Ребенок не хочет на горшок. Три шажка до горшка: как быть, если ребенок не хочет садиться на горшок

Родители, столкнувшиеся с этой проблемой, впадают в недоумение: то ли пришло то время взросления, когда малышу важно доказать своё «Я» (возрастные капризы), то ли попросту ваш ребёнок боится горшка.

Боязнь горшка у детей — достаточно распространенная проблема, которую необходимо решать как можно быстрее.

Для паникующих родителей оговоримся сразу: боязнь горшка – не патология развития и даже не отклонение от общепринятых законов мироздания, это – кратковременный эпизод в воспитании вашего чада, который надо пережить, опираясь на собственное терпение, любовь и, конечно, понимание этой житейской проблемки.

Возьмём на рассмотрение версию № 2: малыш не хочет сидеть на горшке, потому что боится его, и попробуем объяснить причины такого явления.

Психологические

Психоэмоциональное состояние малыша, связанное с определённым периодом взросления. Это тот самый возраст, когда на все попытки взрослых «достучаться» до любимого чада-чуда разбиваются на непреклонное: «НЕТ!» со стороны годовалой особы. Как учит история, «и это пройдёт!». Запаситесь терпением.

Причиной отказа справлять естественные надобности на горшок может быть психологическая проблема ребенка.

При вашем настойчивом желании побороть это психоэмоциональное «НЕТ!» попытками «надавить» на малыша или (не дай Бог!) применить к нему в данном случае физическую силу приведут к обратному, согласно второму закону Ньютона:

F1 = -F2 или (коротко) противодействие всегда равно силе действия.

И выражаться это противодействие со стороны вашего малыша может не только плачем и попытками немедленно встать с полезного предмета, но и затяжной психологической травмой, при которой ребёнок боится садиться на горшок, т. к. этот предмет связывается у него в сознании с конфликтами и неприятностями.

Вы добились обратного результата: теперь придётся прилагать дополнительные усилия, чтобы не загасить в малыше желание опрятности и самостоятельности и при этом искоренить в его сознании страх перед этим пластиковым «монстром» – горшком.

Страх может появиться и из-за ваших неловких действий.

Возможно, первое усаживание на горшок принесло малышу боль или было крайне некомфортным (сидение было мокрым, холодным и скользким).

Возможно, вы не дали крохе, как следует, ознакомиться с новым предметом быта, а голую незащищённую попу малыша поторопились втиснуть в узкое, жёсткое, ограниченное пространство горловины «ночной вазы».

Возможно, при сидении на неудобном стульчаке малыш упал и боится повторения ситуации.

Может быть, когда кроха уже начал успешно проходить азы аккуратности, вы не сдержались и сильно отругали его, когда он попросту «не добежал». Ваша резко-негативная реакция и послужила причиной того, что ребёнок начал бояться ходить на горшок: он боится не оправдать ваших ожиданий и вновь получить нагоняй.

Эту и следующую причину родители почему-то редко берут в расчёт, а зря. Малыш обладает повышенной стыдливостью, он не в состоянии делать свои «дела» при скоплении рукоплещущей публики — стесняется.

Ребенок может бояться горшка из-за стыдливости.

И ещё одна причина повышенной стеснительности может быть банальна: с голыми ягодичками и открытыми гениталиями малыш испытывает чувство беззащитности, а отсюда — нежелание проситься на горшок, чтобы нежные части тела вновь не остались незащищёнными.

Возможно, причина — страх спускаемой воды. Обычно дети с удовольствием жмут и жмут рычаг для спуска, наблюдая, как вода с журчанием и завихрением уходит в жерло слива, но некоторых малышей вид уходящей в неизвестность воды (да ещё и с характерным звуком) может здорово напугать. Ребёнок с развитым воображением вполне способен решить, что в унитазе живёт какой-то страшный зверь. Испугавшись унитаза, малыш, ассоциирующий свой горшок со взрослым горшком-унитазом, начинает бояться и собственного «домашнего друга», справедливо предполагая, что и в его собственности может поселиться страшный зверь.

Физиологические

  1. Болезненный акт дефекации , когда слежавшиеся каловые массы с трудом покидают прямую кишку, оставляя на её слизистой микроразрывы и трещинки. Детки в таких ситуациях изо всех сил стараются удержать приближение болезненного момента, терпеть, сколько можно, лишь усугубляя и без того плачевное положение: такая попытка избежать болезненных ощущений приводит к возникновению запоров и образованию новых микротрещин ануса. Боль порождает страх, страх порождает новую боль. Если эта связка «горшок-боль-страх» закрепилась в сознании малыша, то физиологическая проблема легко переходит в разряд психологических, и вам уже может понадобиться помощь психолога.
  2. Воспаление нежных тканей препуция (крайняя плоть у мальчиков) или вульвы (у девочек) также является физиологической причиной того, что ребёнок не ходит на горшок — при мочеиспускании воспалённая ткань раздражается и саднит.
  3. Очень редко, но бывает, что внутри прямой кишки у малыша присутствуют врождённые спайки, мешающие правильному отхождению каловых масс , или изъязвления вследствие неправильного питания. Если ребёнок с рождения мучается длительными запорами, сменяющимися «прорывными» поносами, плачет и выгибается при дефекации, то даже странно, почему вы ещё до «горшкового периода» не попытались выяснить причины такого поведения совместно с педиатром. Срочно сделайте это сейчас!

Во время акта дефекации ребенок может испытывать боль, вследствие чего он будет бояться ходить на горшок.

Косвенные

Косвенной причиной отказа малыша проситься на горшок может послужить обстановка в детском саду. Приученный и соблюдающий эту процедуру дома, в детском учреждении ребёнок не просится на горшок «из принципа». Что может спровоцировать такое поведение?

  1. Резкая смена обстановки . В семье ребёнку уделяется индивидуальное внимание, а в группе детского сада это практически невозможно, и малыш, чувствуя себя одиноким и брошенным, «впадает в детство», что и приводит к возвращению «дурных привычек» в виде сосания пальцев, ковыряния стен и мокрых штанов.
  2. Непривычные детали в санитарной комнате . В туалетах детских садов, помимо стопки горшков, присутствуют маленькие унитазы. Ребёнок, привыкший к большому, взрослому домашнему унитазу, может чувствовать себя дискомфортно рядом с «мини-тазиками», т. к. не знает, как с ними обращаться.
  3. Недостаток привычных предметов . Чаще всего – отсутствие рулона туалетной бумаги привычного бренда или коврика, который малыш привык разглядывать во время «заседаний». Поэтому-то ребёнок не хочет садиться на горшок, пока в поле зрения отсутствуют привычные предметы: «Что-то тут неладное творится…».
  4. Излишне жёсткий режим . К сожалению, до сих пор встречаются няни и воспитатели, требующие от малышей жёстко-армейской дисциплины и уставного поведения. На зарядку – строем все! На обед – все разом! На горшки – все дружным строем и единой попой! Излишне говорить, что при таком коллективном (безличном) воспитании наносится трудно устранимый вред не только психике ребёнка, но и его здоровью. Малыш, изо всех своих сил старающийся дотерпеть до отведённого часа, переполняет свой мочевой пузырь или прямую кишку, чтобы потом разом «выдать всё на-гора». О запорах мы уже говорили, теперь пришло время сказать и об актах непредвиденного мочеиспускания и дефекации, когда перетруженный держанием организм просто даёт команду всем сфинктерам разом: «Открывай!».
  5. Пагубные последствия жёсткого режима . После того, как малыш не выдержал и уписался, следуют долгие минуты стыда, насмешек и явного недовольства со стороны воспитателя и няни. См. п. 2 «Психологические причины страха перед горшком».

Важно выяснить причину, по которой ребенок не хочет ходить на горшок.

Если у малыша не появляется быстрого психологического контакта с воспитателем группы, малыш боится ходить в садик и его поведение дома резко изменилось в худшую сторону, немедленно забирайте ребёнка от такого воспитателя!

Психическое и физическое здоровье вашего малыша не может служить разменной монетой для вашего удобства или колебаний, а фактически — одобрения подобных мер воспитания.

Отказ от подобных воспитателей – один из шагов для устранения страхов малыша перед горшком. Но возможно ли повернуть время вспять и вновь научить ребёнка ходить на горшок, даже если он перестал на него садиться вовсе?

Попробуем найти и правильный путь для искоренения этого страха, честно разглядев и признав его причины.

Путь № 1 и единственный: будем всё начинать сначала!

Выяснив причины, по которым ребёнок не хочет садиться на горшок для отправления естественных надобностей, приступайте к их устранению.

Сначала отведите малыша к доктору и проведите его обследование. Выясните, нет ли у малыша каких-либо внешних и внутренних изменений для появления страха перед горшком. Если педиатр таковые обнаружил, устраните их в кратчайшие сроки.

Если ребенок упорно не хочет ходить на горшок, необходимо провести обследование у педиатра.

Обязательно обговорите с доктором условия питания ребёнка и откорректируйте его меню и режим, чтобы исключить запоры или поносы.

При стойких запорах, пока идёт восстановление слизистой кишечника медикаментозными средствами и сбалансированным питанием, возможно нечастое применение клизм или глицериновых ректальных свечей (то, что доктор прописал!)

При «механических» неполадках кишечника в помощь вам будут массаж и физические нагрузки. Какой, какие, когда и в каком количестве они нужны, чтобы отучить ребёнка бояться какать и писать на горшок, подскажет доктор.

Уберите с глаз долой старый горшок, с которым у малыша связано множество неприятных моментов. Сходите с ребёнком в магазин и предложите ему самому выбрать нового «домашнего друга», который бы привлекал малыша к «посиделкам».

Для усиления эффекта «друга» наклейте или нарисуйте на горшке счастливую улыбку.

Но даже после приобретения нового горшка постарайтесь не форсировать события, проявите деликатность, дайте малышу забыть все предыдущие неприятности, связанные с подобным предметом. И, конечно, следите за своими реакциями – никакого негатива!

Создайте малышу максимальный комфорт при «посещении туалета». Например, для застенчивых молодых особ поставьте горшочек в уголке или за ширмой. А если малыш не расстаётся с какой-нибудь игрушкой, разрешите им посещать «места общего пользования» вдвоём.

Важно создать ребенку максимальный комфорт при посещении туалета.

Само собой, перед «посещением» вы дадите крохе внимательно изучить новое приобретение и не будете требовать, чтобы он применил его по назначению немедленно. Только ваше терпение принесёт, в конце концов, положительные плоды.

Приводите в пример себя, папу, бабушку, всех, кто уже успешно справляется с этой задачей, стимулируйте малыша своими словами: «Папа у нас большой-пребольшой, он ходит писать на большой-пребольшой унитаз! Наш (имя ребёнка) тоже будет ходить сначала на маленький горшок, и расти, как папа! А потом вырастет и тоже будет ходить на большой-пребольшой унитаз, как папа!»

И, пожалуйста, не забудьте искренне порадоваться, когда кроха сам, без принуждения, сделает свои «дела» на горшок! Повод для этой радости есть преогромный – это шаг-преодоление. Преодоление ребячьего страха перед пластиковым корытцем.

Лёд тронулся! А это значит, что теперь кроха готов отвечать вам взаимностью на вашу просьбу посидеть на горшке, пописать туда или покакать.

Для закрепления полученного положительного шага обязательно высаживайте вместе с ребёнком на горшок кукол и мишек, мячики и заек, любую игрушку, которую малыш желает протестировать «на прочность». Показывайте ребёнку, что с игрушкой ничего не случилось, а саму игрушку хвалите.

Отсутствие вашей похвалы отрицательно сказывается на душевном состоянии крохи, поэтому не стесняйтесь и хвалите мячики и кукол, но особенно душевная похвала должна доставаться, конечно же, вашему чаду-чуду!

Ваша похвала в адрес ребенка станет тем стимулом, который поможет ему преодолеть боязнь горшка.

Стоит ли напоминать, что именно похвала и является стимулом к развитию самостоятельности и, как следствие, преодолению множества детских проблем и страхов.

Ваши действия в помощи малышу избавиться от навязчивого страха перед горшком должны быть последовательны и очень схожи с теми действиями, которые вы предпринимали при первом приучении малыша к горшку. Для этого вспомните всё, что вы делали в начальном периоде (высаживание после сна, прогулки с горшком и многое другое) и методично повторяйте свои действия.

Если ребёнок в том возрасте, когда хорошо воспринимает речь, то попробуйте увлечь его сказкой, когда посадите кроху на «домашнего друга». Сядьте рядом и начните повествование о точно таком же мальчике (или девочке), который очень любил носить чистые и сухие штанишки, а поэтому сильно любил своего пластикового друга – весёлый горшочек, который всегда помогал аккуратному ребёнку оставаться в сухости и чистоте.

Вообще «сказкотерапия» поможет вам во многих сложных случаях, надо лишь соблюдать несложные правила.

  1. Действия и проблемы сказочных персонажей должны совпадать с действиями и проблемами ребёнка.
  2. Персонажи и ребёнок должны быть максимально сближены по возрасту.
  3. Не перегружайте свою речь непонятными для ребёнка терминами и длительными объяснениями.
  4. Речь в сказке должна идти о том предмете или действии, которое сейчас волнует малыша.
  5. Зло проблемы в сказке должно преуменьшаться, оставляя кроху в уверенности, что оно обязательно победимо.
  6. Решение проблемы должно быть только положительным!
  7. Рассказывать такие сказки нужно, когда ребёнок настроен позитивно и готов слушать вашу придумку с удовольствием.
  8. Если малышу надоел ваш рассказ, не настаивайте на продолжении, вы сможете это сделать в следующий раз.

Один из способов избавиться от боязни горшка у детей — «сказкотерапия».

К теме о детском саде можно добавить пару советов по вопросу, что делать, если ребёнок боится горшка, чтобы таковой попросту не возник.

Перед тем, как определять ребёнка в младшее дошкольное учреждение, стоит его навестить, лично познакомиться с воспитателем и няней, составить своё мнение о них и об общей обстановке в детском саду. Не постесняться пройти не только в спальню и актовый зал, но и в санитарную комнату – туалет.

Придя домой, обязательно скорректируйте с малышом уже полученные навыки чистоты с требованиями детского сада. При необходимости «познакомьте» ребёнка с унитазом и туалетной бумагой той марки, которой пользуются в детском садике.

Чем ближе психологический контакт родителей и детей, тем меньше проблем возникает в вопросах воспитания. Часто для преодоления сложной ситуации на первое место при борьбе с трудностями выходят не только забота и любовь, а прежде всего – титаническое терпение с лёгкой улыбкой на устах.

Подошло время, когда носить памперсы становится уже неприлично. Скоро идти в садик, малыш уже уверенно ходит, даже бегает, потихоньку говорит. Пора знакомить его с «ночной вазой». Однако странный предмет не слишком понятен крохе, он то капризничает, пытается вставать, призывы «пи-пи» не слишком вдохновляют. Видно, что, не понимая, зачем это, ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года.

Как приучать к горшку?

Для каждого человека это индивидуальный процесс. Китайцы сажают детей на унитаз рано, американцы напротив, не торопятся. По мнению многих детских специалистов, «горшечный» период начинать к 1- 1,5 году, иначе он будет просто не готов к таким перипетиям судьбы.

Как определить моральную и физическую готовность крохи?

  • он должен ходить сухим с 2 часов и больше;
  • просыпаться по утрам или после дневного сна с сухими штанишками;
  • давать маме знать о желании сходить в туалет. Одни дети ерзают, мычат, другие наоборот, устраиваются на корточки, третьи хлопают ручками между ног – перемена в поведении будет заметна;
  • малыш начинает проявлять интерес к «взрослым» туалетным делам. Отличная вещь – подать личный пример. Возьмите кроху в туалет с собой, объясняйте пошагово, что делаете и зачем. Скажите, что унитаз большой и ему рано садиться туда. Его унитаз – это горшочек;
  • дитё начнет проявлять чистоплотность – он тянет грязный подгузник за край, нервничает, давая понять маме, что пора сменить.

Что делать, если ребенок не хочет садиться на горшок?

Сначала дайте понять, что теперь эта вещь в его жизни будет постоянно, в определенные часы. Сажайте его перед сном или после сна (если встал с сухими штанишками), перед прогулкой. Так выработается рефлекс.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, не пытайтесь удержать насильно, отвлекая игрушками, лучше успокаивайте, проговаривая все совершаемые действия. Пойте песенки, читайте сказки, ведь сидеть крохе до 3 минут на нем.

Хвалите малыша за проявленные успехи в «горшечной эпопее», но не сильно. Ведь люди посещают туалет как необходимость. Если он описался, не сделав «свои дела» где надо, не ругайте. Нельзя заставить силой. Также не мешайте ему вставать раньше 3 минут. Не понравилось сейчас, может потом получится. Малыш не проявляет капризы, ему просто не понятно, зачем бросать все дела и сидеть, где показывают родители, причем долго. Поэтому детки проявляют нетерпение, возмущенно кричат. Мамочке надо показывать горшок не как наказание или провинность (насильно удерживая, так и выходит в глазах малыша), как что-то новое, часть повседневной жизни. Не более.

Постоянные ненавязчивые попытки не увенчались успехом, и ребенок с истерикой убегает? Лучше переждать неделю, заодно проверить, может ему просто не нравится сам горшок, неудобно сидеть на нем.

Как приучить к горшку?

Доктор Комаровский советует не спешить. Он подчеркивает, что у маленьких детей мозг еще недостаточно сформирован, не в состоянии контролировать мочеиспускание. Поэтому попытки малыша пользоваться им слишком рано принесут только разочарование и потерю нервов для обеих сторон.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, Комаровский советует не ругать малыша как за провинности. Лучшее время тренировок – лето, когда кроха щеголяет по дому в трусиках и маечке. Нового помощника лучше предлагать в «горячие» моменты – после еды, после пробуждения. Сначала обстоятельно познакомить малыша с новым предметом – вот горшок, как пользоваться. Можно показать наглядно с помощью любимых кукол, сажая их правильно на него, комментируя происходящее.

Очень сложный период в воспитании ребёнка, с которым сталкиваются молодые родители. Бабушкин опыт не всегда может помочь, что очень расстраивает мам. Но это и понятно, ведь характеры у детей разные, а условия воспитания тем более.

Когда начинать приучать ребёнка к горшку?

Какого-то определённого времени приучения нет. Одни начинают знакомить ребёнка с горшком чуть ли не в полгода, а другие покупают горшок только тогда, когда понимают, что пИсать в штанишки в 2 года – это уже чересчур. Рано или поздно, но ребёнок поймёт, для чего нужен этот предмет.

Часто желание родителей заставить ребёнка ходить на горшок заключается в том, что малыш скоро пойдёт в садик и будет лучше, чтобы он проделывал все манипуляции самостоятельно. И во время приучения у многих мам возникает паника – мой ребёнок не садится на горшок: что делать? Самое главное – не поддаваться панике, сохранять выдержку и спокойствие. Давайте разберёмся, какие факторы указывают на готовность ребёнка начать ходить на горшок.

Мочеиспускание и дефекация – процессы, не контролируемые маленьким ребёнком, так как проходят без участия коры головного мозга. Доктор Комаровский призывает родителей подчинить безусловные рефлексы воле ребёнка, сделать их контролируемыми. Рефлексы можно сделать условными, но это зависит от:

  • состояния мочеполовой системы малыша;
  • развития нервной системы ребёнка;
  • желания родителей идти к намеченной цели, невзирая на трудности.

Иными словами, чем младше ребёнок, тем труднее его будет научить осознанно садиться на горшок. Более-менее контролировать естественные потребности ребёнок начинает только после года. К этому времени начинает работать область мозга, отвечающая за процессы мочеиспускания и дефекации.

Что надо делать, чтобы приучить ребёнка к горшку

  • В этот период малыш уже должен быть знаком с новым предметом – горшком, чтобы не бояться его в будущем. Пусть он пока будет среди игрушек. На него можно посадить любую игрушку, предложить ребёнку самому сесть. Пусть малыш посидит, привыкнет.
  • Ни в коем случае не высаживайте ребёнка насильно. Это может надолго отбить охоту пользоваться горшком по назначению.
  • Горшок должен быть удобным, не вызывать неприятных ощущений.
  • Следует постоянно хвалить ребёнка, когда он самостоятельно садится, чтобы вызвать у него желание сесть на горшок ещё не раз.
  • Не спешите, не торопите события, будьте спокойны и не ругайте ребёнка понапрасну.

Признаки готовности малыша

А теперь – самое главное. Для того, чтобы приучить ребёнка ходить на горшок, доктор Комаровский рекомендует выделить отличительные признаки, так называемой готовности.

  • у ребёнка установился режим, когда он ходит в туалет «по-большому»;
  • паузы между мочеиспусканием выдерживаются в течение 2-3 часов;
  • малыш знает значения слов «писать», «какать»;
  • отрицательное отношение к мокрым штанишкам и желание самостоятельно их снять;
  • умение сказать или показать жестом действие «хочу».

Важно! Родитель должен выработать в ребёнке взаимосвязь между наполнением мочевого пузыря и опорожнением его именно в горшок. На период приучения лучше отказаться от памперсов. Иначе ребёнок просто не поймёт, что в мокрой одежде ходить неприятно. Маме вначале придётся подлавливать малыша с той целью, чтобы он успел испачкать штанишки. Это будет трудно, не всегда мама сможет вовремя «поймать» момент, поэтому стоит набраться терпения.

Привлекайте и самого ребёнка к приучению. Вместе с ним проделывайте всю процедуру, от начала и до конца, чтобы превратить это в игру. Доставайте горшок, ставьте его в удобное место, усаживайте ребёнка. Когда он попИсал, посмотрите на то, что он сделал и похвалите его. Вместе с малышом вылейте содержимое горшка, заострите его внимание, что штанишки сухие и снова похвалите его. Уберите горшок на место.

Если у вас не получается долгое время приучить ребёнка ходить на горшок, «забудьте» об этом на 1-2 месяца. Не вспоминайте вообще про горшок. А потом начните приучать заново. Вполне вероятно, что в этот раз приучение пройдёт более быстро и легко.

Приветствуем вас дорогие читатели! Определенным этапом «взросления» ребенка в семье считается момент, когда кроха начинает делать свои делишки в горшок, а не мимо. Поэтому вопрос о том, как же скорее приучить детку к нему, занимает топовые позиции на всевозможных мамских форумах. Почему ребенок не хочет ходить на горшок? Как, не ломая детскую психику, можно научить ребенка пользоваться им в соответствии с его прямым предназначением? Эти, и многие другие вопросы, касающиеся «приучения к горшку», мы готовы обсудить сегодня вместе с вами, а вы готовы?

Как обычно в семьях происходит приучение ребенка к горшку? Мама, папа или бабушка, а может быть и все вместе внезапно решают, что пора становиться тебе кроха взрослым! Вот горшочек тебе малыш и, изволь справлять сюда нужду!

Главная «неувязочка» в этой ситуации заключается в том, что именно взрослые решают, что пришла пора приучать детку к горшку, а в действительности должно быть наоборот – именно малыш должен показать маме и папе, что он готов делать свои дела в горшок. Поэтому для начала мы рассмотрим основные признаки готовности крохи «покорять» туалетные дела:

Самое главное малышу на момент его освоения должно исполниться примерно 1,6 года (не меньше), как правило, приблизительно в этом возрасте у ребенка начинает созревать нервная система и он может контролировать мочеиспускание, а также осознавать наполненность мочевого пузыря или кишечника;

  • чадо может оставаться сухим на протяжении довольно длительного времени (2-2,5 часа);
  • малыш может показать знаками или произнести словами то, что он хочет сходить в туалет;
  • кроха самостоятельно присаживается на корточки и встает без помощи посторонних;
  • ваш сын или дочь проявляет явные признаки недовольства, когда оказывается мокрым, старается снять с себя влажное белье или штанишки;
  • кроха ходит в туалет «по большому» примерно в одно и тоже время;
  • чадо старательно имитирует многие действия мамы и папы.

Итак, вы заметили все эти признаки готовности у вашего чада и понимаете, что пора приступить к делу, чтобы не возникло проблемы – ребенок не хочет ходить на горшок, постарайтесь грамотно познакомить малыша с этим аксессуаром, а для этого понадобится:

Что нам понадобится для знакомства с горшком


  1. Прежде всего, стоит приобрести удобный именно для вашего ребенка аксессуар, с этой целью смело берите крошку в магазин и начинайте придирчивый осмотр и выбор горшка из имеющихся в продаже. Не стоит приобретать горшки с музыкальным сопровождением, рулем или игровыми панелями, потому что многие детишек такие «навороты» лишь отвлекают от истинного «дела». Постарайтесь остановить свой выбор на анатомически удобных моделях, существуют варианты для девочек и для мальчиков, в виде стульчика с вынимающейся вкладкой и обычных стандартных горшков. Предложите малышу присесть на понравившуюся модель, вполне вероятно, что детка выберет горшочек с изображением какой-нибудь зверушки, главное, чтобы он мил сердцу ребенка.
  2. Если даже ребенок не хочет ходить на горшок, то вполне вероятно, что он изменит свое решение, когда увидит, как его любимый игрушечный зайка сходит в туалет вместо него. Объясните детке для чего нужен новый приобретенный «прибор» на примере игрушек!
  3. Не стоит поощрять баловство с горшком и игры с ним не по назначению. Объясняйте раз за разом, что туалетный трон будет занимать определенное место в вашем доме и должен использоваться, как унитаз – строго по назначению!
  4. Прекрасной возможностью научить ребенка скорее пользоваться горшком – это замена памперсов в дневное время на трусики. Дети быстро соображают, что находиться в мокром не так уж и приятно, в тоже время, когда кроха справит нужду в горшочек, то остается сухим, а также получает похвалу и радость со стороны родителей!

Итак, вы приобрели необходимый детке «аксессуар», объяснили, как им пользоваться, однако, все равно оказывается, что малыш не хочет им пользоваться, почему так происходит? Рассмотрим перечень подсказок от психологов, которые помогут подружить ребенка с горшком и расставят все точки над «и»:

  • Если вы объяснили ребенку как пользоваться горшком, но он категорически отказывается от этого действия или явно не понимает, чего вы от него хотите, то отпустите ситуацию! Не надо «давить» на крошку, ведь всему свое время! Вполне вероятно, что пройдет каких-нибудь пара-тройка недель, вы снова предложите детке горшочек, и он порадует вас тем, что начнет использовать его по прямому предназначению.
  • Если у ребенка уже закрепился негативный опыт встречи с горшком и, при виде этого предмета, он горько плачет и убегает, то стоит задуматься, либо над приобретением нового горшка, который выберет сам малыш, либо стоит купить специальную накладочку на унитаз, благодаря которой кроха сможет почувствовать себя взрослым!
  • Нет, ничего проще подтолкнуть ребенка к любому виду деятельности, чем показать это на собственном примере! Папа с легкостью может брать сыночка с собой в туалет и вместе с ним демонстрировать навыки точного попадания в цель! А что касается мам и дочек, так почему бы не поставить горшочек рядом с унитазом и не устроить там совместное заседание с деткой?

Чего делать категорически нельзя


Конечно, ругать малыша за то, что он не успел, опоздал или сходил мимо горшка! Криками, руганью или еще хуже –рукоприкладством вы не поможете делу, а лишь напугаете ребенка и добьетесь того, что малыш будет испытывать отторжение и боязнь к горшку.

В случае детской неудачи – скажите, что в этом нет ничего страшного, в следующий раз у крохи обязательно получится все сделать так, как надо! И, конечно, уважаемые читатели нашего блога, даже если ваш карапуз не хочет ходить на горшок сегодня, и вам кажется, что это никогда не изменится, то в глубине души вы ведь и сами знаете ответ?!

Пройдет несколько месяцев, и детка станет ходить в туалет без промахов и осечек! Вам надо лишь чуточку потерпеть и помочь крохе справиться с этой непростой на данный момент для него задачей! Всего вам доброго! До встречи в новых статьях!

Зачастую родители ожидают, что ребенок, если не сразу, то после пары-тройки неудач, точно поймет, что нужно писать и какать в горшочек. Если этого не происходит лет до двух, то мама с папой сохраняют относительное спокойствие и самообладание. Но если это не случается после двух лет, то родители начинают паниковать: ведь во многих журналах про детей и на специализированных сайтах в Интернете пишут, что самым подходящим возрастом для . Ну, ладно, 2,5. Но три года — это уже критический возраст.

Но на самом деле не стоит огорчаться и, тем более, впадать в панику. Специалисты считают, что каждый ребенок уникален, и он не обязательно должен соответствовать общепринятым схемам. Кстати, вполне может случиться, что ребенку просто не подходят выбранные методы приучения и надо попробовать что-нибудь другое.

Последние эффективные методы приучения к горшку, когда все остальные уже перепробованы

Первый совет , естественно, в том, чтобы не заставлять ребенка, не ругать его, не кричать, не пугать. Такие действия способны надолго отбить у малыша любой порыв «сходить», куда положено. Если подобные «методы» уже имели место, то необходимо как можно скорее их сменить на ласку и терпение. Если необходимо, нужно прекратить попытки приучения, и продолжить их через некоторое время.

Самые лучшие способы в любом обучении ребенка — игровые . Главное, не превратить сам горшок в игрушку! Если это уже произошло, необходимо заменить горшок на другой, отличающийся по цвету, форме и т. п.
Также нужно исключить психические, физиологические причины отказа от горшка.

Есть несколько игровых форм приучения.

  1. «Горшочек хочет, чтобы его покормили». Можно придумать сказку, в которой главный персонаж — горшочек, и рассказать ребенку, что горшочек нужно «кормить» и «поить». Да, да, и объяснить ребенку, ЧЕМ питается горшочек. И что без ЭТОГО горшочек будет голодать.
  2. Ролевые игры с игрушкой. Речь идет не только о том, чтобы просто высаживать игрушку на другой горшочек рядом с ребенком. Нужно продемонстрировать всю процедуру: снять штанишки, трусишки, посадить, может, для наглядности налить воду в горшок, потом вылить ее в унитаз. Также продемонстрировать, что будет, если не «сходить» вовремя на горшок. Кукла может намочить штанишки, а это очень неприятно, особенно, если вокруг есть люди. Нужно помыть куклу, надеть ей сухие штаны, и в следующий раз пусть она «пописает» в горшочек.
  3. «Награда нашла своего героя». Это элементарный, но очень эффективный метод. Малыша просто награждают за каждый удачный «поход». Наградой могут быть мелкие недорогие игрушки, наклейки, картинки. Главное здесь — вовремя прекратить выдачу «призов», а то ребенок начнет отказываться делать свои дела даром.
  4. «Игра на меткость». Здесь все понятно: малышу предлагается метко попасть в горшок. Такая игра больше нравится (и подходит) мальчикам. Можно даже нарисовать на дне горшка мишень.
  5. «Игра во взрослого». После того, как малыш сделает свое «мокрое дело», нужно вместе с ним взять горшок, вылить содержимое в унитаз, помыть горшочек. Если ребенок ничего не сделал, можно незаметно для него подлить водичку в горшочек (например, шприцем без иглы) и повторить описанную выше процедуру.
    Можно самим придумать какую-нибудь игру, которая понравится именно вашему малышу.

Причины отказа от горшка

Причин, почему ребенок не может научиться (или не хочет) справлять нужду в горшок, может быть несколько.

Психологические

К таким причинам можно отнести:

  • пережитый (или переживаемый) стресс (проблемы в семье, внешние раздражители);
  • боязнь горшка. Ребенок может бояться предложенного ему горшка: слишком яркий, шумный, холодный, малыш приучался ранее к ;
  • кризис 3-4 лет. В этом возрасте ребенок переживает кризис, может упрямиться, отказываться выполнять просьбы, проявлять агрессию.

Физиологические

  • перенесенное недавно заболевание также может негативно отразиться на попытках приучить ребенка к горшку;
  • горшок может быть просто неудобным для ребенка;
  • приучение к горшку раньше, чем ребенок дорос до этого.

Помощь психолога

Итак, при возникновении проблем с приучением к горшку стоит выявить и по возможности исключить описанные выше причины.
Если же ребенок все равно отказывается делать «дела» в горшок, есть смысл обратиться к специалисту. Ведь при этом могут присутствовать некоторые другие признаки психологических проблем: общая нервозность, отклонения от обычного поведения, подавленность.

В случае, если малыш ведет себя как обычно, бодр и весел, причин для паники нет.

И самый простой и главный совет — будьте терпеливы с вашим любимым ребенком, и все у вас и у него получится .

Статьи по теме