Грудное вскармливание глазами психолога. Психологические аспекты грудного вскармливания Польза грудного вскармливания с психологической точки зрения

Похоже, что в современном обществе отчетливо наметилась тенденция превратить грудное вскармливание в нечто чрезвычайно полезное и абсолютно необходимое для полноценного физического и эмоционального развития ребенка. Отчасти, такое отношение понятно и объясняется действительной пользой кормления грудью, однако никакими соображениями полезности нельзя объяснить некоторый ажиотаж вокруг этого естественного процесса и попытки сделать из него, своего рода, культ. Очевидно, что помимо рациональных в дело вмешиваются эмоциональные факторы, основной темой которых, является выраженное сентиментальное отношение к матери, кормящей грудью.

У агитации за грудное вскармливание всегда найдется обратная сторона — любое действие, в конце концов, ведет к противодействию.

Не приходится сомневаться, что значительное число людей в современном мире благополучно выросли и без грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие возможности для достижения физической и эмоциональной близости с матерью.

Однако, оговоримся с самого начала, что приходится сожалеть о каждом случае, когда мать не могла кормить ребенка грудью, просто потому, что мать и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта.

Что же говорят педиатры о вскармливании грудью, отдают ли ему предпочтение перед другими способами? Некоторые педиатры считают, что успешно проводимое искусственное вскармливание полезнее, если говорить об анатомии и физиологии, на чем они в основном и сосредоточены. Не следует думать, будто тема исчерпана, когда педиатр поставил точку, особенно если доктор, судя по всему, забывает, что младенец — это не только плоть и кровь. Психологи давно поняли, что психическое здоровье человека с самых первых дней закладывается его матерью, обеспечивающей то, что они называют «содействующей, помогающей окружающей средой», в которой процесс естественного развития ребенка происходит в соответствии с наследственным врожденным потенциалом. Мать, подчас не задумываясь и не ведая, закладывает основы психически здоровой личности. Такое начало жизни можно было бы назвать удачным началом.

Вскармливание грудью, конечно, является неотъемлемой стороной проблемы удачного начала.

Создавшие теорию эмоционального развития человека, в какой — то мере тоже в ответе за некоторую переоценку значения груди для психики младенца. Нет, они не ошибались, но прошло время и теперь «хорошая грудь» это жаргонное психоаналитическое словечко, означающее вполне удовлетворительную материнскую заботу и родительское внимание в целом. Психологи говорят о том, что умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным показателем того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт действительного вскармливания грудью. Психологам хорошо известно, что многие дети, которые, казалось бы, имели удовлетворительный опыт грудного вскармливания, обнаруживают явные дефекты в развитии и способности общаться с людьми и использовать предметы — дефекты которые обусловлены плохой психоэмоциональной поддержкой.

Таким образом, мы хотим разъяснить, что слово «грудь» и идея кормления грудью является лишь частью того, что входит в понятие «быть матерью ребенку».

Становиться понятно, насколько вредным может оказаться желание заставлять матерей кормить грудью. Любой детский психолог видел детей, которым приходилось очень плохо, когда мать хотела и пыталась кормить их грудью, но не могла этого сделать, так как данный процесс не поддается сознательному контролю. Страдает мать — страдает ребенок. С переходом к искусственному вскармливанию иногда наступает огромное облегчение, и что-то налаживается, — в том смысле, что ребенок удовлетворен, получая нужное количество подходящей пищи. Многих мучений можно избежать, не превращая идею о кормлении грудью в догму. Неправильно будет сказать, что женщина должна кормить ребенка грудью, скорее мы считали бы более уместным, если бы женщина желала кормить грудью своего ребенка и если бы она пришла к этому желанию естественным путем.

Важно, чтобы врачи понимали: они нужны, очень нужны, если дела пошли плохо со стороны физиологии, но они не являются специалистами, когда речь идет о физической и эмоциональной близости, жизненно важной как для матери, так и для младенца.

Матери и ребенку нужны подходящие условия, которые позволяют матери верить в себя, в свою материнскую компетентность. Мать сама нуждается в поддержке. Очень ценной, в этом смысле, мне представляется практика, когда отец ребенка присутствует при родах. Его присутствие придает дополнительную значимость самым первым моментам жизни младенца. То же самое — с кормлением грудью. Мать не может кормить грудью путем сознательного усилия: ей надо подождать реакции собственного организма. С другой стороны возможна настолько интенсивная реакция, что мать не в силах дождаться ребенка, и ей необходимо помочь что-то сделать с переполненной молоком грудью.

Есть матери, испытывающие очень большие трудности из-за своего внутреннего конфликта , который, возможно связан с их собственным травматическим детским опытом. Иногда таким матерям можно помочь. Психолог или врач должны понимать, что если матери не удается кормить грудью, будет ошибкой настаивать на продолжении попыток, которые вряд — ли увенчаются успехом, а вот вред от них весьма вероятен. Следовательно, очень вредно, когда те, кто в ответе за помощь матери имеют предвзятое мнение о том, что она должна делать в отношении кормления грудью. Часто мать вынуждена рано перейти к иному способу кормления, но, родив второго, третьего ребенка, онам может успешно справиться и тогда будет счастлива, что кормление грудью дается ей без всяких усилий — естественно. Однако, если мать не может кормить, у нее все равно есть много других путей установить близкий, физический и эмоциональный контакт с ребенком.

Таким образом, я подхожу к утверждению ценности вскармливания грудью, отталкиваясь от мысли, что вскармливание грудью не является абсолютно необходимым, особенно для матерей, имеющих с этим личные трудности. Многие важные черты кормления грудью присутствуют и при вскармливании из бутылочки. Например, ребенок и мать смотрят в глаза друг другу. Это значимый аспект раннего опыта, не связанный с использованием настоящей груди. Однако можно предполагать, что вся полнота вкуса и запаха и вся совокупность ощущений кормления грудью остается неизвестной маленькому ребенку, берущему резиновую соску.

Наряду с переживаниями ребенка, более богатыми при кормлении грудью, а не из бутылочки, вспомним о том, что чувствует во время кормления сама мать. Это, безусловно, отдельная тема. Здесь я отмечу только чувство достижения, которое может испытать мать, когда собственная физиология, на первых порах приводившая ее в некоторое замешательство, вдруг обретает смысл, и она уже способна справиться со своими страхами, разобравшись, что у нее есть нечто, называемое «молоком», которое она способна отдать, наслаждаясь контактом с ребенком.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Раньше считалось, что при кормлении ребенка грудью мать дает ему только молоко. Сегодня биологи утверждают, что она кормит энергией, а молоко является только физической составляющей.

Было проведено множество экспериментов. Ребенка кормили в соответствии с последними открытиями медицинской науки. Ему давали молоко из соски, делали необходимые прививки. У ребенка при этом было все, но не было материнской ласки. Развитие малыша стало затормаживаться, и он начал болеть. В чем же дело? Ведь у него было все, что давала бы ему мать.

В Германии во время войны многих маленьких сирот направляли в больницы. О детях заботились, им давали все необходимое, но через некоторое время половина малышей умерла, несмотря на научные подходы. Так почему же это происходило? Кто-то из психоаналитиков заметил, что им не хватало ласки, объятий, ощущения своей значимости. Одного питания недостаточно. Нужна была какая-то невидимая пища. Психоаналитик провел эксперимент: попросил всех входящих в комнату, будь то врач, няня или медсестра, уделить хотя бы пять минут на общение и игры с детьми. Вскоре дети перестали погибать и начали расти и развиваться физически и духовно. После этого было проведено еще много экспериментов, и все они подтвердили правильность предположения этого психоаналитика.

Когда мать обнимает дитя, между ними происходит обмен невидимой энергией. Мы называем ее любовью, теплотой. Но не только мать кормит малыша, но и он кормит ее. Они счастливы «друг в друге». Поэтому в материнстве женщина становится самой прекрасной. Не бывает более близкой связи, чем между матерью и ребенком, так как он исходит от матери и является ее продолжением. Больше никто не сможет стать для нее таким близким.

Девять месяцев он был частью вас, составлял с вами одно целое. Ваша жизнь была его жизнью. Все остается таким же и сейчас, так как между вами и вашим ребенком по-прежнему происходит обмен, передача энергии. Действительно, психофизическая связь матери и младенца не прерывается и после родов. Раннее прикладывание новорожденного к груди смягчает родовой стресс, а контакты «кожа к коже» и «глаза в глаза» с матерью способствуют запечатлению ребенком ее образа.

Грудное вскармливание не только удовлетворяет потребность новорожденного в пище, оно усиливает общение матери с ребенком и стимулирует развитие его психики. Для ребенка грудь матери является одновременно источником еды, теплоты и любви. Это происходит в том случае, если мать действительно любит свое дитя. Ребенок чувствует, что его любят, что он нужен своей маме. Новорожденный, еще не отделяющий свою личность от личности матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий. И это постепенно формирует у него уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе. Кроме того, если мать счастлива, с радостью кормит ребенка, то он никогда не переедает, потому что доверяет ей, знает, что мама всегда рядом, и он всегда успеет утолить голод. Любимый ребенок всегда здоров, и у него нормальный вес.

При кормлении важны нежные прикосновения, ласковый взгляд и особенно тихий нежный голос мамы, при этом речь ее обладает определенным ритмом, а младенец улавливает его и синхронизирует с ним свои движения. Таким образом, происходит эффективная тренировка координации малыша. До появления на свет он согласовывал свои действия с мамиными. Во время рождения эта гармония была нарушена, произошло разбалансирование работы младенческого организма. Поэтому после появления на свет ребенок должен заново организовывать биоритмы своего поведения таким образом, чтобы они соответствовали внеутробной жизни. Мама помогает крохе именно в этом, когда ежедневно повторяет одни и те же ритуалы ухода за ним.

Любовь на самом деле греет! Если голенького новорожденного приложить к материнской груди, он не замерзнет. Контакт «кожа к коже» и кормление стимулируют у крохи локальное расширение сосудов, дают маленькому человечку ощущение комфорта и защищенности. Уже к шестому дню жизни младенец отличает запах молока своей матери и знает, какой нежностью светятся ее глаза. Исследователи заметили, что кормящая женщина инстинктивно держит лицо примерно в 22,5 см от личика младенца, и заинтересовались, почему происходит именно так. Оказалось, новорожденные различают предметы, находящиеся не далее 20-25 см. Такое расстояние оптимально не только для зрительного восприятия и обоняния, но и для ощущения тепла, исходящего от материнского тела и приносящего покой и блаженство ребенку. Ритмичные движения малыша, взгляд его детских глаз в ответ на голос, на каждый новый жест способствуют тому, что мать помогает ребенку быстрее развиваться физически и духовно.

Когда же мать дает грудь по необходимости, то в ней нет тепла. Если матери не хочется кормить, она стремится поскорее отнять грудь, и для ребенка становится очевидным, что мать его не любит. Малыш понимает, что он нежеланен. В будущем нелюбимый ребенок не будет верить в жизнь и будет чувствовать себя в ней чужим. Доверие становится невозможным, потому что, если он не верил в собственную мать, как же он сможет верить кому- то еще. Он будет полон сомнений, подозрений, будет постоянно находиться в состоянии ожидания, страха, замешательства и будет повсюду видеть в людях врагов и конкурентов.

Есть много разных точек зрения по поводу грудного вскармливания и «правильной» длительности этого важного в жизни каждого человека периода.

В своей практической психотерапевтической работе – как со взрослыми, так и с детьми я как правило стараюсь достаточно подробно узнать о том, как происходил процесс грудного вскармливания. Ведь само по себе грудное вскармливание – это очень важные первичные взаимоотношения, в которых новорожденный знакомится с самым первым и на начальном этапе своей жизни самым важным внешним объектом своей психологической жизни. Я говорю о внешнем объекте – ведь до своего появления «на белый свет» ребёнок находился в чреве матери и его «потребности» «удовлетворялись» на биологическом и физиологическом уровне. И как правило потенциальные проблемы возникают как при недостаточном по времени, так и излишне длительном по месяцам процессе грудного вскармливания.

Женское молоко само по себе так же уникально сбалансировано по питательным веществам и минералам и приспособлено исключительно для ребёнка, как коровье – для телёнка, а молоко слонихи – для маленького слонёнка. И я не просто двумя руками «голосую за полезность и важность грудного вскармливания», а практически соглашаюсь со многими врачами по поводу крайней важности грудного вскармливания до полугода с минимальным возможным лишь по мере необходимости использованием других продуктов (хотя по некоторым современным рекомендациям ввод прикорма может осуществляться с 4-5 месяцев).

Сразу же должен уточнить, что все ситуации безусловно разные, и всегда необходимо учитывать и принимать во внимание различные факторы. И в каждом случае может быть логичным и обоснованным как сокращение срока грудного вскармливания, так и его увеличения.

С точки зрения многих подходов в норме грудное вскармливание должно постепенно сворачиваться к тому времени, когда ребёнок может постепенно научаться есть другую пищу, то есть примерно после года, до этого времени грудное вскармливание играет очень значимую роль в формировании связи в диаде (паре) мать-дитя. Хотя не надо забывать и о том, что молоко матери - не единственный эквивалент «любви», который может предложить своему ребёнку любящий родитель.

Излишне длительное грудное вскармливание приводит к тому, что нарушается нормальное течение процесса сепарации-индивидуации младенца, излишне «привязывая» его к маме. Причём хочется обратить внимание, что не «может приводить», а именно «приводит» - из-за нарушений на этом пути постепенного в рамках современной культуры отделения. И здесь свою роль очень часто играют бессознательные конфликта самой матери ребёнка, формирующие её чувства в отношении своего малыши, которые могут подталкивать женщину к выбору «наиболее правильной» (с её точки зрения) стратегии вскармливания.

Есть в психологии развития такое понятие, как «сензитивные периоды» (времени, развития).
Например речь - если в определённом возрасте ребёнок слушает человеческую речь, пробует говорить сам - это активизирует определённые участки головного мозга, приводя к росту и развитию конкретных «полей» (областей). Если такой стимуляции не происходит - не происходит «развития нейрометаболического субстрата психики» - то есть «не вырастают и не развиваются должным образом зоны головного мозга».

В частности именно по этой причине – «пропущенных сензитивных периодов» - дети-маугли практически не могут овладеть человеческой речью, в лучшем случае они могут «механически копировать», и такая «речь» ближе к «речи» например попугая, чем к человеческой речи - ведь человек при помощи «слов» («словесных понятий», «символических обозначений») не только «говорит», но и «структурирует собственную психику» - думает, рассуждает, «снит себе сны и придумывает фантазии».

Чего лишают ребёнка, который до 2 лет считает, что «грудь, полная молока, всегда будет появляться по его первому требованию», насколько он будет адекватно контактировать с реальностью (ведь в психологической норме процесс сепарации-индивидуации должен начинаться в 6-8 месяцев и к 2 годам уже заканчиваться) - с таким «особым образом воспитываемым ребёнком» - сказать сложно.

Ребёнку ОЧЕНЬ важна материнская поддержка и любовь, и конечно же ни в коем случае не стОит использовать «садистические метода дрессуры» (например горчицей грудь мазать), но тем не менее постепенно ребёнка надо «подводить» к тому, что не всю жизнь у него будет возможность «всегда в случае тревоги, проблем, переживаний подбежать к маминой груди и пару раз к ней приложиться для успокоения». Ведь говоря с психологической точки зрения – неизвестно, как будут сформированы зоны мозга у такого ребёнка и как это отразится на его психике и на его способностях к установлению и поддержанию здоровых взаимоотношений с другими людьми.

Кстати важно также понимать психологическую концепциею «достаточно хорошей матери». Ведь мать, которая излишне длительно удовлетворяет уже не «потребности», а скорее «пожелания» ребёнка, из «достаточно хорошей матери» - превращается в мать «избыточно хорошую»; а сама по себе польза любой «избыточности» всегда находится под большим вопросом. Хотя конечно это и вопрос границы, где – «достаточно», а где уже – «избыточно».

Зачастую на внутренние конфликты человека оказывает его собственное развитие, детство, воспитание, полученное им в родительской семье. И если по каким-то причинам получилось так, что человек сам в собственном детстве не отделился от своей мамы, наример потому что собственная мама когда-то «бессознательно использовала» своего ребёнка для удовлетворения своих опять же бессознательных потребности в «близости»), то совершенно естественным образом и в своих собственных детей такой родитель будет «вкладывать» идею о том, что "самое главное счастье в жизни - это когда мама рядом".

Существует одна очень психологически правдоподобных гипотез – «с чем может быть связано появление активного движения «матерей, доказывающих пользу и необходимость длительного грудного вскармливания» в развитых странах западной Европы и Америки. Дело в том, что в «странах развитого капитализма» как правило послеродовый период нахождения матери с ребёнком дома работадателем и/или государством оплачивался и оплачивается в минимальном количестве. А «женская эмансипация», желание женщин активно участвовать общественной, экономической и производственной сфере жизни общества подталкивали женщин к раннему переводу на исскуственное вскармливание. И таким образом выросло целое поколение родившихся в 50-60-70 годах прошлого века женщин, которые были в силу вышеуказанных причин отлучены своими своими матерями от грудного вскармливания в достаточно раннем возрасте. И далее – отчасти это чувство вины «родительниц» этого «недокормленного поколения», движимые чувством вины, стали убеждать своих дочерей «кормить их внуков как можно дольше», отчасти это сами женщины, живущие с такой психологической травмой собственной «ненакормленности» стали пытаться не просто компенсировать, а – «гипер(сверх)компенсировать» это в процессе ухода за собственными малышами. И хорошая в своей основе идея – идея о том, что нельзя просто так слишком рано и/или слишком резко прерывать грудное вскармливание, превратилась в «идею» о том, что «надо дать ребёнку возможность использовать материнскую грудь без каких-либо границ, пусть он сам скажет, когда ему надоест молоко».

Возникло много идей по поводу проведения исследований, которые могли бы подкрепить идею необходимости и важности грудного вскармливания. Ну а если люди чего-то хотят доказать – они конечно же будут находить максимум подтверждений и доказательств, а собственные чувства будут приводить к полному отрицанию какой-либо разумной критики. Появились целые ассоциации, пропагандирущие грудное вскармливание. Это конечно же дело хорошее – но фанатизм как минимум бессмысленен, а иногда и опасен во многих сферах жизни.

Также мировое сообщество всё чаще обращалось к проблемам развивающихся стран, где детская смертность как правило чрезвычайно высока, и где порой грудное молоко матери является единственной адекватной пищей для младенцев и малышей.

Как результат в 2003 году Всемирной Организацией Здравоохранения и ЮНИСЕФ была опубликовали совместную Глобальную стратегию по кормлению детей грудного и раннего возраста

Все остальные последующие ВОЗовские документы по своей сути являются лишь перепиской этого документа с теми или иными вариациями. Но дело в том, что ориентирована эта стратегия в основном на развивающиеся страны, которые отстают по своим социально-экономическомим показателям и развитию даже от России. Об этом говорится практически с первых строк:

С самого начала цель заключалась в том, чтобы сформулировать обоснованный подход к облегчению трагического бремени, лежащего на детях мира, а именно тех 50-70 процентов диарейных болезней, кори, малярии и инфекций нижних дыхательных путей в детстве, которые тем или иным образом связаны с недостаточным питанием, и содействовать устойчивому уменьшению нищеты и лишений.

Так что речь в документах ВОЗ, на которые часто любят ссылаться приверженцы максимально длительного грудного вскармливания, идёт в первую очередь о питании, обеспечивающем хоть какую-то часть защиты от детских инфекций. То есть – «да, для голодающих детей бедных африканских стран» - эта концепция действительно весьма актуальна.

Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения до возраста примерно 6 месяцев, но, во всяком случае, в течение первых 4 месяцев жизни.
Предпочтительно продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, а в группах населения с высокой распространенностью инфекций пользу ребенку может принести продолжение грудного вскармливания в течение всего второго года жизни и даже дольше.

То есть «почему-то» многие женщины, агитирующие максимально продолжительное грудное вскармливание, забывают – и о нижней границе, и о том, что продолжение грудного вскармливания после первого года жизни как-то оправдано лишь в «группах населения с высокой распростанённостью инфекций», к которым Россию всё-таки я бы никак не стал относить.

Поэтому как некоторое резюме можно сказать следующие слова. Грудное вскармливание – дело нужное и замечательно. Для грудничка грудное молоко - своего биологического вида, состав которого стабилизировался в процессе эволюции - полезно, да и сам процесс в норме приятен матери и ребенку, он действительно помогает установить устойчивую психологическую связь в диаде мать-дитя. И эта нормальная психологическая связь благотворно влияет практически на все последующие стадии развития ребёнка. Соответственно точно также это положительно влияет в норме на установление нормальных взаимоотношений в общей семейной системе/структуре, которая меняется с появлением малыша.

Но вот в том случае, если эта жизнь не превращается в фанатичную «борьбу за грудное вскармливание любой ценой» с максимальным сроком вскармливания, который порой измеряется в годах – это уже наверное всё-таки как-то выходит за рамки как минимум «среднестатистической нормы». И очень важно понимать, что даже отсутствие молока никоим образом не является каким-либо поводом наполнять женщину, мать – огромной кучей комплексов и приклеивать к ребёнку «лейбл» «неправильно вскормленного» и поэтому «какого-то неполноценного». Ведь это не есть какая-то «трагедия» а является лишь один из вариантов нормы.


В данной статье я вероятно несколько меньше акцентировал внимание на положительных аспектах грудного вскармливание и на важность образования положительной связи в диаде «мать-дитя», надеюсь что многие, что даже – «большинство» читателей и читательниц это прекрасно понимают.
Как резюме – вновь повторю – «до года – да, очень желательно, а после года по возможности постепенно сворачивать». Причём инициатива должна происходить именно от матери – ведь должен же кто-то «один из двоих» в этой самой диаде взять на себя нормальную «взрослую», «осознанную» ответственность.

Пётр Юрьевич Лизяев

Если вам понравился этот материал - дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например - поделитесь на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
Прямой перепост, особенно без указания активной ссслки на источник - запрещён.

Статьи по теме