Просвещение родителей. Программа родительского просвещения «Родительский Университет» учебно-методический материал по психологии на тему Родительское просвещение в школе
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ |
Рубрика (тематическая категория) | Педагогика |
Вторая функция работы классного руководителя с родителями - их психолого-педагогическое просвещение.
* Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136-141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
446 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе
помочь школьнику учитьсяʼʼ, ʼʼДуховное развитие современного школьникаʼʼ, ʼʼКак помочь школьнику выбрать будущую профессиюʼʼ^ ʼʼШкольник в рыночных отношениях современного обществаʼʼ, ʼʼПредупреждение правонарушений несовершеннолетнихʼʼ и др.
>- Родительские лекторий по микрогруппам родителей на базе их групповых интересов: для родителей школьников-туристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д.
>‣‣‣ Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на базе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юридической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога, социального работника, приглашенных специалистов - врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специальной литературой.
>‣‣‣ Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях ʼʼСемья и бракʼʼ, женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д.
>‣‣‣ Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...
ния воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
В практике современной школы бывают использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
О участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы и т.д.);
О участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечеров встреч выпускников, школьного турслета͵ праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа ʼʼКВНʼʼ, ʼʼЧто? Где? Когда?ʼʼ, ʼʼПапа, мама и я - спортивная семьяʼʼ); О участие родителей в создании и функционирований различных школьных.производственных кооперативов; О подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира;
О участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, проф-консультаций, оборудование кабинетов профориентации; О ведение факультативов и кружков согласно профилю
своей профессиональной деятельности; О ведение микрокружков (5-6 человек) для учащихся
О участие в работе советов школы, советов -содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов;
О оказание материальной помощи в реализации различ-. ных. школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.д. Так, в методических рекомендациях Министерства образования* рекомендованы для внедрения в практику
Журнал ʼʼНародное образованиеʼʼ, 200], № 4. С. 252-256.
448_ _Глава VI. реализация воспитательного процесса в школе
участия родителей в деятельности школы, класса такие формы.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ школьников. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это бывают конкурсы: ʼʼСемья-эрудитʼʼ, ʼʼСемейное увлечениеʼʼ; читательские конференции ʼʼКруг семейного чтенияʼʼ.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок. Выставки ʼʼМир наших увлеченийʼʼ.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей. Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей. Соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы, слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: ʼʼДень мамыʼʼ, ʼʼДень отцаʼʼ, ʼʼДень бабушек и дедушекʼʼ, ʼʼДень моего ребенкаʼʼ, ʼʼДень взаимного благодаренияʼʼ; игровые семейные конкурсы: ʼʼСпортивная семьяʼʼ, ʼʼМузыкальная семьяʼʼ, конкурс ʼʼМужчины на поверкеʼʼ (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Другое направление заботы классного руководителя -это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста͵ преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со сводными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.
И еще это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными; вовлекающим детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ |
И последняя, пятая функция - это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.
Наш опыт показал, что в идеале активом бывают все родители, в случае если родительское самоуправление строить параллельно с детским; если дочка - культорг, то и мама с папой помогают в данном; если сын - ʼʼказначейʼʼ, то и мама или папа - держатель классной кассы; родители туроргов или физоргов - турорги и физорги тоже. Правда, есть специфические должности (по выбору иди самовыдвижению) -* председатель родительского комитета и 2-3 человека для социально-бытовой комиссии,
15. Заказ №1233.
450 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
2 человека - в родительский комитет школы (или совет школы, в случае если таковой функционирует).
Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей -- родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами воинских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В компетенцию их может входить:
Оказание материальной помощи школе, отдельным се мьям и учащимся (через нахождение спонсоров, ма териальные отчисления предприятий);
Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
Связь с административными и правоохранительными органами;
Помощь школе и классам в проведении воспитатель ной работы с учащимися;
Участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; ока зание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво отно сящихся к воспитанию детей и др);
Объединение родителей по семейным проблемам (шко ла молодых родителей; союз, ассоциация, клуб моло дой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди телей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досу- говые семейные клубы);
Установление связи с учреждениями культуры и допол нительного образования.
Так, к примеру, в школе № 49 ᴦ. Твери создана общественная родительская организация ʼʼСемья и школаʼʼ, при которой работают несколько комиссий, решающих насущные проблемы семейного воспитания: комиссия охраны прав детства и социальной.защиты; образовательная, культмассовая и финансовая комиссии. У каждой из
В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или практически все функции. Назовем некоторые из них: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей в школе и в классе, переписка (позитивного характера) педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания ʼʼВзрослые и детиʼʼ (интеллектуальные, спортивные, игровые).
Творчески работающим учителем бывают ʼʼизобретеныʼʼ нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, родителей и детей. К примеру, ʼʼпедагогический рингʼʼ, ʼʼпедагогический треугольникʼʼ, ʼʼчаепитие по пятницамʼʼ, открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (к примеру, на тему ʼʼЛюбовь к детям, какая она?ʼʼ, ʼʼЧто значит семейный уют?ʼʼ, ʼʼХорошая семья -- какой ей быть?ʼʼ), семейные праздники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей...
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом): ʼʼчто хорошего я могу сказать...ʼʼ. И дальше перечень положительных черт характе-
452 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
ра, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителями трудного ученика, недостойного поведения учащихся, печального или возмутительного события в классе... Что дает данный элемент встречи с родителями? Прежде всего взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) - с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей - с другой, ибо постепенно в сознании родителя утверждается мысль: ʼʼОн (она) аналогично тому, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот кто мне может помочьʼʼ. Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один - проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная ʼʼподстройкаʼʼ чувственной родительской и общественной (школьного педагога) позиций родителей в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен.
2. Следующий элемент должна быть выражен в словах школьного педагога: ʼʼ...но меня беспокоит...ʼʼ И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. При чем важно выражение недовольства, негодования, воз мущения и т.д. в форме беспокойства; ведь мы оба лю бим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере сованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сто рон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родите лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).
3. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно име-
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
ет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания -процесс многофакторный. И для его нормального протекания крайне важно создание гармоничной воспитывающей среды -- усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрезвычайно важны союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.
4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и родителей мер воспитательного воздействия на ребен ка, группу или класс в целом. Но не только сиюминут ного воздействия. Классный руководитель проектирует на основании этого целую систему воспитательных мероп риятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, эк скурсий и т.д. для формирования устойчивого адекватно го отношения учащихся к явлениям и проблемам, вол нующим отдельных учащихся, их родителей, класса в целом и коллектив родителей. При этом хорошо, в случае если са мое активное участие в делах класса примут родители.
5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта͵ общих критериев оценки поступков и личности ребенка или класса, совместная инструментовка избран ных средств, методов и приемов. Это общие договорен ности типа: ʼʼДавайте не будем унижать его (ее) подозре нием (недоверием, мелочной опекой...)ʼʼ, ʼʼНадо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и б школе и домаʼʼ, ʼʼНам, очевидно, нужно почаще контактировать, чтобы не утратить так крайне важно го сейчас контроляʼʼ, ʼʼК вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школеʼʼ, ʼʼНужно переменить тактику строгости и ули чений в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контрольʼʼ, ʼʼЧтобы сформировать культу ру поведения наших детей, мы сами должны быть пре дельно дисциплинированны и культурныʼʼ и т.п.
Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, делают все более и более продуктивными, постепенно при-
Предмет особой заботы классного руководителя - возникновение конфликтов ʼʼродители & школаʼʼ. Οʜᴎ могут быть разнообразны, как разнооб-‣‣‣ разны и причины, их породившие. К ним нужно относиться серьезно, ибо они нарушают единство и системность воспитательного процесса. Надо тщательно изучить причины, расстановку позиций всех участников конфликта и в логике названных выше пяти элементов любого взаимодействия с родителями строить тактику воспитательного воздействия с целью преодоления конфликта*.
Вопросы для самопроверки и размышления
Философское, психологическое и педагогическое обосно-
вание крайне важно сти работы школы, классного руководителя с родителями учащихся.
2. Понятие ʼʼвоспитание родителейʼʼ: в чем его смысл? Како во назначение?
3. Основные функции работы школы, классного руководите ля с родителями учащихся. Как они определю! содержание этой работы?
4. Этико-психологические основы и методические правила работы школьного педагога с родителями учащихся.
5. Традиционные и творческие формы работы с родителями.
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? М., 1993.
Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979.
Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. М., 2000. Тема 9.
Гаерилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982.
Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1, 2. М., 2001,
Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
Капустин Н.П. Работа школы с родителями // Кн. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999- Гл. 5.
Коляда М. Шпаргалка для родителей. Гл. 4, 5, 8. Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М, 2000.
Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999.
Помощь родителям в воспитании детей / Пер.
Размещено на реф.рф
с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 6.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл.7.
* См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 37-47.
Вместо заключения
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ" 2017, 2018.
Программа
психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность
Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.
В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.
Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.
Задачи:
1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;
2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;
3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;
4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;
5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;
Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.
Здоровый образ жизни. Половое воспитание.
Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.
Профилактика жестокого обращения в семье.
Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Профориентация.
Популярная психология.
Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.
Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.
Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.
Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.
Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.
В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.
Планируемые результаты:
повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;
формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;
профилактика негативного семейного воспитания;
сокращение числа неблагополучных семей;
Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год
Календарно - тематическое планирование педагога-психолога
Наименование раздела (направления) | Тема мероприятия (форма) | Кол-во часов | Аудитория | Дата проведения |
Детская психология | Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся | Вновь прибывшие | ||
Детская психология | Подвижные и медлительные дети. Лекция | Родители обучающихся 3а кл, 3б кл | ||
ЗОЖ. Половое воспитание | Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений. | |||
Профориентация | Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей. | |||
«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол. | 1-2 кл, 1 кл | |||
Детская психология | «Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар. | |||
Профилактика | «Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга | |||
«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция. | 4а кл, 4б кл | |||
Профилактика | Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар. | 7а кл, 7б кл | ||
Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар. | Родители обучающихся «группы риска» | |||
Психология личности | Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум. | д/о «Родительский клуб» | ||
Женская и материнская психология. Тренинг. | д/о «Родительский клуб» | |||
Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция. | ||||
Адаптация | Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу. | |||
Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено. | 5а кл, 5б кл | |||
Профилактика | Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви. Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей. Гармоничные семейные отношения и почему их нет. Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия. Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него. Почему дети не выполняют обещания. Компания в жизни старшеклассников. | Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска». |
Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а не только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещение родителей является неотъемлемым элементом взаимодействия школы и семьи.
Итак, педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколения ми и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.
Она включает следующие аспекты:
интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;
интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;
педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... «зрелая личность» (Л. Выготский);
качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;
педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.
Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки. Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.
Формы пропаганды педагогических знаний:
педагогический всеобуч;
обучение в университете педагогических знаний;
лекции по психолого-педагогической тематике;
семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;
индивидуальные и групповые консультации;
публикации в печати, выступления по радио и телевидению;
ознакомление с психолого-педагогической литературой;
обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.
Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.
Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им :
преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя;
нормализовать свою личную жизнь;
улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности;
снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.
Семейное воспитание является неотъемлемой частью национальной системы образования и воспитания. Его действенность зависит от уровня педагогической культуры родителей, под которой понимается педагогическая подготовленность и зрелось их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в семейном и общественном воспитании детей.
Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью, необходимо наладить отношения между учителями и родителями. Именно родители должны стать помощниками педагогов, заинтересованными участниками педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания. Целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное условие успешной деятельности школы. Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Ведь воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука - возрастная и психология. Муж и жена - основатели семьи. Они ответственны за все, что в ней происходит, супружеские отношения носят конфликтный характер или скрыто разрушаются, одновременно исчезают педагогически целесообразные контакты родителей и детей. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, нет его и с детьми. Реальность сейчас такова, что нам, педагогам, необходимо вести систематическую работу по повышению уровня родительской культуры настоящих и будущих родителей. В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей»
Школа проникает в семью, вооружая ее психолого-педагогическим знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Эффективность занятий родительского всеобуча повышают социологические исследования, диагностика, анкетирование, тестирование, составление социального паспорта семьи, использование нетрадиционных форм в работе с родителями. Ведь сегодня как никогда следует помнить о национальных традициях в воспитании детей. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Не все родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
В школе наработан определенный опыт организации психолого-педагогического просвещения родителей: регулярно проводятся родительские собрания, общешкольные родительские конференции, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, декада Семьи.
Психолого-педагогическое просвещение в школе осуществляется, в основном, классными руководителями. Опыт психолого-педагогического просвещения родителей обобщался во время конкурса «Работа ОУ с семьями учащихся».
При имеющемся положительном опыте организации психолого-педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности.
Во-первых, снижается число родителей, посещающих родительские собрания от 70 % в начальной школе до 30% в старшем звене.
Во-вторых, в последние годы наблюдается усиление «расслоения» родителей: постепенный рост числа неблагополучных семей (в результате чего можно говорить о более низком уровне общего образования и воспитательной культуры родителей) при увеличении числа родителей с хорошими постоянными доходами, высшим и средним специальным образованием и, соответственно, серьезными запросами на качественное психолого-педагогическое просвещение.
В-третьих, чаще, чем раньше, на родительских собраниях вместо пап и мам присутствуют бабушки и дедушки, даже братья и сестры, чьи ценности мало адаптированы к изменившимся социальным условиям. В результате этого они, с одной стороны, не являются для детей авторитетными воспитателями, а с другой – не принимают психолого-педагогическую информацию, расходящуюся с их установками.
Педагогами затрачивается немало усилий на просвещение родителей, но при происходящих изменениях условий в социуме характер просветительской деятельности мало изменяется: система ценностей в обществе изменилась значительно, а мы (педагоги) ведем работу на основе старой системы, используя старые методы и формы, последствием чего является рост недоверия родителей к системе просвещения.
За рамками педагогических усилий оказывается группа молодежи, являющаяся потенциальными или очень молодыми родителями, чьи дети не посещают образовательных учреждений, где проводится просветительская работа. А мы знаем, что «воспитывать надо, пока поперек лавки лежит».
В психолого – педагогическом просвещении необходимо вести:
Учет разнообразия образовательного, культурного уровня родителей и использование в связи с этим соответствующих разнообразных форм и средств работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, уроки, игры, тренинги, практикумы, акции, конференции, диспуты и т.п.);
Использование всех возможностей (не только школьных) педагогического воздействия на потенциальных и очень молодых родителей (через Совет молодежи при Администрации, клуб молодой семьи, возможности врачебной практикии т.д.);
Изменение технологий работы, учитывающих современные «языки» общения и получения информации: видео, компьютер и т.п.;
Смещение акцентов в психолого-педагогическом просвещении с информирования (приобретения знаний) на создание условий для формирования и развития воспитательных компетенций, навыков конструктивного общения с детьми, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений;
Отбор содержания просветительской работы на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы);
Включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ.
Задачи психолого – педагогического просвещения:
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми,
Консультитативная – совместный психолого – педагогогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков,
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей ведется по следующим направлениям.
1.Школа будущих родителей
2.Родительский букварь.
3.Азбука для родителей.
4.Энциклопедия семейного воспитания.
При общей цели работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (повышение уровня родительской компетентности ) на каждой ступени требуется решение специфических задач :
На первой – сформировать положительную мотивацию, интерес к участию в психолого-педагогическом просвещении
На второй – создать условия для формирования у родителей навыков и умений, обеспечивающих возможность оказания ими поддержки своим детям в процессе обучения, выявить «талантливых» родителей;
На третьей – обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с подростками, способствовать складыванию родительского актива;
На четвертой – сконструировать ситуации передачи родительского опыта по модели «равный – равному», привлечь родителей к проектированию образовательной среды.
В целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной (организуется под запрос родителей или педагогов, школьников – чаще всего, - проблемный), носящей локальный характер.
Примерными темами психолого-педагогического просвещения родителей (в соответствии с возрастом детей) определены следующие:
Особенности адаптации первоклассников.
Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы младших школьников.
Учебная деятельность младшего школьника.
Учим детей быть здоровыми.
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Как общаться с ребенком.
5 – 7 классы
Социальная ситуация развития пятиклассников.
Психологические особенности подростков.
Конструктивное общение с подростками.
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний.
Воспитание мальчиков и девочек в семье.
Формирование и развитие интересов подростка.
8 – 11 классы
Вопросы гендерного воспитания в семье.
Роль семьи в самоопределении школьника.
Психологические проблемы юношеского возраста.
Проблемы нравственно-полового воспитания.
На протяжении всего времени обучения детей в школе, а, значит, психолого – педагогического сопровождения воспитания главным в просвещении родителей являются вопросы:
Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;
организация встреч со специалистами, в
зависимости от профессиональных интересов детей;
организация родителями экскурсий и в учреждения;
проведение классных собраний-дискуссий
по профориентации «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в
жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.;
организация встреч-бесед с родителями
«Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»;
оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к будущей профессиональной деятельности;
участие в конкурсе «Моя профессия»;
- организация совместных трудовых дел
(оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение села, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т. д.).
Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
- знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни;
просмотр, обсуждение фильмов; подготовка концертов, совместных мероприятий;
проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности:
«О доброте и милосердии», «Современный человек - какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;
проведение акций по оказанию помощи нуждающимся семьям;
организация встреч с интересными людьми;
организация и проведение экскурсий в музеи, по историческим местам нашего района, поход по родному краю,
Подготовка учащихся к семейной жизни:
организация «Школы будущего семьянина», цель которой - знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение семейных ролей, изучение
психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;
обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;
проведение конкурса «я и мой папа» (между мальчиками и отцами),
организация конкурсов «мама и дочка» (для девочек, при поддержке мам), «Супербабушка»;
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
- систематическая диагностика состояния здоровья детей;
организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;
пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
- определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
устройство детей в секции,
проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);
организация туристических слетов, походов, лыжных прогулок, посещение катка
На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей: игра, беседа, урок – на первой- второй ступени; практикум, тренинг, акция – на второй-третьей; исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой.
Ведется работа и по психолого – педагогическому просвещению родителей семей, находящихся в трудных жизненных условиях:
Индивидуальные планы работы с семьями,
Индивидуальные консультации,
Малые педсоветы,
Общественно – родительско – педагогический патруль,
Социальная помощь,
Памятки для родителей,
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Оценка эффективности
Эффективность конкретного мероприятия оценивается количественно. Предполагается оценка с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса.
Ожидаемые результаты
повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения;
рост числа родителей, посещающих родительские собрания;
активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно-полезной деятельности).
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию материалы программы психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа».
Программа реализуется муниципальными опорными площадками на базе общеобразовательных организаций (по согласованию с руководителями общеобразовательных организаций). Ответственные за реализацию программы – руководители опорных площадок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа»
- для проведения занятия 1.1. «Особенности и тенденции развития современной российской семьи. Российское законодательство в сфере семьи, брака, охраны детства»
- для проведения лекционного занятия 2.1. «Психология добрачных и брачных отношений»
- для проведения лекционного занятия 2.2. «Кризисы семейных отношений, их влияние на психическое развитие ребенка»
- для проведения лекционного занятия 2.3. «Понятие и типы неблагополучной семьи»
- для проведения практического занятия 2.4 «Социально-психологический климат в семье»
- для проведения практического занятия 2.5 «Взаимоотношения детей и взрослых в семье»
- для проведения занятия по теме 2.6 «Конфликты в семейных отношениях, их влияние на развитие и воспитание ребенка»
- для проведения лекционного занятия 3.1 «Семейная среда как источник развития ребенка»
- для проведения занятия 3.3 «Нарушения воспитательного процесса в семье»
- для проведения лекционного занятия 4.1 «Внутриутробное развитие ребенка и его влияние на последующее формирование личности»
- для проведения лекционного занятия по теме 5.1 «Особенности психического развития ребенка в младенчестве»
- для проведения лекционного занятия по теме 5.2 «Особенности психического развития ребенка раннего возраста»
- для проведения лекционного занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»
- для проведения практической части занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»