Речевой уголок в детском саду в детском саду. принципы организации речевых уголков присутствие игрового персонажа наполняемость разнообразие материала

Юлия Сергеевна Большухина

Речь самый сложный психический процесс подвластный только Человеку!Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка. Поэтому главной задачей воспитателя и родителей помочь в развитии познавательных способностей детей,что позволит усвоению и совершенствованию родной речи , обогащению словаря, звуковой стороны речи ,грамматической стороны речи и остальных компонентов речи .

Вопрос развития речи у современных детей очень актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушениями речи увеличивается .

В нашей группе оформлен уголок по развитию речи , который постоянно пополняется в соответствии с возрастом и интересами детей.

Уголок располагается между театрально-музыкальным и книжным уголками , что прекрасно дополняет друг друга.

Главная героиня уголка "Лягушка-болтушка" , которая используется в артикуляционной гимнастике. Альбом "Веселый язычок" с картотекой артикуляционных упражнений и кубики.

Звуковые диски на звукоподражание.


Кубики-лото. Очень многофункциональная игра направлена на обогащение и закрепление. К ней прилагается пособие с загадками разных уровней сложности, скороговорки и многое другое.

Для развития речевого дыхания , кроме различных упражнений, трубочек, шариков, дудочек, мы используем мыльные пузыри, светодиодную лампа, которая завораживает и создает комфортную обстановку.


Для развития моторики создана картотека пальчиковой гимнастики, массажные мячи, сухой бассейн, чудесный мешочек с набором разных предметов и карточек с заданиями.

На фото один из вариантов игр с прищепками, животные-бродилки для пальчиков и моталочки "мышки".


В уголке есть картинки для рассматривания и составления рассказов, серии сюжетных картин, наборы по лексическим темам, дидактические игры "Один-много", "Мой,моя, мои,моё","Четвертый лишний" и т. д. Портреты детских писателей и комплект книг соответствующие программе ДОУ и возрасту, зеркало большое и индивидуальные.

Активно используем в развитии речи предметы театрального и музыкального уголка , потому что сказка способствует развитию связной речи .

Спасибо за внимание!Всем успехов в саморазвитии !

Публикации по теме:

«Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе «Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе Образовательная область: «Познание».

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего развития «Украшаем елку» Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста по теме: «Украшаем елку». Цель: Уточнить и обогатить представления.

Конструкт занятия развития речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Конструкт образовательной деятельности (речевое развитие). Тема (проект): Путешествие в осенний лес; Возрастная группа: вторая младшая группа;.

В этом уголке используются основные геометрические фигуры для изучения и закрепления во второй младшей группе. Фигуры изготовлены из соленого.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогическими коллективами ДОУ серьезные задачи. Совершенствование педагогического.

Отчет по самообразованию «Формирование речи детей посредством игровой деятельности во второй группе раннего развития» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает.

Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.

Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
  2. ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
  3. Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.

Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС

Настольная игра «Залатай коврик»

Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.


Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).

А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.

Сенсорное панно «Подводный мир»

Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.

Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?

Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.


В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.

В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»


В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.

Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных.

Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:


Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!






Педагогическая работа с детьми в младших группах: воспитание правильного физиологического дыхания; уточнение произношения гласных и некоторых согласных звуков; уточнение произношения в звукоподражаниях; систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики; развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения.


В средней группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания; расширение и активизация словаря; рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира; знакомство с правилами ведения диалога через театрально-игровую деятельность; побуждение к высказываниям разного типа; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.


В старшей группе: развитие артикуляции и правильного произношения; развитие фонематического слуха; расширение и активизация словаря; упражнение в использовании в речи слов- обобщений; упражнение в использовании в речи числительных; развитие диалогической речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.


В подготовительной к школе группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания,интонационной выразительности речи; расширение и активизация словаря; составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях,в театрализованной деятельности; развитие пространственных представлений; расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке; подготовка руки к письму в процессе различных. видов детской деятельности


Организация речевого уголка ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) для развития правильного звукопроизношения для развития правильного звукопроизношения для развития артикуляционного аппарата для развития артикуляционного аппарата для развития речевого дыхания для развития речевого дыхания для развития мелкой моторики для развития мелкой моторики словесные игры чистоговорки,стихи, приговорки,потешки чистоговорки,стихи, приговорки,потешки


КАРТИНКИ по лексическим темам с изображением явлений природы с изображением явлений природы с изображением предметов домашнего обихода с изображением предметов домашнего обихода с изображением основных частей предметов с изображением основных частей предметов с изображением труда взрослых с изображением труда взрослых с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением действий с изображением действий с изображением предметов во множественном числе с изображением предметов во множественном числе для согласования существительных с числительными для согласования существительных с числительными начиная со средней группы предметные и сюжетные для составления описательных рассказов предметные и сюжетные для составления описательных рассказов


Настольно-печатные игры; игры для развития мелкой моторики: шнуровки, пазлы, мозаики, «сухие бассейны»; начиная со средней группы схемы для составления описательных рассказов; картинки с постепенно развивающимся сюжетом; репродукции картин известных художников; индивидуальные зеркала; игры для развития фонематического слуха.


Каталог В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме: 1.Дидактические игры и упражнения: а)для развития звукопроизношения; б)для развития речевого дыхания; в)для развития артикуляции; г)для развития фонематического слуха; д)для развития мелкой моторики; е)словесные игры; ж)настольно-печатные. 2.Картинки,картины и репродукции картин.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды во второй группе раннего возраста (от 2до 3 лет).

В речевом центе

Речевой центр

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Оборудование речевого уголка в группе раннего возраста:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений дыхательной гимнастики;

в) пальчиковой гимнастике.

  1. Словесные дидактические игры.
  2. Предметные картинки.
  3. Различные виды театров.
  1. Картинки:
  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. Начинается овладение во второй группе раннего возраста с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

Оборудование речевого уголка в младшей группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  1. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

  1. Ширма для театра и атрибутика.

9.Наглядный материал:

  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в средней группе (от 4 до 5 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

. Оборудование речевого уголка в средней группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Деталями предметов (составные части игрушек, части тела животных).

9.Наглядный материал (дополняется) :

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Различные виды театров.

Мнемотехника: на ряду с мнемоквадратом (рисунком) добавляется мнемодорожка. Мнемодорожка – это кодировка слова или маленького словосочетания изображением, т.е.весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

  1. Пособия с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол); для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в старшей и подготовительной к школе группах.

Центр речевого развития, представляющий возможность детям действовать индивидуально или объединяться по парам Пособия для речевого центра периодически обновляется, что позволяет поддерживать интерес к коммуникации.

В речевой центр включены следующие пособия и атрибутика:

- материал по развитию артикуляционной моторики для индивидуальной работы (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках);

- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.

- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;)

- пособия по мнемотехнике - мнемотаблица (т.е. схема со символами-заместителями) и мнемодорожки (алгоритмы).

- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Разнообразные виды театра и атрибутика.

«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Статьи по теме