Какие "малые формы" занятий физическими упражнениями существуют в режиме учебного труда студентов? Малые формы физической культуры в режиме дня школьника начальных классов Физкультпаузы и физкультминуты.
Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, физкультпауза,), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-
3) соревновательные формы занятий, т,е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место,.
Для малых форм занятий характерны:
1) относительно узкая направленность деятельности. незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-
2) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ-
3) невысокий уровень функциональных нагрузок.
Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в обшей системе занятий физического воспитания.
К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
1) самостоятельные тренировочные занятия (например по атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера.
2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реа- билнтационмого или рекреационного характера. К. ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное
Самоконтроль как один из видов контроля в процессе физического воспитания.
Самоконтр- регулярн набл за сост своего здоровья, физ развит и физ подгото и их измен под влиянием регуляр занятий упр и спортом. Задачи:1) расширить знан о физ развит.2)преобрести навыки в оцен психофиз подготов.3) ознаком с простейш доступн мет-ками самоконтр.4)опред уровень физ развит, тренир и здоров, чтобы корректировать нагрузку признанин физ культ и спорто. Цель: самост регулярн набл прост и доступн способами за физ развит, сост своего организм, влиян на него физ упр или конкрет вида спорта. Чтобы саоконт был эффективн, необход иметь представл об энерготич затратах организма при нервно- психич и мышечн напряж, возникающ привып учебн деят в сочет с систем нагрузкой. времен интервалы отдыха и восстан умствен физ работоспособн, а также приемы, ср-ва и м-ды, с помщью которых можно эффектив восстан функц возможн организма. М-ды исслед??? дневник самоконтроля
Задачи, содержание, методические особенности и организация физического воспитания детей раннего возраста.
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания.
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
I. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
2. Формирование основных жизненно важных двигательных умений.
3. Формирование устойчивого интереса к занятиям физ.культ
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому
Существует две формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста: L) государственная (детские ясли - до 3 лет и детский сад - от 3 до 6-7 лет); 2) самодеятельная,
Государственная форма организации физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные
детские учреждения. Физкультурные занятия в этих учреждения осуществляются в соответствии с Программой воспитания и обу чения в детском саду (раздел «Физическое воспитание*), где оп ределены задачи, содержание и формы организации физически; упражнений. Физкультурные занятия проводят воспитатели и ин^ структоры-методисты по физической культуре.
Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с| мячом, игрушками. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте - игра;! позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Занятия физическими упражнениями проводятся 2-3 раза в неделю. На занятиях с детьми 3-3 лет большое значение придается ме-. тодам использования слова и наглядного действия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребенка и его способности подражать.
64. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (задачи, содержание, формы занятий).
Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударовБольшое место занимают сюжетные и ролевые игры, дует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. Оздоровительные задачи.- Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания.- Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. -Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. - Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
Образовательные задачи.- Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. - Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Воспитательные задачи. - Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).- Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе.
Основными формами занятий физическими упражнениями являются: Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки.
Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей.
Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием Физкультпаузы и физкультминутки .Физкультурные праздники. Самостоятельные занятия физическими упражнениями .
Как уже говорилось, по мере развития массового физкультурного движения в различных сферах его возникают и множатся разнообразные формы занятий физическими упражнениями. И хотя основными остаются рассмотренные педагогически регламентированные формы, все шире распространяются подобные им и вместе с тем отличающиеся формы целесообразного построения физкультурных, в частности спортивных, занятий индивидуального и группового (коллективного) характера. Это - одно из необходимых условий глубокого проникновения физической культуры в различные сферы жизни общества и народный быт - в систему образования и воспитания, сферу производственной деятельности, режим здорового отдыха и т. д.
Достаточно разработанной типологии всей совокупности существующих форм построения физкультурных занятий пока не создано, что объясняется в какой-то мере как многообразием, так и динамичным обновлением их, особенно в наше время. Поэтому приводимую здесь характеристику ряда из них нужно рассматривать лишь как ориентировочную и неполную.
3.1. Малые формы
Типичными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:
относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и, микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;
сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут;
незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности - трудовой, служебной, учебной, - непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут) ;
относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.
Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат обще-
доступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития - такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих.
Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида.
Для иллюстрации сказанного здесь приводятся примеры малых форм занятий.
Утренняя гигиеническая зарядка, как известно, одна из наиболее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности (заметим, что в качестве малой формы занятий она не тождественна ни утренним тренировочным занятиям, получившим распространение в практике спорта, ни аналогичным случаям применения физических упражнений с довольно большим объемом нагрузки). Ее главное назначение - оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка, с той, однако, особенностью, что ориентирована она не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности и некоторые другие, но лишь постольку, поскольку это не ведет к неоправданному здесь форсированию нагрузки, не противоречит закономерностям постепенного развертывания функциональных возможностей организма после многочасового пребывания в состоянии глубокого покоя.
Одна из вполне оправданных схем составления комплекса упражнений для зарядки предусматривает:
1) «выравнивающее» упражнение (например, плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лежа в постели или в положении стоя);
2) упражнение, нефорсированно активизирующее кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания или поочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя);
3) наклоны, повороты, вращения туловища с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды ч темпа движений;
4) упражнение общего или регионального воздействия с выраженными, но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лежа, имитация толчка штанги с преодолением сопротивления резинового жгута);
5) серия «растягивающих» движений (например, поочередные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);
6) упражнение циклического характера, активизирующее функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки на месте или бег в течение 3-5 мин., вызывающие увеличение ЧСС до 140- !50 уд/мин);
7) заключительная серия движений (успокаивающе-переходная), частично нивелирующая избыточную функциональную активность, вызванную предыдущими упражнениями (например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями).
Ориентировочная продолжительность всей зарядки-около 10-15 мин., не считая, конечно, последующего приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо, разумеется, дублировать виды перечисленных упражнений и варьировать связанные с ними парциальные нагрузки. Ограничительным критерием тут может быть, в частности, показатель нормализации ЧСС на 5-й минуте после выполнения последнего из упражнений, предъявляющего значительную нагрузку (в приведенном комплексе это шестое упражнение); можно считать, что нагрузка в зарядке в целом не превышает целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обычному в состоянии оперативного покоя. При относительной стандартизации зарядки в рамках определенного периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативных способов повседневного самоконтроля (см. гл.XI; 3.1., раздел «Физкультурный самоконтроль»).
Хотя по мере адаптации к применяемому комплексу упражнений утренней зарядки есть смысл периодически несколько увеличивать связанные с ними параметры нагрузки, однако превращать ее в тренировочное занятие основного типа нецелесообразно - к нему, судя по преобладающим аргументам, лучше приступать не раньше чем через час-полтора после завтрака (отметим также, что зарядка может быть представлена в суточном режиме не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня).
Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры - вводная гимнастика, физ-культминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации (см. рис. 44). Это значит, кроме прочего, что в них приемлемы лишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ними нагрузок, какие способствуют производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих.
Вводная гимнастика. В том виде, в каком вводная гимнастика практикуется сейчас на производстве в системе рациональной организации труда, она обычно представляет собой комплекс из 5-8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5-7 мин. непосредственно перед началом рабочих операций. Это гоже своего рода разминка, которая, последовательно активизируй «функциональные системы организма, спо-
Рис. 44. Схема, иллюстрирующая место вводной гимнастики (ВГ), физкультминут (ФМ) и физкультпауз (ФП) в режиме трудового процесса (один из типичных вариантов, пояснения в тексте)
собствует эффективному выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта разминки здесь имеет значение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определенном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из упражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствующие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнастических движений.
Физкультпаузы и физкультминуты (или физкультминутки). Этими терминами не совсем удачно принято обозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением, а нередко и в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда. Все они являются своего рода паузами - в том смысле, что осуществляются в малых перерывах по ходу работы. В то же время они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой моменты целесообразного переключения на действия иного типа по сравнению с основными трудовыми операциями, причем как раз такого переключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативной работоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утом-
ление. Малые формы занятий в сфере производственной физической культуры в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузы продолжительностью 5-7 мин. (точнее их можно назвать «ординарные физкультпаузы»), физкультминуты- 1-2 мин. и микропаузы - 20-30 с.
Согласно накопленным исследовательским данным, в распространенном сейчас во многих сферах профессионального труда восьмичасовом режиме рабочего дня целесообразно выделять до 5-6 физкультпауз и физкультминут, в том числе 2 основные физкультпаузы, одна из которых вводится спустя примерно 2-3 ч после начала работы, а вторая - за 2-2,5 ч до ее окончания (физкульминуты проводятся при необходимости через каждые час-полтора работы, а микропаузы - и чаше). Тут неизбежны, конечно, вариации, зависящие от конкретного характера! и условий трудовой деятельности. Это относится и к содержанию физкультпауз) и физкультминут, и к параметрам связанных с ними нагрузок. Так, при тяжелом физическом труде они включают менее интенсивные, чем трудовые, двигательные действия, в которых в значительной, подчас преобладающей, мере выражены мо-менты рационального мышечного расслабления и акцентированы дыхательные движения, а также представлен и пассивный отдых; при невысокой же интенсив-ности движений в трудовых операциях в качестве средств активного отдыха оп- равданы более интенсивные двигательные действия (хотя и в таком случае, разу-меется, необходимо аккуратно нормировать связанные с ними физические нагрузки, чтобы не внести помех в последующие трудовые операции; например, регулируя. нагрузку в физкультпаузе по ЧСС, ее доводят к середине паузы до 110-120 уд/мин а затем уменьшают к концу до уровня, близкого к исходному)*.
Принципиально полезность этих и других форм производственной физической культуры на вызывает сомнений**. Очевидна и не-обходимость углубленной разработки методики оптимального использования ее быстро модифицирующихся факторов в системе НОТ. Установка «чем больше, тем лучше» здесь явно не подходит. Предстоит детально определить закономерности профессионально-прикладной физической культуры с учетом тенденций кардинального изменения содержания и условий труда в эпоху научно-технической революции.
Наконец, еще одним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут служить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера. Речь идет об относительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражнений, в том числе и включающих некоторые бытовые двигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им придается тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жестко ограниченного времени, которое удается выделить между основными и другими неотложными делами.
* Подробнее о малых формах и других факторах производственной физической культуры см., в частности, в кн.: Гриненко М. Ф., Саноян Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура. М., ФиС, 1974; Матвеев Л. П., Саноян Г. Г. Физическая культура в системе НОТ. М., ГЦОЛИФК, 1981; Нифонтова Л. Н. Производственная физическая культура. М., Знание, 1982.
** Правда, встречающиеся в литературе цифры прироста производительности труда до 10 и более процентов, обусловленного якобы лишь внедрением производственной гимнастики, доверия не заслуживают.
Такие микроееансы упражнений могут включать, в частности, дозированные ходьбу или бег по домашней лестнице (вместо подъема и спуска на лифте), серийные многоскоки со скакалкой, серии локальных и региональных силовых упражнений и упражнений «в растягивании» во время, например, просмотра телепрограмм, между бытовыми делами по самообслуживанию. Элементарный порядок использования упражнений и в этих случаях предполагает трехфазовую последовательность действий: вначале разминочную серию движений (в замедленном темпе, с укороченной амплитудой, без дополнительных отягощений), затем одну или несколько серий повторений избранного упражнения и в завершение - успокаивающую серию движений (например, дыхательных).
Естественно, что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансами упражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают в развернутые формы занятий физическими упражнениями*.
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера
При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятии в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит еще создавать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям: 1) как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) тренировочных занятий, подобных по определенным признакам занятиям урочного типа, и 2) как формы расширенного активного отдыха, включающего в том или ином соотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состязания в общедоступных спортивных упражнениях, туристские походы в выходные дни и т. д.)
Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным (индивидуальные или групповые). Для многих, особенно для людей зрелого возраста, они уже стали основной формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не только (и не столько) спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непо-
* К настоящему времени с учетом возрастающей популярности малых форм занятий физическими упражнениями неплохо разработан ряд тренировочных программ, рассчитанных на получение кумулятивного эффекта, в частности при использовании в домашних условиях ходьбы по лестнице, бега на месте, прыжков со скакалкой; продолжительность разовой нагрузки в них постепенно увеличивается с 3-5 до 15 мин и более (см., напр., Купер Кеннет, Новая аэробика. М., ФиС, 1979).
средственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по. общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тренировке. По содержанию они бывают однопредметными (включающими, например, быструю ходьбу - «спидуокинг» или продолжительный бег, в том числе «трусцой» - «джоггинг», или главным образом материал аэробно-ритмической, либо атлетической, либо иных разновидностей основной гимнастики и т. д.) и комплексными (например, сочетающими материал гимнастических упражнений и естественных упражнений циклического характера или построенными с использованием материала многоборий комплекса ГТО).
Выбор предмета занятий в данном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим образованием. Вместе с тем существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни и другие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связанные с модой на те или иные физкультурные увлечения (достаточно вспомнить, например, недавние приливы и отливы массового интереса к аэробике, йоге, гимнастике ушу и т. д.). Долг специалистов в этом отношении - тактично формировать индивидуальные интересы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физической культуры. Первостепенное значение имеет, конечно, серьезная постановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания. Только на его основе можно создать надежные гарантии против случайных увлечений в самостоятельной физкультурной деятельности, отнюдь не игнорируя индивидуальных склонностей и интересов. Индивидуальные предпочтения могут быть самыми разнообразными при условии, однако, если они согласуются с ясным пониманием того, что ни один вид физических упражнений, взятый в отрыве от других, даже при самой настойчивой тренировке принципиально не может гарантировать полноценного физического развития и здоровья и что лишь в соединении с другими элементами физической культуры он становится одним из действенных факторов достижения физического совершенства*.
В принципе и на рассматриваемые формы тренировочных занятий, хотя они организуются на самодеятельных началах, распространяются известные общие положения методики физического воспитания (включая и те, что касаются структуры основных форм занятий), но, разумеется, постольку, поскольку эти методические основы удается реализовать при отсутствии непосредственного руководства специалиста, т. е. постольку, поскольку сами занимающиеся (а в групповых занятиях по крайней мере один из занимающихся, выполняющий роль ведущего) овладевают соответствую-
* К сожалению, об этом несомненном положении нередко вроде бы забывают авторы публикаций массового назначения, где допускается явно односторонняя ориентация на отдельные виды упражнений, оказывающиеся по разным причинам в фокусе исключительного внимания.
щими специальными знаниями, умениями, навыками. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наиболь-шей мере зависят от уровня физкультурной образованности занимающихся, что в условиях развертывания массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования и его постоянного углубления, расширения сети физкультурно-методических и врачебно-физкультурных консультаций и создания хорошей (доходчивой, но не упрощенной) методической литературы для широких слоев населения, направленной на рационализацию самодеятельных физкультурных занятий.
Целесообразный объем затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается, естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции (после завершения базового общеобязательного курса физического воспитания), они должны быть не менее чем трех-четы-рехкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения некоторого общего уровня физической тренированности и предупреждения ее регресса*. Вместе с тем тратить ежедневно по многу часов на физическую тренировку, как это делают отдельные, не в меру увлеченные физкультурники (особенно любители бега «трусцой»), для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру.
Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха. Эти занятия в немалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они издавна, хотя пока все еще далеко не во всех подходящих случаях, практикуются в режиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. «Занятиями» их можно назвать, понятно, лишь в условном смысле слова, поскольку по определяющему содержанию это - отдых, но отдых деятельный, основанный на предметной двигательной активности, которая в данном случае ценна более всего своим восстановительным и.оздоровительным эффектом. Пригодных для этого ее вариантов, как известно, достаточно много - от таких, например, как элементарные подвижные игры (на больших школьных переменах, на дворовых площадках) или спортивные игры по свободному регламенту, согласованному между участниками, до таких, как туристские походы в выходные дни и в отпускной период при условии, что предъявля-
* Обзор ряда конкретизирующих это положение исследовательских данных, относящихся к физической тренировке людей зрелого возраста, см., напр., Пиро-гова Е. А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев, Здоров"я, 1986.
емые в них нагрузки умеренны, не сопровождаются долго выраженным кумулятивным утомлением, а тем более изнуряющим воздействием (имеется в виду не спортивный туризм, а практикуемые в режиме активного отдыха однодневные и многодневные походы пешком, на велосипеде, лодках, лыжах и т. д.).
Такие формы двигательной активности как по содержанию, так и в структурном отношении значительно менее жестко регла-ментированы, чем тренировочные и другие занятия, типичные для] физического воспитания, что вытекает из их восстановительно-рекретивной (включающей моменты развлечения-отдыха) ориентации, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения с установкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательный отдых. Это, однако, не исключает необходимости регулирования нагрузки, предупреждения травм и исключения других нежелательных явлений, что обеспечивается опять-таки на основе физкультурно-образовательных знаний, умений, на-выков.
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании
В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий элементы состязания включаются уже, как известно, на ранних возрастных этапах физического воспитания, но в особую целостную форму построения занятий они перерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности, формирования личностной установки на спортивные достижения, приобретения физической и психической подготовленности к испытаниям, с которыми сопряжено спортивное соперничество.
Тот хорошо известный факт, что специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие*, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики. Наиболее широко они представлены, разумеется, в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифицированных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает 10-15 и более процентов общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем курсе физического воспитания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спортивные состязания не практикуются столь широко, но и здесь со-
* Подробнее об этом см. руководства по теории спорта для институтов физической культуры.
ревновательные формы построения занятий имеют существенное значение.
В этой связи нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признаками как: непосредственно доминирующая ориентация поведения соревнующихся на победу или (и) индивидуально высшее достижение, четкая регламентация предмета, способов и ряда других условий состязания официально унифицированными правилами (причем унификация правил во многих видах спорта доведена, как известно, до международного уровня), регулирование порядка ведения состязания и определение его исхода официальными арбитрами, специфическая эмоциональная напряженность и насыщенность атмосферы, состязания, обусловленные, кроме прочего, его обстановкой и сопереживаниями зрительской аудитории. При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики эти признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют либо выражены как бы в преобразованном виде. Главное, что объединяет здесь разнообразные варианты соревновательных форм занятий, заключается в использовании натурально сопоставительных способов выявления индивидуальных возможностей, мобилизующих на демонстрацию наличного уровня тех или иных личностных качеств, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях. Данные формы занятий имеют и некоторые общие структурные черты, характеризующие последовательность поведенческих актов соревнующихся (вводно-организующие действия, разминка, сам акт выполнения соревновательного упражнения, подведение итогов, меры, нормализующие послесоревновательное состояние).
Спортивные соревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. Так, в рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применение соревновательных форм организации занятий подчинено прежде всего логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества, решению образовательно-воспитательных задач. Соревновательная и урочная формы занятия здесь в определенных случаях как бы сливаются (так называемый контрольный урок или зачет, организуемый в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, нормативов ГТО или спортивной классификации, и т. п.). При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер (состав участников ограничивается составом постоянных учебных подразделений - классов, групп, курса и т. д.).. Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной о р и е н т а ц и и. Для многих они фактически не столько способ достижения спортивной победы
или спортивно-технического результата (как показывают исследования, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований такие индивидуальные установки выражены слабо или вовсе отсутствуют), сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Не случайно при неформальном подходе к организации таких соревнований спортивно-соревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится как бы на задний план, что предусматривается, в частности, условиями поощрения всех участников вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов, введением гандикапов и другими организационно-методическими приемами и условиями.
В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки. Соответственно они здесь в полной мере развернуты и глубоко специализированы (подготовительные, классификационные, контрольные, отборочные, основные и др.) в зависимости от конкретного назначения и места в общей организации спортивной деятельности. Причем по мере роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени ответственности они предъявляют все более серьезные требования к физическим и психическим качествам спортсмена.
Не только в спортивных соревнованиях высокого ранга, но и в подобных им соревновательных формах занятий довольно высока вероятность возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций, чреватых перенапряжениями и другими негативными эффектами, что выдвигает проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям и уровню подготовленности соревнующихся, а отсюда и проблемы допуска к соревнованиям разного ранга, контроля и регулирования соревновательных нагрузок. В системе официально организуемых спортивных соревнований предусматривается, как известно, ряд мер, так или иначе способствующих решению этих проблем (установленные требования по врачебному допуску к участию в соревнованиях, официально принятая дифференциация их по программе, масштабу, продолжительности, режиму в зависимости от возраста, пола и уровня спортивной квалификации участников, официально регламентирующие рекомендации по нормированию соревновательных нагрузок для отдельных контингентов соревнующихся и т. д.). Сложнее обстоит дело с распространением соответствующих регламентирующих положений на неофициальную практику самодеятельных физкультурно-спортивных состязаний. Для рационализации ее многое еще предстоит сделать, прежде всего по пути органического внедрения спортивной культуры в сознание и быт народа, расширения сети физкультурно-спортивных клубов по интересам в территориальных и коммунальных регионах, качественной подготовки общественного спортивного актива.
Глава XI ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания
В деятельности по физическому воспитанию, как, впрочем, и в любой иной планомерной деятельности, можно условно выделить три части: 1) планирование, 2) реализацию запланированного, 3) контроль (рис. 45). Условность такого разграничения вполне очевидна, поскольку в действительности все эти операции не только взаимосвязаны, но и как бы переходят друг в друга. Однако они не сводятся друг к другу и осуществляются в определенной последовательности. В единстве они представляют собой неотъемлемые слагаемые рациональной организации, целесообразного построения процесса физического воспитания и управления его результативностью.
Знание объективных закономерностей физического воспитания, отражающих их принципов и научно-методических положений - важнейшая предпосылка и направляющая основа педагогического планирования и контроля в этой сфере. В свою очередь, планирование и контроль, если они опираются на знание закономерностей
Рис. 45. Схема соотношения планирования, реализации запланированного и контроля
Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании
Цель: Закрепление знаний и раскрытие важности неурочных форм организации занятий в физическом воспитании
Задачи:
1- дать оценку малым формам организации занятий в физическом воспитании,
2- изучить крупные формы организации занятий в физическом воспитании,
3- раскрыть соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании.
Актуальность: Основные уроки по физической культуре в школе не обеспечивают требуемой потребности в движении, к тому же в последнее десятилетие детей практически всех развитых стран мира характеризуют как гиподинамичных, склонных к полноте, с уймой вредных привычек. Систематическое использование неурочных форм организации занятий- возможность исправить сложившуюся ситуацию.
Особенности малых форм занятий:
Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий: а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика); б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время производственной или умственной деятельности (формы: физкультминутки, физкультпаузы); в) поддержание отдельных сторон приобретённой тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (домашние занятия по школьному курсу физического воспитания и спорта).
Незначительная продолжительность занятий (от 2 – 3 до 15 – 20 минут).
Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки). Физкультпаузы).
Невысокий уровень нагрузок.
Крупные формы занятий:
1.Самодеятельные тренировочные занятия (индивидуальные или групповые).
Крупные формы занятий отличаются от малых форм большей продолжительностью (до 2 – 3 часов), более широким содержанием и более обособленной структурой. Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, но и самостоятельные занятия по общей физической подготовке, атлетической подготовке, избирательно-кондиционной тренировке.
По содержанию они бываютоднопредметными : включающими, например, быструю ходьбу, или продолжительный бег, или ритмическую гимнастику, или ходьбу на лыжах и др.Комплексные занятия включают различные виды физических упражнений , выполняемых в одном занятии. Например, занятия, построенные по принципу многоборной подготовки, или упражнения циклического характера и спортигры, или силовые упражнения и циклические упражнения и т. п.
Выбор занятий определяется индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим воспитанием . Вместе с тем существенное влияние на выбор предмета занятий оказывают условия жизни, быта, наличия инвентаря, спортивных баз и др.
Самодеятельные тренировочные занятия требуют от занимающихся определённой «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятий, регулирования нагрузки, осуществление самоконтроля. Самодеятельные тренировочные занятия должны быть не менее, чем трёх-четырёхразовыми в течение недели, примерно часовой продолжительности каждое.
2.Физкультурно-рекреативные формы занятий. Такие формы занятийимеют характер расширенного активного отдыха , восстановление сил с помощью средств физического воспитания (от латинского recreation – отдых, восстановление). Эти занятия позволяют поддерживать нормальное физическое состояние и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они практикуются в режиме школьного дня (большие перемены с использование подвижных игр), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других ситуациях.
Пригодных для активного отдыха вариантов достаточно. Например, подвижные игры, спортивные игры по упрощённым правилам, или туристические походы: пешие, походы на лыжах, велосипедах, лодках и т.п. Основные характерные черты таких занятий: умеренность нагрузки, без ярко выраженного утомления , отсутствие жёсткой регламентации, свободное варьирование поведения.
Соревновательные формы занятий:
К ним относятся: 1) собственно-спортивные соревнования; 2) соревновательные формы занятий.
3.1.Собственно-спортивные соревнования – представляют собой объективный способ демонстрации в соревновательной деятельности возможностей соревнующихся в соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде спорта .
Собственно-спортивные соревнования характеризуются:
Стремлением показать максимальный результат, победить, или занять наиболее высокое место, или решить конкретные технико-тактические задачи.
Унифицированными правилами соревнований для каждого вида спорта, где чётко обозначены способы ведения соревновательной борьбы, регулирование порядка состязания, наличием судейства.
Специфической эмоциональной напряжённостью участников соревнований
В регулярной спортивной деятельности спортивные соревнования широко развёрнуты и глубоко специализированы: контрольные, подготовительные, классификационные, отборочные, главные соревнования . Собственно соревновательная деятельность наиболее широко представлена у высококвалифицированных спортсменов, которая занимает до 10 – 15 % и более общего времени, затрачиваемого на спортивную подготовку в течение года.
Собственно-спортивные соревнования имеют общие структурные черты урочных форм занятий: вводно-организующие действия; разминка; непосредственное выступление участвующих спортсменов в соревнованиях; заключительная часть, нормализирующая послесоревновательное состояние; подведение итогов соревнований.
3.2.Соревновательные формы занятий.
В качестве одного из частных методических приёмов активизации занятий,элементы состязаний включаются уже на ранних этапах физического воспитания: старты и легкоатлетические ускорения в папах группах, с гандикапом, различные эстафеты и пр .
При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики вышеперечисленные признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют, либо выражены как бы в преобразованном виде. Так в рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применяются контрольные или зачётные уроки, организуемые в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, контроля за степенью освоения двигательных действий. При этом соревнования имеют как бы внутренний характер – состав участников ограничивается составом классов, групп и т. п.
Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении в процессе участия в массовых соревнованиях. Для многих участников массовых стартов, участие в соревнованиях не столько способ достижения высокого спортивно-технического результата, сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Как показывают исследования, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований установка на высокий результат выражена слабо ил вообще отсутствует.
При организации многих массовых соревнований спортивно-соревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится кА бы на задний план, что предусматривается. В частности условиями поощрения всех участников, вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов и другими организационно-методическими приёмами и условиями.
Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:
Относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;
Сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности - трудовой, служебной, учебной, - непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок .
Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат общедоступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития - такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих .
Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида .
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро-вительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.
По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность - это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность - формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.
Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность - операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность; 2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.; 4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.
По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д.
Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.
Для малых форм занятий характерны:
1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
2) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15- 20 мин);
3) низкий уровень функциональных нагрузок.
К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля; 2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.
К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п.
К соревновательным формам организации занятий относятся:
1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.).
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.
Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.
Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды:
перспективное, текущее (этапное) и оперативное.
Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную четверть).
Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).
Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.
Требования к планированию в физическом воспитании * 1. Целевая направленность педагогического процесса.
2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.
4. Конкретность планирования.
Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана рекомендуется придерживаться следующей последовательности основных операций.
1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Устанавливаются исходя из поставленных задач нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.
4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на прохождение, разработку теоретического и практического содержания программы.
5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интенсивности.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана.
Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра); 2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия; 4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра.
5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.
Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.
Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).