Ясли и детские сады в италии. Детские ясли и сад в Италии Нет поделок – есть спокойный сон

Согласно итальянскому законодательству отпуск по уходу за ребенком рассчитан на маленький срок, поэтому вопрос о детских садах и яслях стоит на первом месте. О том, как итальянские мамы выходят из данной ситуации, расскажет нам Ольга Меролла, переехавшая из Самары в Перуджа три года назад.

Отпуск по уходу за ребенком согласно итальянским законам составляет всего 5 месяцев. Уходить в декрет с работы разрешается за 2 месяца до предположительной даты родов и в течении трех месяцев ухаживать за новорожденным, таким образом сохраняя 90-100 % заработной платы. Также есть возможность продлить отпуск, но при этом сумма выплаты сократиться до 30 %! Именно в связи с этим большинство итальянских родителей предпочитают подыскать подходящие дошкольные заведения с яслями и возвращаться в офис.

Можно выделить два основных типа детских садов. Для самых маленьких, куда принимаются детки возрастом с 3-4 месяцев и до 3-х лет. Ясли открыты в рабочие дни недели, то есть суббота и воскресенье у них, как и у большинства других заведений, выходные, а в июле и августе ясли закрываются на каникулы. День в яслях длиться до 16.30, но если по каким-либо причинам родители не могут забрать своего ребенка так рано, то за отдельную плату воспитатели сада присмотрят за малышом вплоть до прихода его родителей. Выводя ребенка на прогулку, они обязательно присмотрят за ним, за тем, как он одет - в солнечную погоду обязательно оденут ребенку панамку и удобную обувь, а в дождь - курточку. В летнее время деткам могут предложить активные игры на солнышке или в детском бассейне. В такую погоду ребенок обязательно должен быть защищен одеждой и солнцезащитными средствами: панамкой, солнечными очками с защитой от УФ и легкой дышащей одеждой, в которой он не будет перегреваться. Такие товары в широком ассортименте представлены в детском интернет-магазине www.babybanz.ru , который предлагает детские товары от австралийской фирмы-производителя Baby Banz Inc.

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли. Также и ребенок приобретает навыки общественной жизни, появляется чувство дружбы.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана, то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.

Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.

Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать "семейные детские сады”. Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработице в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.

Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике . Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Что касается государственных яслей или сада, то средняя стоимость составляет примерно 300 евро. Но стоимость услуг дошкольных заведений в других регионах Италии может составлять другую сумму. Так, например, цена за месяц садика в Риме составляет 146 евро, в Милане- 230, Венеция - 316 и другие.

Следующей ступенькой является «материнская школа», куда ходят дети от 3 и до 6 лет. Данная «школа» может быть как частная, так и государственная, но и тот и другой тип является платным для родителей. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения.

В детских садах введено трехразовое питание - завтрак, полдник и обед. Оплата родителями за питания вносится отдельно от общей платы за сад. Один прием пищи может составлять приблизительно 4-5 евро. Как правило, сады не имеют своей столовой для приготовления пищи, она им доставляется из единой большой столовой, которая готовит на несколько садов. В садах предлагается биодиета, то есть блюда готовятся из овощей без добавок и вредных удобрений. Основой меню является большое количество фруктов, супы, картофельное пюре, рис, а также каждый день легкие салаты из овощей. Естественно, итальянцы не изменяют традиционным макаронам, детям готовят разные блюда из пасты, к примеру с овощами.

Большинство садов предлагают родителям услугу доставки их детей из дома в сад на автобусах принадлежащих дошкольному учреждению. Такая услуга значительно экономит время родителям утром, но вот вечером, всё-таки, родители забирают детей самостоятельно. Плата за услуги автобуса составляет 25-35 евро в месяц.

Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:

Физическая активность;

Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);

Расширение словарного запаса ребенка, риторика;

Иностранные языки, самовыражение, креатив;

Знакомство с окружающим миром.

В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли с участием, как детишек, так и профессиональных актеров, в общем, итальянские дети делают всё то, что и наши российские малыши в детских садах. Некоторые сады предлагают следующие занятия: аппликация, лепка, хореография, музыка, рисование, математика, развитие речи, гимнастика, психомоторика, старшим деткам предлагают изучение английского языка и занятия на компьютере.

Зачастую частные детские сады в итальянских городах организуют монахини. Италию можно отнести к очень религиозным странам, поэтому итальянские семьи предпочитают, чтобы их детьми занимались служители церкви. Естественно никто в таких учреждениях не заставляет детей проводить в молитве целые дни, и не оказывает на них религиозного давления, но в стандартный курс занятий включаются и молитвы перед приемом пищи и пение псалмов. Занятия проводятся с очевидным уклоном в историю католицизма, а также праздники проводятся с религиозным уклоном.

В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике, мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада называется «инсеременто» и соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее. "Инсерименто” в среднем, длится около недели, но в некоторых детских садах этот процесс может быть организован по-другому и занимать больший или меньший период времени.

Цена на детский сад для детей возрастом от 3 до 6 лет высчитывается с учетом общего дохода семьи. Согласно итальянскому законодательству предусмотрено некоторые категории семей, которым положены льготы в оплате. Например, такие льготы могут получать семьи, где оба родителя являются безработными или всего один член семьи работает, а также многодетные семьи.

Ежемесячная плата для таких семей составляет примерно 50-160 евро, в зависимости от годового дохода семьи и региона где она проживает. Средняя сума, выплачиваемая семьями за год, составляет около 970 евро, но следует учитывать, что данные цифры усреднены, то есть в одной группе детского сада можно найти ребенка, родители которого выплачивает 45 евро, а также и такого за которого платят 150 евро в месяц. Разница обусловлена тем, что льготы могут получить не все семьи, обеспеченные семьи ведут оплату за детский сад в соответствии с общими тарифами.

Цены в частных садиках выше государственных, но не намного. Большинство семей Италии предпочитают водить своего ребенка именно в детские сады частного типа, там и количество детей в группе намного меньше и развивающих занятий больше чем в бюджетных садах. Цена за посещения частного детского сада варьирует от 1000 до 1500 евро в год.

В итоге можно смело сказать, что система дошкольных детских учреждений в городах Италии неплохо развита, родителям предоставляется огромный выбор в этой сфере. Родители могут оформить своих детей в государственный, частный, религиозный, творческий детский садик, обучить его английскому языку или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, оставить малыша в саду до обеда или вплоть до самого вечера.

Пришло время рассказать о следующем этапе жизни малыша.

Очень многие мамы, особенно, если рабочая ситуация нестабильная, предпочитают не отдавать ребенка в ясли, которые стоят бешеных денег, а сидят дома с малышом до трех лет. С трех до шести поголовное большинство детей посещают scuola materna или scuola d"infanzia - детский сад. Посещение данного заведения необязательно, но желательно. Перед приемом в школу обязательно задают вопрос, ходил ли ребенок в детский сад. Там малыш проходит суровую школу итальянской жизни, учится быть умелым и самостоятельным.

Надо сказать, что после яслей, где ребенок просто окутан заботой и лаской и где подстраиваются под его ритмы, детский сад по своей строгости напоминает наш пионерлагерь советских времен. Из маминых объятий или из яслей, где на одну воспитательницу приходилось 6-8 воспитанников, малыш вдруг попадает в группу из 28 детей. Группы бывают смешанные, то есть дети от трех до шести лет находятся вместе. Воспитатели мотивируют это тем, что большие помогают маленьким, маленькие тянутся за большими и быстрее учатся новому.

Предполагается, что при приеме в детский сад ребенок должен быть приучен к горшку и уметь по минимуму следить за собой: мыть ручки, вытирать их полотенцем, снимать обувь, надевать куртку. Для нашей действительности, возможно, это нормально, но в Италии детишки могут до четырех лет ездить в коляске и не расставаться в подгузником и соской вплоть до детсада. Если мама не постарается заранее, представьте, какой культурный шок ожидает малыша! Горшков здесь нет, только маленькие унитазики без сидения, на которые малыши должны забираться с невиданной ловкостью.

Дневной сон предполагается только для самых маленьких. Условия спартанские. Спальня похожа на бивуак: детишки спят в одежде на маленьких раскладушках. Правда, одеяла и подушки присутствуют. Дневной сон длится полтора-два часа.

В некоторых детских садах детишки носят форму «grembiule» — подобие халатиков, которые носили мальчики в СССР на уроках труда . Мальчики в голубых, девочки, разумеется, в розовых. Практично, конечно, но выглядят они убого.

Расписание в садике очень неудобное для работающих родителей: занятия заканчиваются в 16-16.15. Правда, некоторые частные сады за отдельную плату предлагают «продленку» до 18.00.

Детские сады, как и ясли, бывают частными и государственными. В государственных садах родители оплачивают только питание, около 80 евро в месяц. Если ребенок не посещает сад, платить вовсе не надо. В частных же оплачивается стандартный тариф независимо от того, посещает ли ребенок сад или нет — 150-160 евро в месяц. Но после цен на ясли эти расценки кажутся просто смешными.

Есть детские сады при церковных приходах. В таких заведениях директором может быть монахиня. Направленность, разумеется, тоже соответствующая: на праздниках дети поют песни про Иисуса, и каждый учебный год начинается не торжественной линейкой с поднятием итальянского флага, а службой в церкви. Но воспитательницы во всех детских садах лица светские.

В обычных детских садах здесь по часу раз в неделю преподается религия — все-таки Италия католическая страна, и в каждом государственном учреждении здесь обязательно висит распятие. Перед записью ребенка в сад родители подписывают документ, в котором они заявляют о своем согласии на преподавании азов религии . В противном случае ребенок будет отдаляться от группы своих товарищей и заниматься другими делами. Это показывает, насколько в Италии корректно и толерантно относятся к религиозным вопросам. Здесь очень много иностранцев: выходцев из Пакистана, Марокко, Алжира, Индии, Китая, Ганы. Не все христиане. Вот родители и заполняют бланки.

Что касается языковых вопросов, то тут воспитательницы проявляют недюжинное умение. Часто детки иностранцев совсем не говорят по-итальянски, когда приходят в садик. Многие мамы, выходцы из стран третьего мира сидят дома со всеми своими многочисленными детьми и даже не пытаются учить итальянский. Так что воспитательницы должны каким-то образом понимать малышей, разговаривающих на хинди или арабском. Правда, потом такие детки сами учат своих родителей итальянскому и переводят им то, что говорят о них учителя и воспитательницы.

«Рабочий день» начинается в 8 утра. Обед — в 11.30, сон с 13.30-14.00 и до 15.00. А в 16.00-16.15 садик закрывается.

В некоторых садах за отдельную и совсем небольшую плату можно воспользоваться услугами школьного автобуса. Предлагаются также курсы музыки , английского языка и плавания.

В детском саду не учат читать и писать , но уделяют большое внимание раскрытию творческой стороны деток. Они много работают с тестом, красками и карандашами. И тоже занимаются спортивно-психомоторной деятельностью.

Какие существуют детские сады в других странах? Узнайте из следующих материалов!

Изначально создававшиеся в Италии для обеспечения в течение рабочего дня присмотра за детьми работающих женщин, ясли лишь в 1971г. вошли в категорию муниципальных детских учреждений. Со временем их число в стране увеличилось, и они приобрели дополнительные функции, характерные для образовательных учреждений.

Ясли дают детям возможность проявлять свои способности, общаться со сверстниками и исследовать окружающий мир в специально созданных для этого помещениях и при помощи и под присмотром воспитателей. Ясли работают с сентября по июль, за исключением суббот, воскресений и праздничных дней, с перерывами в период рождественских и пасхальных каникул. Возможность посещения ясель в июле оговаривается отдельно. Время работы, как правило, - 7.30-17.30 или 7.30-14.30.

Дети в яслях делятся в соответствии с их возрастом на 3 группы: 3-11 месяцев, 12-19 месяцев и 20 и более месяцев. В некоторых яслях не предусмотрена группа для самых маленьких.

Заявление о посещении яслей подается в конце апреля - начале мая. Ребенок может посещать ясли, если по крайней мере один из его родителей зарегистрирован в муниципалитете той коммуны, к которой они относятся. Все лица, подавшие заявления, вносятся в списки в порядке, определяемом в соответствии с их финансовым положением, жилищными условиями, числом детей в семье и пр. Заявления могут подаваться одновременно в пять различных яслей. Размер платы за посещение ребенком яслей устанавливается муниципальным бюро детских дошкольных учреждений также исходя из финансового положения родителей.

Помимо обычных яслей существуют также так называемые "семейные ясли" и "беби-паркинги". "Семейными яслями" называется некое подобие яслей, организованное на дому и управляемое женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3-х лет. В такие "семейные ясли" принимаются до 3-х детей. Особые требования предъявляются к квартире, в которой они располагаются, - например, в ней должно быть не менее 2-х комнат. Продолжительность пребывания детей в таких мини-яслях ограничивается 5-ю часами в день.

"Беби-паркинги" являются более современной и более дешевой альтернативой беби-ситтерам. Здесь детей можно оставлять на 4 часа, в том числе и вечером. Питание в таких учреждениях не является обязательным. В остальном же они подчиняются правилам, общим для обычных ясель.

Среди педагогов и врачей-педиатров нет единого мнения относительно пользы детских ясель. Установлено, что дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют намного чаще, чем те, которые их не посещают. Порой из-за болезней дети, записанные в ясли, вынуждены проводить большую часть времени дома, проходя лечение. Помимо этого, именно в раннем возрасте ребенку наиболее необходима родительская забота. Поэтому, многие педиатры оспаривают целесообразность существования яслей. Однако, с другой стороны, такие учреждения являются единственной возможностью освободить работающих родителей от необходимости присматривать за детьми в течение рабочего дня. Дело в том, что во многих семьях бабушки и дедушки, еще не достигшие пенсионного возраста, также работают и не могут оказывать поддержку своим детям, присматривая за внуками. Кроме того, в связи с изменениями, происходящими в современном обществе, растет число работающих матерей, а также семейных пар, лишенных поддержки родственников. Именно этим обусловлена необходимость создания детских учреждений для детей в возрасте до 3-х лет.

Начиная с 70-х годов в роли этих учреждений и выступают детские ясли. Изначально в обязанности работников яслей входило обеспечение правильного питания и распорядка дня детей, однако, уже в 80-е годы большое внимание стало уделяться воспитательной работе. Для родителей ясли - это, прежде всего, место, где детей можно оставить в рабочие часы. Кроме того, ежедневное посещение яслей способствует установлению дружеских отношений между родителями, которых объединяют общие интересы и потребности, что порождает определенную солидарность между ними и обеспечивает им дополнительную возможность получить поддержку в трудную минуту.

При распределении мест в муниципальных детских яслях правом первоочередности пользуются наименее состоятельные семьи, тогда как те, что побогаче чаще всего отдают своих детей в частные ясли, которые, в общем, обеспечивают высокое качество услуг.

Отношение же к детским садам отличается гораздо большей однозначностью, чем к яслям, хотя и стоит отметить среди негативных факторов, например, слишком продолжительные занятия, переполненные группы и перепады температуры в помещениях в зимний период, из-за которых повышается заболеваемость среди детей. Из позитивных факторов следует упомянуть то, что детские сады дают детям прекрасную возможность заводить новые знакомства, учат их общению, дисциплине, прививают им чувство времени - то есть, учат их пониманию, когда наступает время играть, когда работать и когда - удовлетворять свои естественные нужды. Здесь дети учатся находиться в обществе людей, не входящих в число их ближайших родственников, учатся строить отношения с самыми разними людьми - воспитательницами, служащими, родителями их товарищей по группе.

Дома рядом с ребенком всегда находится близкий человек, всегда готовый уделить им все свое внимание. В яслях же ребенку приходится делить внимание и заботу воспитателей с другими детьми. Это очень важно, ведь, повинуясь все ускоряющемуся ритму сегодняшней жизни, люди все меньше времени уделяют другим и самому себе. Современные дети уже в детском саду начинают знакомиться с теми дисциплинами, которые им предстоит изучать в начальных классах. Они, начиная с первых лет своей жизни, загружены до предела самыми разнообразными занятиями. При этом, они остро ощущают нехватку человеческого общения и в первую очередь, общения со своими собственными родителями, которым стоит помнить, что их самих ребенку не сможет заменить никто.

Прежде чем отдать своего ребенка в ясли, независимо от того, муниципальные они или частные, родителям необходимо лично посетить их и попросить у администрации разрешение осмотреть помещение. Вот на что им следует обратить внимание в первую очередь.

1) Соответствие помещений нуждам детей. Они должны быть спланированы с учетом особенностей детской физиологии и психологии. Комнаты должны быть уютными, светлыми и чистыми, иметь соответствующие размеры и отвечать требованиям детей тех возрастных групп, для которых они предназначены. Очень важным фактором является санитарно-гигиеническое состояние помещений. Хотя, родители не должны требовать соблюдения в детских яслях абсолютной стерильности и идеального порядка. Обстановка в яслях должна быть домашней, успокаивающей. Помещения яслей должны иметь хорошую звукоизоляцию, а конструкция внутренних помещений должна исключать явления акустического резонанса, чтобы на затруднять процесс общения между детьми. Прилегающая к яслям территория должна быть достаточно просторной и приспособленной для ее использования детьми, особенно в хорошую, солнечную погоду.

2) Уровень безопасности детей. Уровень пожароопасности в помещениях детских яслей должен быть минимальным. Все элементы обстановки и отделки должны быть выполнены, ориентируясь на детей, - с закругленными углами, с использованием безопасных материалов и безвредных красок. Обязательно нужно обратить внимание на электрические розетки: они должны быть снабжены соответствующими защитными приспособлениями. Размеры предметов мебели должны соответствовать росту ребенка.

3) Мебель, игровые снаряды и игрушки должны стимулировать развитие в ребенке самостоятельности, индивидуальности. Они не обязательно должны быть новыми, но они должны быть в хорошем состоянии, чистыми, без легкоотделяющихся осколков и щепок. Предпочтение лучше отдавать простым игрушкам, которые ребенок может комбинировать по своему усмотрению, развивая свою творческую фантазию.

4) Присутствие квалифицированного персонала. В среднем в яслях должна быть одна воспитательница на каждые 6 детей. Желательно, чтобы воспитательницы имели соответствующую формальную квалификацию, полученную после посещения курсов профессиональной подготовки. В любом случае, родителям не помешает лично побеседовать с воспитательницами. Уважающие себя учреждения также регулярно проводят встречи, в которых принимают участие как воспитатели, так и специалисты по различным детским проблемам. Весьма нежелателен частый перевод сотрудников из одних детских яслей в другие.

5) Программа занятий для детей. Администрация яслей обязана давать широкое освещение предлагаемой ежедневной программы занятий. Распорядок дня, включая игры, должен быть тщательно и грамотно спланирован с тем, чтобы максимально стимулировать развитие ребенка. Очень полезны групповые занятия и игры с участием детей разных возрастных групп.

Выбрав ясли для своего ребенка, родители должны лично получить у их директора бланк заявления, который заполняется и подается в канцелярию данного детского учреждения. Справку из муниципалитета о регистрации по месту жительства теперь представлять не нужно. К заявлению необходимо приложить копию декларации доходов обоих родителей за предыдущий год - для расчета размера индивидуальной платы за посещение ребенком ясель. Также нужно представить справку о вакцинации ребенка (обязательными в Италии являются прививки от полиомиелита, дифтерии, столбняка и гепатита B).

Государственные детские сады находятся в ведении Министерства образования и посредством систематической воспитательной и образовательной деятельности обеспечивают основу для последующего психо-эмоционального развития ребенка. Посещение детских садов необязательно. Посещать детский сад могут дети в возрасте 3-6 лет. Срок подачи заявления - 31 декабря каждого года. Собственно запись производится 3-25 января в канцелярии детского сада. При этом, к заявлению нужно приложить свидетельство о рождении ребенка, справку о регистрации по месту жительства (можно заменить заявлением о самостоятельном засвидетельствовании), карточку с данными о вакцинациях либо ксерокопию соответствующих страниц медицинской книжки. В заявлении, омимо прочего, можно указать часы, в которые ребенок будет находиться в детском саду. Для записи ребенка в детский сад его родители не обязательно должны проживать на территории, находящейся в ведении управления детских дошкольных учреждений, к которому он относится.

За справками и разъяснениями родителям также следует обращаться в канцелярию выбранного ими детского сада. Нормы, касающиеся работы детских садов, содержатся в Указе Совета министров Италии №725 от 1996г.

Детские сады обеспечивают основы для развития познавательных способностей детей, их чувственного мира, а также начальное нравственное и религиозное воспитание. Здесь начинается развитие умственного и психодинамического самосознания ребенка, зарождение у него стремления к самостоятельности. Занятия, проводимые с детьми в детском саду, направлены на развитие определенных навыков, культурного потенциала, познавательных и творческих способностей. Для этого в ходе занятий внимание детей обращается на шесть отдельных областей познания: речь и язык; тело и движение; пространство, порядок и мера; предметы, время и природа; информация, ее формы и способы передачи; свое "я" и окружающий мир.

В первые дни посещения детьми детского сада педагоги пытаются сделать все возможное, чтобы и дети, и их родители как можно быстрее привыкли к новой ситуации, стараются понять их нужды и переживания. Они всячески содействуют скорейшему установлению дружеских отношений между детьми, стараясь вызвать у них позитивное отношение к обстановке детского сада и к товарищам по группе.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Итальянцы не являются фанатами супов в принципе. В садиках первым блюдом во время обеда чаще всего являются паста, ризотто или пицца. На второе – рыба, мясо и овощи. Мясо и запеченную рыбу подают не так уж часто (пару раз в неделю), но это – действительно полезные для детского организма белая рыба, индейка, куриное филе или говядина. Меню обычно вывешивают отдельно, чтобы родители знали рацион своих малышей. Каждые 4 недели оно повторяется.

Никаких зимних прогулок

Итальянские зимы довольно теплые и плюсовая температура в период с ноября по март – норма. Но даже это не слишком наталкивает родителей на мысль о детской площадке. Так можно отличить, рожденных в СНГ от итальянцев, – «наших» не спугнет даже отметка -15 на термометре!

Возле детских садов в Италии не часто встретишь специально предназначенные для прогулок территории, поэтому гулять особо негде.

Тихий час – не для нас

Низкие маты, или, максимум, раскладушка, ждут детей в итальянских детсадах для дневного отдыха. Кстати, его может не быть вообще, так как иногда и раскладушек с матрасами нет, и отдельного помещения для сна тоже нет. Подушки и одеяла для деток родители приносят свои.

О сменной обуви

Никто из детей, приходя в сад, не переобувается. Все носят уличную обувь, и даже в ней спят. Это может показаться неразумным, но причина такому правила важная – считается, что в случае землетрясения или пожара, малыши смогут максимально быстро покинуть помещение, не затрачивая лишнего времени на обувание. Одежда детей должна быть удобной, на липучках, без застежек и шнурков. Единственное – девочкам нельзя приходить в платьях и юбках.

Популярные статьи сейчас

Нет поделок – есть спокойный сон

Задача создать детскую поделку на праздник часто становится задачей для взрослых. Нередко после тяжелого рабочего дня вместо долгожданного отдыха мама (или папа) получают порцию новых забот. В детских садах Италии малыши занимаются творчеством исключительно во время пребывания там.

Можно заметить, что в Италии (и во многих других странах Европы) родители не слишком переживают о мороженом вместо супа, о памперсах до трех лет вместо горшка, о найме няни уже с шестимесячного возраста ребенка. Возможно, не следует слишком усложнять себе жизнь и чрезмерно опекать свое чадо. Главное – любить ребенка, а иногда съеденное на завтрак мороженое еще никому не повредило. Согласны со мнением итальянских мам?

Материал подготовила Юлия Житникова

Статьи по теме