Главные качества профессионально портного. Особенности профессии вязальщицы Необходимые учебные предметы вязальщицы в легкой промышленности

Подробности Обновлено: 28.01.2019 18:27 Опубликовано: 08.05.2017 11:06

Вязальщицей можно назвать любого человека умеющего вязать, на спицах, крючком или на особом оборудовании, но если речь идет о профессиональном определении, то вязальщица – это специалист, работающий на вязальной машине.

Ее местом работы могут быть текстильные фабрики, трикотажные или модельные мастерские, ателье.

История профессии:

Профессия вязальщица возникла очень давно. Самые первые вязаные вещи, обнаруженные археологами, датируются III в. н.э. Но ученые допускают, что искусство создания одежды из переплетенных ниток возникло намного раньше. Есть мнение, что вязание было известно еще древним грекам.

Скандинавы создавали полотно, связывая нити иглой из кости или дерева. Подобное ремесло сохранилось на Русском Севере до начала XX в., оно носило название «копанье». Такая техника в X-XI вв. использовалась в Англии, России, Германии, Финляндии, Норвегии.

В XVI в. во Франции была создана первая гильдия вязальщиков. В это время в моду вошли вязаные перчатки и чулки. Примерно в этот же период английский священник изобрел вязальную машину. Первые созданные с ее помощью изделия получались грубыми и толстыми, поэтому не пользовались особой популярностью. Постепенно машина совершенствовалась.

Сейчас работа вязальщицей очень важна. Представить без трикотажных и вязаных вещей современный гардероб невозможно.

Особенности профессии:

Как правило, работа вязальщицей заключается в обслуживании двух-трех машин, в контроле качества готовых изделий. Труд этот довольно монотонный, но требующий быстрой реакции и действий. К недостаткам профессии относится постоянное воздействие вибрации и сильного шума.

Обязанности:

Вязальщица следит за производством изделий, их соответствием техзаданию. Ей требуется включать и заправлять машину, контролировать ее работу, качество пряжи. В случае необходимости вязальщица меняет иглы и катушки с нитью, корректирует плотность полотна. Также в ее обязанности входит проверять качество готовой продукции.

Если подразумевается, что вязальщица – это мастерица, вяжущая на заказ, неважно, руками или на машине, то следует сказать о тех, кто изготавливает изделия на дому. В этом случае от вязальщицы требуется продумать фасон, узоры, подобрать нити и фурнитуру. Те, кто не хочет или не может разрабатывать собственные модели, могут использовать готовые схемы вязания.

Важные качества:

Профессия вязальщица требует внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственности, быстрой реакции. Также необходимы способность концертировать внимание на деталях, умение долгое время выполнять монотонную работу, хороший вкус, обязательна развитая мелкая моторика пальцев рук.

Противопоказанием являются заболевания пищеварительной, нервной, опорно-двигательной систем, проблемы со зрением и слухом.

Навыки и знания:

Вязальщице необходимо отличать разные сорта пряжи, уметь вязать различные типы полотен и переплетений, снимать мерки с человека.

Мастерицы, работающие с вязальными машинами, должны не только работать на них, но и разбираться в их устройстве и разновидностях, уметь устранить мелкие неполадки, сменять нити, срезать полотно, заправлять основу, регулировать и определять плотность вязки. Также от вязальщиц требуется разбираться в иглах, пряже, различать их по номера, знать артикулы, модели и ассортимент выпускаемой продукции.

Для успешного овладения профессией нелишними будут знания в области химии, физики и рисовании.

Перспективы и карьера:

Карьерного роста как такового у вязальщицы нет. С опытом можно получить более высокий разряд и, соответственно, прибавку к зарплате или перейти на более престижное место. Также есть возможность стать начальником цеха. Многие мастерицы предпочитают работать на себя, изготавливая изделия дома или открыв небольшую мастерскую.

Обучение:

​Если речь идет о надомной работе, то научиться вязать можно и самостоятельно, к примеру, у бабушки, окончив курсы или посмотрев видео в интернете. Тем, кто хочет работать на вязальной машине, придётся окончить колледж, техникум или училище по соответствующей специальности.

Особенности профессии вязальщицы

Современный мир предлагает молодым специалистам множество возможностей, которыми невозможно воспользоваться без знаний и навыков в определенной сфере. Для того, чтобы стать действительно квалифицированным и востребованным специалистом, воплотить в реальность все задумки и планы, необходимо быть профессионалом в выбранной сфере деятельности и постоянно повышать собственный уровень знаний, квалификацию.

Есть профессии, которые появились совсем недавно и вытеснили менее актуальные специальности, но существуют определенные сферы, которые не меняются и постоянно требуют привлечения молодого квалифицированного персонала. Современные трикотажные предприятия работают так же, как и много лет назад, за исключением обновленного оборудования и более совершенных машин. На трикотажном предприятии вырабатывают верхний трикотаж, трикотажное полотно, белье, чулочно-носочные, перчаточные изделия и т.д. И основными работниками здесь являются вязальщицы.

Сфера обязанностей и характер работы вязальщицы определяются ассортиментом вырабатываемых изделий и системой обслуживания оборудования. Несмотря на то, что на той или иной трикотажной фабрике вязальщицы выполняют разные функции, работа предполагает наличие определенных общих положений.

Основными рабочими операциями вязальщицы являются такие, как ликвидация обрыва нитей, заправка машины пряжей, смена шпуль, игл или бобин, регулирование плотности и натяжения вязания. Вязальщица должна вовремя снимать уже готовую продукцию, надевать петли изделия на иглу во время срыва, наблюдать за работой, техническим состоянием оборудования, осуществлять контроль за качеством получаемой продукции. В отличие от вязальщиц, которые вяжут самостоятельно с использованием спиц, крючка, в данном случае работа не является творческой – работница не читает журналы о вязании , не придумывает дизайн изделий, а больше сосредоточивается на технической стороне производства.

Как правило, одна вязальщица обслуживает сразу несколько машин-автоматов, количество которых зависит от класса оборудования и вида конкретных изделий. Для изготовления того или иного вида изделия предназначено специальное соответствующее оборудование. Вязальщица должна осматривать и подготавливать машины к работе, следить за работой всех механизмов, производить в случае необходимости наладку.

Рабочее место вязальщицы – часть цеха, где компактно располагаются все обслуживаемые машины. Учитывая то, что в процессе работы вязальщице приходится пользоваться измерительными шаблонами (проверяя размеры изделий), ножницами, отверткой, плоскогубцами (заменяя иглы), кисточками, волосяными щетками, она должна обладать информацией об особенностях эксплуатации различных инструментов и элементов.

Основными качествами, которыми должна обладать вязальщица, являются такие, как выносливость, образная память, хорошо развитое пространственное мышление, распределение внимания и высокая концентрация, аккуратность, высокий уровень устойчивости к монотонной работе. Для освоения профессии достаточно окончить соответствующий факультет в среднеспециальном или высшем учебном заведении.

В наше время молодежь имеет множество возможностей в профессиональной сфере. Однако, чтобы воспользоваться этими возможностями, нужны знания и навыки в конкретной профессиональной среде. Для того, чтобы стать востребованным профессионалом своего дела, необходимо выбрать наиболее привлекательную для конкретного человека сферу деятельности и периодически совершенствовать свои знания в этой области, а также применять на практике полученные теоретические знания.

В недавнее время на рынке появилось множество современных специальностей, которые вытеснили невостребованные профессии. Однако, есть такие сферы деятельности, которые в любое время актуальны и нуждаются в молодых и энергичных специалистах. Например, компании, изготавливающие трикотажные изделия, как и прежде, предлагают широкий ассортимент изделий: трикотажное белье, полотно, перчатки, чулочно-носочные изделия, а также верхний трикотаж и многое другое. Конечно, такие компании используют современное оборудование, чтобы продукция соответствовала современным требованиям. Основную массу работников трикотажных компаний составляют вязальщицы.

В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции и от установленного оборудования на том или ином трикотажном предприятии определяются обязанности вязальщиц. И хотя вязальщицы на разных трикотажных предприятиях могут осуществлять различные операции, все равно и там, и там есть общие положения профессии вязальщицы.

К примеру, вязальщицы выполняют следующие функции: заправляют новой пряжей оборудование, заменяют бобины, а также шпули, иглы, устраняют обрыв нитей и надевают сорвавшиеся петли на иглу, контролируют плотность вязания и натяжения нити, снимают готовую продукцию, наблюдают за оборудованием и качеством готовой продукции. Если сравнить вязальщиц на трикотажном предприятии и вязальщиц, которые вяжут с помощью спиц и крючка, то, конечно, у первых деятельность наименее творческая, ведь такая вязальщица сосредоточена на процессе производства, а не на поиске современных моделей в журналах или творческом оформлении изделия и т. д.

Обычно на текстильном предприятии одна вязальщица одновременно работает на нескольких вязальных машинах, и количество обслуживаемых машин определяется в зависимости от оборудования и вида выпускаемых изделий. Для производства разных видов изделий используется разное оборудование, которое вязальщица подготавливает к работе, и при необходимости налаживает рабочие механизмы.

В течение рабочего дня вязальщица находится на определенном участке цеха, где близко друг к другу расположено оборудование, необходимое для работы. В процессе работы вязальщица применяет измерительные шаблоны, чтобы проверить размеры выпускаемых изделий, отвертку и плоскогубцы, чтобы заменить иглу, ножницы, кисточки и щетки, поэтому помимо знаний и навыков по работе с оборудованием, она также владеет информацией о том, как эксплуатировать вышеперечисленные инструменты.

Чтобы вязальщица справлялась со своими обязанностями на трикотажном предприятии, необходимо выяснить обладает ли желающий претендент такими качествами характера, как образная память, физическая выносливость и устойчивость к однотипной работе, развитое пространственное мышление, аккуратность в выполнении определенных действий и концентрация на процессе работы. Образование вязальщицы можно получить в высшем или средне-специальном учебном заведении.

Конспект урока

Ф.И.О.
Предмет : «Технология»
Класс: 6
Урок № 42

Образовательные: ознакомить учащихся с различными видами петель; Научить элементам и навыкам вязания на спицах .

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности .
Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

УУД

Личностные: формируют навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ.

Регулятивные: а лгоритмизировано планируют процесс познавательно - трудовой деятельности.

Коммуникативные: р егулируют собственную деятельность посредством устной речи.

Познавательные: о владевают алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

Планируемые результаты

Личностные: Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора. Коммуникативные навыки - владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения. Ответственность и адаптивность - личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

Предметные: . Изготовление с помощью спиц (прямых и круговых) образцов платочной и чулочной вязки, пользуясь технологической документацией. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, инструкционная карта), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Метапредметные: 1. Познавательные действия - включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.

2. Коммуникативные действия - обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

3. Закрепление умений работать с информацией - находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

Тип урока

Изучение новых знаний

Основные понятия

вязальщица.

Межпредметные связи

история, литература, математика, ИЗО

Ресурсы: основные дополнительные

инструкционно-технологические карты по вывязыванию лицевых, изнаночных петель, пряжа разного цвета и фактуры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

    Этап

Организационный

Добрый день, ребята!.

Я прошу вас проверить как организовано ваше рабочее место

Отмечает присутствующих.

Самоопределение

2-этап. Актуализация.

1) Какие виды пряжи вам известны?

2) Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток инструменты для вязания спицами?

3) Как правильно обращаться с изделиями, связанными спицами, после завершения вязания?

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно

3.Постановка учебной проблемы

Определение темы занятия

Учитель демонстрирует вязаные изделия.

У нас сегодня новая тема из раздела художественные ремесла. Послушайте пословицы и сформулировать тему:

Красна птица пером, а вязальщица своим мастерством

Куда мысль вязальщицы завернула, туда и крючок

Вязальщица по петелечке вяжет, да рада бывает

На всякую вязальщицу довольно идей

Не было у вязальщицы хлопот, да накупила пряжи моток А вы попробуйте сформулировать цель нашего урока)

Я себе вязала кофту
целый месяц, или два.
Но, увы, в мою работу
лишь пролезла голова.
Я опять перевязала,
но старалась, видно, зря:
в этот раз в неё влезала
не одна, а три меня.

Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
потому что нитка как-то
вся сама переплелась .

Рассматривают вязаные изделия. Размышляют над смыслом пословиц. Определяют учебную проблему урока.

Формулируют тему урока.

Цель нашего урока : О знакомиться с профессией вязальщица и первоначальными способами вязания на спицах

Самостоятельное выделение познавательной цели.

Умение с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли

4.Изучение нового материала.

Вязальщицы востребованы на фабриках, в трикотажных мастерских, частных мастерских модельеров одежды. Иногда вязальщицы - это частные предприниматели, работающие на дому.

Главная обязанность вязальщицы на фабрике - выполнить изделие в соответствии с техническим заданием. Мастер заправляет вязальную машину, запускает работу и следит за качеством пряжи. Иногда в процессе работы необходимо отрегулировать плотность полотна, поменять иглы, ввести дополнительные нити.

Вязание на дому - это 100 % полёт фантазии. Вязальщица может самостоятельно разрабатывать фасон изделия, подбирать нити и фурнитуру. А может выполнять заказы по готовому лекалу.

Важные качества

В работе вязальщицы важны хорошая координация пальцев, внимательность, способность концентрироваться на деталях, готовность к монотонной работе, аккуратность и ответственность.

Слушают

Умение вычленять необходимую информацию, систематизировать новый материал..

Физкультминутка

А теперь тихонько встали,

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Выполнение практической работы под руководством учителя.

Правила при вязании на спицах

Первое правило.

Первая петля всегда снимается на правую спицу не провязывая.

Второе правило .

Лицевая петля провязывается за заднюю стенку.

Третье правило.

Последняя петля ряда провязывается изнаночной.

Набор петель.

Вязание любого изделия, начинают с набора петель. Вот мы сейчас и попробуем с вами набрать петли. Для начала нам нужно знать какую длину нити нужно взять. Например для образца 10 см., примерно нужно взять 20 см. нити, это значит в два раза больше ширины изделия.

Показать наглядно набор петель.

(Если набор петель не понятен показать видео)

Показать на слайдах и показать на спицах как правильно набирать петли .

При наборе петель используем обе спицы для того чтобы при вывязывании первого ряда петли не затягивались, а свободно облегали спицы. Набираем 12 петель. Это примерно 6-7 см., свободную нить берем примерно 15 см.

Просматреть как девочки справились с работой.

Ученики рассматривают схемы, слушают объяснение учителя.

Индивидуальная работа

Развитие практических умений и навыков по вязанию. Развитие практических умений и навыков по вязанию.

7 - этап Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

- Сегодня я узнал (а)________________________

У меня получилось___________________

Было трудно_________________________

Меня удивило ________________________

Было интересно________________________

Теперь я умею_________________________

Я выбираю настроение на уроке

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию

Использует механическое средство труда - вязальную машину. Проверяет качество пряжи. Проводит контрольный осмотр оборудования. Заправляет и запускает вязальную машину. Меняет иглы, шпули, бобины, вводит дополнительные нити. Регулирует натяжение и плотность вязки, ликвидирует обрывы нитей, слеты полотна. Следит за работой механизмов. Проверяет качество изделий и комплектует их. В процессе деятельности непрерывно перемещается в рабочей зоне и выполняет в быстром темпе ручные операции. Вязальщицы высокой квалификации, работающие в Домах моделей, модельных мастерских могут совместно с художником-модельером разрабатывать образцы трикотажных переплетений, изготавливать модели по эскизам. Деятельность характеризуется немногочисленными деловыми контактами (с наладчиками станков, мастером смены и др.). Работает в помещении. Особенностью работы является монотонность, сочетающаяся с необходимостью мгновенного перехода к точным исполнительским действиям, вибрация и повышенный уровень шума.

Должна знать

Сорта пряжи и их свойства; классы и устройство вязальных машин; виды (номера) игл и их влияние на качество изделий; модели и ассортимент изделий и полотен; виды дефектов и причины их возникновения. Должна уметь: регулировать работу механизмов вязальной машины; регулировать плотность и натяжение вязки; ликвидировать обрывы нитей; предупреждать и устранять дефекты в изделии.

Профессионально важные качества

  • высокая скорость моторных реакций;
  • хорошая зрительно-моторная координация;
  • умение распределять внимание и длительно его концентрировать в условиях монотонии.

Медицинские противопоказания

  • органов пищеварения (хронический гастрит, сахарный диабет);
  • почек и мочевых путей (нефрит);
  • опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, полиартрит);
  • нервной системы (опухоли центральной нервной системы, менингит);
  • органов зрения и слуха (катаракта, косоглазие).

Пути получения профессии

Колледж на базе 9 классов общеобразовательной школы.

Родственные профессии

Вышивальщица вручную, вышивальщица на вышивальных машинах и полуавтоматах, вышивальщица на машине, кружевница, мастер народного промысла (художественная роспись, миниатюра), оператор микросварки, оператор расфасовочного автомата, сборщик полупроводниковых приборов, ткач, швея-мотористка.

Статьи по теме