Ненецкая малица выкройка. Народ ненцы: определение, характеристика, основной вид деятельности, наряды, фото, исторические традиции и богатая культура

Наилучшим образом приспособлена к условиям тундры традиционная одежда ненцев. Окончательное ее формирование произошло, видимо, в XIX веке вместе со становлением развитого оленеводческого хозяйства. Из Южной Сибири предки ненцев пришли, имея распашную одежду. Об этом свидетельствует наличие у ненцев женской распашной шубы и то, что мужская малица, например у лесных ненцев, имеет продольный шов спереди, также являющийся рудиментом распашной одежды. Известно, что еще в XVIII веке ненецкая малица не имела капюшона и шапка шилась отдельно. Костюм, сформировавшийся в XIX веке, почти полностью утратил южные черты (за исключением женской шубы). Мужская одежда состояла из малицы, меховых чулок и сапог.


Малица - глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь. Она имела пришитые рукавицы. Поверх нее носили маличную рубаху из сукна, предохранявшую малицу от грязи и сырости. При сильных морозах поверх малицы носили совик: глухую одежду с капюшоном, но мехом наружу. Малица обычно подпоясывалась поясом из сыромятной кожи, на нем висел нож в ножнах, точильный камень, трут и кресало, а позже боеприпасы для ружья.


Женская шуба паны имела спереди разрез. Шилась она из двух слоев оленьего меха - один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник был невысоким из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивали семь пар ровдужных ремешков-завязок.
Праздничные паны украшались узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополнялась меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикреплялись многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, а также удерживающие шапку на голове при порывах ветра. Ровдужные штаны и меховая обувь завершали женский костюм.


Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.
Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носили до 4-5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимались женщины, преимущественно летом. Новая одежда шилась раз в два-три года, обувь - гораздо чаще.

Северная красавица в традиционном костюме.

Традиционная одежда ненецкой женщины - паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна.

Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей. Так же вышита и передняя сторона
Именно эти бисерные вышивки и меховые орнаменты-мозаики прославили изделия северянок на весь свет. У каждого орнамента свое традиционное название: «оленьи рога», «заячьи уши», «ветки березы», «чумы» и т.д.

Рассмотрим паницу более детально.
В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов.
Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.

Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении.

Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз):
полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха,
четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос,
полоса собачьего чёрного меха,
вставка из сукна;
полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз;
вставка из сукна,
опушка из белого собачьего меха.
Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см.

В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.

Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные (изготовленные из цветной замши) ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов.
К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки.

Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.
Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку.

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.
Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно – тёмные).
На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна).
Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.

Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.
Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.

Существуют еще и специальные летние паницы, сшитые из сукна, сходные по покрою с зимними.
Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.

На голову ненки в холода надевают меховой капор. Его шьют из камуса с опушкой, а сзади подвешиваются фигурные прорезные медные пластины, бусы, пуговицы, монеты, которые при движении мелодично звенят.

Обратите внимание, какое суровое, и вместе с тем прекрасное лицо у этой женщины. Ее красота под стать суровому северному лету. И при этом женщина похожа на жену индейского вождя. К слову, в 90-е годы Воркуте проводилась конференция народов крайнего севера, на которую приезжали и индейцы, и японцы…

Ненецкие формы одежды распространены по всему Заполярью от Кольского полуострова до Таймыра.

Всю свою жизнь ненецкая женщина шьет одежды для своего мужа и детей.
Люди, как правило, складывают свое мнение о женщине именно на основе того, как одеты ее близкие.

Ненка не просто конструирует из шкур животных одеяние от холода, она еще и мысленно слагает – проговаривает особую сокровенную песню о том, кому и зачем этот наряд предназначен. Монолог швеи сперва звучит лишь в ее мыслях, звучит неустанно, от начала работы до самого конца. Швея проговаривает всё то, что должна делать одежда для близких людей, как должна беречь и защищать их, помогать и согревать. Этот монолог постепенно становится песней, и если песня хороша, то швея может исполнить ее для всех, а иногда особые песни становятся народными.

«Пусть наряд моего мужа не так красив и бел, как у других, - поется в одной народной ненецкой песне, - но в лютую стужу ему будет тепло от моей заботы…»

Традиционно одежда на севере изготавливалась и изготавливается из меха и кожи. Нитками служили оленьи сухожилия.
Одежда варьируется в зависимости от традиционной направленности хозяйства северных народов. В центральных районах Арктики, где жили охотники на оленя и пушного зверя, преобладает распашная одежда. На западе (ненцы) и на востоке (чукчи и коряки) охота была не очень распространена, там занимались оленеводством. Нужно было длительное время проводить на открытом пространстве тундры, поэтому в данном регионе преобладают накладные глухие одежды. Причем чукчи пасли стада пешком, в связи с этим их платье короче, чем у ненцев, которые ездили на нартах.
Одежда ненецкого мужчины - малица. Она надевается через голову и доходит до щиколоток. Шьют ее из оленьих шкур мехом внутрь. К рукавам пришивают рукавицы, к вороту - капюшон. Поверх малицы ненцы носят маличную рубаху - чехол из цветной материи, который чуть короче малицы и предохраняет ее от загрязнения и сырости.
Под малицу мужчины носили штаны из ровдуги - самодельной оленьей замши. А с XIX в. стали надевать «покупные» штаны.
Следует подчеркнуть, что в наше время меньше всего сохранилась местная поясная одежда: брюки теперь покупают в магазине, надевая традиционные штаны только на охоту. Зато остальная одежда и обувь широко распространились (хотя к обуви и пришивают фабричную подошву).

Малицу носят с кожаным поясом, украшенным бисером и медными пуговицами, к которому медными цепочками и кожаными ремешками крепили нож, трубку и другие необходимые вещи.
Когда было очень холодно, поверх малицы надевали совик.

Рассмотрим малицу подробнее.
Малица
– мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перёд делается несколько короче.

Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). При этом считается красивым для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.

Встречается несколько разновидностей малицы. Особенностью малицы лесных ненцев является наличие спереди шва, который обычно отделывается декоративным кантом из полосы сукна.
К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идёт опушка. Обычно она делается из шкуры осеннего телёнка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества).
Над опушкой подола подшивается одна-две полоски сукна (жёлтого, красного или зелёного цвета), иногда по подолу вставляется узор из сочетания белого и тёмного меха.
Покрой малицы (довольно широкой в верхней части) и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, позволяет ненцу, не снимая одежды, вынуть руки из рукавов и под малицей набить трубку и т.д. поскольку малицу носят с поясом, причём поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом. Там держат кисет с табаком, трубку и прочие необходимые вещи.

Малицы ненцев, живущих в разных районах Ямала, отличаются воротниками и покроем. Так канинские и колгуевские ненцы имеют малицу с высоким круглым воротником из оленьего меха, а поверх этого отдельно надевается шапка с круглым дном и короткими ушами. Кроме того, покрой малицы у этих ненцев более узок, и она плотнее облегает фигуру.

Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов. По покрою маличная рубаха сходна с малицей – перёд и спина сшиваются из целых кусков и слегка расширяются книзу; перёд немного короче спины; рукава – значительно шире к проймам, с ластовицами.

В гардеробе ненца обычно 3-4 малицы на все случаи жизни.
К одежде относятся очень бережно, потому что она создаётся вручную и в случае утери или порчи её трудно восстановить.
В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе (выпас оленей, охота, рыбалка, кочевые перемещения и т.д.) поверх малицы надевается меховой совик.
СОВИК (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок) – верхняя меховая одежда с капюшоном, надеваемая на малицу. Одевается, как малица, через голову, носится без пояса. Совик шьют мехом наружу, ворсом вниз из зимнего или осеннего меха взрослых оленей.

Рисунок из Интернета.

Покрой совика несколько отличается от покроя малицы. Он не имеет рукавиц, но имеет капюшон, часто с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или из двух песцовых хвостов. Капюшон совика делается одинарным и кроится из той же шкуры, которая идёт на шитьё верхней части спины. Характерно, что часть шкуры с головы оленя образует затылочную часть капюшона, будучи выкроенной вместе со спинкой.
Совик имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета.

В зависимости от окраски шкур совики бывают белые, тёмные, пёстрые. Красивым считается совик из белых шкурок.
Совик является одеждой для улицы, дополнительным хранителем тепла – его в сильные морозы или в пургу надевают поверх малицы, поэтому в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Кладут его так, чтобы спина была сверху, а капюшон и рукава были завёрнуты внутрь. Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком: его стягивают вокруг ног, а капюшон и рукава вправляют внутрь и в таком виде в нём ложатся прямо на снег или в куропаткин чум.

Летом в плохую погоду на малицу надевают тканый совик. Он намного короче зимнего.
***
Продолжение следует… -

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Жилища и одежда ненцев

Основным типом старого ненецкого жилища является конический чум (мя). Его сооружали из 30-50 (в зависимости от размера чума) шестов, покрытых зимой двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной на них шерстью. Внутренние покрышки клали шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу. Летом чум иногда покрывали покрышками, сшитыми из полос вываренной бересты.

Очаг находился в центре чума на железном листе. По диаметру чума, на высоте около 1.5 м, горизонтально подвешивали 2 жерди. Концы их вдевали в петли у шестов по обе стороны от входа, а противоположные концы - в петлю на особом вертикальном шесте (симзы). На горизон­тальные жерди укладывали короткие поперечины, к которым на крюках подвешивали за дужки котлы и чайники. По обеим сторонам очага укла­дывали по 1-4 доски, служившие полом. Место по обе стороны очага, справа и слева от входа в чум, составляло собственно жилую и спальную части чума. На земле раскладывали цыновки из ивовых прутьев, на них другие цыновки, сплетенные из сухой травы. Поверх цыновок рассти­лали оленьи шкуры. Постелью служили целые зимние шкуры оленей. Противоположная от входа часть чума считалась «чистым» местом. Там хранились домашние святыни, посуда и некоторые продукты. Размеры чума бывали различны. Богатые хозяйства ставили большие, постоянно подновляемые чумы. Летом такие хозяйства почти никогда не пользова­лись меховыми покрышками, что приходилось зачастую делать беднякам, не имевшим возможности так легко, как богатые, выменивать у таежного населения нужную для летних покрышек бересту.

Бедняки жили обычно в небольших, тесных чумах с меховыми по­крышками, почти лишенными волоса от длительного употребления. Дощатого пола в бедных чумах подчас не было. Сломанные шесты годами не заменялись новыми. Прогоревшие от искр верхние части меховых покрышек подолгу не чинились из-за недостатка шкур. Встречались бедняки, имевшие только полчума, т. е. одну пару покрышек и несколько шестов. Такие два-три хозяйства обычно объединялись и собирали из имевшихся у них частей один общий чум. Встречались, наконец, и такие хозяева, которые шли в работники именно из-за отсутствия жилища.

Чум полностью перевозился при перекочевках. Только в тайге, на­пример у лесных ненцев, где в любом месте можно было найти материал для шестов, остовы чумов оставляли на местах стоянок, что избавляло от перевозки лишнего груза. Установка и разборка чума производились женщинами, мужчины помогали лишь при плохой погоде (в буран, дождь и т. д.).

Там же, в лесотундре и тайге, а местами и в тундре (п-ов Канин), на путях обычных кочевок сооружались из бревен или плах амбары на высоких подпорках (тин). В них оставляли временно зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты и т. п.

На зимних и летних стоянках строили дощатые настилы на высоких столбах-подпорках (паре), куда складывали запасы мяса, рыбы, упряжь и т. д.

Большинство хозяйств кочевало самостоятельно, и чумы их стояли в одиночку, реже по два или три. Только на рыболовных песках устанав­ливались летом иногда по 7-10 и даже 20 чумов. В летнее время, при оби­лии комаров, более крупное стадо легче выпасать, поэтому оленеводы объединяли 2-3, реже 4 хозяйства и ставили свои чумы рядом. В период отела и на осенних перекочевках к лесам чумы ставились в одиночку. Богатые оленеводы, имевшие стада в 2-5 и даже 10 тыс. оленей, распо­лагались большими стойбищами, состоявшими из чума хозяина и чумов его жен и работников. Подчас один такой хозяин имел несколько стой­бищ (по стойбищу при каждом стаде).

Топливом служили в тайге и лесотундре валежник и сухостой, а в тундре - плавник или кустарник (ивняк, березняк, ольховник). В местах, где редок даже кустарник (например, на северном Ямале), топливом был часто черный мох (вид лишайника).

Освещался чум жировыми светильниками, свечами из оленьего жира, замороженного в формах из оленьего пищевода, лампами без стекол и по­купными свечами (у зажиточных), а чаще всего только огнем от очага.

Пищу принимали сидя на полу, скрестив ноги, за столиком на низких ножках. Лишь на Новой Земле и в северных районах нынешней респуб­лики Коми оседлые ненцы уже со второй половины XIX в. жили в руб­леных избах.

На рыбалках и на охоте временным жилищем служили иногда пере­вернутые лодки, заслоны от ветра (хангг) и землянки (я"хард, я’мя), покрытые хвойными ветками и дерном.

Основным продуктом питания ненцев было мясо домашнего оленя, оно составляло до 85% всей пищи, а у малооленных - рыба, которую ели преимущественно сырой (свежей и мороженой), меньше вареной. Из рыбы приготовлялась также юкола. Вследствие постоянного недостатка соли, впрок солили рыбу редко и слабо, поэтому рыба сохранялась плохо. Частым блюдом был жир, выварен­ный из внутренностей рыбы и смешанный с икрой, кусочками рыбы или ягодами; употребляли также нерпичий жир (топленый) и оленье сало. Мясо обычно варили (но не жарили). Нередко его ели сырым (парное или мороженое). Консервировали мясо копчением. Кроме мяса оленя и птицы, изредка в пищу шло песцовое и нерпичье мясо. Потребляли ягоды (мо­рошку, голубику, чернику) и другие растения, например дудник (из се­мейства зонтичных).

Хлеб, который с приходом русских стал повсеместно известен ненцам, потреблялся в незначительном количестве, да и то главным образом лишь зажиточной верхушкой. Ели обычно три раза в день. Утром и днем пили чай с хлебом и жиром, вечером, после чая, ели мясной или рыбий навар и вареное мясо или рыбу. Дети с двухлетнего возраста питались так же, как взрослые. Переходной пищей после материнского молока служило жеваное вареное мясо и вареный мозг.

Ненецкая одежда - малица и совик у мужчин, одежда ягушка - у женщин; национальная меховая обувь -пимы.

Малица (мальця) - длинная глухая одежда из оленьих шкур, сши­тая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. В Канинской и Тиманской тундрах распространена малица с высоким круглым ворот­ником. Капюшона малица не имеет, его заменяет высокая шапка из олень­его меха, со вшивным круглым дном и с короткими наушниками. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Еще недавно многие муж­чины рубах не носили и надевали малицу прямо на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шили встарину из ровдуги. Во второй половине XIX в. вошли в обиход покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти вытеснившие из обихода ровдужныо.

В сильные холода и при снегопаде поверх малицы надевали совик, известный у русских также под названием «гусь», «кумыш», «сокуй». Одежда эта несколько отличалась по покрою от малицы и шилась мехом наружу. Она тоже была с пришивным капюшоном, но не имела рукавиц; у енисейских и, иногда, у европейских ненцев совик кроился вместе с капюшоном.

Обувью служили пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названиями «чижи», «тяжи», «липты». Женская обувь отличалась лишь деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нер­пичьей шкуры или обычные, но уже поношенные, а также ровдужные сапоги с меховой подошвой (танггад). Одеждой в это время служили старые, поношенные малицы и суконные совики. Специальной летней одежды не было.

Женскую одежду - паницу или ягушку (паны) - шили из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низ­ким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) про­резные бляхи и бусы. Летом носили старую паницу или одежду аналогич- ного покроя из сукна.

Одежда детей до 3-4-летнего возраста состояла из мехового комбине­зона (мехом внутрь), «парки» - одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличав­шихся от чулков взрослых. С 5-6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых хвостов.

Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т. д.). Украшалась одежда, осо­бенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер.

Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на пря­мой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикреплен­ными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распро­странено расшитое бисером налобное украшение су дыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.

Статьи по теме