Какие потребности необходимо воспитывать у современных детей. Потребности развития ребенка (определение понятий "потребности",теория иерархии потребностей, основные потребности ребенка)

Очень ответственный и совершенно новый период жизни начинается, когда ребёнок идёт в детский сад. С этого периода, он учится общаться с другими детьми, ему приходится это делать практически постоянно. Малыш всегда находится в коллективе, пытается взаимодействовать с абсолютно разными сверстниками, это позволяет ему многому научиться. Очень важно, чтобы родители на этом этапе помогали своему ребёнку. Он ещё не имеет опыта в общении с другими детьми, не знает, как правильно себя вести. Об этом малышу должны поведать родители.

Например, стоит рассказать ребёнку о том, как важно быть правдивым, честным, как нужно уметь делиться, доверять людям. Маленькому ребёнку понять это очень нелегко, поэтому мама с папой должны максимально доступными словами донести до своего чада всю информацию. Родителям необходимо показывать все это на собственном примере, поэтому им тоже необходимо вести себя правильно.

Потребности детей школьного возраста

Старший возраст начинается с семи лет. Как известно, именно в этом возрасте ребёнок впервые идёт в школу, ответственности становится все больше, обязанностей тоже. В школе ребёнок проведёт несколько очень важных лет своей жизни. Школа, как известно, даёт ребёнку не только знания, которые, конечно же, очень ценны, но и огромное количество опыта. В этом возрасте ребёнку очень важно во всем подробно разбираться, поэтому в этом ему должны помочь родители. Они должны отвечать на все вопросы ребёнка, а иногда даже предугадывать их, что тоже важно.

Воспитание детей подростков

Непростой возрастной период начинается с двенадцати лет. Этот период как раз именуют подростковым, все прекрасно знают, что дети-подростки бывают просто неуправляемыми, они быстро меняются, в том числе и под действием гормонального фона, который в это время бушует. С таким ребёнком невероятно сложно найти общий язык, так как он сам пытается отгородиться от родителей. Родители должны дать в этот период своему ребёнку уважение, некую свободу выбора, научить его быть ещё более ответственным, а также отвечать за все свои сказанные слова. Кроме того, подростки, как никто другой, нуждаются в понимании. Порой им кажется, что весь мир ополчился против них, они сталкиваются с первыми трудностями в дружбе, отношениях. Поэтому им важно знать, что дома есть люди, которые всегда смогут поддержать и понять.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По предмету "Здоровый человек и его окружение"

По теме "Потребности ребенка и способы их удовлетворения в зависимости от возраста"

Содержание

  • Заключение

Потребности периода новорожденности и грудного возраста

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Все жизненно важные потребности ребенка первых месяцев жизни можно разбить на четыре комплексные составляющие. Всё, что, по большому счету, младенцу нужно от мамы, это:

1. Часто прикладываться к материнской груди и проводить у груди столько времени, сколько требуется .

2. Своевременно получать от мамы помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела .

3. Большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё, приобретая гарантию безопасности, согреваясь, получая эмоциональное тепло и поддержку .

4. Получать гарантию надежности мамы .

Удовлетворяя эти потребности, мама будет растить во всех смыслах здорового, жизнерадостного ребенка.

Комплексная потребность в прикладывании к груди и в употреблении материнского молока

Речь идет именно о такой многосоставной потребности, а не о потребности в еде и питье, как у подросшего ребенка или взрослого.

Ребенок прикладывается к груди и для того чтобы поесть-попить, и для того, чтобы успокоиться, и для того, чтобы настроиться на сон, и для общения с мамой. Младенец сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно. Кроме того, маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как ему стало это необходимо.

Так как прикладывание к груди выполняет сразу несколько функций и происходит часто, физиология грудничка на это настроена . Его пищеварительная система работает и развивается нормально только в том случае, если он практически постоянно потребляет молоко мамы небольшими порциями.

Только прикладывание к материнской груди (а не сосание пустышки или даже молока из бутылочки) может полностью и без негативных побочных эффектов удовлетворить потребность младенца в успокоении. Молоко мамы - еще и хорошее снотворное.

Питательные вещества, витамины и минералы в полной мере и в нужных пропорциях ребенок может получить только из грудного молока. Да и само грудное молоко для ребенка первых лет жизни - это нечто большее, чем еда для взрослого человека.

У организма младенца существуют следующие потребности :

§ в иммунной защите из-за неразвитости собственной иммунной системы ;

§ в определенных ферментах из-за неразвитости пищеварительной системы ;

§ в определенных гормонах из-за неразвитости гормональной системы ;

§ в определенных компонентах, необходимых для дозревания всех функциональных систем (иммунной, дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой, эндокринной );

§ в определенных компонентах, необходимых для дозревания нервной системы и мозга ;

§ в определенных веществах, помогающих развиваться зрению, способствующих росту ворсинок кишечника и формированию крепких тканей и костей .

Эти потребности могут быть удовлетворены только благодаря уникальному составу материнского молока, искусственно воссоздать который невозможно хотя бы потому, что состав конкретного молока учитывает нужды конкретного ребенка. Отсутствие грудного вскармливания и употребление ребенком заменителей молока лишь позволит организму существовать, но не сможет полностью заменить то, что вложено природой в функции грудного молока.

Комплексная потребность получить помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела

Ребенок с рождения способен контролировать отправление естественных надобностей, это не требует доказательств, так как является легко наблюдаемым фактом. Природа, создавая младенца, не рассчитывала на то, что он и его мама не смогут сохранять чистоту тела из-за неспособности ребенка сдерживать свои позывы.

Однако младенец не способен справиться с процессом отправления самостоятельно. Ребенок подает матери сигналы о том, что ему нужна в этом помощь, матери нужно лишь научиться эти сигналы распознавать. Подав сигнал, ребенок может какое-то время ждать, пока мама не поможет. Помощь ребенку в отправлении естественных надобностей получила наименование "высаживание".

Отсутствие отклика мамы на просьбу малыша зачастую приводит к его беспокойству, плачу и "проблемам с животиком". Для поддержания тела маленького ребенка в полной чистоте мама также проводит гигиенические процедуры, учитывая при этом психологическую потребность малыша в безопасности.

потребность грудной возраст психологический

Потребность большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё

Находиться на руках у мамы или рядом с ней младенцу необходимо для того, чтобы:

§ чувствовать постоянную защиту, иметь гарантию безопасности в бодрствующем состоянии и во время сна ;

§ иметь возможность приложиться к груди в случае активизации сосательного рефлекса либо появления чувства голода, а также для снятия психического или физического напряжения ;

§ сообщить о потребности в отправлении естественных нужд и быстро получить помощь ;

§ поддерживать тепло своего тела ;

§ получать мамину ласку .

Для младенца первых месяцев нахождение в непосредственной близости от мамы - биологическая норма. Многочисленные научные исследования последних десятилетий приводят к следующим выводам. Практически постоянный телесный контакт ребенка с матерью до начала периода ползания - условие полноценного развития мозга, нервной системы, иммунитета, становления нормального гормонального фона и эмоционального здоровья в будущем.

Живой организм не сможет оставаться полностью здоровым (по крайней мере, психически), если потребность в ощущении безопасности будет систематически оставаться неудовлетворенной.

Если же живое существо постоянно в течение длительного времени лишать чувства безопасности (то есть создавать у него чувство нависшей угрозы), оно просто умрет, психически или даже физически.

Младенец рождается и долгое время остается абсолютно беспомощным. Природой в нем заложено ожидание, что его безопасность будет обеспечивать мать (или человек, заботящийся о нем). Соответственно, чувство безопасности в нем рождает непосредственная близость к матери, и никак иначе.

У маленького ребенка нет сознания в полном смысле этого слова, мозг его только развивается. Младенец не может осознать, что кроватка и коляска - места безопасные. Он не способен пока понять, что мама где-то рядом и защищает его от опасности издалека. Он не может усвоить, что лежа ночью в одиночестве, он находится в собственном доме, и поэтому ему бояться нечего.

Особенно это касается новорожденного, который видит только то, что находится от него не дальше 20 сантиметров.

Ожидания младенца жестко запрограммированы: нет телесного контакта с мамой - нет защиты. Младенцы, потребность которых в телесном контакте не удовлетворяется или удовлетворяется не полностью (например, младенцы, спящие отдельно от матери), могут по-разному реагировать на это.

Одни очень долго не могут смириться с отсутствием мамы, тревожатся, много плачут, с трудом отходят ко сну. Другие с первых дней жизни проявляют удивительное спокойствие, спокойно засыпают одни, спят глубоко и подолгу и, наоборот, не могут заснуть рядом с мамой.

Третьи беспокоятся лишь поначалу, а затем смиряются и спят, не просыпаясь, всю ночь.

И повышенная плаксивость, и удивительное спокойствие - это распространенные реакции на стресс . Плач малыша из-за неудовлетворенной потребности крайне вреден .

Улыбка младенца (в отличие от улыбки подросшего ребенка) также далеко не всегда является свидетельством душевного благополучия.

Зачастую эти дети имеют одну или несколько из перечисленных психосоматических проблем :

§ так называемые " колики " или " проблемы с животиком " ;

§ неврологические проблемы ;

§ плохой набор веса ;

§ частые простудные заболевания ;

§ повышенную тревожность ;

§ полный или частичный отказ от груди ;

§ нежелание находиться на руках у матери лицом к ней .

Обратим внимание, что пребывание в телесном контакте с мамой практически круглые сутки малышу важно лишь в первые полтора-два месяца. Позже, имея уже некоторый "кредит доверия" со стороны ребенка, мама начинает все чаще и на всё большие промежутки времени откладывать его в течение дня.

К полугоду малыш обычно большую часть времени бодрствования проводит отдельно от мамы, но, конечно, в поле её зрения.

Удовлетворение потребности грудничка находиться рядом с матерью предполагает совместный сон, использование эргономичной переноски или других приспособлений. Базовое доверие малыша к миру, которое затем становится почвой для формирования таких качеств личности, как уверенность в себе, самостоятельность, смелость, честность и ответственность, формируется именно в первый год жизни. А самый важный период на этом году - период до того времени, как ребенок начнет переворачиваться (4-5 месяцев) - недаром получил название "ручной период".

Потребность в постоянной поддержке и гарантии надежности мамы

Ребенок рождается полностью зависимым от мамы и ожидает от нее уверенного поведения и спокойствия в любой ситуации. Внутренние метания мамы, сомнения и тревожность плохо влияют на состояние малыша, провоцируя его беспокойство, сбои в процессах жизнедеятельности вплоть до физических заболеваний. Поддерживающее поведение проявляется в быстром удовлетворении потребности малыша, оперативной реакции на зов и плач ребенка.

Потребности ясельного возраста

Оптимальное развитие ребенка во многом зависит от того, насколько выполняются и удовлетворяются его потребности.

Они меняются по мере взросления, но некоторые из них постоянны, их неудовлетворение может неблагоприятно сказаться на общем состоянии и ходе развития ребенка. Эти потребности можно разделить на биологические (телесные), психологические (духовные) и социальные (общественные). Возможность нормально развиваться: интеллектуально и эмоционально, а также в плане поведения, взаимодействия с обществом, самоидентификации общественных ценностей - это и есть удовлетворение его психологических и социальных потребностей.

Одной из главных является потребность в стимулировании, регулярном и своевременном. Наличие стимулов ведет к активности. Природное любопытство ребенка нужно удовлетворять с первых дней жизни. Важно, чтобы вокруг ребенка было достаточно "человеческих" стимулов, возбуждающих его интерес к нашему миру.

На втором месте стоит потребность в наполненности окружающего мира смыслами. Различные стимулы во всем их многообразии должны служить получению знания и опыта. Поэтому они должны поступать организованно и упорядоченно, нести какой-то смысл. Если стимулы поступают к ребенку регулярно и последовательно, если его мир остается целостным и постоянным, не меняются люди, окружающие его, и их поведение, а поведение самого ребенка, которого требуют от него взрослые, получает одобрение, то обучение и развитие происходят легко и естественно. Поэтому нежелательно, чтобы за ребенком в раннем возрасте ухаживали разные люди в разной обстановке, даже если это близкие люди, которых мы хорошо знаем и которым доверяем. Поэтому и распорядок дня, включающий кормление, купание, пеленание и т.д., должен быть постоянным и размеренным.

Следующая потребность - это осознание собственного "я", своей общественной значимости, которое складывается на втором-третьем году жизни. Представление ребенка о собственной личности формируется на основе того, как к нему относятся самые близкие люди, насколько они его ценят, что в его поведении принимают, а что отвергают. Сформировавшееся таким образом самосознание влияет на его дальнейшую жизнь в обществе и на его отношения с людьми.

Из названных выше потребностей вытекает и потребность в открытом будущем. Она присуща только человеку и связана с пониманием прошлого, настоящего и будущего. Возможность открытого будущего поддерживает активность, а ее отсутствие ведет к апатии и чувству отчаяния. Для маленьких детей понятие будущего ограничивается короткой временной перспективой ("В выходные мы поедем за город!"), которая затем увеличивается ("Я стану летчиком!"), своего максимума она достигает в молодости, а к старости снова сокращается.

Самой важной социальной потребностью ребенка является потребность в любви и чувстве безопасности, обеспечиваемых ему его "собственным" человеком. С ней связана (в какой-то мере предшествует ей) потребность в безоговорочном принятии ребенка, то есть в том, чтобы его любили и ценили таким, какой он есть. Неудовлетворение этой потребности, вытекающее из неоправдавшихся ожиданий, разочарований, неудовлетворенности родителей или опекунов, не только приводит ко многим проблемам в воспитании ребенка, но прежде всего нарушает его развитие, главным образом психическое и социальное.

Говорить о способах удовлетворения потребностей ребенка можно только в соотношении с особенностями конкретного ребенка и общества, в котором он растет.

Потребности дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы достижения успеха, мотивы соревнования, соперничества и мотив избегания неудач. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предмета, а не только выбор одного из многих. В этом возрасте выделяют потребность во впечатлениях, потребность в активности, потребность в поддержке и признании.

К шести годам у детей начинается усвоение этических норм, которые учитываются ребенком при планировании своих поступков. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть свои желания. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими и в сопереживании. Сюда же добавляется потребность в познании объектов внешнего мира и стремление к овладению деятельностью. В области познавательного интереса исследователи делают акцент на наличие интереса к деятельности взрослых.

Анализируя вышеизложенное, можно говорить о том, что дети пяти и шестилетнего возраста одинаково акцентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание. И те, и другие испытывают потребность в участии в общественной жизни и признании своих достижений референтной (значимой) группой. Отличительной особенностью шестилетних детей от пятилетних является потребность быть не просто активным членом группы, но и соучастником её, т.е. иметь возможность чувствовать и переживать вместе с группой, быть не только понятым, но и понимать состояние других. У шестилеток развивается потребность занять определенную статусно-ролевую позицию в этой группе.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, можно сделать вывод о том, что применительно к психологическим классификациям потребностей актуальными потребностями детей пяти-шестилетнего возраста являются социальные потребности, характеризуемые стремлением к присоединению и идентификации с группой.

Потребности младшего школьного возраста

В младших классах у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и наблюдать, анализировать и делать выводы. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности - учения. Раньше его любили просто за то, что он есть, теперь на отношение к нему влияют его достижения. Характерной особенностью детей в возрасте 7-10 лет является любознательность, живой интерес ко всему новому и яркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда что-то копировать, поэтому личный пример родителей, имеет исключительно важное воспитывающее значение. В младшем школьном возрасте формируется потребность в признании. У детей появляется стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди сверстников и педагогов. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.

Потребности старшего школьного возраста

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы "НЕ":

НЕ хотят учиться так, как могут;

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки. Меняется общение со сверстниками. Общение выходит за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте не подкреплено подлинным желанием измениться. Для подростка характерна "не слабость воли, а слабость цели". Развивать волевое поведение следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались бы искусственно. Очень важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток. Это для них трудно, поскольку подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния.

Заключение

Взаимоотношения ребенка и взрослого, построенные на основе удовлетворения познавательной потребности, носят принципиально иной характер, чем отношения, возникающие при удовлетворении других его первичных потребностей. Если бы взаимоотношения младенца и взрослого основывались только на уровне удовлетворения потребности ребенка в пище, кислороде, движении и прочем, то эти взаимоотношения принципиально мало отличались бы от тех, какие имеют место в животном мире. Таким образом, сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности - общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. А так как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях находят свое воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфически социальные формы психики.

Список используемой литературы

1. Статья А. Добровольской

2. Интернет-сайты: cosholaal.edusite.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение теоретических основ и представлений о зависимом поведении или группе расстройств, объединяемых по общему признаку наличия зависимости от чего-либо. Систематический характер зависимости и принципы ее замещения удовлетворения других потребностей.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2015

    Возрастная периодизация, характеристика периода новорожденности и грудного возраста. Психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка в возрасте 1-3 года, 4-5 лет. Особенности развития детей 6-7 лет. Характеристики готовности ребенка к школе.

    презентация , добавлен 03.08.2016

    Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Виды потребностей: потребности труда, познания, общения, отдыха. Характеристика мотивационной сферы. Значение потребности в достижении.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Происхождение потребностей. Быстро и легко насыщаемые биологические потребности. Познавательные и социальные потребности.

    реферат , добавлен 20.12.2008

    Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2012

    Общая характеристика потребности детей в привязанности и описание психического развития ребенка раннего возраста. Формирование потребности предрасположенности у воспитанников ясельной группы к воспитателю как основная проблема детского возраста.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Определение потребности: роль в мире человека, способы и механизмы реализации. Понятие потребности с точки зрения разных наук. Классификация потребностей, уровни их удовлетворения. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности.

Необходимо иметь представление о том, в какой мере дея­тельность родителей нацелена на удовлетворение потребно­стей ребенка - как материально-бытовых (в питании, одеж­де, предметах развлечения), так и духовных (прежде всего в общении с родителями, в их любви и протекции). Эта характеристика семейного воспитания отличается от уровня протекции, поскольку описывает не меру занятости родите­лей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Например, «спартанское воспитание» является примером высокого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

· потворствование (шкала У+). О потворствовании мы; говорим в тех случаях, когда родители стремятся к мак­симальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они балуют его,; любое его желание-для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: сла­бость ребенка; его исключительность; желание дать ему то, чего были лишены в свое время родители; то, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказыва­ния приведены в шкале У+. При потворствовании ро­дители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способа заме­стительного удовлетворения их за счет воспитательных действий;

· игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Дан­ный стиль воспитания противоположен потворствова­нию и характеризуется недостаточным стремлением ро­дителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно по­требность в эмоциональном контакте, в общении с ро­дителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитатель­ного процесса. В него включены, во-первых, обязанности ребенка - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи; во-вторых, запреты - то, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение ребен­ком требований может повлечь применение санкций - от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различ­ны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, пред­ставлены целым рядом, шкал: Т+, Т-, 3+, 3-, C-+, C-.

Чрезмерность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обя­занностей в семье, проявляется в высказывании родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, наличие у него возможности са­мому выбирать способ поведения. И здесь возможны две сте­пени отклонения: чрезмерность и недостаточность требова­ний-запретов.


Чрезмерность требований-запретов к ребенку (шкала 3+) может лежать в основе типа негармоничного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество тре­бований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тре­вожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типич­ные высказывания родителей отражают их страх перед любы­ми проявлениями самостоятельности ребенка, этот страх про­является в резком преувеличении негативных последствий даже незначительного нарушения запретов, а также в стрем­лении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шка­ла 3-). В этом случае ребенку «все ^южно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток лег­ко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения. Данное воспитание сти­мулирует развитие гипертимного и неустойчивого типа лич­ности у подростка.

Чрезмерность санкций (тип воспитания «жесткое обраще­ние»). Для этих родителей характерна приверженность к при­менению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные выска­зывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (шкала С+).

Максимальность санкций (шкала С-), Эти родители пред­почитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо приме­няют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) - резкая смена стиля, переход от очень строгого к либеральному и обратно, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость внимания, по мнению К. Леонгарда, содействует формирова­нию таких черт характера, как упрямство, склонность проти­востоять любому авторитету, и нередко встречается в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в вос­питании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возмож­но, достаточно большое количество сочетаний перечислен­ных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений харак­тера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состоя­ний имеют следующие устойчивые сочетания (см. табл. 13).

Устойчивые сочетания различных черт воспитания пред­ставляют собой тип негармоничного воспитания. Класси­фикация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 13.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отражен­ных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, О). Ребенок находит­ся в центре внимания семьи, которая стремится к максималь­ному удовлетворению его потребностей? Этот тип воспита­ния содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, Ус, Зс, Сс). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его са­мостоятельности, ставя многочисленные ограничения и зап­реты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обуславливают острые аффективные реакции «экстрапунитивного» типа. При тревожно-мнитель­ном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция уси­ливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких тре­бований к ребенку с пониженным вниманием к его потреб­ностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

Младенец, О-1 год

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец - чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный путь к себе самим.

Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка.

Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести - он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.




Ребенок, начинающий ходить, 1-2 года

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение, уважение.

этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго

Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны.

Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен.

Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не исполнилось одного - двух лет, вы не были обусловлены страхом: вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть - совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль - совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма - не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы.



Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.





Дошкольники, 2 -5 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения

Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания -

ему достаточно играть и быть жизнерадостным.

В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир - и, конечно же, все члены его семьи.



«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила - духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний ребенок - это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Ключевые слова, которые применимы к первым школьным годам, носят более

социальный оттенок

Конечно, существует много других слов, потому что, когда ребенок в свои пять лет постигает мир, мозг его настолько сложен и активен, что он усваивает и проверяет бесчисленное количество различных понятий. Кроме того, я вовсе не хочу сказать, что

Конкретно мыслящий ум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать действительность за пределами «я есть», «я хочу» и «я первый".



То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю - я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, - значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты - это часть меня». Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться - они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, - нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.



То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.


Не обязательно прибегать к наказаниям. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ребенок, у которого возникает соблазн солгать, находится под действием страха. Если до сознания доходит правда, связанная с этим страхом, разум вполне логично пытается поступить наилучшим образом, говоря правду. В любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как вам кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из требований других - верный рецепт духовного разрушения. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».




Дети старшего возраста, 8 -1 2 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей

развивается личность и независимость

Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.


Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» - прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре - личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук - из рук взрослых.



Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт.


Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит - это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.




Ранние юношеские годы, 12 -15 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.


Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды -сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания.



Отрочество - время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания.


Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее Я - неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) - наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание.



Потребности ребенка в разные периоды жизни отличаются лишь степенью выраженности. В данной статье рассмотрим базовые детские психологические потребности и выясним, что рекомендуют психологи сделать родителям, чтобы удовлетворить каждую из них.

Классификация базовых потребностей по Маслоу

Несмотря на то, что родители действительно любят своих детей, они далеко не всегда умеют вести себя так, чтобы дети действительно чувствовали себя любимыми. Чтобы сделать своего ребенка счастливым, необходимо понимать какие психологические потребности для него являются базовыми.

Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней.

  • На первом, базовом уровне – физиологические потребности.
  • На втором уровне, более высоком – потребность в безопасности. Для человека не станет ведущей потребность более высокого ранга, если потребности более низкого уровня не удовлетворены. Так, например, человек не будет думать о безопасности, если он голодает.
  • На третьем уровне ­– потребность принадлежности к какой-то социальной группе, например семье, рабочему коллективу.
  • Четвертый уровень – потребность в уважении и признании.
  • Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте.

У разных людей степень выраженности той или иной потребности варьируется в зависимости от их психологического склада. Для некоторых людей остаются ведущими потребности низших уровней, а к высшим они никогда не испытывают большого устойчивого интереса.

Данная теория потребностей обращает внимание родителей и педагогов на тот факт, что дети не станут стремиться к развитию, если в первую очередь не будут удовлетворены их потребности в безопасности, принадлежности к группе и уважении.

Основные психологические потребности детей

Даже при должном присмотре без удовлетворения базовых психологических потребностей дети замирают в развитии. Например, психологи установили, что физический тактильный контакт младенца с матерью или другим взрослым, который заботится о ребенке, – необходимый фактор для нормального роста детского организма. А младенцы, полностью лишенные общения со взрослыми, получают задержки в умственном развитии.

По мере взросления дети переживают кризисы роста, которые делают более актуальными те или иные психологические потребности. Так, к основным психологическим потребностям ребенка дошкольного возраста можно отнести: до трех лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании; с трех до семи лет – уважение, независимость. Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация; детей подросткового возраста – принадлежность к группе, независимость.

Уровни потребностей по Маслоу дают подсказку родителям и педагогам, на какие действия необходимо ориентироваться в воспитании ребенка.

Потребность в безопасности

Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности .

Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги. Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью.

Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.

Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.

Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности. Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен. Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка.

Потребность в принадлежности к группе

Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков. Но даже маленьким детям обидно чувствовать себя изолированными, когда от их общества отмахиваются, ссылаясь на их юный возраст.

С детьми можно и нужно обсуждать финансовые вопросы и рабочие проблемы родителей. Конечно, не стоит этого делать в тревожно-пессимистическом ключе. Но, приобщая детей к этой части жизни, можно дать им почувствовать себя частью «семейной команды», научить их ответственности и показать пример того, как справляться с жизненными трудностями. Хорошим способом приобщить ребенка к кругу взрослых может стать семейный совет, на котором будут сообща решаться различные бытовые и семейные проблемы. Принимая участие в таких обсуждениях, ребенок чувствует ценность своего мнения для родителей и осознает важность своей роли в жизни семьи.

Ощущая крепкую связь со своими близкими, ребенку проще противостоять негативным влияниям извне и избежать попадания в плохую компанию подростков. Ведь такая очень важная потребность, как желание быть частью значимой группы, уже удовлетворена как минимум в кругу семьи.

Потребность в уважении и признании

К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом. Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.

Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.

Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.

Статьи по теме