер.

Выполнение

Взрослый побуждает ребенка, переступать приставным шагом. Мама хвалит малыша, если у него это движение получается. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая своими руками его ручки на барьере и переступая в сторону приставным шагом, как бы выполняя это действие за него или вместе с ним.

Если указанные выше упражнения у ребенка появились и выполняются относительно свободно, можно перейти к развитию более сложных двигательных умений .

Занятие 3

Цель: Учить переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Выполнение.

Ребенка, стоящего у опоры, привлекают к другой опоре, показывая игрушку на расстоянии 50-70 см.

Взрослый страхует ребенка, находясь рядом.

Если упражнение вызывает затруднение, мама не форсирует его выполнение, а повторяет предыдущие, более легкие. Развитие действий руки

Взрослый продолжает создавать игровые ситуации, побуждающие малыша к различным способам действий по подражанию.

Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам

Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:

1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;

2. снимает предметы с опоры: кольца - со стержня в горизонтальной плоскости; втулки - со шнура, шары - с лент в горизонтальной плоскости;

3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;

4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые - прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку - например, в кольцо, - и т.д.)

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;

3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;

4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;

При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.

В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Понимание речи:

1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.

2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.

4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д. Активная речь

5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;

6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

Развитие общих движений

1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.

2. Стоит при поддержке за руки.

3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.

5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.

Развитие действий руки

1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).

2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью.

3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.

4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.

Навыки

1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.

2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.

Специалисты рекомендуют родителям серьезно подготовиться к ответственному моменту, когда наступит 9 месяц жизни ребенка: развитие его уже будет позволять вводить необходимые для семьи нововведения. Если мама планирует в скором будущем выйти на работу, то пришло время малыша отлучать от груди и знакомить его с жизнью вне дома.

Готов ли ваш ребенок к таким изменениям? Узнайте, что умеют его сверстники, и какие рекомендации по развитию ребенка на 9 месяце жизни помогут вам быстрей научить его делать то же самое.

Основные навыки

Приведенный ниже список – то, что освоили другие дети в возрасте 9 месяцев. Он поможет вам понять – над какими навыками надо больше потрудиться, чтобы ваш малыш не сильно отставал от других в детской среде. Если в планах семьи нет возможности или желания нанимать няню, то подготовку к детскому саду надо начинать заранее и именно сейчас. Психологи утверждают, что 9 месяцев – идеальное время для того, чтобы малыш переходил на новый рацион питания, больше общался с детьми и потихоньку учился жить без постоянного присмотра мамы.

Что умеют девятимесячные малыши и малышки:

  • хорошо сидеть без опоры;
  • подниматься, если к ним протягивают руки;
  • ползать с большой скоростью;
  • подражать другим детям;
  • общаться с помощью жестов;
  • откликаться на собственное имя;
  • знать все названия предметов, окружающие их;
  • показывать на картинках разных животных;
  • выполнять просьбы «дай»;
  • листать страницы картонных книжечек;
  • прыгать и приседать у опоры, держась за руки взрослых;
  • рвать бумагу;
  • разминать ладошками глину;
  • превращать лепет в настоящие серенады;
  • повторять слоги (например: ди-ди, па-па, зя-зя, ма-ма);
  • показывать на кукле или на себе, где находятся ручки, ножки, глазки и т.п.

Социальное развитие ребенка

Нет ничего страшного, что малыш резко стал обособляться от мамы и начал интересоваться другими людьми. Если даже у него еще не получается общаться с другим ребенком на детской площадке, то он будет просто наблюдать за ним, примечать все движения и действия. В это время необходимо создать для вашего малыша идеальные условия для общения со сверстниками, чтобы в будущем у него не возникали проблемы в детском коллективе.

Общение с другими детьми становится важным, но каждый ребенок все-таки индивидуален. Мама должна внимательно смотреть: комфортно ли чувствует себя ее кроха на детской площадке. Есть малыши, которые часами будут гулять среди большого количества детей, а некоторые даже в кругу двух малышей начнут теряться и комплексовать.

На развитие ребенка в 9 месяцев существенно влияет поведение и других детей, и взрослых. Объясняется это тем, что к этому возрасту значительно улучшается его слуховая и зрительная память. Он старается повторять все то, что делают понравившиеся ему люди.

Все малыши этого возраста обожают активно играть с взрослыми, так как все возможные игры выступают как бы инструментом для общения. Проверенные многими поколениями игры в сороку-ворону или ладушки помогают крохе подражать взрослым. Если малыш в 9 месяцев не играет в подобные игры, то следует обязательно приучить его к этому. Малышу также понравится вместе с мамой или с другими взрослыми играть с кубиками, строить из них башни. Общение – для него самое главное, ему нравится тот факт, что его воспринимают как личность, понимают его и хотят с ним общаться.

Физическое развитие

За месяц теперь малыш набирает примерно около 500 г. Избыточный вес в таком возрасте – частое явление, но оно умиляет только бабушек. Педиатры предостерегают, что постоянно переедающий ребенок еще больше будет набирать лишних килограмм, что обязательно приведет к снижению иммунитета, нарушению обмена веществ. Такие дети чаще и сложнее болеют простудными заболеваниями, страдают от запоров. Нужно как можно раньше маме научиться корректировать детское питание. В данном случае без советов врача не обойтись. В группе риска – все, кто находится на искусственном вскармливании, они максимально подвержены избыточному весу.

Замечательно, что ваш малыш не сидит на месте, а активно знакомится с новыми местами. Важно убрать с его пути все мелкие предметы, потому, что они легко могут оказаться во рту. Если ребенок не любит ползать, надо заставлять это делать. На развитие ребенка в 9 месяцев очень влияет его способность перемещаться и одновременно рассматривать все вокруг. Подобные навыки ему помогут в будущем делать несколько слаженных движений одновременно.

В это время любимым занятием становится ходьба. Кроха пытается вставать, при этом опираясь на все, что ему попадается под руки. У него еще не существует представление, какие предметы устойчивые, а какие – нет. Для родителей наступило беспокойное время, когда бдительность нельзя терять ни на минуту. Кроме ходьбы девятимесячный малыш осваивает другое умение – взбираться на лесенки. Это у него получается отлично, но спускаться вниз для него еще физически немыслимо.

Нельзя малышу запрещать осваивать новые «вершины». Намного проще посадить его в манеж, чтобы с ним не случилась беда: не покалечил себя и не разбил что-то в доме. Таким образом, у родителей появятся спокойные минутки, но тем самым они обрекут своего ребенка на значительное отставание в развитии.

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше
Что будет уметь ваш малыш

Самостоятельно садиться из положения на животе.
Стоять держась за опору.
Неотчетливо, а затем отчетливо произносить «мама» или «папа».
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
Ходить держась за мебель.
Понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться).
Играть в мячик (возвращать вам мяч).
Пить из чашки без посторонней помощи.
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
Короткое время стоять без посторонней помощи.
Хорошо стоять без посторонней помощи.
Отвечать жестом на короткую просьбу.
Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости.
Искать упавший предмет.

Одного дневного сна вполне может хватать многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения.
Некоторые, не укладываясь спать в первой половине дня, пытаются отказаться и от послеобеденного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на 2-м году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон. Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину переутомляется и становится капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна, как ни странно, приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью, - ведь по логике должно быть наоборот.
Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь уложить его после кормления в тихой затемненной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома.
Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чхобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру.
Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое пение перед сном.

Отнятие от груди

Материнское молоко, несмотря на всю свою непревзойденную ценность в первые месяцы жизни ребенка, в более поздний период уже не отвечает всем потребностям растущего организма, и его необходимо дополнить другими продуктами. Точно так же и коровье молоко не может слишком долгое время быть главной едой ребенка, потому что его становится недостаточно для питания организма. Ребенку нужно больше белков, крахмала, минеральных солей, витаминов, клетчатки для пищеварительного процесса, более плотной и твердой пищи для тренировки зубов, десен и челюстей.

Поэтому на девятом месяце ребенка можно окончательно отнять от груди, а количество коровьего молока и сухой смеси, которое получает ребенок, сводится к 3 порциям - утром, после обеда и вечером (в каше).
Всего ребенок должен получать не более 3/4 л молока.
Не следует отказываться от грудного кормления летом, когда на дворе слишком жарко. В такое время дети бывают склонны к поносам, а кормление грудью их от этого избавляет. Не отнимаем ребенка от груди и в тех случаях, когда у него появляются какие-либо признаки расстройства работы желудка или кишечника, как и вообще во время болезни. В этих случаях отнятие от груди нужно отложить на 1-2 месяца.

Питание

В предыдущем месяце мы иногда добавляли в детскую пищу желток. В этом месяце будем его давать через день вместе с супом или овощами. Желток содержит много железа, кальция и фосфора. Белок по-прежнему не даем, так как он усваивается значительно труднее, чем желток.
После обычной еды можно дать ребенку какую-нибудь булочку, сухарь или печенье. Он сам держит их в руке и жует. Так он упражняется в кусании и жевании более твердой пищи. Это ему необходимо для развития челюстей, десен и зубов.
Это скорее упражнение, а не развлечение, и нельзя прибегать к нему в перерывах между едой, чтобы не перебить аппетит, и каждый раз, когда ребенок захнычет.

Внимательно следите, чтобы ребенок случайно не откусил слишком большой кусок, который с трудом мог бы проглотить. У ребенка может возникнуть неприятное ощущение, которое он перенесет на все виды твердой пищи и откажется от нее. Не оставляйте в детских руках слишком размоченную слюной булочку, лучше замените ее новой, сухой. Следите за тем, чтобы ребенок не играл с едой и не раскидывал крошки вокруг себя.
Ребенок, который с раннего возраста не привык к пресным, рафинированным хлебобулочным изделиям, в дальнейшем без всяких проблем воспримет их более здоровую разновидность из муки грубого помола.

Чем позднее вы введете в рацион ребенка сладкие продукты, тем лучше. Не стоит думать, что ребенок не будет есть творог или йогурт, если вы не добавите растертый банан, или откажется от каши, если вы не подсластите ее яблочным пюре или тертым персиком. Фрукты давайте ребенку только на десерт и чаще предлагайте ему овощи. Полностью исключить сахар из рациона ребенка - по крайней мере, в течение первого года, а еще лучше первых двух лет - значительно проще, чем пытаться сократить его потребление. Исследования показывают, что у детей, рано познакомившихся с сахаром, вырабатывается к нему более сильная привязанность, чем у тех, кто попробовал сладости позднее.
К настоящему времени протертая пища должна быть заменена размятой и пищей кусочками. Ребенок, который слишком долго употреблял протертую пищу, часто отказывается от пищи с более грубой текстурой, когда ее наконец предлагают, и ленится жевать. В дальнейшем это мешает обеспечивать сбалансированное питание.
Когда врач одобрит введение в рацион коровьего молока (в таком возрасте обычно в небольшом количестве), давайте его ребенку в чистом виде. Шоколадное молоко не только содержит большое количество сахара, но и мешает усваивать кальций (хотя последние исследования показывают, что в незначительной степени), а также у некоторых детей может вызвать диатез.
Не солите пищу, которую вы готовите для ребенка, и особенно избегайте давать ему соленые закуски, которые могут привить нездоровую привязанность к продуктам с высоким содержанием натрия. Некоторые дети в более старшем возрасте любят высыпать соль себе на ладонь и слизывать ее. Посоветуйтесь с врачом, если ваш ребенок так делает. Хотя в большинстве случаев это не более чем привычка, есть небольшая вероятность того, что потребность в соли обусловлена расстройством метаболизма.

Нет ничего удивительного в том, что многие дети отказываются от незнакомой пищи. Это происходит потому, что их родители каждое утро давали им одну и ту же кашу на завтрак и ежедневно предлагали один и тот же набор детского питания на обед и ужин, лишая возможности попробовать что-нибудь еще. Будьте изобретательны в кормлении своего ребенка, разумеется не преступая границ, установленных доктором и налагаемых возрастом малыша. Попробуйте разные виды каш, различные сорта хлеба и макарон из муки грубого помола или с повышенным содержанием протеина, молочные продукты во всем их многообразии (йогурты, творог, кефир, твердые сорта сыра, такие как швейцарский и чеддер, плавленый сыр с низким содержанием жира), овощи и фрукты, в дополнение к моркови, гороху и бананам (картофель, спелая дыня, манго, свежая черника и т. д.).

Зубы

Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие десятимесячные дети имеют голые десны (некоторые заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя в среднем первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие (вторая пара зубов у него также появится позже). Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пишу кусочками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи.

Горшок

На 9-м месяце дети сидят уже совершенно самостоятельно, и теперь их можно оставлять на горшке одних. Во избежание несчастных случаев горшок ставим на пол, а не на табуретку или скамейку.
Следует требовать от ребенка, чтобы он просился на горшок, когда почувствует необходимость, произнося «а-а». Встречаются матери, которые с раннего возраста приучают детей проситься словами «хочу в туалет», «хочу какать». Ребенок привыкнет правильно называть процесс, и не нужно будет позже учить его новому навыку и отучать от старого. Каждый его поймет, если вас не окажется около ребенка, а он будет просить помощи.
Ваше отношение к испражнениям ребенка должно быть совершенно естественным, тут не может быть ни ложного стыда, ни чувства стеснения. Поэтому не делайте ребенку выговора, если он в присутствии гостей будет проситься «а-а», а вы должны будете посадить его на горшок. Наоборот, похвалите малыша, но не устраивайте представления из этого процесса.

Не следует давать ребенку игрушки, когда он сидит на горшке. В противном случае он начнет играть и перестанет думать о том, что должен делать. Кроме того, он привыкнет долго сидеть на горшке. Поэтому не разрешайте никаких развлечений и не позже чем через 6- 8 минут снимите его с горшка. Если за это время ребенок не успеет сходить «по-большому», то, скорее всего, он испачкает штанишки позже. В этом случае сделайте ему замечание. Увидите, что он вас поймет или начнет понимать через некоторое время.

Страх перед незнакомыми людьми

Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя «боязнь незнакомцев» - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или няня, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится).

Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если ваш ребенок боится незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если малыш справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что подобное явление существует, и не позволяйте им отмахиваться от него, то есть сразу брать ребенка на руки, а не пытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях.
Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, однако стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка.

Ребенок встает сам

Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель.

Плоскостопие

Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален.
У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее.

Медленное развитие

Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная.система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети показывают одинаковую динамику развития во всех областях; большинство лидируют в одних и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык мелкой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков никак не связаны с интеллектом.

Что важно на девятом месяце

Ребенка в этом месяце окончательно (если принято такое ре-шение) отнимаем от груди.
Не следует давать молочной пищи более 3/4 л в день.
Никогда не давайте ребенку пробовать взрослую еду, не кладите пряности в детскую пищу.
Ребенок должен получать более твердую пищу - булочку, пе-ченье, это задает работу зубам и деснам!
Будьте последовательны и терпеливы при выработке у ребенка навыка ходить на горшок.
Ребенок должен определенное время оставаться один - самостоятельно играть, учиться сосредоточиваться, отучаться раздражаться и требовать постоянного внимания со стороны взрослых.

Солнце и свежий воздух так же важны, как и правильное питание. Пусть лучи солнца непосредственно воздействуют на детскую кожу, но приучать ребенка к пребыванию на солнце нужно постепенно. Если регулярно принимать солнечные ванны, то кожа загорит равномерно. Ребенок загорает в коляске или на траве, но, конечно, не в полдень, когда слишком сильное солнце, и не очень долго - приблизительно полчаса. Защищайте голову и глаза ребенка белой шапочкой-панамкой с козырьком.
При этом давайте ребенку пить столько, сколько ему захочется, чтобы он не испытывал жажды.

Статьи по теме