Как организовать правильный режим дня ребенка до года. Основные принципы прикорма по Комаровскому

Прикорм по Комаровскому в последние годы стал популярной темой среди будущих и состоявшихся молодых мам. К советам этого врача прислушиваются многие родители, даже бывалые мамы и папы с несколькими детьми. Харизматичность и собственный взгляд на педиатрию Евгения Комаровского как детского специалиста вселяет в родителей уверенность в его рекомендациях.

Появление новых продуктов в рационе грудничка - увлекательный этап в жизни молодых родителей и малыша. Но введение прикорма по Комаровскому может отличаться от рекомендаций наблюдающего ребенка педиатра. К какому специалисту прислушиваться - решать родителям.

Большинство молодых мам не видят существенной разницы между определениями «прикорм» и «докорм», но на самом деле это два совершенно разных слова.

Понятие «докорм» применимо, когда ребенку не хватает , и его недостаток возмещают или заранее , либо молоком домашних животных (что крайне нежелательно). В таком случае говорят, что грудничок находится на смешанном вскармливании.

Прикорм означает, что ребенок получает пищевые продукты в дополнение к своему обычному рациону - материнскому молоку или смеси. Цель прикорма - адаптировать и приучить организм малыша к «взрослой» пище.

Когда вводить?

Первый год развития ребенка считается важнейшим в педиатрии, и питание на этом этапе имеет огромное значение. Первый прикорм согласно таблице введений по Комаровскому важно давать не раньше, чем ребенку исполнится 6 месяцев. В этом случае совершенно неважно, какое основное питание малыш получает - материнское молоко или адаптированную смесь.

Доктор Комаровский считает, что если до 6 месяцев развитие ребенка находится в пределах нормы, то ему не нужны какие-либо дополнительные пищевые продукты, кроме грудного молока и смеси.

Нежелательно вводить первый прикорм и позже этого срока. При вводе в детский рацион новых пищевых продуктов ребенок получает питательные вещества, которые необходимы для роста и развития его организма. Также при запоздалом введении первого прикорма в виде твердой пищи не начинают формироваться такие навыки, как жевание и мелкая моторика.

Шестимесячные дети с помощью жевания готовят десны к прорезыванию первых зубов, а во время игры с пищей у ребенка развивается мелкая моторика. К тому же однообразное питание у малышей старше 6 месяцев может привести к отставанию в росте.

Своевременное введение прикорма по таблице Комаровского укрепляет здоровье ребенка, позволяет ему правильно развиваться в психоэмоциональном и физическом направлении.

Преимущества и недостатки раннего прикорма

Молодые мамы часто слышат от окружающих, что можно начинать раньше, чем рекомендует современная педиатрия. Чем старше малыш, тем чаще станут звучать доморощенные советы относительно прикорма желтком, кашей и другими продуктами.

В наше время, если кормящая мама правильно и разнообразно питается, или ребенок получает качественную адаптированную смесь в качестве заменителя грудного молока, то необходимости предлагать прикорм до 6-месячного возраста нет. Пользы от слишком раннего введения прикорма тоже нет, скорее, это причинит вред ребенку.

Например, могут возникнуть и организма. Вот почему вопрос о введении прикорма должен быть детально рассмотрен родителями. Чтобы получить исчерпывающую информацию, они могут изучить таблицу прикормов по Комаровскому.

Правила введения

Доктор Комаровский советует придерживаться следующих рекомендаций при введении прикорма:

  1. Любой продукт нужно предлагать осторожно и постепенно. Для начала достаточно одной чайной ложки или глотка новой пищи, а затем ребенок докармливается своим привычным питанием - молоком или смесью. Если кожные покровы и слизистые, стул и сон малыша останутся неизменными, количество прикорма можно повышать.
  2. Если возникли сомнения, например, на щечках ребенка появились шелушащиеся пятна, или ночью он чаще просыпался и хуже спал, с новым продуктом желательно повременить, оставив все, как есть.
  3. Если болезненные проявления, например, аллергическая реакция организма, стали очевидны, новую пищу вводить до исчезновения признаков неблагополучия не рекомендуется.
  4. Нельзя вводить новый продукт в период заболевания, за 3 дня до проведения и в течение 3 дней после нее.
  5. Если ребенку не нравится какой-то продукт или он ест его с неохотой, настаивать не следует.

С каких продуктов надо начинать

Кто-то считает, что первый прикорм начинается с овощей, другие уверены, что это фрукты, ну а третьи настаивают на том, что впервые прикармливать малыша нужно кашей, приготовленной на грудном молоке.

По правилам введения прикорма по Комаровскому начинать прикорм лучше с кефира. Специалист объясняет это тем, что с рождения пищеварительная система ребенка успела привыкнуть к молочной продукции, и кефир является их ближайшим аналогом.

К тому же, кефир содержит массу кисломолочных бактерий, которые укрепляют иммунную систему и снижают вероятность развития кишечных инфекций. Кефир качественно снижает нагрузку на еще не окрепшую печень грудничка и положительно влияет на процессы пищеварения в организме.

Схема введения прикорма по Комаровскому рекомендует введение нового продукта в утренние часы, постепенно замещая им основное кормление ребенка. В первый раз для пробы грудничку предлагается совсем немного кефира - не более 2 чайных ложек. Если негативные реакции со стороны организма отсутствуют, в следующие дни дозу кефира можно смело повышать, до тех пор, пока ребенок не начнет съедать по 150 мл за целое кормление без докорма.

Через 5-7 дней после этого в рацион ребенка вводится второй новый продукт - творог. Безусловно, вводится он на фоне относительного здоровья грудничка и отсутствия у него побочных эффектов на новую пищу. Шестимесячному малышу достаточно употреблять 30 гр творога каждый день, с 9 месяцев эта цифра увеличивается до 50 гр. Если в натуральном виде творог малышу категорически не нравится, доктор Комаровский советует добавить в него небольшое количество сахара.

После того, как ребенок привыкнет к кефиру и творогу, то есть кисломолочная продукция будет заменять у него одно утреннее кормление (обычно на это уходит 10 дней), врач советует ввести в детский рацион молочно-крупяную кашу (рисовую, овсяную или гречневую), заменив ею вечернее кормление.

Схема прикорма по Комаровскому рекомендует введение овощей и фруктов только к 8 месяцу жизни малыша. При этом начинать нужно с овощных отваров и только после них можно предлагать грудничку овощное пюре или суп. Через 2 недели в рацион можно добавить желток яйца и мясо, соответственно таблице прикорма по Комаровскому по месяцам.

Схема введения

Таблица прикорма по Комаровскому выглядит следующим образом:

Новый продукт 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев
Кефир, мл 5-30 50-70 90-100 100 100 100 100
Творог, гр 5-20 20-30 40-50 50 50 50 50
Печеное яблоко, гр 5 - 30 40-50 50 50 70 70
Овощн. пюре, гр 5-70 90-100 120-150 150 180-200
Сок, мл 5-10 15-20 20-30 40-50 60-70
Молочн. каша, гр 5-70 90-100 120-150 150 180-200
Желток, шт. 0,25 0,5 1 1 1
Мясное пюре, гр 5-30 40-50 60-70 70
Рыбное пюре, гр 5-20 30 40
Растит.

масло, мл

1 3 3 3 3 3

Готовить самим или покупать?

Готовить прикорм самостоятельно или приобретать готовые блюда в специализированных отделах, молодая мама должна решить самостоятельно. Нельзя сказать, что лучше, наверняка. И у фабричного, и у домашнего детского питания имеются свои преимущества и недостатки.

Плюсы фабричной продукции :

  • экономия времени для мамы;
  • возможность взять с собой в поездку или на прогулку;
  • комфортная консистенция продукта;
  • обогащение пищи дополнительными витаминными и минеральными комплексами, ;
  • поликомпонентность продукции, которую не всегда можно достичь в домашних условиях.

Минусы фабричного детского питания :

  • большие финансовые затраты;
  • срок хранения открытой баночки готового питания не превышает 24 часов в условиях холодильника, что крайне невыгодно в самом начале введения прикорма;
  • хранить вскрытую упаковку каши можно не более 2 недель;
  • вкусовые качества овощных пюре серьезно уступают домашним блюдам.

Плюсы блюд, приготовленных своими руками :

  • финансовая экономия;
  • вкус обычно лучше, чем у покупных продуктов;
  • можно корректировать консистенцию и вкус блюда по собственному усмотрению.

Минусы домашних блюд:

  • много времени уходит на покупку и ежедневную готовку блюд специально для крохи;
  • невозможность приготовить продукт вне дома.

При введении прикорма и новых пищевых продуктов в рацион грудничка всегда нужно придерживаться правил, которые рекомендует наблюдающий ребенка педиатр и/или доктор Комаровский, чтобы не подвергнуть детское здоровье опасности.

Любые эксперименты с прикормами, по мнению Комаровского, нужно отложить до того момента, пока малышу не исполнится 6-7 месяцев. Чем старше малыш, тем меньший риск представляют для него блюда с непривычными продуктами.

Следует помнить, что введение первого прикорма согласно таблице Комаровского еще не означает, что нужно отказываться от грудного вскармливания. Безусловно, новые пищевые продукты необходимы для развития и роста малыша, который уже достиг 6 месяцев. Но материнское молоко - это именно тот продукт, в котором ребенок до года нуждается больше всего. Обычно к 1 году ребенок окончательно переходит на «основное» питание, но одно кормление грудью нужно оставить минимум до 12 месяцев.

Полезное видео о введении прикорма по Комаровскому

Мне нравится!

Журнал > Правила прикорма искусственникам (Мне весьма понравилась статья)

Правила прикорма искусственникам

Наступает момент, в то время, когда неестественные смеси, заменяющие грудное молоко, уже не в состоянии обеспечить малыша всеми нужными питательными веществами. Пора увеличить рацион ребенка. К тому же знакомство с новой пищей содействует созреванию ферментативного аппарата желудочно-кишечного тракта малыша. К 4-6 месяцам ваш кроха очень с радостью открывает ротик при виде ложки с едой. С его стороны это есть знаком о том, что пришла пора вводить прикорм. Сохраняем надежду, и мама к этому готова? Тогда за дело!

ПРАВИЛА ПРИКОРМА:

  1. Прикорм вводится лишь здоровым детям.
  2. Не гонитесь за числом. Первое знакомство с пюре либо кашкой – добрая половина чайной ложечки, только неспешно количество пищи доводят до рекомендуемого.
  3. Каждое кормление начинайте с прикорма, а позже допоите малыша смесью. Проделывать это нужно в одно и также время.
  4. Первое и последнее кормление должны быть неизменно свободны от прикормов.
  5. Пристально следите за отношением крохи к новому продукту. Попытайтесь не пропустить такие тревожные симптомы, как нередкий жидкий стул, покраснения на коже либо появление сыпи. В случае если это случилось, отмените прикорм и начните все сперва спустя пара дней. В случае если при повторном введении продукта симптомы непереносимости возобновятся, направляться отказаться от данного вида продукта и заменить его на другой (яблочное пюре, к примеру, на грушевое).
  6. Введение любой новой пищи начинайте с одного продукта. К примеру, пускай кроха попытается сперва сок из одного вида плодов, а после этого переходите к смешанным (к примеру, морковно-яблочному, яблочно-тыквенному). Те же правила относятся к фруктовым пюре, злакам, и овощным пюре.

СОКИ

Отечественные диетологи советуют в качестве первого прикорма фруктовый, а правильнее, яблочный сок. Но не следует спешить, предлагая новинку крохе, которому не исполнилось 3 месяцев. Из-за аналогичной поспешности и появляются иногда аллергические реакции, нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

В случае если знакомство с яблочным соком прошло удачно, на очереди – грушевый, сливовый, персиковый, позднее – вишневый, черносмородиновый и др. Что касается соков из цитрусовых, малины, клубники либо каких-либо экзотических фруктов, с ними необходимо быть осмотрительнее из-за возможности развития аллергических реакций, и вводить их не ранее 6 месяцев. Из овощных соков применяют морковный и тыквенный. При склонности ребенка к запорам лучше дать предпочтение абрикосовому и сливовому соку, при неустойчивом стуле – грушевому.

Кроха уже привык к сокам? Тогда через 2 недели по окончании их введения дайте ему на пробу фруктовое пюре, применяя уже привычные плоды. Ассортимент и очередность в этом случае те же самые, что были при введении соков.

ПЮРЕ

С 4,5-5,5 месяцев пора вводить более густую пищу. Начните с одного вида овощей: картофеля либо кабачка. После этого неспешно расширяйте ассортимент за счет цветной капусты, моркови, белокочанной капусты, патиссона.

Томаты возможно попытаться не раньше, чем в возрасте полугода, а зеленый горошек – в 7 месяцев.

КАШКИ

Спустя 3-4 недели по окончании того, как кроха познакомится с овощным пюре, в его рационе появятся каши. В случае если кроха отстает от средних показателей массы тела, то лучше не придерживаться предложенной очередности и первым ввести злаковое, а не овощное пюре. Что возможно вкуснее каши? Лишь каша! Но какую предпочесть? Сухие инстантные злаковые и злаково-молочные каши обогащены витаминами, железом и кальцием. Дополнительное поступление этих веществ в организм есть профилактикой анемии и нарушения кальциевого обмена. Начать лучше с тех круп, каковые не содержат глютен (клейковину пшеницы). Это гречиха, кукуруза либо рис (особенно при неустойчивом стуле). Раннее введение каш из злаков, содержащих глютен (манной, пшенной, овсяной, ячменной), может вызвать у детей нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. У некоторых деток аллергическая реакция бывает и на молоко. При таких условиях применяйте готовые безмолочные каши.

С 5-6 месяцев порадуйте ребенка смесью рисовой и гречневой круп. Каши с цитрусовыми наполнителями либо медом (при отсутствии аллергических реакций у ребенка) возможно давать по окончании шести месяцев, а с какао – с девяти.

МЯСО

Мясо есть единственным продуктом, содержащим геминное железо. А это, как мы знаем, наилучшая защита от анемии. И все-таки раньше седьмого месяца крохе не нужно давать мясо. Но и через чур затягивать с введением мясного прикорма также запрещено. Обычно ребенок, определив вкус для того чтобы полезного продукта по окончании года, попросту отказывается от него.

Первый мясной прикорм – это шепетильно измельченное пюре из говядины, свинины, курицы либо индейки. С 8 месяцев кроха уже пробует жевать и может проглатывать более плотную пищу. Значит, пришла пора угостить его мясным пюре. По консистенции их подразделяют на гомогенизированные, пюреобразные и крупноизмельченные. Начиная с гомогенизированного продукта, детей неспешно переводят на пюреобразный. Возможно предложить крохе мясные консервы с добавлением круп и овощей, что повышает пищевую ценность продукта.

РЫБА

Особенной пищевой ценностью владеет рыба. Она есть источником витаминов РР, группы В, и фосфора. Но одновременно с этим за рыбой закрепилась слава высокоаллергенного продукта, исходя из этого предлагать его нужно не раньше 8-9 месяцев. Рыба должна быть хорошо проварена. Ее готовность легко выяснить, проколов вилкой: должен появиться прозрачный и бесцветный сок. Возможно применять рыбные консервы для детского питания.

КЕФИРЧИК

Данный нужный кисломолочный продукт вводят в рацион 7,5-8-месячного ребенка. Применять кефир в питании детей более раннего возраста отечественные диетологи не рекомендуют: это имело возможность бы оказать дополнительную нагрузку на почки. Кефир конечно же самый популярный представитель кисломолочных продуктов. И когда кроха дорастет до него, возможно определяться с выбором: предпочесть Кефир детский либо Кефир бифи.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВВЕДЕНИЯ БЛЮД ПРИКОРМА ПРИ НЕЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ МАЛЫШЕЙ

Наименование продуктов и блюд Возраст, месяцев 3 4 5 6 7 8 9-12 Молочная смесь, мл 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400 Фруктовый сок, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Фруктовое пюре, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Овощное пюре, г — 10-100 150 150 170 180 180-200 Молочная каша, г — — 50-150 150 170 180 180-200 Творог, г — — — 20-40 40 40 40-50 Желток, шт — — — 0,25 0,5 0,5 0,5 Мясное пюре, г — — — 5-30 50 50 60-70 Рыбное пюре, г — — — — — 5-30 30-60 Кефир и другие кисломолочные продукты, мл — — — 200 200 200-400* 200-400* Цельное молоко*, мл — 100 200 200 200 200 200 Сухари, печенье, г — — 3-5 5 5 10 10-15 Хлеб пшеничный в/с, г — — — — 5 5 10 Растительное масло**, г3 — 1-3 3 3 5 5 6 Сливочное масло**, г3 — — 1-4 4 5 5 6

* В зависимости от объема адаптированной либо последующей смеси, которую получает сейчас ребенок.
** Для изготовление блюд прикорма (овощного пюре, каши и пр.).

Итак, друзья, разговоры о еде, разговоры о первой еде – фактически это прикорм – это всех волнующая тема. Наверное, у педиатра есть несколько таких тем – типа «Лечим понос», «Лечим сопли», «Лечим кашель», «Прикорм» — ночью разбуди, будем рассказывать, как с этим жить.

Прошу вас записать 10 простых правил:

Правило №1. Когда начинать

Самое главное правило прикорма – когда начинать? Раньше я говорил так: с 4 до 6 месяцев прикорм ребенку не нужен, он нужен для мамы.

Сейчас я скажу так: до 6 месяцев прикорма не бывает. Понимаете, медицинская наука не стоит на месте, и все больше и больше данных о том, что не надо вот этих экспериментов до достижения ребенком 6 месяцев. Хорошо?

Правило №2. Независимость от вида вскармливания

Очень важно немедленно забыть о том, что система вскармливания имеет какое-то отношение к срокам прикорма:

  • Мы – искусственники, нам прикорм надо с 3 месяцев!
  • Мы на грудном вскармливании, мы вообще в год начнем. До года – только мама!

Друзья мои, независимо от видов вскармливания оптимальное время начала прикорма — 6 месяцев.

Правило №3. Не экспериментируем с больным ребенком

Прикорм и вообще новые продукты дается тогда, когда ребенок здоровый. Если ребенок болен, что-то не так – давайте не будем с больным экспериментировать.

Три правила мы уже знаем – молодцы!

Правило №4. Спокойная обстановка

Опять-таки, зачем вам нужны эти эксперименты, если вы поехали куда-то в гости, собрались в путешествие – завтра мы куда-то едем, а сегодня давайте что-нибудь дадим, и всю ночь будем лечить понос! Поэтому если мы собираемся давать какие-то новые продукты, давайте адаптироваться к обстоятельствам и не проводить эксперименты тогда, когда это неудобно кому-либо из членов семьи.

Правило №5. Сначала прикорм, потом основная еда

Что очень важно? Прикорм все-таки дается тогда, когда ребенок реально голоден, то есть его дают до того, как накормить его основной едой. Понятно, что если вы его приложили к груди, то после того, как он наелся, уже очень трудно проводить какие-то эксперименты с новой, необычной едой. Поэтому еще раз важное правило – сначала прикорм, потом основная еда.

Правило №6. Если ребенок отказывается от новой еды

Еще одно правило – если отказывается, не надо расстраиваться, но и не надо закрывать этой темы. Отказывается – повторять через какое-то время, предлагать, предлагать, предлагать.

Что еще очень важно – если вам очень хочется, чтобы он это ел, а он это не ест, ешьте это сами в его присутствии. Это очень способствует.

Правило №7. Монокомпонентность нового прикорма

Еще одно правило: все новое монокомпонентно. То есть если мы решили дать кашу, то не надо давать кашу из 7 злаков, а потом гадать, какой из них нам не подошел. Договорились? Молодцы.

Правило №8. Постепенность перехода на прикорм

Если мы заменили одно из кормлений прикормом, то экспериментировать с другим мы начнем только после этого. То есть не надо каждое кормление проводить эксперименты. Давайте утром покушаем маму, второе кормление – прикорм, мама. И когда мы полностью заменим второе кормление, тогда будем в третье, четвертое еще проводить какие-то эксперименты. Это желательно. Договорились? Молодцы!

Правило №9. Постепенность расширения меню

Есть еще такое правило, к которому желательно прислушиваться – как правило, новые продукты, которые ребенок еще никогда раньше не пробовал (а таких продуктов сразу может быть несколько), не надо давать с интервалом менее 5 дней. То есть не надо каждый день что-то новенькое. Потом опять-таки будет трудно разобраться, кто же виноват на самом деле.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору. Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок. Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.

Малыш появился на свет и с первых дней удивляет и радует своих родителей. Мама и папа с нетерпением вглядываются в кроху - что нового он теперь может, какие изменения в нем произошли. Меняются детки первого года жизни довольно стремительно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родителей интересует, своевременно ли развивается малыш, не отстает ли он от ровесников, вписывается ли его развитие (физическое и эмоциональное) в общепринятые нормы. Об этом написано множество книг и статей. О развитии малышей по месяцам много и подробно рассказывает авторитетный детский доктор Евгений Комаровский.

Новорожденный

Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели - именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш начинает слышать мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.

Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:

Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.

Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях - сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.

Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.

Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.

Рост и вес

За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.

В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%).

1 месяц

Период новорожденности завершен. У крохи несколько снижается тонус мышцы, движения ручками и ножками становятся менее скованными, но более хаотичными. Пупочная ранка зажила. Спит ребенок по-прежнему много - от 17 до 20 часов в сутки. В этом возрасте среднестатистический ребенок должен уметь непродолжительное время удерживать головку в положении лежа на животе. Его зрение совершенствуется, карапуз уже может на несколько секунд фиксировать взгляд на неподвижном крупном и ярком предмете.

Развивается эмоциональная сфера - малыш уже узнает маму, правда, пока не зрительно, а по запаху, прикосновениям и голосу. Но он уже умеет радоваться ей, прогибая при этом спинку и раскидывая ручки (рефлекс объятий). Кроха делает первые попытки имитировать звуки.

Рост и вес

Девочки (родившиеся с весом более 3 килограммов) в 1 месяц весят в среднем 4150-4400 гр, их рост 53-55 см. Мальчики весят 4400-4900 гр, их рост составляет от 54-56 см.

В этом возрасте полезно не только купание в прохладной воде, но и занятия плаваньем. Евгений Комаровский советует перевести ребенка в большую ванну. Если родители бояться отпускать месячного малыша в плаванье с небольшой поддержкой, можно купить специальный круг для купания. Он удобно фиксирует шею и дает ребенку возможность плавать, совершать перевороты в воде.

2 месяца

Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.

При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно переворачивается на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.

Рост и вес

Двухмесячный малыш в среднем прибавляет за месяц около 800 граммов в весе и около 2 сантиметров в росте.

Внимательно следить за развитием навыков в этом возрасте. Если двухмесячный кроха вообще не пытается поднимать головку и удерживать ее, не реагирует на звуки, не проявляет реакции в ответ на ласковые слова мамы, это повод для обследования у врачей-специалистов (педиатр, невролог, лор).

О том, стоит ли водить малыша на плаванье в бассейне, смотрите в передаче доктора Комаровского.

3 месяца

Трехмесячный карапуз - уже настоящий красавец, за счет роста жировой подкожной клетчатки, его тело становится более пухлым, появляются ямочки на щечках (не у всех). Малыш уже с большой долей вероятности научился переворачиваться со спинки на животик и опираться на предплечья, лежа на животе, он поднимается всем телом, опираясь на ручки. Ребенок тянется к предметам, которые ему интересны, а если их удается схватить, сразу тянет в рот.

Он различает все основные цвета, ему нравятся разные на ощупь игрушки и кусочки ткани, поскольку совершенствуется тактильное восприятие.

Рост и вес

Средняя прибавка в весе за месяц – около 800 граммов, в росте - 2,5-3 сантиметра.

Развивающие игры уже будут восприниматься ребенком именно как игры, то есть ему становится интересен сам процесс игры, а потому самое время поэкспериментировать с погремушками , трещотками и пищалками.

Малыш уже остро нуждается в эмоциональном общении, он активно гулит, к гласным звукам добавляются глухие согласные, он охотно осознанно улыбается, некоторые даже начинают смеяться, ребенок с интересом прислушивается к музыке.

Спит кроха около 15 часов в сутки, периоды бодрствования уже могут составлять около 2 часов, и это время нужно обязательно использовать по максимуму - дважды в день делать малышу массаж, не менее двух раз в день гулять с ним, проводить развивающие занятия.

Вес и рост

На четвертом месяце самостоятельной жизни малыш должен прибавлять в весе примерно 700 граммов, в росте около 2,5 сантиметров.

Нужно чаще подстригать ногти малышу во избежание травм, ведь у четырехмесячных крох ногти и волосы начинают расти невиданными темпами.

Кроме того, родителям следует чаще поощрять индивидуальность крохи, по словам Комаровского, в этом возрасте он уже прекрасно выделяет себя из окружения и начинает осознавать себя как личность.

5 месяцев

На первое место выходит эмоциональное общение. Ребенок очень выразительно лепечет, гулит, распевает. Смех и улыбка уже на 100% осознанны. Некоторые дети (впрочем, далеко не все) к концу пятого месяца могут сидеть при поддержке спины. Почти все малыши в этом возрасте осваивают новый интересный вид досуга - лежа на спине они подтягивают ножки вверх и без затруднений берут пятку в рот.

Кроха отлично распознает лица, уже делит людей на знакомых и незнакомых, с удовольствием разглядывает себя в зеркале, проявляет сильное осознанное беспокойство, когда мама ненадолго покидает дом. Координаций движений уже почти идеальна - малыш, не отрывая взгляда от предмета, может дотянуть до него рукой, схватить и сразу отправить в рот. Теперь малыш уже может 5-15 минут играть самостоятельно.

Рост и вес

Понять, все ли в порядке с этими показателями поможет простой способ: вес крохи рождении следует умножить на 2. Получится средний вес в пять месяцев. Прибавка за пятый месяц составляет около 700 гр. В росте малыш прибавляет 3 сантиметра.

Основаниями для введения первого прикорма могут быть очень веские причины, так как нехватка грудного молока, малая прибавка в весе (ее должен констатировать педиатр, а не заботливая бабушка), частые проблемы с животом и обильные срыгивания.

6 месяцев

Мышцы развиваются стремительными темпами, поэтому многие дети в полгода могут сидеть уже без поддержки, некоторые начинают предпринимать первые попытки ползать . Ребенок вообще становится невероятно подвижным, за ним нужен глаз да глаз. Увеличивается выделение слюны, и у многих малышей вылезают первые зубки (обычно это нижние резцы).

Координация движений совершенствуется, теперь малыш не просто тянется к интересной игрушке и хватает ее, но может довольно легко поднять выпавший из рук предмет. Карапуз семимильными шагами продвигается в умственном развитии, он уже прекрасно строит причинно-следственные связи: если погремушку встряхнуть, она загремит, если бросить - она упадет, если закричать - придет мама, если закричать громко - мама прибежит, а с ней и папа с бабушкой.

Ребенок реагирует на собственное имя, улыбается в ответ, он внимательно слушает речь, и при знакомых словах заметно оживляется, всплескивает ручками и ножками. Разные звуки кроха пробует увязать в слоги. Пока особого смысла в них нет, он просто пробует издавать новые звуковые эффекты, и процесс доставляет ребенку настоящее удовольствие. Если ребенка прикармливают с ложки, шестимесячный кроха прекрасно понимает, что нужно широко открывать рот в ходе кормления.

Рост и вес

За шестой месяце кроха в среднем набирает в весе более 600 граммов и подрастает на 2 сантиметра.

Если ребенок не сел в полгода, родителям не надо заставлять его садиться насильно. Комаровский призывает в этом случае всячески поощрять ползание. Есть дети, которые ползать учатся раньше, чем сидеть, и никаких отклонений в этом нет.

О том, что стоит учесть при ползании малыша, смотрите в передаче.

7 месяцев

Малыш меняется каждый день. Он уже не похож на беспомощное существо, большинство крох в этом возрасте прекрасно сидят, многие ползают, некоторые пытаются встать, держась за опору. Интересно то, что правое полушарие головного мозга развивается более быстрыми темпами, а потому чаще ребенок будет пользоваться левой рукой, но это вовсе не означает, что он левша. Зрение малыша развито на высоком уровне, он не только следит за движущимися предметами, но и способен различать их на разной дистанции.

Кроха активно познает мир, и делает он это через предметы - трясет, переворачивает их, пробует на зуб, на вкус, кидает и перемещает. Семимесячный малыш хорошо ест с ложки, уже осваивает кружку, сам придерживает бутылочку с питьем.

Вес и рост

За седьмой месяц рост ребенка увеличивается на 2 сантиметра, вес в среднем на 600 граммов.

Особое внимание следует обратить на развитие речи в этом возрасте. Малыш уже в состоянии не просто складывать звуки в слоги, но и употреблять определенные слоги в конкретных ситуациях.

На прогулке, во время игры желательно отчетливо называть ребенку все, что он видит, проговаривать названия по слогам. Так он быстрее сможет называть вещи своими именами. Прикорм вводить - согласно графику. В ночном кормлении ребенок этого возраста уже не нуждается.

8 месяцев

Из положения лежа малыш может присаживаться и ложиться обратно. Переворачиваться в этом возрасте карапузы вообще могут в самых разных направлениях. Некоторые малыши уже умеют играть в «ладушки», и почти все научились брать маленькие предметы пальцами (развивается мелкая моторика). С особым восторгом дети в 8 месяцев узнают себя в зеркале и на фотографиях. Они уже научились снимать носочки с ног.

Малыши этого возраста начинают бояться громких звуков, а потому могут плакать, если включают пылесос или блендер. Малыш понимает похвалу. Он стремится к социализации, оживленно реагируя на других детей, пытается установить с ними контакт.

Рост и вес

Темпы роста несколько замедляются. За восьмой месяц малыш набирает в среднем 500 граммов, а его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Если зубов у восьмимесячного малыша еще нет, паниковать не стоит, всему свое время. В этом возрасте вообще разрыв в развитии разных детей увеличивается. Одни уже умеют стоять при поддержке, другие только пытаются садиться.

Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе, Комаровский советует не сравнивать его развитие со статистическими нормами, а учитывать его индивидуальность.

9 месяцев

Ребенок уже уверенно ползает. И не имеет большого значения, каким именно способом он это делает - на четвереньках или по-пластунски, оба варианта - норма. Малыш умеет сидеть, и у некоторых вполне хорошо получается стоять в манеже, держась за бортики. В игре карапуз уже высказывает свои предпочтения - выбирает определенную игрушку, а не ту, которая под руку подвернулась, пытается пользоваться двумя игрушками, стуча их друг о друга и выискивая им другие применения.

С того момента как будущая мама сделала тест на беременность, выносила малыша в течение девяти месяцев до первого полугодового юбилея ребенка прошло много месяцев.

Шесть месяцев – маленький, но значимый юбилей в жизни нового человека.

За эти шесть месяцев он прошел большой путь от крохотного свертка, который не умел даже держать головку, до маленького человека, умеющего улыбаться, смеяться, играть. В период от 0-6 месяцев младенец приобретает множество новых навыков как в физическом развитии, так и в психологическом. При этом стоит отметить, что развитие разных детей происходит не одинаково.

Если один в шесть месяцев уже может активно ползать и пытается сидеть, то другой еще только учится ползать. То же самое касается и психологического взросления. Кто-то из детей опережает сверстников, кто-то, наоборот, – немного отстает. Опытные мамы отмечают, что мальчик может в том или ином аспекте развиваться медленнее, чем девочка. Нормы развития детей достаточно условны, так как каждый маленький человек индивидуален и развивается в своем собственном темпе. Тем не менее, каждого родителя заботит вопрос о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Навыки детей в возрасте шести месяцев

В таком возрасте, малыш, как правило, проявляет множество способностей и навыков.

    • Он может произносить слоги и пытается имитировать звуки, которые слышит. Такая речь называется лепетом.
    • Внимательно вслушивается в речь людей, окружающих его.
    • Если в его присутствии смотреть видео, он непременно заинтересуется и повернет голову в сторону монитора или телевизора.
    • Может находить взглядом предметы, о которых говорит взрослый.
    • Хорошо знает свою маму и всех, кого видит достаточно часто. При этом малыш отрицательно реагирует на общение с незнакомыми людьми. Если незнакомый или малознакомый человек попытается поиграть с младенцем или взять его на руки, он будет очень недоволен, испуган, и даже может заплакать.
    • В возрасте шести месяцев он любит играть с хорошо знакомыми взрослыми, улыбается, смеется и получает явное удовольствие от оказываемого ему внимания.
    • Шестимесячный малыш проявляет сильную привязанность к матери и не отпускает ее от себя надолго, нуждаясь в практически неотлучном ее присутствии.

  • У многих детей в возрасте шести месяцев прорезаются первые зубы. Этот процесс может сопровождаться беспокойный поведением, повышенной плаксивостью, а иногда даже повышением температуры тела.
  • Малыш проявляет активный пищевой интерес. И именно в этом возрасте малышу вводят первый прикорм.
  • Также он интересуется игрушками и всеми окружающими его вещами. Он способен не только брать игрушки в руки, но и перекладывать их из одной руки в другую. Ему становится интересно перекладывать предметы из одной емкости в другую.
  • Малышу такого возраста интересно играть со взрослым. Например, он уже способен делать «ладушки».
  • Сам переворачивается на бок, на живот и обратно с живота на спину.
  • Предпринимает попытки сидеть.
  • Многие дети в возрасте шести месяцев уже начинают ползать и активно изучать окружающее пространство.
  • Если шестимесячного ребенка придерживать за корпус, он может стоять на ровной поверхности, уверено опираясь на ноги.


Развитие детей в шесть месяцев по Комаровскому

Разные педиатры составляют свои таблицы развития детей по месяцам. Самый известный российский педиатр Комаровский на своем сайте также приводит таблицу примерного развития детей 5-6 месяцев. В этой таблице приведены различные показатели. В целом развитие каждого конкретного малыша оценивается в баллах. Оптимальной оценкой считается 30 баллов.

Оценка 27-29 баллов расценивается как вариант нормы. Более низкие оценки по этой таблице могут свидетельствовать как о легкой задержке развития, так и о более сильном отставании. Оценивая общее развитие по Комаровскому, также необходимо учитывать все факторы жизни: воспитание, режим, настроение ребенка, условия, в которых проживает малыш.

Развитие недоношенных детей

Ребенок, который родился до 37 недели беременности, считается недоношенным. Родителям недоношенных детей особенно важно следить за развитием малыша, чтобы вовремя выявить отставание и принять меры для устранения такого отставания. Поэтому средние темпы развития недоношенных детей это то, что должен знать каждый родитель такого малыша. В целом развитие недоношенного младенца протекает медленнее, чем у малыша, родившегося в срок.

Также эти нормы отличаются в зависимости от веса новорожденного. Дети с более высоким весом при рождении, как правило, развиваются быстрее, чем совсем маловесные дети. Как правило, к возрасту шести месяцев недоношенные дети догоняют своих сверстников, родившихся в срок, и могут делать практически все то, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, родившийся доношенным.

К этому возрасту масса тела малыша утраивается по сравнению с массой при рождении. Он пытается переворачиваться со спины на живот. Малыш узнает свою маму и своих родных. При появлении знакомого взрослого в поле зрения, он проявляет комплекс оживления: гулит, машет ручками и ножками, улыбается и смотрит в глаза взрослому.

Появляются первые лепетные звуки и слоги. Недоношенный ребенок в этом возрасте начинает интересоваться игрушками, пытается брать их в руки и тянуть в рот. В целом развитие недоношенных детей к полугоду жизни практически сравнивается с развитием обычных детей. Спустя полгода после рождения для родителей наступает время активного общения с малышом.


6 месяцев – время активного познания окружающего мира

В возрасте полугода маленький человек активно познает окружающее пространство. Он уже способен передвигаться – малыш может доползти до интересующего его предмета, потрогать этот предмет. Но как правило, он изучает интересующие предметы всеми органами чувств: не только рассматривает и трогает их, но и тянет в рот. Так малыш познает окружающий мир. Этот способ познания мира у некоторых детей сохраняется и в 1 год. А некоторые малыши тянут предметы в рот и в 2 года.

Статьи по теме