Сценарий весеннего праздника в общеобразовательной школе. "Встреча весны"


ель: Формирование всесторонне

развитой,целостной личности.

Задачи:

1.Расширять представления детей о весне;

2.Развивать эстетическое восприятие действительности;

3. Воспитывать творческие способности детей, нравственную чистоту и эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Приглашаем вас на праздник весны!

Идет матушка весна, отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель, отворим окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.

Скорей входите желанные гости

Все ваши заботы у входа отбросьте

Пусть всюду мелькают счастливые лица

Пусть каждый сегодня у нас веселится

Выходите дружно все, чтоб услышать звон

Это капельки звенят динь-дон (2раза)

Вьются птицы там и тут в вышине Песню звонкую поют о весне.

Мальчик-скоморошина

От всех дверей,

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Пойдём весну кликать! (дети выходят на сцену)

В начале праздника звучит песня «Весёлая капель»:

Что за музыка на улице слышна
Это снова на дворе поет весна
Птичьи трели засвистели
И капели зазвенели
Светлой музыкой вся улица полна.

ПР. Открывайте шире двери
Просыпайтесь птицы, звери
Отступила злая зимушка зима
Позабыли мы про стужу
Стали нам совсем не нужны
Холод и немая тишина
Зимний холод и немая тишина.

2.Что за музыку я слышу за окном
Все растаяло что было зимним сном
И весенним водопадом звон сосулек громко капал
Засмеялось, зазвучало все кругом.

3.Эта музыка как вешняя вода
С нею нам не будет скучно никогда
Та мелодия повсюду
Вместе с нею петь я буду
Эту музыку запомню навсегда.

Ведущий: Все знают, что должна прийти весна. А по каким признакам можно определить, что Весна-Красна вступает в свои права?

1 признак. Снег потемнел, побурел и под воздействием солнечных лучей начал таять.
«Синеет небо, солнце светит,
Снега лучами сожжены.
Нет дня счастливее на свете,
Чем день рождения Весны!»

2 признак. Появляются первые проталины – характерный признак весны.
«Появились под снегом проталины,
Холода и метели - долой,
Снеговые сугробы развалены,
День длиннее, светлее весной».

3 признак. Зажурчали серебристые ручейки, на реке движется лед.
«Шумят ручьи! Блестят ручьи!»
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд»

4 признак. Просыпается от долгого зимнего сна природа
«Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы»

5 признак. Весной воздух чистый и свежий, а небосклон – лазурный.
«Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он»

6 признак. Из дальних краёв на родину возвратились перелётные птицы

«К нам весна пришла опять,
Могут птицы прилетать.

Почему пичужка
Запела у окна?
По-то-му что
Весна!»

«Отходили свое, отгуляли метели,
Отшумела в оврагах вода.
Журавли из-за моря домой прилетели,
Пастухи выгоняют стада.

7 признак. Весной появляются и радуют глаз первоцветы
«Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…»

ВЕДУЩИЙ : А ещё солнцу пели звонкие песни.А ну-ка, ребята, выходите, да частушки заводите!

ЧАСТУШКИ:

1.Побежали ручейки

По весенней улице,

Нет причины для тоски,

Верь: все образуется!

2.Ты о чем ворчишь,

Захар? Укусил тебя комар!

Значит, к нам пришла весна!

Огород копать пора!

3.Вот какой у нас народ!

Любит сад и огород,

А на солнце по весне

Садоводы все в... листве!

4.Как у нашей Нюшечки

Новые веснушечки!

Значит, солнышко пригрело!

Все вокруг помолодело!

5.Как на речке ледоход,

Солнышко сияет,

У причала теплоход

Весну поджидает.

6. Как на речке теплоход

Скоро горло надорвет!

Плыви, лодочка, ко мне!

Погуляем по весне!

Послушаем Песни о весне «Солнечные зайчики»

Зазвенел ручей и слышно,
Как трещит на речке лёд,
И капель с промокшей крыши
Нам зашиворот течет!
Речка разлилась напрасно,
Ей друзей не разлучить,
Ну а вместе нам не страшно
Даже ноги промочить!

Солнечные зайчики
Прыгают по лужам,
Ручеек сверкает лентой голубой
Капли разлетаются брызгами веснушек!
Только дружбу крепкую
Не разлить водой!

Не беда когда грохочет
Над весенней рощей гром.
Если дождик нас промочит,
Нам и это нипочем
Радуга блестит над лесом.
Светит солнце для друзей.
И весёлой нашей песне
Подпевает соловей!

      1. Весенние загадки (с залом)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц...

Я в мороз висел сосулькой,
Был колючий, как кинжал,
А теперь запел, забулькал,
По ложбинкам побежал.
Ответ: ручей

В ночь – мороз
С утра – капель,
Значит, на дворе...

(Апрель.)

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)


На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые...(подснежники).
*

Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит...(одуванчик).
*

В палисадниках растут,разноцветные,
Летом были бы они незаметными,

А весною так желанны
Нам нарциссы и...(тюльпаны).
*

Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие...(ландыши).
*

Над кустами гул стоит,
Здесь для пчёлок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная...(сирень).

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ...

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам... (грачи)

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями
Ну, а зовут меня…(Скворец)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы...
(Скворечник.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.(медведь)

Она придет вслед за зимой,

Тепло подарит нам с тобой,

Разбудит землю ото сна.

А как зовут ее? ... (ВЕСНА)

Ведущий: Сколько солнца, сколько света принесла весна для вас. Всюду слышны песни, пляски раздается звонкий смех, на полянке у весны распускаются цветы и ведут свой хоровод, вот...

      1. Игра «Да» «Нет» о весне

«Бесконечная Песенка»

      1. Заключительное стихотворение праздника

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Участки подготовки:

– подготовка инсценирования утренника;

– подготовка стихотворений: о весне, «Мы вставали ночью даже…»;

– поиск, разучивание примет и пословиц марта, апреля, мая;

– разучивание загадок о птицах;

– подготовка инсценировки «Лесные звери встречают весну»;

– подготовка инсценированных стихотворений «Подснежник», «Первоцвет».

Оборудование и реквизит:

– вырезанные из цветной бумаги весенние цветы, надувные шары для украшения зала;

– запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»;

– призы для награждения учеников-художников;

– запись песни «Скворцы прилетели»;

– запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Действующие лица:

Ведущий (учитель или ученик, ученица старшего класса);

Чтецы стихотворений о весне (3 учеников 2 класса);

Весна (ученица старшего класса или кто-либо из мам);

Март, Апрель, Май (ученики 2 класса);

Чтецы примет марта (5 учеников 2 класса);

Чтецы примет и пословиц апреля (4 ученика 2 класса);

Чтецы примет и пословиц мая (5 учеников 2 класса);

Чтецы стихотворения «Мы вставали ночью даже…»;

Еж, Белка, Лиса, Волк, Медведь (ученики 2 класса);

Чтецы стихотворения «Подснежник» (2 ученика 2 класса), Подснежник (ученик 2 класса);

Чтец стихотворения «Первоцвет», Первоцвет (ученики 2 класса).

Ход утренника

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по пригоркам шумят.

Какие замечательные стихи! Слова льются, как весенний ручей. Зажурчал наш поэтический ручеек. И он продолжает журчать.

Трое учеников читают стихотворения о весне, найденные и подготовленные самостоятельно (с помощью родителей).

Ведущий. Многие писатели и поэты описывали это время года. А замечательный русский композитор П.И. Чайковский сочинил удивительную по своей красоте весеннюю музыку.

Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Песнь жаворонка». Под звуки музыки входит Весна.

Я – весна-красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Здравствуйте, дети! Я не могла не прийти на ваш светлый весенний праздник. Вместе со мной пришли и мои сыновья: Март, Апрель, Май (входят весенние месяцы). В природе бывает три весны. Март – весна света, апрель – весна воды, май – весна зеленой травы.

Март. А еще меня называют утром весны. Как день начинается с утра, так и весна начинается с меня, месяца марта. У меня есть свои приметы, их уже давно отметили люди. Может, и вы их знаете?

Ученики называют приметы марта, пословицу о марте.

1-й Чтец. Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

2-й Чтец. Синие облака в марте к теплу или к дождю.

3-й Чтец. Из березы течет много сока – к ненастью.

4-й Чтец. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

5-й Чтец. Длинные сосульки – к долгой весне.

Желающие ученики делают свои дополнения.

Апрель. И у меня есть другие имена: снегогон, водолей, соковик.

Ведущий. А знаете ли вы, дети, почему апрель так называют? (Ученики отвечают.)

Апрель. Как и у моего брата, у меня есть свои приметы и пословицы. Сможете их назвать?

1-й Чтец. Апрель с водой – май с травой.

2-й Чтец. Не ломай печей, еще апрель у плечей.

3-й Чтец. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит (ученики толкуют смысл каждой пословицы).

4-й Чтец. Весной береза раньше ольхи лист распустит – лето будет сухое, ольха опередит березу – мокрое.

Май. Май – предвестник лета. Я самый теплый, но все еще весенний и порой капризный месяц, могу неожиданно стать холодным, дождливым. Но это не так уж и плохо. Вот о чем говорят мои приметы. (Чтецы произносят приметы мая.)

1-й Чтец. Май холодный – год хлебородный.

2-й Чтец. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

3-й Чтец. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

4-й Чтец. Соловей поет всю ночь – к сухой погоде.

5-й Чтец. Поздно расцвела рябина – к долгой осени.

Весна. Спасибо, ребята, за то, что так хорошо знаете моих сыновей.

Ведущий. Ребята и песню о тебе, Весна, знают.

Исполняется песня «Здравствуй, весна!» (музыка К. Островского, слова О. Высотской).

Весна. Мне очень приятно, что вы радуетесь моему приходу, и я рада встретиться с вами, ребята. Я сразу же обратила внимание на то, какие красивые рисунки вы посвятили мне.

Ведущий обращает внимание присутствующих на стенд с рисунками, комментирует их. Весна вручает призы лучшим художникам.

Весна. Вы слышите, дети? Это поют мои друзья, мои гонцы. На своих крыльях они приносят теплые солнечные дни. А знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Группа детей представляет птиц (загадывает загадки).

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда –

Соседям яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

5-й Чтец (Скворец). Ребята, вы меня узнали? Кто не узнал – разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня… (скворец).

2-е Чтецов (поочередно).

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад:

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели,

Прилетели,

Прилетели наконец!

Звучит запись песни «Скворцы прилетели» (музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского).

Весна. Я уже знаю, что с моими птицами все в порядке: они прилетают, радуются родному дому и строят гнезда. А как же поживают мои зверюшки?

Проигрывается инсценировка «Лесные звери встречают весну».

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала, одними мышами питалась.

Волк. Да нередко кур подсчитывала в соседней деревне.

Лиса. Да что ты, какие куры? А что ты, кум, такой худой?

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда!

Лиса (ехидно, обращаясь к Медведю). Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И конечно, видел сны?

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу.

Заливает – не до сна!

Вышел он, и видит: лужа,

Тает снег, пришла весна.

Весна. Ну что ж, и такое бывает. Хорошо, Миша, что ты все-таки проснулся и спасся от воды. А на будущее учти, что весна не ждет, всегда приходит вовремя. (Обращается к Зверям.) Трудные времена для вас прошли, лесные жители. Радуйтесь теплу и Весне!

Но как же поживают мои первые цветы?

Исполняется инсценированное стихотворение «Подснежник».

В шапке белоснежной,

В легком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник,

Проснулся в лесу,

Подснежник, подснежник,

Встречает весну!

Бедненький подснежник,

Спят еще цветы.

Смотри, в такой одежде

Насморк схватишь ты!

Подснежник.

А вот мне не спится.

Разве тут до сна?

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Весна. Спасибо тебе, Подснежник, за твою заботу. А вот еще один весенний цветок.

Исполняется инсценированное стихотворение «Первоцвет».

Первоцвет.

Первоцвет весенний –

Желтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сомни его –

Мягкого, пушистого

Друга моего.

Берегите, ребята, моих прекрасных друзей, не мните, не срывайте их, и они отблагодарят вас своей красотой. Ну, а я благодарю вас за стихи и песни, рассказанные и спетые для меня и моих сыновей.

Звучит запись «Вальса цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Весна и весенние Месяцы покидают зал.

Праздник встречи Весны для детей начальных классов, 1-4 классы

(Творческая мастерская для первоклассников. Это мероприятие по встрече весны желательно провести в начале четвёртой четверти, интегрировав уроки физкультуры, ИЗО, окружающего мира и классного часа)

Действующие лица: Заяц, Ёж, Медведь, Лиса, Сорока, Волк, ведущая.

Оборудование: письмо-загадка, дидактический материал, предметные картинки, плоскостные геометрические фигуры, альбомные листы, на которые наклеены «лужи» из бумаги голубого цвета, кузовок с музыкальными инструментами, оправа для зеркала, 2 листа ватмана, 2 набора маркеров, 2 обруча, наборы цветных карандашей, атрибуты костюмов лесных обитателей, ширма.

Ведущая: Сколько времён года вы знаете? Послушайте и отгадайте загадку и тогда узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня... (весна).

Правильно! К нам пришла весна. А что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете?

1-й ученик:

Снова к нам пришла весна,

Сколько света и тепла!

Тает снег, журчат ручьи,

Скачут в лужах воробьи.

Потеплело на дворе,

И раздолье детворе.

2-й ученик:

Зовут меня весною я девочка — Весна.

Иду тропой лесною без отдыха и сна.

Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.

Чтоб с юга прилетели весёлые грачи.

(Девочки поют песню «Подснежник», муз. Вересокиной. Звучит фрагмент из пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского)

Ведущий:

Ну, Весна, как дела?

Для чего тебе метла?

Для чего тебе ручьи?

И лучи, что горячи?

Весна:

У меня уборка,

Снег смести с пригорка,

Мусор смыть с дорожек.

Я лужайки просушу,

Вас на праздник приглашу.

Ведущий: Я знаю, что вы знаете немало примет, пословиц, загадок о весне. Весна хотела бы вас послушать.

1-й ученик: Пришел Федул — тёплый ветер подул.

2-й ученик : Апрель с весною - май с травою.

3-й ученик : На дереве дворец, во дворце певец. Кто это?

4-й ученик: Без рук, без топорёнка построена избёнка. Что это?

5-й ученик:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (Май)

6-й ученик:

Опять пришла к нам весна золотая,

Опять проснулись леса и поля,

И звенит, и поёт, расцветая.

Под вешним солнцем родная земля.

Пойдём навстречу весне долгожданной.

Она лучами растопит снега,

Она развеет седые туманы И разбросает цветы на лугах.

Ведущая: Но не везде, ребята, наступила Весна. Сегодня я яполучи- ла письмо — загадку. Прочитаем его вместе?

(Читают ученики: «Помогите! Пропало Солнышко!Лес спит! Весна»)

Ведущая: Ребята, надо помочь? Вы согласны? Надо Солнышко найти! Давайте отправимся в лес. Но я думаю, что впереди нас жцут приключения и испытания. Поэтому в путешествии мы должны быть дружными, смелыми и вежливыми. Итак, отправляемся в путь!

(Учитель физкультуры строит детей и предлагает им преодолеть полосу препятствий: узкая тропинка, прочерченная мелом, прыгание по кочкам на болоте, пролезают под канатом, перепрыгивают через ручей. Останавливаются перед подснежником, изготовленным из бумаги и проволоки)

Ведущая: Какой красивый цветок! Сорви его, Машенька!

Машенька:

Я подснежник рвать не стану!

Он один на всю поляну,

Пусть растёт, красуется,

Ясным днём любуется!

(В зале появляется Заяц)

Ведущая : Здравствуй, Зайка! Помоги, подскажи, где нам Солнышко найти?

Заяц: Ничего не знаю. Я Зайчишка-трусишка. Под кустом сижу. Солнышко жду. А это кто с вами такая красавица?

Весна:

Я Весна - весна красна,

Бужу Землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речки лёд,

Светлым делаю восход

Всюду: в поле и в лесу

Людям радость я несу.

Заяц:

Ты Весна, Весна-красна,

Что же нам ты принесла?

Весна:

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для ёлки

Новые иголки,

Для осин и для берёз

Свежих листьев целый воз.

Ведущая: Вот только случилось несчастье, куда-то пропало Солнышко. Зайчик, что же нам делать, где Солнышко искать? Без него Весне не обойтись.

Заяц: Сам-то я не знаю, где Солнышко живёт. А вот Ёж тот точно знает. Он у нас в лесу самый рассудительный. По этой тропинке пойдёте и до Ёжика дойдёте.

Ведущая: Спасибо тебе, Зайчик. Ребята, пойдём к Ёжику?

(Дети вновь пробираются через препятствия. Перед ними появляется из-за ширмы Волк)

Ведущая: Ой, Волк! Какой ты разбойник. Испугал нас с ребятами.

Ведущая : Волк, ребята предлагают тебе вместе с ними сказать чисто- говорки, если ты скажешь всё так же правильно, как ребята, то отпустишь нас. Хорошо?

Волк: Согласен.

Дети : Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. (Волк пытается повторить, но у него не получается)

Волк: А пусть мне вот эта красивая девочка что-нибудь расскажет, тогда и пропущу.

Ученица:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна. (С. Никитин)

(Волк заслушался и не заметил, как дети уходят)

(5 зале появляется Ёжик. Перед ним на магнитной доске геометрические фигуры. Он на них смотрит растерянно)

Ведущая: Здравствуй, Ёжик! Подскажи нам, пожалуйста, где найти Солнышко.

Ёж : Дорогие ребята, я сам жду Солнышко. Вот и решил составить из геометрических фигур своё солнышко. Но что-то у меня не получается. Помогите, пожалуйста.

(Дети из различных частей геометрических фигур составляют солнышко)

Ведущая : Ёжик, ребята помогли тебе составить солнышко.

Ёжик: Только от этого солнышка не стало теплее. Значит, вам надо продолжить поиски. А можно я с вами пойду?

(С препятствиями через два обруча)

Ведущая: Молодцы, ребята! Мы прошли через бурелом и оказались у берлоги.

Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь)

Правильно, медведь. Но он не знает, что весна наступила, и спит. Попробуем его разбудить?

(Отодвигают дети ширму, за ней на стуле сидит медведь и спит. Учитель физкультуры проводит с детьми игру «У медведя во бору»)

Медведь: Ох, как долго я спал, ребятишки. А зачем вы меня разбудили?

Ведущая: Беда в лесу, Михаил Потапович — Солнышко пропало. Не поможешь ли ты нам его отыскать?

Медведь: Помогу. Только и вы мне помогите. Угадайте, что у меня в кузовочке лежит?

(Медведь, приоткрыв кузовок, не вынимая из него инструменты, озвучивает их. Дети слушают, узнают и называют их)

Медведь: Молодцы, ребята! Только я не знаю, что мне с этими инструментами делать.

Ведущая: Мы для тебя с ребятами песенку весеннюю споём. А играть нам будет концертмейстер.

(Дети исполняют любую песню о весне, которую разучили заранее на уроке музыки)

Медведь : Ай да ребята! Ай да музыканты! Давненько меня так никто не веселил и не радовал. За это шепну я волшебному ветерку, к кому вас дальше перенести надо, чтобы Солнышко найти.

Ведущая : Спасибо тебе, Михаил Потапович. А мы с вами, ребята, подуем на свои ладошки, закроем глазки и волшебный весенний ветерок нас перенесёт...

(Звучит лёгкая волшебная музыка. Появляется Лиса с разбитым зеркалом и плачет)

Ведущая : Здравствуй, Лисонька. А что у тебя случилось, почему ты плачешь?

Лиса : Разбилось моё любимое зеркало, и я не знаю, как теперь выгляжу. Хороши ли моя шубка, мордочка, хвост? Вот беда, вот беда.

Ведущая : Не волнуйся, Лисонька. Сейчас ребята расскажут тебе, какая ты.

(Дети поют песню «Лиска — лиса»)

Ведущая: А ещё ребята нарисуют тебе рисунок. И ты сможешь оставить их себе на память. (Дети быстро рисуют лису маркерами на листе ватмана: мальчики отдельно от девочек. Каждый член команды рисует по одной детали рисунка)

Ведущая : Лисонька, тебе понравились рисунки ребят? Подскажи нам теперь, где Солнышко живёт.

Лиса : Знаю, знаю, сейчас скажу. Слушайте внимательно. Пойдёте два шага вперёд, затем один шаг налево, два направо, повернётесь кругом и сделаете два шага вперёд. Там Солнышко живёт.

(Дети отсчитывают шаги. Оглядываются)

Ведущая: Ребята, вы видите Солнышко? Нет? Значит Лиса обманула нас. Что же нам теперь делать? Куда дальше идти?

(Неожиданно в зале появляется Сорока)

Сорока : Ой, детки, здравствуйте!

Дети : Здравствуйте!

Сорока : Что?

Дети : Здравствуйте!

Сорока (тараторит): Куда вы идёте? Что делаете в нашем лесу? Где вы были, что делали?..

Ведущая : Идём за Солнышком. А были мы у Зайчика, у Ёжика, с Медведем играли, Лиску рисовали, Волка не испугались...

Сорока : Где купались?

Ведущая: ребята, да она ничего не слышит. Как же нам ей всё рассказать?

(Учитель физкультуры проводит с детьми игру «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем»)

Сорока: Поняла. За Солнышком идёте. Так бы сразу и сказали. Вон там оно живёт. (Показывает на ширму) Только тучки его закрыли. Спит оно.

Ведущая: Как нам Солнышко разбудить? Давайте станцуем для него танец или споём песенку о весне.

(Солнышко встаёт)

1-й ученик:

Весна! Весна!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

2-й ученик:

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

3-й ученик:

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне. (Е. А. Баратынский)

4-й ученик:

Светит солнце ярче,

Греет солнце жарче,

Пробуждается природа

Постепенно ото сна.

Наступает утро года

Начинается весна.

5-й ученик:

Солнце ласково смеётся.

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

6-й ученик:

Солнце встало рано-рано,

Посмотри, как хорошо кругом,

Мы выходим на поляну,

Песенку поём.

Девочка:

Мы гуляем спозаранку,

Не страшны нам ни жара, ни гром.

Бросим книжки на полянку,

В школу не пойдём!

7-й ученик:

В школе нынче скучно, душно,

Здесь птенцы поют, послушай!

Девочка:

Здесь кудрявые берёзки И зелёные кусты,

Скачут белочки-подростки И везде растут цветы.

8-й ученик:

Смотрю, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

И в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа. (Ф. И. Тютчев)

Девочка:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным полянам. (И. Бунин)

9-й ученик : Давай пойдём в класс и расскажем ребятам, как легко и свободно дышится в лесу весной.

Ведущая: Ребята, пока не было Солнышка, лили проливные дожди, кругом остались лужи. (Дети получают листы с наклеенными лужами)

Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши.

(По окончании творческой работы устраивается выставка рисунков)

Весенний праздник в начальной школе.

(Дети свободно стоят в зале. В руках — весенние цветы, зеленые веточки.)

Загадка

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна)

— В какое время года так бывает?

— Весной !

Ученик 1.

Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап! Весна настала!

Ученик 2.

Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

Первым март пришел, белый снег сошел!

Ученик 3. А за ним и апрель — отворил окно и дверь!

Ученик 4. А как пришел май — солнце в дом приглашай!

Ученик 5.

Светлеет небо, тает снег,

Мы вам расскажем о весне!

(Дети поют песню «Весенняя капель»

Ведущая. Сегодня на улице я встретила воробья, он так обрадовался и запел: «Мяу, мяу!» Что? Не так? А как поет воробей? Правильно, воробей чирикает. Воробей был смелый и пел так.

(Появляется Воробей, поет.)

Воробей.

Эй, бескрылый человек!

У тебя две ножки!

Хоть и очень ты велик,

Тебя едят мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем!

Ведущая. Пел воробышек и выпал из окна, а кошка тут как тут! Давайте поможем воробышку спастись!

Игра «Воробей, чирикни!»

Один ребенок сидит на стульчике спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» чирикает: «Чик-чирик!» Сидящий угадывает, кто это.

Ведущая. Ребята, каких птиц, вестников весны, вы знаете? (Зяблик, грач и др.)

(Выходит Зяблик, на голове шапочка.)

Зяблик.

Самой раннею весной

Запоет певец лесной.

Это зяблик распевает

Про любимый край родной!

Зяблик первый узнает,

Что весна-красна идет!

(Выходит Грач.)

Грач.

Всех перелетных птиц черней,

Он чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица — грач!

Ученик 1.

Готовы скворечники, можно селиться,

Готовы дома-терема!

Летите, веселые птицы,

Скорей занимайте дома!

Ведущая. А как же звери зимовали? Давайте, ребята, попросим их рассказать.

(Выходят Медведь, Заяц, Лиса.)

Медведь.

Без заботы и тревоги

Спал медведь в своей берлоге!

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит — каплет, вот беда!

Вылез он и видит — лужа!

Тает снег, пришла весна!

3аяц.

Звери в лесочке дрожали зимой,

Некуда было им деться!

Лиса.

Пляшут от радости звери —

Солнца так много в апреле!

(Звери исполняют веселую польку. На метле влетает Баба-яга.)

Баба-яга. Расплясались! Сейчас соберу с ваших лиц улыбки, будете плакать! Позову злую Тучу, она вам покажет!

(Свистит. Плавно входит Туча.)

Туча.

Этот свет — мне лютый враг!

Напущу я тьму и мрак!

Не люблю я в мире жить,

Да и вам не дам дружить!

(Выбегают «лучики» с цветными лентами, исполняют танец. По окончании музыки выходит Солнышко.)

Солнышко.

Я солнышко лучистое, Тепло и свет несу, Улыбки возвращаю вам, И радость всем дарю!

(Звучит музыка Вивальди «Весна». Дети-лучики, кружась в танце, выталкивают Бабу-ягу и Тучу из зала.)

Ученик 2.

Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется!

Дождик, дождик! Поливай!

Будет хлеба каравай!

Ученик 4.

Будут булки, будут пышки,

Будут вкусные ватрушки!

(Выходит Солнышко: в руках большой, яркий цветок, в нем — угощения.)

Солнышко.

Солнышко не хмурится,

С вас не сводит глаз,

Потому что Солнышку

Нравится у вас!

Примите угощение!

Ведущая.

Спасибо, Солнышко!

Мы весну, ребята, встретили,

Танцевали и играли.

Нам с весною было весело,

И она осталась с нами!

«Весна» А. Шлыгин

За леса, за поля

Унеслись метели.

Просыпайся, земля,

И вставай с постели!

Зябко? Ну ничего!

Это лишь начало.

Ведь труднее всего

Скинуть одеяло…

«Весенние ручьи» А. Шлыгин

Это что за хор?

Чудеса!

Побежали с гор

И такой крутой

Был разбег,

Что от песни той

Таял снег!

«Весенние воды» Ф. Тютчев

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед».

Весна идёт, весна идёт-

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

— Сейчас, ребята, я проверю, как вы знаете приметы весны.

Я буду называть природные приметы разных времён года, а вы должны определить приметы весны. Приготовьте ладошки, если я назову примету весны – вы хлопаете, если другого времени года – тишина.

1. Прилетели с юга перелётные птицы.

2. Полетел первый снег.

3.Солнце ярко светит.

4. Пожелтели листья.

5. Птицы вьют гнёзда.

6. Заяц оделся в белую шубку.

7. Появились первоцветы.

8. На улице большие сугробы.

9. Дуют сильные, холодные ветра.

10. На деревьях появились листочки.

11. Поспели грибы и ягоды.

12. Проснулись насекомые.

— Молодцы, ребята!

«Весна, весна! Как воздух чист!» Е. Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Весёлый гимн весне…

— Ребята, назовите, кого разбудили тёплые, весенние лучи?

— Насекомых, животных, цветы, деревья и т.д.

А. Майков

Голубенький, чистый

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…

Последние слёзы

О горе былом,

И первые грёзы

О счастье ином…

А. Майков

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как Февраль ни злися,

Как ты, Март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!

«Весенний дождь» А. Фет

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что – то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Сценарий праздника в начальной школе

Встреча Весны

Подготовила: Митина

Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

Липецк 2015 год

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

Статьи по теме