Воспитание, обучение, образование. Духовно-нравственное воспитание обучающихся материал на тему Духовное развитие обучающихся

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

В.И. Попугаев

духовно-нравственная культура, патриотизм, воля человека, добро, свобода, справедливость

Ключевые слова:

Образование является единым процессом воспитания, обучения и предусматривает также духовно-нравственное развитие человека .

Практика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями закреплена на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

При определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо учитывать уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования .

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске добра и зла мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы .

Примером может служить наследие В.А. Сухомлин-ского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности...» Сфера педагогической ответственности в процессе воспитания определяется усилием общества и государства, направленным на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за свою Родину.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся, однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимают дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России» и др., на которых мы формируем гражданско-па-триотические качества личности .

Воспитание патриотизма на занятиях в Егорьевском промышленно-экономическом техникуме имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать необходимым объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Основой гражданско-патриотического воспитания являются психологические особенности обучающихся, поэтому ознакомление их с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением обучающихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим народам и их традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа .

Поэтому, знакомя с историей Великой Отечественной войны, мы приводим те факты, которые касаются

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

наших земляков, родных и близких . Например, мой отец, Илья Арсентьевич Попугаев, воевал на Курской дуге в качестве стрелка-радиста бомбардировщика-разведчика «Бостон-20». Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка и стрелка-радиста. Самолет был оснащен 10 бомбами по 100 кг, пулеметами, пушкой и фотокамерой (рис. 8).

В одном из боевых вылетов отец мог погибнуть, но чудесным образом остался жив.

Шел 1943 год. Войска Белорусского фронта при поддержке бомбардировочной авиации освобождали города. На одном из участков фронта сложилась труд-

Рис. 8. Фотографии из домашнего фотоархива

ная обстановка. Противник задержал наступление советских войск. Необходимо было провести воздушную разведку, а погода стояла нелетная. Шел мокрый снег, облака низко нависали над землей. Ждать летной погоды было нельзя. Командование полка отдало приказ экипажу самолета провести воздушную разведку войск противника. Именно перед этим вылетом, как рассказывал отец, он почувствовал потребность взять с собой аптечку, которую не только он, но и другие члены экипажа никогда в боевой вылет не брали. Аптечки хранились в деревянном ящике в казарме. Отец взял аптечку и положил в карман комбинезона, но, почувствовав неловкость, так как другие члены экипажа аптечки не брали, положил ее обратно в ящик. Однако снова пришла беспокойная мысль: «Взять аптечку, взять аптечку, взять аптечку», - что он, воспитывавшийся в православной семье и верующий в Бога и Ангела-хранителя, и сделал. Это спасло ему жизнь.

Линия фронта была недалеко, и самолет ее благополучно миновал. Стали видны войска противника, который не ожидал появления советского самолета в такую погоду. Началась паника. Самолет пролетел над скоплением танков, бронемашин, мотопехоты, сбросил бомбы и произвел фотосъемку. Задача была выполнена. На обратном пути отец увидел в «хвосте» самолета четыре быстро приближавшихся объекта размером с воробушка (он отличался зорким зрением, был метким охотником) и доложил по рации летчику. Стало ясно, что их преследуют четыре немецких самолета. Как потом выяснилось - четыре мессершмита. Экипаж приготовился к бою. Расстояние между самолетами уменьшалось, началась стрельба. Немецкие летчики атаковали парами и рассчитывали посадить наш самолет на землю. Атаки следовали одна за другой. Самолет маневрировал и тоже отвечал огнем. Один мессершмит загорелся и разбился о землю. Когда бой перешел на нашу сторону фронта, немецкие летчики повернули обратно. Только после этого отец почувствовал невыносимую боль в левой руке. Во время стрельбы он не заметил, что держит пулемет одной правой рукой, левая рука была перебита очередью немецкого самолета и висела, как плеть, рукав комбинезона наполнился кровью. Отец, мгновенно вспомнив об аптечке, позвал на помощь второго стрелка. Тот подполз к отцу, вынул из кармана его комбинезона аптечку и жгутом остановил кровотечение. Экипаж нашего самолета доставил командованию разведданные, и гвардейские бомбардировщики вылетели бомбить противника. Вскоре пошла в атаку славная мотопехота. После, уже в госпитале, опытный пожилой хирург сказал отцу, что он мог бы погибнуть из-за большой потери крови. Руку удалось спасти благодаря этому хирургу. Он убедил консилиум, состоящий в основном из молодых коллег, не ампутировать ее.

Все члены экипажа самолета-разведчика были награждены орденами Отечественной войны. Да, это патриотизм!

В годы войны медицинская аптечка спасала раненых на поле боя, а в настоящее время вера, патриотизм и взаимовыручка помогают нашему поколению выбрать правильный жизненный путь.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь

к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература

1. Антонова Л.Н. По совести и вере: Доклад министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой на пленарном заседании, посвященном открытию V Московских областных рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения» // Образование Подмосковья. Открытый урок. 2008. № 1(3). С. 5-7.

2. Борев В. И снова один против четырех // Боевые действия «Наркомат» Госнаркоконтроля России. 2005. № 16.

3. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.

4. Бузмакова А.А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 55-63.

5. Попугаев В.И. Исследование общей эмоциональной направленности обучающихся // Сб. статей по материалам малых рождественских педагогических чтений «1150-летие Российской государственности - основа формирования нравственных ориентиров современной молодежи». ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 30. Коломна, 2012. С. 125-133.

6. Попугаев В.И. Экспериментально-теоретическое исследование общей эмоциональной направленности обучающихся. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 учебного года. http://educontest.net/

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», Волгоград, 16 марта 2009 г. / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: «Омега-Л», 2013.

9. Фильмотека телепередач «Слово пастыря»: Методич. пособие / Сост. В.И. Попугаев. Интернет-портал Международной фундации педагогических новаций. http://www.mfpn.ru

Этическое воспитание обучающихся

Воспитание является важнейшей частью педагогического процесса, признано формировать типологические качества личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества». Интеллектуальное воспитание – суть обучения, образование – процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких механизмов для становления личности воспитанного человека.

Норма воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни. Чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. В этой связи логично и неоспоримо утверждение А. Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».

По своей сути воспитательный процесс является ограничением свободы и возможностей человека, он вводит определенные границы поведения, разумные с точки зрения общества. Этот процесс представляется достаточно сложным для понимания: не всегда понятно, где кончается воспитание и начинается дрессура, манипуляция. Глубокий смысл содержит высказывание Д.С. Лихачева о том, что « в основе всех хороших манер лежит одна задача: чтобы человек не мешал человеку и все вместе чувствовали себя хорошо»

В процессе воспитательной деятельности планомерно создаются и реализуются условия , способствующие всестороннему развитию личности, расширению кругозора, развитию культуры мышления, удовлетворению запросов в повышении интеллектуального культурного и нравственного потенциала как во время обучения, так и во внеучебное время.

Основная цель заключается в формировании жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, создание условий становления социально компетентной личности учащегося, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью.

Стремясь к достижению цели, воспитательный процесс решает три основные задачи: формирования мировоззрения , приобщение к нормам культуры, поведение и формирование правильного отношения к труду .

Первая задача подразумевает постепенное знакомство ребенка с социальным окружением и выработку у него системы устойчивых, собственных взглядов на мир. «Собственных» не означает отличных от общечеловеческих, а подразумевает единство с ними, но основанное на разумном, осмысленном и обоснованном принятии их для себя. В рамках этой задачи формируются границы между добром и злом – базис этических норм, а также представление о прекрасном и безобразном, другими словами, эстетический идеал , который способствует становлению эстетических вкусов, личных пристрастий человека.

Приучение к нормам поведения способствует реализации мировоззренческой позиции, раскрытию способностей человека и формированию коллектива единомышленников. Нормативной регуляцией поведения занимается этикет - область знания о правилах должного поведения в определенных ситуациях. В рамках этикета рассматривается не­сколько отраслей: культура речи (гра­мотность, правильность, убедитель­ность); культура общения (в отличие от культуры речи рассматривает не одного субъекта, а как минимум двух, делящих ответственность за взаимо­действие в целом); эстетика одежды; культура застолья, а также культура поведения в ситуациях, требующих особого благородства манер (посеще­ние театра, выбор, препод­несение и прием подарков и т. д.).

Третья задача - формирование должного отношения к труду - под­разумевает понимание труда-работы-учебы как естественной, необходи­мой, приносящей удовлетворение и удовольствие части нашей жизни. Уже в раннем детстве ребенок полу­чает свои первые трудовые поручения и, выполняя их, ощущает себя важной частью большого механизма, начинает испытывать радость и от результата, и от самого процесса труда.

Значение труда, деятельности в жизни человека невозможно переоценить - ведь только в труде возможна реализация способностей, а в достижениях человека и сам смысл его жизни. Однако важны не только цель, но и пути ее достижения. Если ключевым в сочетании «трудовая деятельность» является слово «надо», то возникает вопрос: а когда же жить, если большая часть времени занята работой - некой суровой обязанностью?

Именно воспитание дает нам возможность найти «свою» область деятельности, в том числе при решении профориентационных задач и по­лучать от этого удовольствие ничуть не меньшее, чем от досуга и отды­ха.

Сегодня профессиональное ориентирование переживает не самые лучшие време­на - практически ушли из лексикона современного человека такие словосо­четания, как «любимое дело» или «де­ло по душе», да и понятие «профессия» часто носит формальный характер.

Однако это не признаки новой эпохи, а свидетельства социального кризиса, преодолеть который можно, только учитывая личностные предпочтения и склонности при выборе профессии.

Поиски новых форм и методов проф ориентационной работы - одна из актуальных задач в сфере воспитания. Содержательная основа воспита­ния это совокупность знаний, пред­ ставлений, идей и форм поведения, опирающаяся на элементы материаль­ ной и духовной культуры общества, усвоенные воспитанником и ставшие его индивидуальным ценностным багажом.

Таким образом, воспитательная деятельность должна содержаться в учебной и внеучебной работе, педагогу необходимо содействовать саморазвитию личности учащихся, повышению его духовного, нравственного и культурного уровня.

Хотелось бы подробнее остановиться на этическом воспитании обучающихся.

Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление морали и нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть» (М.Мамардашвили), это включение учащегося в поиск «как жить праведно» (Вл.Соловьёв)

Этическое воспитание направлено на создание условий для формирования эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося, предполагающей, прежде всего, восхождение их к общечеловеческим ценностям, таким как Истина, Добро, Красота, Вера, Познание. Далее содержательный аспект духовно-нравственного и этического воспитания школьников предполагает признание доминирующих ценностей современного мира, таких как Человек, Жизнь, Духовность, Отечество, Труд. И, наконец, с позиций особенного, общего и специфического усваивается еще одна группа ценностей - профессионально значимые ценности.

Этика-наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека можно выйти на глубинный этический диалог с обучающимися о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик.

Сведения об окружающем мире, общественных явлениях ребенок получает в процессе общения со сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством опытного педагога.

Именно поэтому, решая, сегодня социальные задачи воспитания, мы, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Этике принадлежит цементирующая роль в непрерывном нравственном воспитании. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным.

Организовывая воспитательный процесс, нужно отдавать предпочтение разнообразной творческой, учебной, трудовой и других видов деятельности и выработке, посредством этой управления и регулировки этой деятельности, соответствующих личностно-этических качеств.

Необходима целостная система этического воспитания как средство и процесс нравственного развития воспитанников .

В качестве основных задач духовно-нравственного и этического воспитания выделяют:

а) накопление опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах):

б) разумное использование свободного времени и развития духовно-нравственных и этических качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношение к близким людям; честность, терпеливость, скромность и деликатность, организованность, дисциплинированность и ответственность, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достижению.

В процессе духовно-нравственного воспитания применяются методы , как

- убеждение примером, разъяснения,

Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Разъяснение является наиболее доступным методом. Опыт показывает, что неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям.

- совет, пожелание и одобрительный отзыв,

Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания является похвала, Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности.

- положительная оценка действий и поступков (Поощрение) Оно способно закре­пить правильные формы поведения воспитанника. Это и предоставление почетных прав, материальное вознаграждение, награждение.

- общественное признание достижений и достоинств человека,

- Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступка, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Применять наказание можно только в редких случаях.

Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отказ от наказания, отсрочение наказания,

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, эффект, раскаяние, страх, оплошность.

- проведение этических бесед и диспутов.

Этическая беседа -метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; педагога и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Педагог должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать обучающимся самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: педагог говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней обучающие свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Темы бесед могут быть различными: в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе . В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, конкурсов, выставок, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме . Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний.

Нравственное и этическое воспитание формируется и через массовые мероприятия (праздники, викторины, КВНы), соревнования, конкурсы. Для ребят создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Также воспитание формируется и через творческие работы обучающихся, которые пронизаны светом «добра, правды и красоты», интересом к родной истории, любовью к природе и окружающим людям.

Через экскурсии в музеи, выставочные залы. Благодаря системному подходу педагогов к нравственному и этическому воспитанию делают ребёнка духовно богатым и счастливым.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры обучающихся закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:

Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.

Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося,

Признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

Конечно, на занятии каждый педагог может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на занятиях, опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для воспитания.

Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

Ученик - патриот и гражданин
Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ученик и его нравственность
Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности
Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его здоровье
Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Ученик и его карьера
Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

Ученик и его семья
Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг
Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:
Сформировать у обучающихся:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • ценностное отношение к своему здоровью;
  • ценностное отношение к природе;
  • мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

  • о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • об эстетических ценностях отечественной культуры;
  • о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;
  • о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

  • смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;
  • социальной и межкультурной коммуникации;
  • готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,
  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
  • понимания того, что семья - это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.

Беседы на этические темы
Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

Встречи с участниками и ветеранами войны
Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.
Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

Экскурсии
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально - ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Выжелевская А.П., учитель начальных классов

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

  • Ученик – патриот и гражданин

Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Ученик и его нравственность

Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Ученик и его интеллектуальные возможности

Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

  • Ученик и его здоровье

Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Ученик и его карьера

Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

  • Ученик и его семья

Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

  • Общение и досуг

Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:

Сформировать у обучающихся:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

Ценностное отношение к своему здоровью;

Ценностное отношение к природе;

Мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

О наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Об эстетических ценностях отечественной культуры;

О необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

О роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

О необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

Смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

Социальной и межкультурной коммуникации;

Готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

Уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

Понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

  • Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
  • Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

  • Встречи с участниками и ветеранами войны.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.

  • Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

  • Экскурсии.

Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.


Воспитание - ключевые педагогические категории, дающие представление о сущности науки. Вместе с тем терминами обозначают общественные явления, неотъемлемые от жизни человека.

Обучение

Рассматривая термин применительно к общественному явлению, необходимо расценивать его как передачу от старших к младшим информации и опыта. Воспитание и образование детей должно иметь конкретные цели, а передача сведений оптимальна в рамках некоторой проработанной системы, благодаря чему охват будет полным и глубоким. Одна из особенностей образования - организация процесса взаимодействия источника информации и получающего ее индивидуума. должно максимально полно усваивать сведения, опыт, особенности взаимоотношений внутри общества, а также итоги прогресса социального сознания. В рамках образования дети знакомятся с сутью производительного труда и узнают о мире, в котором существуют, понимают, почему необходимо его охранять, как можно трансформировать. Передача этих данных таким образом, чтобы подрастающее поколение смогло их освоить и расширить в будущем - основная идея обучения.

Воспитание, развитие, обучение, образование - инструменты для передачи сведений между поколениями. Благодаря обучению возможна работа социума как единого и слаженного организма, постепенно прогрессирующего, развивающегося, полноценного. Обучение обеспечивает для каждой отдельно взятой личности высокий уровень развития, что делает объективно важным, осмысленным, значимым обучение для социума и отдельного индивидуума.

Нюансы обучения

Рассматривая отметить, что механизм, посредством которого передается информация - совместная работа старшего и младшего поколения, то есть носителей данных и тех, кому их надлежит передать. Чтобы работа была эффективной, ее организуют, следуя общепринятым правилам, формам. Это позволяет сделать общение познавательным и полезным, содержательным.

Воспитание и образование человека напрямую зависят от исторического периода существования и особенностей конкретных условий. В разных цивилизациях, эпохах организация обучения уникальна и индивидуальна. Это влияет и на выбор данных, передаваемых от одного поколения к другому, и на идеологическую обработку, а также на сознание обучаемого.

Педагогика как наука понимает под обучением имеющий цель и организацию, управляемый процесс взаимной работы обучаемого и обучающего. Воспитание в системе образования, обучение реализуются, чтобы дети усваивали новую информацию, осваивали умения, получали новые возможности, а также закрепляли способности самостоятельно искать и понимать новые сведения.

Как это работает?

Воспитание, образование - наука непростая. Обучение предполагает передачу навыков и знаний, умений. Для учителя это базовые содержательные компоненты, а для обучаемого - продукт, который необходимо усвоить. В рамках такого взаимодействия передаются в первую очередь знания. Под термином принято понимать всю ту информацию, которую освоил и усвоил обучаемый, все понятия и представления, которые он получил, а значит его картину действительности.

Получаемые в рамках образования и воспитания личности навыки предполагают автоматизированные действия, связанные с интеллектуальной активностью, движениями и сенсорикой. Человек, пройдя курс обучения, быстро и легко исполняет их, минимально загружая сознание. Освоение навыков позволяет сделать активность человека эффективной.

Еще одна цель образования, воспитания, обучения - передача умений. Под этим термином принято понимать возможность индивидуума использовать полученную информацию, навыки на практике, творчески применяя их, дабы добиваться поставленных перед собой целей. Актуальность умений особенно высока, если вспомнить, что практическая деятельность индивидуума постоянно меняется, условия не остаются стабильными сколько-нибудь продолжительный временной промежуток.

Цели и задачи: основные и второстепенные

Практикуемое в настоящее время воспитание в системе образования предполагает передачу обучаемым некоторой полезной информации, которая пригодится им в будущем. При этом обучающий персонал словно бы в качестве вторичной функции формирует мировоззрение учеников, идеологию и нравственность, а также множество иных установок, определяющих жизненный путь человека. Со стороны кажется, будто бы это формируется лишь попутно, случайно, но на практике работа ведется хоть и подспудно, но обстоятельно - именно по этой причине обучение в некоторой степени является воспитанием. Справедливо и обратное: воспитание в некоторой степени - обучение. Обучение и воспитание - два понятия, которые накладываются друг на друга, хотя перекрытие не абсолютное.

Наиболее эффективно осознать и образования можно, если оценить функции этих процессов. Самая основная - создание у отдельного индивидуума умений, навыков, знаний. Получая новые качества, человек одновременно закрепляет те, что важны для повседневности. Вместе с тем ведется работа над мировоззрением особи. Его развитие происходит довольно медленно, связано со способностью интеллекта обобщать получаемые годами знания - они становятся базой для рассуждения об окружающем персону мире.

Рост и развитие

Образование, развитие, воспитание позволяют человеку постепенно осознать себя как личность и расти в этом плане, а также научиться мыслить самостоятельно. Развитие индивидуума предполагает улучшение различных характеристик: психики, тела, но на первом месте - интеллект. Оценивая развитие разных особенностей, используют количественные, качественные шкалы.

В рамках воспитания и программы образования человек получает профессиональную ориентацию. Эта функция обучения исключительно важна, так как позволяет освоить навыки труда, получить конкретные, применимые на практике умения и знания. Персона понимает, какие именно области для нее наиболее интересны.

С детства внешние факторы готовят человека к тому, что образование - процесс непрерывный, затягивающийся на всю жизнь. Это ориентирует индивидуума активно участвовать в социальной жизни и производстве, готовит к практической деятельности и позволяет осознать важность совершенствования себя в разных аспектах и сферах. При этом учитывается, что воспитание имеют функцию креативности, то есть помогают ориентировать персону на постоянное, безостановочное совершенствование собственных качеств с разных сторон, в различных аспектах.

Почему это так важно?

Культура, воспитание, образование - общественные явления, социальные и исторические. Им свойственна высокая противоречивость и сложность. В рамках этого общественного явления происходит включение молодого поколения в социальную активность и бытовую сферу, в производство и взаимоотношения, свойственные людям. Посредством воспитания реализована Без него невозможен прогресс социума.

Социальное воспитание, социальное образование тесно связаны с иными явлениями, присущими обществу. Потребность нашего социума - подготовка новых ресурсов для производительности; без этого просто невозможно функционирование общества и его развитие. Содержательно воспитание как социальное явление - это освоение трудовых навыков, опыта производства. Уровень совершенства производительных сил тесно связан с характером воспитания. Он сказывается и на содержательных аспектах, и на методах и формах воспитания, на содержании процесса. В настоящее время актуальна гуманистическая педагогика, для которой цель - человек, его полноценное гармоничное развитие, исходящие из индивидуальных дарованных природой талантов, а также требований общества в настоящий момент.

Не забывать о культурных аспектах

Образование и воспитание - это не только передача навыков, полезных для труда, а также профессиональное ориентирование, но и культурное развитие, языковое совершенство. Во многом именно через них реализован процесс обучения, передачи опыта старших младшим. Посредством языка люди могут вести деятельность вместе, а значит успешно удовлетворять свои потребности.

Для воспитания важны разные формы социального самосознания, мораль и нравственность, религиозные течения и научная деятельность, творчество и право. Общественное сознание - это условия, в которых реализовано воспитание молодежи. В то же время для политики воспитание - путь, посредством которого можно утвердиться в социуме, дабы быть признанной новыми поколениями. Нравственность, моральные принципы влияют на человека практически с самого рождения. Именно они становятся первыми аспектами воспитания, с которыми знакомится ребенок. В момент рождения человек оказывается в обществе, которому присуща некоторая система морали, и под нее придется приспособиться по мере взросления. Именно через воспитание становится возможным такое приспособление.

Актуальность права в рамках образования и воспитания связана с необходимостью донести до детского сознания важность соблюдения установленных в обществе норм, а также недопустимость нарушения закона. Нравственное поведение подчинено закону, безнравственное нарушает его.

Воспитание и его аспекты

Во многом помогает реализовать образование и воспитание наука. Через нее происходит ориентирование на познание мира через проверенную и достоверную информацию. Наука представляет собой необходимую базу для старта жизни в обществе, для получения образования по специальности.

Через искусство у ребенка можно формировать художественную картину окружающего мира. Это рождает эстетическое отношение к существованию, прогрессу, помогает личности сформироваться полноценно в разных аспектах: духовном, гражданском, нравственном.

Образование и воспитание реализуются через религию. Этот подход актуален при необходимости объяснения некоторых явлений без использования научных аргументов. Большинство известных в настоящее время религий говорят о загробном мире и объясняют, какими путями и в каком качестве туда попадают отдельные персоны. Религия важна для воспитания, поскольку помогает создать человеческое мировоззрение.

Педагогика и воспитание

В рамках педагогики образование, воспитание (физическое и духовное) - термины, используемые в более узком значении, нежели описаны выше. Так, воспитанием называют деятельность, направленную на формирование у учеников определенных взглядов на мир и социальную жизнь. Воспитание базируется на научном мировоззрении и принятых идеалах, нормативах, а также представлении о здоровых взаимоотношениях между участниками социума. Воспитание в понимании педагогики - процесс, в ходе которого формируются моральные установки, политические, физические качества, а также особенности психологии, поведенческие реакции и привычки, за счет которых особь может вписаться в социум и быть активным его участником.

В то же время для педагогики воспитание, образование (физическое, духовное, нравственное) подразумевает итог некоторой работы. Сперва формируются конкретные задачи, по прошествии некоторого времени оценивается, насколько успешно удалось их достигнуть.

Для педагогики важно не только воспитание, но и самовоспитание. Этим термином обозначают активность человека, направленную на создание у себя положительных особенностей и исключение негативных. Как известно из многовековых наблюдений за социумом, самовоспитание - это обязательное условие развития личности, ее совершенствования.

Самовоспитание. А если рассмотреть подробнее?

Наиболее значимые содержательные компоненты самостоятельного осознанного воспитания - задачи, цели, определенные индивидуумом в качестве идеала. Именно на них базируется программа совершенствования, которую человек последовательно воплощает в жизнь (или принимает к этому попытки). В рамках самовоспитания формируются требования, осмысливаются и объясняются - именно им должна соответствовать личность, ее активность. Самовоспитание затрагивает политику, идеологию, профессию, психологию и педагогику, этику и другие аспекты человеческой жизни.

Самовоспитание наиболее эффективно, когда человек осознанно использует методы этой работы применительно к себе, когда обладает умениями реализовывать их на практике в разных жизненных обстоятельствах, условиях. Для самовоспитания важно наличие внутренних установок, самосознания, а также умение правильно и адекватно оценивать собственное поведение и развитие в разных областях и сферах. В некоторой степени самовоспитание - это усиление воли, контроль над эмоциями, что особенно актуально в экстремальной ситуации или сложных и нетипичных условиях.

Воспитание, обучение и образование

Рассматриваемые понятия можно оценить, проанализировав присущие особи познавательные силы, подготовку человека к задачам, которые ему предстоит решать. Дошкольное воспитание и образование, школьное и в более взрослом возрасте, как правило - сложное понятие, в которое включается поиск с последующим усвоением полезной информации и умений, а также итог этого освоения.

Образование - относительный итог обучения, выраженный складывающейся для человека системой навыков, данных, отношения к социуму и природе. Школьное, дошкольное образование и воспитание и совершенствование в более старшем возрасте предполагает изменение, улучшение имеющейся информационной системы представлений, а также отношения объекта к окружающему его миру. Это изменение объясняется новыми жизненными условиями, прогрессом науки и техники.

Образование является одновременно и знаниями, накопленными особью, и его психологической готовностью получать и собирать новую информацию, обрабатывать ее, а также совершенствовать собственные представления. Процесс образования позволяет получить более точные представления о социуме и окружающей природе, способности мыслить и разных методах действовать. Это помогает занять некоторое положение в социальной структуре, добиться поставленной перед собой цели в выбранной профессии и общении с иными участниками общества.

Образование - это важно!

Основное и дополнительное образование и воспитание - это методы получения умений, навыков, способ развития интеллекта, освоения нового на практике. Как следствие, человек получает множество инструментов достижения поставленных целей и решения проблем, которые могут появиться в жизни - личной или профессиональной.

Получение образования сопряжено с накоплением навыков воли, контроля эмоций, а также помогает выработать отношение к окружающему миру. В процессе образования человек развивает психику, учится поддерживать выгодные для обеих сторон взаимоотношения с миром вовне, улучшает собственный внутренний мир, а также получает опыт творчества, который в будущем пригождается при необходимости решать различные проблемы.

Процессы и итоги

Основной результат, который преследует процесс образования - полноценное и всестороннее развитие, формирование человеческой личности, которой присущи устойчивые знания, умения. Такой человек может сочетать интеллектуальную занятость и физический труд, производить значимые для социума блага, гармонично развиваться духовно, физически. Процесс образования формирует активного участника социума, которому присущи нравственные идеалы, вкус, разносторонние потребности.

Человечество накопило огромные базы знаний, а значит, нельзя говорить о возможности полноценного овладения ими одним человеком, даже если на обучение будет потрачена вся жизнь. Образование позволяет овладеть некоторым ограниченным систематизированным объемом информации, актуальным для области, в которой индивидуум функционирует. Полученные данные должны быть достаточными для самостоятельного развития, мышления, профессиональной деятельности.

Образованность предполагает системные знания и такое же мышление, то есть человек должен своими силами искать и восстанавливать нехватку сведений в имеющейся у него базе, дабы логические рассуждения были корректными и актуальными.

История и образование: античная эпоха

Говоря об античности, обычно подразумевают культуру древних Рима и Греции. Базой для нее стала египетская культура, а сама античность заложила основы для развития европейских государств. Истоки этой культуры - первое и второе тысячелетие еще до наступления текущей эры. Именно тогда самобытная культура сформировалась на некоторых островах в Эгейском море, и особенно значимым считается Крит. Здесь зародилось письмо, которое постепенно трансформировалось из пиктографии к слогам и в будущем было принято европейскими странами. В то время писать могли знатные люди, состоятельные граждане. Для них были открыты школы при храмовых комплексах, дворцовых. Определенные правила, изобретенные в тот период, актуальны и сегодня: использование заглавных букв и написание слева направо, сверху вниз. Впрочем, сама культура до наших дней не сохранилась.

Воспитание зародилось и развивалось в Древней Греции, она же считается колыбелью педагогики. Во многом это связано с историей полисов, то есть городов-государств, существовавших в шестом - четвертом столетиях прошлой эры. Наиболее значимыми считаются Спарта и Афины. Они имели собственные уникальные воспитательные системы, связанные с экономикой, географией, политикой местности, а также общим состоянием населенных пунктов. Именно в Древней Греции люди впервые поняли, что одна из самых значимым государственных функций - забота и воспитание молодежи.

Как все происходило в прежние времена?

И среди спартиатов, и среди афинян образованность была важнейшим качеством гражданина. Желая оскорбить кого-то, о нем говорили, что он не способен читать. Одним из худших зол считалось лишение права, возможности получить образование. Воспитание спартиатов было направлено в первую очередь на формирование достойного члена общины, способного воевать. Идеальной персоной был сильный духом и телом молодой человек, имеющий представление о военном деле. Воспитательная система находилась под контролем государства. Рожденный здоровым ребенок отдавался на воспитание в семью до 7-ми лет, при этом важной частью его жизни были кормилицы.

По мере достижения семилетнего возраста государство брало вопросы воспитания на себя. До достижения 15 лет дети направлялись в специальные учреждения, где контроль над процессом предоставлялся ответственному человеку. Всех принятых учили читать, писать, развивали физическую форму, закаливали. Детей учили голодать, выносить боль и жажду, покоряться, разговаривать мало и строго по делу. Красноречие строго пресекалось. Воспитанники не носили обувь, для сна им выделялась соломенная подстилка, а верхнюю одежду заменял тонкий плащ. Полагалось скудное питание, детей обучали воровать, но попадавшихся строго наказывали за неуспешность мероприятия.

Развитие продолжается

По мере достижения 14 лет молодых людей посвящали в члены общины. Воспитание предполагало получение гражданских прав с этого возраста. Посвящение сопровождалось истязаниями, унизительными испытаниями, во время которых не допускались плач или стоны. Успешно прошедшие истязания воспитанники дальше получали образование в соответствии с государственной программой. Их учили музыке и пению, танцам. Воспитание практиковалось самыми суровыми методами. Юношам давали четкое представление о политике и нравственности, приемлемой в родном полисе. Ответственность за это возлагалась на умудренных опытом военных, рассказывавших аудитории о героических свершениях, случившихся в прошлом.

К 20-летнему возрасту послушники получали полное вооружение и начинали совершенствовать свои боевые способности.

История воспитания: как росли девушки в Спарте?

Во многом работа с женским полом была сходна с описанным выше совершенствованием мальчиков. Некоторое внимание уделялось общеобразовательной программе, но основное - физическому развитию и военным способностям. Основная задача гражданки Спарты - охранять жилье и контролировать рабов, пока муж находится на войне или задействован в покорении восстания.

А что было в Афинах?

В этом полисе образование и воспитание пошли иной дорогой. Афины стали центром ремесленничества, торговли, здесь возводились памятники архитектуры, ставились представления, проводились состязания. Афины привлекали поэтов, философов - были созданы все условия для выступления перед аудиторией. Существовали гимнастические залы. Развита была система школ. Общество, в котором развивалось воспитание, было неоднородным, ориентированным на разные слои населения. Основной целью воспитания было формирование полноценной личности. Внимание уделялось физической форме и интеллекту, восприятию красоты и нравственности.

До достижения семилетнего возраста дети воспитывались в семье. После этого возраста родители, обладающие достаточным состоянием, направляли чадо в общественное заведение. Девочки обычно оставались дома - их учили вести хозяйство. По традиции, в Афинах девушкам полагалось только такое воспитание, но оно включало в себя письмо и чтение, музыку.

До 14 лет мальчики получали начальное образование. В школу они ходили в сопровождении раба-педагога, а на занятиях получали представление о чтении, письме, арифметике. Посещая кифариста, они получали представление о литературе, эстетике. Детей учили декламировать, петь, обучали музыке. Особенное внимание уделялось поэмам «Илиада» и «Одиссея». Как правило, дети ходили и в школу кифариста, и к грамматисту. Это называлось мусической школьной системой.

Статьи по теме