Значение праздников в жизни людей. Самые древние христианские праздники и их значение Религиозные праздники и их значение в культуре

  • ПРА́ЗДНИК , -а, м.

    1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября. Самолеты в небо поднимая, Поднимая флаг на корабле, Мы встречаем праздник Первомая На весенней радостной земле. Сурков, Весенняя-первомайская. Разные бывают праздники. Есть во всех календарях дни, которые празднует вся страна. Красные дни, всенародные. Лаптев, «Заря». || День или дни в честь какого-л. события или святого, особо отмечаемые обычаем или церковью. Рассказывал Козлов об уцелевшем от глубокой древности празднике в честь весеннего бога Ярилы и о многих других пережитках языческой старины. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Вместо одного месяца, Иван Максимович проездил целых три. Даже такие праздники, как рождество, новый год и крещенье, он провел не дома. Сартаков, Хребты Саянские. || обычно мн. ч. (пра́здники , -ов ). Общий нерабочий день или несколько нерабочих дней подряд по случаю таких торжеств; противоп. будни. У многих мелкопоместных [помещиков] мужик работал на себя только по праздникам, а в будни - в ночное время. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Сегодня праздник. До полудня горожане стояли в церквах, до двух часов ели и пили, теперь они отдыхают. М. Горький, Городок.

    2. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу. Семейный праздник. Праздник по случаю дня рождения. [Ибрагим] не пропускал ни одного бала, ни одного праздника, ни одного первого представления, и предавался общему вихрю со всею пылкостию своих лет и своей породы. Пушкин, Арап Петра Великого. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер. Сегодня праздник в колхозе. Урожай нынешний отмечают и пуск тепловой станции. Тендряков, Не ко двору. || чего или какой. День игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Студенческий праздник. Праздник песни.

    3. О дне, ознаменованном каким-л. важным, приятным событием, а также о самом таком радостном событии. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков. Тургенев, Бежин луг. Седьмой месяц я сижу безвыходно дома. Тот день, в который навестит меня кто-нибудь, для меня праздник. А. Островский, Письмо Н. И. Шаповалову, 1 февр. 1857.

    4. перен. Испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство, а также сам источник наслаждения, радости. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник. Гоголь, Ночь перед рождеством. Праздник жизни - молодости годы - Я убил под тяжестью труда. Н. Некрасов, Праздник жизни… - Когда увидишь, как нас, рабочих, много, сколько силы мы несем, - такая радость обнимает сердце, такой великий праздник в груди! М. Горький, Мать.

    Будет и на нашей (моей, твоей и т. д. ) улице праздник - выражение уверенности в том, что наступят лучшие времена для кого-л., будет возможность восторжествовать над кем-, чем-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Требования к организации и проведению

Праздников и развлечений в детском саду»

составила Букаткина Л.М.

Значение праздников и развлечений.

Требования к их организации и проведению


Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.

Главная цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения . Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Виды и содержание вечеров развлечений

В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

2. Вечера, подготовленные силами детей.

3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы - дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», « Корней Чуковский » и др.

В подготовительной группе решили провести вечер «Мы - строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Литература:

"Дошкольная педагогика" . Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru

Консультации для воспитателей

Интегрированный подход к подготовке и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых».

На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы, кроме хорошего, веселого отдыха, однако, значение их преуменьшать не следует.

Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников, будто бы, соединяет прошлое и настоящее . Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов, почитание природы и ее явлениям.

К праздникам готовились заранее. Задолго до наступления красной даты шили нарядные одежды, украшали их, затем, готовили и учили молодых девушек готовить праздничные блюда . Кстати, к каждому празднику необходимо было свое, праздничное кушанье. Иные блюда готовились не один день .

Для праздничных гуляний сочиняли песни, придумывались танцы. Девушки и молодые люди должны были не только в труде показывать свое мастерство, но и в танце, в песни. Люди общались, веселились, передавая из уст в уста напевки, игры, приговоры, небольшие сценки, хороводы, образуя тем самым мощный пласт народной культуры.

Многие праздники и сейчас прекрасно помнят и отмечают. Одним из таких праздников является Масленица.

Масленица

Этот праздник знаменовал собой окончание зимы и начало весны . Называется он так не случайно. Празднуется Масленица в самую последнюю неделю перед Великим постом. В это время уже нельзя было есть мясное, но вот на молочные продукты запрета еще не было. Поэтому основным праздничным блюдом были блины, которые обильно поливались маслом .

Точного календарного дня это праздник не имеет, он высчитывается от Пасхи. Вся неделя была праздничной и каждый день имел свое название. В понедельник отмечали встречу, во вторник устраивали заигрыш, среда считалась лакомкой, четверг — разгулом, пятницу называли тещиными вечёрками, а в субботу – золовкины посиделки, воскресенье был прощенным днем, или проводами .

Еще перед Масленицей, в воскресенье, отец девушки, которую отдали в жены, приезжал к новой родне с угощениями и звал молодых к себе в гости . В масленичную пятницу, обычно, молодые приезжали. К этому времени теща готовила самые вкусные блюда и угощения. Конечно же, на почетном месте были блины. Встреча проходила тепло, радостно, по семейному, до глубокого вечера. Мужчины говорили о своем, а мать с дочерью обсуждали свое житье – бытье. Отсюда и название — тещины вечёрки. В субботу родню встречала золовка.

В эти дни молодой муж должен был катать молодую жену с ледяных горок. Катание сопровождалось весельем, смехом, поцелуями. Проводились кулачные бои, катания на тройках .

Самым ярким событием Масленицы было сжигание чучела. Чучело делали заранее из соломы, скидывались на наряд, потом носили соломенную куклу по деревне, и после этого уносили в поле, где и сжигали под приговорки « Масленица прощай, на тот год опять приезжай».

В воскресенье просили прощение у всех живых и даже мертвых. После этого нужно было обязательно сходить в баню, чтобы очищенными заступить на Великий пост.

Вербная неделя

Это шестая неделя Великого поста. После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя.

За 5 дней до своей смерти Христос вошел в Иерусалим, и жители встретили его, выстилая ему дорогу ветвями финиковой пальмы, как знак наивысшего почитания . Народ принял Иисуса за самого великого царя. Вход Христа в Иерусалим и знаменует эта неделя. На Руси же пальм не было, поэтому ее заменили веточкой вербы . Отсюда и название — Вербная неделя.

Это празднество отмечается тихо, без особенного веселья и гулянья, ведь Великий пост еще не закончен. Обычно, в эти дни пекли печенья или хлебцы и ставили дома веточки вербы .

Считалось, что если съесть несколько вербных сережек, то можно защититься от хворей . Если женщина не могли родить, ей тоже давали есть сережки освященной вербы.

В этот день нужно было хлопать веточкой вербы каждого, чтобы прибавить здоровья.

Это самая последняя неделя перед Пасхой, когда вспоминаются все мучения погребенного Христа . С понедельника по среду идет литургия, а уже с четверга начинают готовиться к Пасхе и наступают самые скорбные дни поминания.

Считалось, что в Страстной четверг разверзается небо и на землю спускаются наши предки, чтобы пробыть на земле до Троицы .

Самый яркий обычай Страстного четверга – очищение. Люди не только мылись в бане, но и ныряли в прорубь, для того, чтобы омыться от болезней, недугов и дурного глаза. Сбрасывали и сжигали старую одежду, чтобы и хвори сгорали вместе с ней.

В Страстную пятницу отмечался день скорби из-за гибели Христа . Этот день накладывал на поведение человека особенные запреты. Были запрещены игры, хороводы, даже говорить в такой день надо было меньше. Детям не позволялось играть, шуметь, бегать и кричать. Запрет распространялся даже на скот – с коров и овец снимали колокольчики, а птицу закрывали в сарай, чтобы не шумела. Можно было скорбеть, плакать.

С четверга по субботу смолкали колокола на церквях.

Пасха означает воскрешение Иисуса Христа . Это самый древний и Великий праздник. Ей заканчивается Великий пост — в воскресенье. Каждый год эта дата исчисляется по лунно-солнечному календарю и точного числа не имеет.

Еще ночью начинается самое торжественное богослужение, а потом всю неделю отмечается самый светлый праздник .

На столах в эти дни самые богатые яства и угощения. Здесь и мясные блюда, и рыба, и вино, и сладости. Хозяйки пекут сладкие куличи, из творога делают специальное блюдо, которое готовится лишь один раз в год. Особенное место всегда занимали крашеные яйца, которые являлись символом жизни и солнца.

В эти дни принято ходить в гости и принимать гостей у себя. При этом, обязательным приветствием должно быть христосование, то есть, троекратное целование с приговором «Христос воскрес» «Воистину воскрес».

В этот день можно было просить у Бога все, что сильно хочется, считалось, что такие просьбы непременно исполнятся.

На улицах устраивались гулянья, игры с катанием яиц, водили хороводы, ставили карусели, пели и плясали .

Троица

Троица — праздник, который посвящен Пресвятой Троице , то есть, Богу — Отцу (он ни от не рожден и ни от кого не исходит), Богу — Сыну (рожден от Бога- Отца)и Богу Святому Духу (он исходит от Бога- Отца) . Эта Троица творит мир, освещает его и ведет.

Праздник символизирует то, что людям не сразу открываются все таинства бытия. Так Бог послал им сначала Сына, а затем Святой Дух. И сам праздник означает восхваление Бога во всех трех его ипостасях.

В этот день хозяйки украшают дом зеленью, готовят праздничное угощение, а вечером отправляются на гулянья. Молодежь развлекается играми, песнями, хороводами.

Иван Купала

Этот праздник приурочен к рождеству Иоана Крестителя (еще одно его имя- Купала), и отмечается 7 июля .

Именно в этот день принято было купаться, прыгать через костер и собирать целебные травы.

Спасть в эту ночь не ложились, потому что, считалось, что именно в эту ночь нечисть — водяные, русалки, кикиморы, лешие- наиболее сильны и опасны . Их разгоняли большими кострами, через которые прыгали, изгоняя из себя все нечистое, а затем купались, ведь вода принимала в это время магическое действие. В эту ночь молодежь выбирала себе пару. Плелись венки, а потом, венок возлагался на голову любимого . Пара бралась за руки и уже вместе прыгали через костер. Считалось, что если руки не разомкнуться, быть свадьбе. Смотрели — чья пара выше прыгнет, та и жить будет счастливее. Всю ночь проводилось веселье, водились хороводы, пелись песни.

На рассвете умывались росой .

Отмечается 1(14) августа . Название «спас» происходит от сокращенного «спаситель». Медовый спас означает начало сбора меда.

В этот день освещали мед и соты. Хозяйки пекли пряники медовые, медовики, готовили квас с медом .

Все это надо было не только осветить, но и угостить бедных и больных. Люди, имеющие пасеку и не угостившие своим медом других, считались непорядочными.

Этот праздник означает преображение природы, наступление осени, отмечается 6 (9) августа . До этого дня яблоки есть не разрешалось, а вот в Яблочный спас, напротив, готовились яблочные блюда – пекли пироги с яблоками, кисели, варенье. В этот день угощали яблоками сирот, неимущих, всех своих близких, и лишь потом ели сами. Многие люди несли яблоки в церковь и на кладбище.

Праздники и их Значение - Вознесение и Пятидесятница (6 лекций)

Рудольф Штaйнер
Праздники и их Значение: Вознесение и Пятидесятница (6 лекций)
Содержание
I. Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением II. Пятидесятница. Праздник свободной Индивидуальности III. Всемирная Пятидесятница. Послание Антропософии IV. Пятидесятница. Символ Бессмертия Эго V. Пятидесятница. Праздник объдиненного Стремления Души VI. Праздник Пятидесятницы. Его место в изучении Кармы
I. Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением
III
Вознесение и Пятидесятница
I
Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением
Дорнах, 7 Мая 1923
В течение эволюции человечества, различные мировые религии представили величественные картины перед человечеством. Если эти картины должны быть полностью поняты, необходимо определенное эзотерическое знание. В течение нескольких лет, такое знание, основанное на Антропософии, прилагалось для интерпритации всех четырех Евангелий, для того, чтобы их более глубокое содержание и значение могло быть прояснено. Такое содержание является большей частью в форме картин, потому что картины не сообщают себя узким рационалистическим способом, который возможен с концепциями и идеями. Люди думают, что уяснив однажды концепцию, они достигают до корня всего, к чему она относится. Такое мнение невозможно в случае картины, образа. Картина или образ действуют живым способом, подобно самому живому существу. Мы возможно должны прийти к знанию одного или другого аспекта живой личности, но снова и снова она будет представлять новые аспекты для нас. Мы не будем следовательно удовлетворены определениями, претендующих быть исчерпывающими, но мы стремимся найти характеристики, которые дополняют картину с различных углов, давая нам возрастающее знание об испытываемой личности.
Сегодня я хочу представить две известные картины перед вами и описать их определенные аспекты.
Первая картина представляет учеников Иисуса Христа в день Вознесения. Всматриваясь ввысь, они видят Христа исчезающего в облаках. Обычная концепция этой сцены есть в том, что Христос восходит на Небеса и таким образом отделяется от Земли, и что ученики были оставлены, как они были на свои собственные ресурсы. Аналогично, все земное человечество, во имя которого Христос исполнил Мистерию Голгофы, было оставлено во время Вознесения на свои собственные ресурсы.
Может возникнуть мысль, что в определенном отношениии это противоречит реальности Мистерии Голгофы. Мы сами знаем, что через Его деяние на Голгофе, Христос принял решение объединить Его собственное Существо с Землей, или другими словами, начиная с Мистерии Голгофы и впредь остаться навсегда соединенным с Земной эволюцией. Величественная картина Вознесения может таким образом показаться в некотором несоответствии с тем, что эзотерическая версия Мистерии Голгофы открывает относительно объединения Христа с Землей и человечеством.
Сегодня мы попытаемся преодолеть это кажущееся противоречие в свете действительных духовных фактов.
Вторая картина представляет сцену десятью днями после Вознесения, когда языки пламени сошли на головы собравшихся учеников и они были побуждены "говорить другими языками". Это фактически означает, что с тех пор ученики были способны внедрить Мистерии Деяния на Голгофе в сердце каждого человеческого существа, независимо от религии или веры.
Держа обе эти картины перед нашими умами, мы попытаемся дать некоторые указания их значения. Дать что-либо большее чем это не является возможным.
Мы знаем из нашего изучения Антропософии, что эволюция человечества не началась на Земле, но что собственно эволюция "Земли" была предвещена эволюцией "Луны", таковая - эволюцией "Солнца", а таковая опять таки эволюцией "Сатурна", как описано в моей книге "Тайноведение". В течение периода эволюции "Сатурна", человек развивался в снисхождении от Духовного до рудиментарного основания физического тела. В ту эпоху однако, физическое тело было только телом тепла; другими словами - теплом меняющейся степени; силами тепла, собранными вместе вокруг существа "души-и-духа".
В течение эволюции "Солнца" человек приобрел воздухообазное тело, в течение эволюции "Луны" вид жидкообразного, водного тела, а твердое, земное тело, в реальном смысле, собственно, только в течение эволюции "Земли".
Давайте подумаем теперь, в частности об эволюции "Земли". Она завершает свой курс в семи следующих друг за другом эпохах, из которых первые три являются повторениями: первая -- повторением периода "Сатурна", вторая -периода "Солнца", третья, Лемурийская эпоха -- повторением периода "Луны", Собственно эволюция "Земли", действительно начинается с четвертой эпохи, то есть -- с Атлантической. Мы живем теперь в пятую эпоху, за которой последует шестая и седьмая.
Средняя точка эволюции "Земли" попадает на середину Атлантической эпохи и, таким образом в наш настоящий век Земля уже прошла среднюю точку своего развития. Отсюда вы поймете, что Земля уже вовлечена в нисходящую фазу эволюции и в наше время это должно всегда быть принято во внимание. Как я уже часто говорил, это полностью подтверждается находками даже в современной материалистической геологии.
В своей книге "Лицо Земли", Эдуард Шуэс (Eduard Suess) определил, что почва под нашими стопами сегодня принадлежит Земле, которая уже умирает. В течение Атлантической эпохи Земля, так сказать была в середине периода жизни; она изобиловала внутренней жизнью; на ней не было таких формирований как скалы и камни, которые постепенно крошатся. Минеральный элемент был активным в земной области способом, которым он является активным сегодня в животном организме, в состоянии раствора из которого отложения не формируются, за исключением когда организм является больным. Если животный организм здоров, то только о костях можно сказать, что они принимают свою форму как отложения. В костях, однако, все еще есть внутренняя жизнь. Кости не находятся в состоянии умирания, они не находятся, как наши горы и скалы в процессе крошения в пыль. Крошение скал является свидетельством, что Земля уже вовлечена в процесс умирания.
Как уже сказано, это теперь известно даже обычной материалистической геологии. Антропософия должна добавить к такому знанию факт, что Земля была вовлечена в этот процесс упадка постоянно с середины Атлантической эпохи. Более того, к Земле должно включить все, что принадлежит ей: растения, животные и, превыше всего, человек. Физический человек является частью и частичкой Земли. Если Земля вовлечена в процесс упадка, то также вовлечено и физическое тело человека. Выражаясь по-другому, в более эзотерических терминах, это означает, что к середине Атлантической эпохи все, что в начале было заложено как зародышное состояние в теле тепла эволюцией "Сатурна", достигло своего завершения. Физическое тело человека фактически достигло завершения к середине Атлантической эпохи и с тех пор путь его эволюции был путем упадка.
Эволюция, конечно, не происходит с одинаковым единообразием. Одна раса или народ вступает в фазу эволюции раньше или позднее, чем другая, но говоря в целом, ко времени, когда Мистерия Голгофы приблизилась, эволюция физической конституции человека достигла стадии, когда человечество по всему Земному шару предстало перед перспективой обнаружения невозможности дальнейшей инкарнации/воплощения на Земле; другими словами, перед перспективой впредь не обладать способностью сопровождать Землю в ее эволюции упадка.
В школах Посвящения это было известно и может, конечно также быть известным сегодня, что приблизительно, ко времени Мистерии Голгофы физическое тело человека достигло степени упадка, когда люди, которые были воплощены или которые должны были воплотиться в ближайщем будущем, то есть, вплоть до, приблизительно, четвертого века после Рождества Христова были представлены перед опасностью покидания Земли, которая становилась все более и более опустошенной и оголенной, и обнаружения невозможности в будущем снисхождения из мира души-и-духа и построения физического тела из материалов, предоставляемых физической Землей. Такая опасность существовала и неизбежным следствием была бы неспособность человека исполнить возложенную на него Земную миссию. Ариманические и Люциферические силы, работая в комбинации преуспели до степени, когда ко времени Мистерии Голгофы, Земное человечество стало лицом к лицу с возможностью вымирания.
Человечество было спасено от своей участи через то, что было достигнуто Мистерией Голгофы, посредством чего само физическое тело человека было насыщено снова необходимыми силами жизни и бодрости. Людям было таким образом позволено продолжить их дальнейшую эволюцию на Земле, поскольку они могли теперь снисходить из миров души-и-духа и обнаружить возможным жить в физических телах. Таким был действительный эффект Мистерии Голгофы.
Я часто говорил об этом, как например, в курсе лекций данных в Карлсруе (Carlsruhe) под названием "От Иисуса до Христа" (десять лекций, 5-14 Октября 1911). Огромная враждебность была вызвана этими лекциями, потому что, в смысле эзотерического долга, были представлены определенные истины, которые многие люди желают держать скрытыми. Действительно, может быть сказано, что с определенного места враждебность к Антропософии началась с этих самых лекций.
Что я описал, однако является только одним аспектом действительного эффекта Мистерии Голгофы. Этот же самый факт можно, конечно выразить многими различными способами. Это было выражено по-другому в том курсе лекций, но то, что я сейчас описываю, является тем же самым фактом, только рассматриваемым с другой стороны. Посредством Мистерии Голгофы силы, поддерживающие рост и процветание физического тела человека были вновь оживлены со следующим результатом. -- Теперь было сделано возможным для человека получить во время его жизни во сне импульс, который он, в противном случае не получил бы. Вся эволюция человека на Земле происходит, как мы знаем в смене бодрствующей и сновидческой жизни. Во сне физическое и эфирное тело оставляются; со времени засыпания и вплоть до пробуждения, эго и астральное тело становятся независимыми от них. В течение этой независимости во сне, влияние Сил Христа оказывает воздействие на эго и астральное тело тех людей, которые через необходимое настроение и содержание жизней своих душ сделали подходящую подготовку для такого состояния сна. Проникновение этих высших тел Силами Христа, следовательно, имеет место главным образом в течение состояния сна.
Возвращаясь теперь к библейскому событию Вознесения, мы должны осознавать, что к тому времени ученики стали ясновидящими до степени, при которой они могли созерцать то, что действительно является глубокой тайной эволюции Земли. Такие тайны остаются незамеченными для людей, обладающими обычным сознанием, которое неспособно знать, имеет ли место что-либо чрезвычайно важное в той или иной точке эволюции человечества. Существует много таких событий, но обычное сознание не ведает их. Картина Вознесения фактически означает, что в такой момент ученики Христа были способны свидетельствовать событие невыразимой важности, происходившим "вне чувств", как оно было в эволюции Земли.
То, что они свидетельствовали, открылось им как на картине, перспектива того, что произошло бы с людьми, если бы Мистерия Голгофы не случилась. Они созерцали как конкретное духовное событие, что произошло бы, а именно, что физические тела людей так бы вырождались, что все будущее человечества было бы под угрозой. Ибо последствием такого вырождения было бы то, что эфирное тело человека подчинилось бы силам привлечения, которые присущи ему. Эфирное тело привлекалось бы все время к Солнцу, а не к Земле. Наше устройство, как человеческих существ является таковым, что наше физическое тело обладает земной тяжестью, притяжением, а наше эфирное тело -- солнечной легкостью. Если бы наше физическое тело стало бы тем, чем бы оно было, если бы Мистерия Голгофы не случилась, эфирные тела людей последовали бы своим собственным позывам к Солнцу и покинули бы физические тела. Существование человечества на Земле неизбежно пришло бы к концу.
До Мистерии Голгофы местом обитания Христа было Солнце. Следовательно в том, что эфирное тело человека стремится к Солнцу, оно стремится к Христу. Теперь представим себе сцену дня Вознесения. В духовном видении ученики видели Христа, восходящего к Небесам. Видение того, как сила, Импульс Христа соединяется с эфирной природой человека, в ее восходящем устремлении ввысь, возникло перед ними; как ко времени Мистерии Голгофы человек предстал перед опасностью вытягивания Солнцем его эфирного тела подобно облаку, и как, однако, в своем устремлении к Солнцу, оно было удержано Христом. Эта картина должна быть понята, ибо во истину это есть предупреждение. Христос сродни тем силам в человеке, которые естественно устремляются к Солнцу, прочь от Земли, и которые всегда будут так делать. Однако Христос остается в единении с Землей. Таким образом, Импульс Христа прочно удерживает человека на Земле.
В этой картине Вознесения нечто еще проявляется ученикам. Предположим, что Мистерия Голгофы не имела места и что некоторое число людей стало ясновидящими в степени, в которой ученики стали ясновидящими в тот момент. Эти люди увидели бы эфирные тела определенных человеческих существ, отделяющихся от Земли в направлении Солнца и они пришли бы к заключению: "Таков есть путь, взятый эфирными телами. Эфирный элемет Земли в человеке уводится к Солнцу". Но теперь, доведя до завершения Мистерию Голгофы, Христос спас для Земли, стремящееся к Солнцу эфирное тело. Таким образом проявляется факт, что Христос остается соединенным с человечеством на Земле. Таким образом нечто еще становится ясным здесь, а именно, чтобы пройти через Мистерию Голгофы, Христос привнес космическое событие в эволюцию Земли. Христос снизошел с высот Духа, соединил Себя с человечеством в человеке Иисуса из Назарета, исполнил Мистерию Голгофы, соединив Свою эволюцию с эволюцией Земли. Это было космическое Деяние, совершенное для всего человечества.
Заметьте эти слова: Деяние Голгофы было совершено для всего человечества. Ясновидческое око не может не воспринять как, начиная с этого Деяния, эфирные силы в человеке со своим стремлением уйти с Земли были соединены с Христом для того, чтобы Он мог удерживать их в эволюции Земли. Это касается целого человечества.
Это приводит нас к другому рассмотрению. Предположим, что только немного человеческих существ были способны приобрести знание этих фактов, касающихся Мистерии Голгофы, а большая часть человечества -- как это фактически и есть -- не распознали их значение. Если это должно было произойти, Земля была бы населена только немногими верующими в Христа и большим числом тех, кто не распознал существенное содержание и значение Мистерии Голгофы. Что должно было бы тогда сказать о последнем? Как все эти человеческие существа, которые не распознали Мистерию Голгофы относятся к ней? -- или, лучше спросить -- Как Деяние Христа на Голгофе относится к этим человеческим существам? Деяние Христа на Голгофе является объективным фактом; его космическое значение не зависит от того, во что люди верят относительно него. Объективный факт имеет в себе реальность бытия. Если очаг горячий, он не станет холодным потому что число людей верит, что он холодный. Мистерия Голгофы спасает человечество от разрушения физического тела, не зависимо во что люди верят или не верят относительно него. Мистерия Голгофы была совершена ради всех людей, включая и тех, кто не верит в нее. Это является кардинальным фактом, необходимым быть запомненным.
Мы осознаем теперь, что Деяние на Голгофе было совершено для того, чтобы посредством его человечество на Земле могло быть оживлено до степени, необходимой для его восстановления. Это должно было совершиться. Было сделано возможным для людей найти на Земле тела, в которых они могли и смогут на долгие века в будущие времена быть воплощенными. Это однако фундаментально, что как существа души-и-духа люди пройдут через существование в этих восстановленных Земных телах, и как существа души-и-духа они будут в состоянии появиться на Земле снова и снова.
Теперь Импульс Христа, который должен иметь значение для духовной природы человека, как и для его телесной природы, может выразить себя в бодрствующем состоянии людей, которые не имеют знания о нем; но при таких обстоятельствах он не повлиял бы на них во время их жизни во сне. Неизбежным результатом было бы то, что в то время как люди приобрели бы возможность воплощения снова и снова на Земле, все же если они не приобрели знания Мистерии Голгофы, состояние их сна было бы таким, что связь их природы души-и-духа с Христом была бы утрачена.
Здесь вы видите разницу в отношении к Мистерии Голгофы тех людей, кто, так сказать, не имеет желания знать что-нибудь о ней. Христос совершил Деяние для их тел, чтобы Земная жизнь могла быть возможной для них, также как Он совершил ее для совершенно неверующих, не являющихся Христианами людей. Но чтобы произвести эффект на природу души-и-духа человека, Импульс Христа должен иметь возможность проникнуть в душу человека в течение состояния сна. А это возможно только если человек сознательно познает значение Мистерии Голгофы. Духовный эффект Мистерии Голгофы, следовательно может происходить только из истинного распознавания ее содержания.
Таким образом, существуют две вещи, которые человечество должно осознать: с одной стороны, что Христос удерживает эфирное тело в его постоянном стремлении к Солнцу; а с другой стороны, что природа души-и-духа человека, его эго и астральное тело, могут получить Импульс Христа только во время между засыпанием и пробуждением -- а это только возможно, когда знание об этом Импульсе приобретено в бодрствующей жизни.
Суммируя: стремление эфирных тел людей удалиться на Солнце было воспринято учениками в ясновидческом видении. Но они также восприняли как Христос соединяет Себя с этим стремлением, обуздывает его, держит его крепко. Величественность сцены Вознесения заключается в спасении физическо-эфирной природы человека Христом.
Ученики остались в глубоком созерцании. Ибо в их пробудившихся душах находилось знание, что через Мистерию Голгофы была совершена полная поддержка для физическо-эфирной природы человечества как целого. Но что случится размышляли они с существом души-и-духа? Каким образом человек приобретет силу получить Импульс Христа в его природу души-и-духа, в его эго и астральное тело? Ответ находится в празднике Пятидесятницы.
Через Мистерию Голгофы Импульс Христа оказал воздействие на Землю как реальность, которая подлежит пониманию только для духовного осознания. Никакая материалистическая наука не может понять Мистерию Голгофы. Следовательно, душа должна приобрести силу духовного осознания, духовного восприятия, духовного чувства для того чтобы быть способной понять как на Голгофе, Импульс Христа был соединен с импульсами Земли.
Иисус Христос исполнил Его Деяние на Голгофе до конца, чтобы такое единение могло оказать воздействие, совершил Деяние таким образом, что десятью днями после события Вознесения, Он послал человеку возможность наполнения его внутренней природы души-и-духа, его эго и астрального тела Импульсом Христа. Посылка Святого Духа есть проникновение души-и-духа человека силой понять Мистерию Голгофы. Это -- картина праздника Пятидесятницы. Христос исполнил Его Деяние для всего человечества. Но каждому человеку, для того, чтобы он мог осознать это Деяние, Христос послал Дух, чтобы индивидуальное существо души-и-духа могло иметь доступ к воздействию Деяния, которое было совершено для всех людей в целом. Через Дух человек должен научиться переживать Мистерию Христа внутренне, в духе и душе.
Таким образом две картины стоят рядом в истории эволюции человечества. Картина Вознесения говорит нам: Деяние на Голгофе было совершено для физического и эфирного тел в универсальном человеческом смысле. Картина Пятидесятницы говорит нам: Отдельное человеческое существо должно сделать это Деяние плодотворным в себе принятием Святого Духа. Посредством чего Импульс Христа становится индивидуальным в каждом человеческом существе.
Теперь нечто еще может быть добавлено к картине Вознесения. Духовные видения, такие, которые пришли к ученикам в день Вознесения, всегда имеют отношение к тому, что человек действительно испытывает в одном или другом состоянии сознания. После смерти, как вы знаете, эфирное тело покидает человеческое существо. Человек оставляет физическое тело при смерти, сохраняет эфирное тело на несколько дней, а затем эфирное тело распадается, фактически соединяется с Солнцем. Такой распад после смерти является признаком единения с природой Солнца, струящейся через пространство, в которое включена также и Земля. Начиная с Мистерии Голгофы человек видит вместе с этим отделяющимся эфирным телом, Христа, который спас его для Земного существования на будущие грядущие века. Таким образом, начиная с Мистерии Голгофы перед душой каждого человеческого существа, которое проходит через смерть, стоит картина Вознесения, которую ученики были способны наблюдать в тот день в особом состоянии своих душевных жизней.
Однако для того, кто делает Мистерию Пятидесятницы также частью своего существа, кто позволит Святому Духу приблизиться -- для него такая картина становится источником самого величайшего утешения, которое он способен испытать: ибо теперь он наблюдает Мистерию Голгофы во всей ее истине и реальности. Эта картина Вознесения говорит ему: Ты можешь с уверенностью вверить все свои следующие воплощения эволюции Земли, ибо через Мистерию Голгофы Христос стал Спасителем эволюции Земли. Для того, кто не проникнется своим эго и астральным телом -- то есть, не проникнется знанием и чувством -- до сущности Мистерии Голгофы, для того эта картина является порицанием до тех пор, пока он также не научится понимать ее.
После смерти картина является призывом: Стремись приобрести в следующую за Земную жизнь такие силы, которые позволят тебе понять Мистерию Голгофы! -- То, что такая картина Вознесения должна прежде всего быть призывом естественно; ибо в последующих Земных жизнях люди смогут стремиться приложить силы, которые они призываются приобрести и достигнуть понимания Мистерии Голгофы.
Теперь можно воспринять разницу между теми, кто с внутренними силами веры, знания и силы верят в Мистерию Голгофы и теми, кто не верит. Мистерия Голгофы была исполнена для человечества в целом, только по отношению к физическому и эфирному телу. Послание Святого Духа, Мистерия Пятидесятницы означает, что душа и дух человека могут вкусить плоды Деяния на Голгофе только если человек обнаружит крылья, возносящие его к действительному пониманию сущности и значения этого Деяния.
Поскольку такая сущность и значение могут быть полностью поняты только духовным знанием, а не материалистическим знанием, следует, что истина праздника Пятидесятницы может быть понята, когда люди осознают, что послание Святого Духа является призывом для человечества все больше и больше достигать Духовного знания, только через которое Мистерия Голгофы может быть понята.
То, что это должно быть понятым -- это есть призыв Мистерии Пятидесятницы. То, что это пришло совершиться для всего человечества -- это есть откровение, данное при Вознесении.
Таким образом справедливо может быть сказано, что Антропософия позволяет понять отношение Мистерии Пятидесятницы к откровению Вознесения. Мы можем чувствовать, что Антропософия подобна глашатаю приносящему прояснение этих праздников Весны, и что к их многочисленным аспектам мы дабавили еще один, существенно принадлежащий к ним.
Это должно передать вам настроение души, в котором истинное чувство для праздников Вознесения и Пятидесятницы может возникнуть. Картины, которые праздники приносят перед душой подобны живым существам: мы можем приближаться ближе и ближе к их реальности, учиться познавать их более и более интимно. Когда год снова наполнен духовным пониманием праздников времен года, он будет наполнен космической действительностью, а внутри Земного существования люди переживут космическое присутствие.
Пятидесятница является прежде всего праздником цветов. Если человек обладает истинным чувством этого праздника, он пройдется среди ростков и цветений, раскрывающихся под влиянием Солнца, под эфирным и астральным влияниями -- и он воспримет в покрытой цветами Земле земной образ того, что струится совместно в картину Вознесения Христа и картину снисхождения языков пламени на головы учеников, которая следует за Вознесением. Сердце человека как оно открывается, может быть символизировано цветком, раскрывающим себя к Солнцу; и то, что изливается вниз от Солнца, дающее цветку необходимые ему животворные силы, может быть символизировано языками пламени, снисходящими на головы учеников. Антропософия может работать над сердцами людей с силой, которая вытекает из понимания праздников времен года и из истинного созерцания праздничного времени; она может помочь пробудить настроение души, действительно соответствующее этим дням Весенних праздников.
II. Пятидесятница. Праздник свободной Индивидуальности

Первые ученики Господа были евреями, основной их книгой стал Ветхий Завет. Следуя ветхозаветным традициям, христиане и установили со временем собственные праздничные дни. Поскольку в основу христианской веры были положены жизнь, служение, страдания, смерть и воскресение Господа, то и праздники должны были быть связаны с этапами жизни и смерти Господа. Поэтому самый торжественный день в неделе является днем поклонения, связанным с Воскресением.

Христиане, обращенные из других религий и язычества и поначалу составлявшие большинство, продолжали праздновать принятые в их традиции и культуре праздники, к которым привыкли; так же поступали и святые апостолы (Деяния Апостолов. 20:16; 2:1). Поэтому самые древние христианские праздники являются продолжением (но с новой идеей) самых больших и почитаемых иудейских праздников. Это Воскресение, Пасха и Пятидесятница, заменяющие соответствующие древние праздники.

Полного единодушия в почитании определенных знаменательных дат и соблюдении выходных в христианском мире нет и поныне. В разные числа и по-разному празднуются они протестантами, католиками и православными, не говоря уже о лютеранах, адвентистах, свидетелях Иеговы ит. д. Праздники христианской церкви - это не только напоминание или обыгрывание определенного события, но и его полное проживание христианином. Поэтому праздники в христианской религии имеют благодатный характер, являются действенным средством для освящения тех, кто их празднует. В протестантизме, например, праздники имеют воспитательный и напоминающий характер. В такие дни верующие собираются для молитв в церкви, где проводят время в поклонении Богу и проповедях Евангелия.

Один из реформаторов христианства, Кальвин, предлагал пересмотреть отношение к праздникам. Он писал: «Свидетельствую, что эти дни мы приняли от евреев очень альтернативно, потому что мы очень отличаемся от них, ибо они означали бы духовные тайны, но мы их принимаем как необходимые средства в церкви, для защиты хорошего обычая». При этом Кальвин ссылается на слова апостола Павла (Кол. 3:16, Гал. 4:10-11 и Рим. 14:5). Комментируя эти тексты, Кальвин утверждает: «В вышеупомянутых текстах не имеется в виду хорошее отношение между церковью и миром, но что эти дни приняты как символы духовных вещей, но они не должны затмевать славу Христа и свет Евангелия». Ибо апостол Павел говорит: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6). Значит, в концепции Павла все дни равны, и верующий может выбрать для празднования любой день или ни один не праздновать, если для его веры не нужна поддержка в виде праздника. Однако даже самые суровые кальвинисты признавали необходимость выходных дней.

Праздники используются христианами не толь-ко для отдыха, но и для размышлений, совершен-ствования своих морально-этических качеств. Считается, что христиане возносят хвалу Христу, и Он живет в их сердцах. Но пагубны праздники, если верующий думает о них как о договоре меж-ду человеком и Богом и считает, что в эти дни якобы приобретается особое благословение, вне зависимости от моральных и деловых качеств. Ис-тинно, что каждый праздник приносит нам воз-можность обернуться к лучшему в нас, и эта по-зитивная роль христианства не может не быть признанной. Праздники вредны, когда исполня-ются только определенные церемонии, царят безделье, обжорство и пьянство. Это не отдых, это уничтожение здоровья.

В протестантизме не существует времени или дней, более или менее освященных праздником: перед Богом все дни святые. В баптистской церк-ви, помимо воскресений, отмечаются и другие праздники, связанные с историей. Всенародных праздников, посвященных святым, мы не имеем.

Но не дни являются святыми, а наше настроение и отношение к таким датам. Многие верующие полагают, что праздник зависит от самого человека и от его настроя на позитивные эмоции.

Боги не установили посредством закона праздники и выходные, не ввели какие-либо наказания для тех, кто их не соблюдает. Цель введения выходных состоит в физической и психологической необходимости в отдыхе и покое.

Статьи по теме