В значение свадебных символов венок. Славянские традиции

Смысловое толкование символа

Образ венка встречается во всех известных культурах и имеет тысячелетнее использование. Как образный предмет, венок, скорее всего, появился как головное украшение. При чествовании его используют как ДАР и знак отличия. При памятовании венок является предметом жертвования.

Вено́к (от ст.-слав. вѣно «дар») - кольцеобразное плетение из листьев и цветов. Именно венок стал первичным образом короны.
Венок разделяет символику:
· короны, в своем символическом значении они аналогичны друг другу.
· круга, кольца, как символа бесконечности
· головы, как главного
· растений (из которого сплетен).


Зародившись как знак отличия и чествования, венок достаточно быстро становится знаком полномочий и власти. Венки из веток деревьев становятся венками из золота.

Знак успеха

В греко-римском мире более всего был распространен лавровый венок. Сначала им украшали признанного актера или выдающегося поэта. «Лауреатус» - «тот, кто увенчан лавром». Вскоре он стал символизировать славу и победу в чем бы то ни было. Цезарь носил лавровый венок как символ своей непобедимости. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками.

В зависимости от области достижения в награду получали венок из определенного растения: л авровый венок доставался поэтам. Пальмовый - завоевателям. Дубовый - спасшим жизнь и взошедшим на стену осажденного города. Победители в олимпийских играх награждались венками из ветвей оливы. У китайцев оливковый венок олицетворяет литературные заслуги.

Вторым по значимости стал венок из роз . Олицетворение знатности, быстротечности и яркости жизни. Его носили последующие императоры и патриции.

Терновый венец Христа-противопоставление розовым венкам императоров

Знак любви

Девичий венок символизирует невинность девушки, отождествляется с ее чистотой. В древней Польше венок из мяты - девичество, девственность. Позднее его сменяет миртовый венок. Брачная символика венка отражена в народной традиции: в любовной магии и девичьих гаданиях с венками о замужестве, в обычае вручения девушке венка в знак предложения сватовства. В средневековье рыцарь был счастлив, если дама сердца дарила ему венок из маргариток . Знак говорил о том, что она готова отдать свою невинность этому человеку. С помощью венка можно было и отказать. Так,в польской традиции, гороховый венок, свитый вместе с полными стручками, - отказ поклоннику, знак нежелания невесты выходить замуж.



Венок- один из основных атрибутов свадебного обряда наряду со свадебными деревцем, караваем.Он является символом брака, как и другие свадебные атрибуты, имеющие форму кольца или круга (кольцо, калач, каравай). Свадебный венок известен еще у древних греков и римлян. И жених, и невеста надевали на свадьбу венки, в которых были мирт, мята, аспарагус, фиалки, нарциссы, гиацинты, маки и розы.

Классический свадебный венок делался в Европе из цветов апельсина – «Флёрдоранж». Значит, выходить замуж в Европе было принято в мае месяце. Позже венок трансформировался в традиционный букет невесты. Возможно, по этой причине мы считаем, что букет невесты должен состоять из белых цветов. У арабов венок из цветов апельсина является символом плодородия, поэтому его надевают невесты на свадьбу. Славяне традиционно играли свадьбы осенью. Свадебный венок плели из роз, ярких цветов , украшали лентами. Есть примета: если снятый с невесты венок зашить в брачную постель, то новобрачная будет жить счастливо. В некоторых деревнях жених, получив от невесты венок в подарок, кладет его в потайное место и сохраняет в течение всей жизни как гарант принадлежности и верности жены. Такой обряд сохраняет любовь и счастье в доме весь период брака.



Венок-оберег


Плетение венка – своеобразная наука. Венок это не просто красота, а «знахарь души». Нужно знать, из каких цветов и когда плести. В нем есть волшебная сила, что боль снимает и силу бережет.

На Руси и в Европе венок считался оберегом . Так, направляясь к лесному озеру, полагалось надеть венок с полынью - верное средство от русалок. Венками из дубовых веток защищали поля, огороды и скот от беды. После Юрьева дня венки забрасывали на крыши домов, чтобы ведьмы не навредили скоту.

Согласно народной мудрости дурнушкам и девушкам с плохой кожей следовало умываться из брошенного на воду венка, чтобы стать красивее. Особые маленькие веночки изготавливали участники праздника Божье Тело, отмечаемого у славян-католиков в 9-й четверг после Пасхи. Их плели (по пять, семь, девять штук) и несли с собой участники церковной процессии, а затем часть из них оставляли в церкви, а часть забирали домой как оберег от грома, молнии, нечистой силы, грызунов и других вредителей.

После обрядового использования венки подлежали ритуальному уничтожению (их сжигали, разрывали на части, бросали в воду, забрасывали на дерево и т. п.), но часть из них (либо их остатки) сохраняли в качестве охранительного и лечебного средства или средства, стимулирующего плодородие, приплод скота. Использованные в обрядах венки широко применялись и в народной медицине (из засохшей зелени готовили целебные отвары, ею окуривали больных и тому подобное).

Условность библейского языка, накладывала на венок христианское толкование, в зависимости от растений,из которых он был сплетен.

Красные розы связывались с жертвоприношением и сильными эмоциями, венок из красных роз толковался как символ мученичества.
Синие белые цвета связывались с духовным и божественным. Фиалки, лилии и белые розы символизировали нравственную чистоту.
Вечно зеленые растения: барвинок, плющ, мирт, сосна и ель знаменовали никогда не прекращающуюся жизнь и вечную любовь
Кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией. Верба - новую жизнь и воскресение.
Дабы увеличить магическую силу венка, в него вплетали самые непостижимые вещи, например; чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки. Кроме того хлеб, овес, монеты, сахар. В венки на Ивана Купало вплетались крапива и полынь, как обереги от нечистой силы, леших и русалок.

Венок в национальном костюме

Традиционный украинский венок плетется из 12 растений.

В венок вплетаются:

бессмертник,

тысячелистник,

незабудка,

бархатцы,

барвинок,

любисток,

красный мак,


Ритуалы и гадания с венками


Для гадания, не ломая ветки на молодой березке, венки закручивали кольцами и связывали. Первый венок - на себя. Второй - на любимого. Последующие - на родственников. На Троицу ходили венки развивать. Увядший или самостоятельно развившийся венок сулил смерть или безбрачие. Сон же о потерянном венке предвещал совращение.

А еще на Троицу девицы весь день носили на голове венок из трав и цветов . Вечером каждая бросала свой венок в реку. У кого венок к берегу прибьется - та замуж выйдет.
Венки забрасывали на дерево, на крышу своего дома, оставляли во дворе, на следующий день смотрели как венок сохранился и строили предсказание.

Сегодня на свадьбе есть ритуал «поймать букет невесты ». Он используется для предсказания скорого замужества или женитьбы. Его так же можно отнести к гаданию на венках, т.к. «букет невесты» совсем недавно трансформировался из венка.

Обряды на Ивана Купалу.

Ночь на Ивана Купалу знаменовала переход из детства во взрослую жизнь. Купальский венок был обязательным атрибутом языческих, купальских игрищ. Изготавливался из свежей зелени и цветов до начала празднования у костра. В обрядовом употребление купальский венок используется, как талисман или амулет, т.к. как его изготовление (витье, плетение) происходит строго в определенное время (что является первой магической силой). Венок имеет еще два магических осмысления или свойства. Магию кольца - символа бесконечности в человеческом бессознательном. На этом свойстве венка основаны обычаи процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него и даже целоваться. Третьей магической силой венка являются особые свойства растений, напр., барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и березовых веток и т. п. Изготовление венка представляет собой особый ритуал, регламентирующий состав исполнителей (обычно девушки, женщины), обрядовое время и место плетения, число, размер и форму венка, способ плетения, дополнительные украшения (нитки, ленты, чеснок и т. п.).

На заключительном этапе обряда венок чаще всего уничтожали: сжигали в костре, бросали в воду, в колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище и т. п. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, относили в огороды против червей. У восточных и западных славян гадали по венкам: их бросали в реку и по движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли венки на сутки во дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье); подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон; забрасывали венки на деревья - зацепившийся с первого броска венок сулил скорое замужество.


Жатвенный венок - ритуальный предмет (венок или корона), изготавливаемый из колосьев; символизирует окончание жатвы. С последним снопом уносят с поля в дом, где хранят до следующей жатвы (или до очередного сева). Известен всем славянам, кроме русских и болгар, у которых эту функцию выполняет последний сноп.

Жатвенный венок имеют различную форму. Чаще всего это обычный круглый венок по размеру головы.

В виде алтаря, костела, орла (пол.), вазы (словац.),

в виде букета, перевязанного лентой с бантом (словац.),

в виде большой вязанки колосьев,

в форме маленького снопа овса, украшенного цветами и яблоками

Украинцы делали несколько венков, по числу засеянных культур, в том числе из гороха, гречихи и рапса.


Венок - ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга. Венок невесты, с одной стороны, олицетворяет девственность, с другой - умирание в старой жизни и рождение в новой.

Православный ритуал обряда прощания с усопшим стремится в цветах и венках выразить надежду на воскресение и вечную жизнь. Для погребального ритуала для венков выбираются растения сообразно их символическому значению. В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, в оформлении венков используются вечнозелёные растения: хвойных и можжевеловых пород, с их душистым смолистым запахом. Количество цветов в венке должно быть обязательно четным.




Венок в ювелирных украшениях

Широкое обрядовое использование венка не могло не спровоцировать тщеславное человечество на соперничество с природой. В итоге растительные венки трансформировались в драгоценные головные уборы: венцы - кокошники - диадемы-короны, используемые как символы власти.

Невозможно представить украиночку без яркого веночка на голове. А знаешь ли Ты, друг, как правильно плести венок? Об особенностях подбора цветов и лент для венка, о его истории, символике и защитной силе расскажет Пустунчик.

История украинского венка. Древнеславянский венок

Воспет в песнях и окутан легендами, украинский венок имеет многовековую историю. Впервые о нем упоминается во времена шумерской культуры - ХII–III в. до н. э.

Потомки шумеров, представители культуры шнуровой керамики, оставили будущим поколениям немало символов, среди которых мифический знак богини Инанны - Иштар , что означает «ясное небо». Состоит он из венка - круга и вплетенной в него ленты, создающей два конца, а также со звезды с шестью лучами в центре.

Интересно, что такой же знак изображен на саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевско й (XII в.). Исследователи считают, что украинский венок - это упрощенный знак Инанны, будто пожелания мирного, ясного неба над головой того, кто его носит, оберег от злых сил и несчастий.

Во времена Античности венок считали символом счастья и таланта. Им украшали победителей, во время произнесения речей его одевали ораторы, им украшали священные предметы. Был венок и символом скорби.

Наши предки знали, что основная часть тела человека, которой он понимает мир и влияет на него, - это голова, поэтому создавали для нее венки-обереги, которые берегли от порчи и злых чар. Неудивительно, что на древних изображениях женщины-богини она в головном уборе из цветов, трав, зелья и ветвей.

Интересно, что в разных регионах Украины венок называли по-разному: на Подолье - коробуля, лубок, на Черниговщине - теремок, на Гуцульщине - плетинь, на Переяславщине - гибалка... Существовали и общеславянские названия - венок, вянок, перевязка, чильце.

Подбираем травы и цветы для венка

А известно ли Тебе, дружок, что венок должен состоять не более чем из 12-ти цветов ? Обычно венок делали не слишком пышным, чтобы он аккуратно прилегал к голове.

Издавна венок был книгой души молодой девушки: на языке цветов она выражала свои чувства, душевное состояние и рассказывала о событиях, которые произошли в ее жизни.

Цветы-символы, которые традиционно вплетают в венок:

  • мак - цветок желаний, символ плодородия, красоты и молодости;
  • цвет вишни и яблони - материнская любовь и преданность;
  • ромашка - символ нежности, верности и любви;
  • подсолнечник - символ преданности и верности;
  • мята - оберег ребенка и его здоровье;
  • васильки - символ человечности;
  • роза, мальва и пион - символы веры, надежды, любви;
  • душица - символ материнской любви;
  • калина - красота и девичья красота;
  • лилия - девичьи чары, чистота, целомудрие;
  • девясил - корень девяти сил, который укрепляет и возвращает здоровье;
  • бессмертник - символ здоровья, заживляет язвы и раны;
  • хмель - гибкость и ум;
  • полевой колокольчик - символ благодарности.

Чтобы венок обладал особой магической силой, в него вплетали полынь - главную из трав, донник - символ верности и листья дуба - символ храбрости и силы. Однако самым надежным оберегом был и остается барвинок , символизирующий бессмертие человеческой души, зелье любви и девичьей красоты.

Ходили слухи, что стоит только юноше и девушке съесть листик барвинка - и между ними внезапно вспыхнет страстная любовь.

А вот «нечистое» зелье - волчьи ягоды, папоротник, дурман - вплетать в венок категорически запрещалось. Неприемлемым считалось во время плетения венков и присутствие ребят.

Осенью, когда травы отцветали, венки плели из золотого листья, а зимой - из искусственных или восковых цветов. Последние плели в основном монахини при монастырях и продавали на киевских рынках. Искусственные венки было принято покупать накануне вступления в брак в качестве свадебных. Иногда цветы в таком венке переплетали зеленым барвинком и добавляли птичьи перья.

Что символизируют ленты в венке?

Весьма интересен отбор, сочетание цветов и расположение лент в венке. К украшенной цветами голове молодой девушки привязывали ленты 12-ти цветов . Каждая из них служила красавице целителем и оберегом, защищая волосы от злых глаз.

Ленты подбирали по длине волос девушки и делали их едва длиннее косы, чтобы спрятать ее среди красочных цветов.

В центре венка завязывали светло-коричневую ленту. Она символизировала землю-кормилицу. По обе стороны первой ленты завязывали желтые - символ ясного солнышка. Дальше - светло-зеленые и темно-зеленые - красота и молодость. А потом - голубые и синие - символы неба и воды, наделяющие силой и крепким здоровьем. Затем шла оранжевая - символ хлеба, фиолетовая - мудрость, малиновая - искренность, розовая - символ благополучия и достатка.

Если венок состоял из маков, девушки украшали его красной лентой - символом магичности и печали.

Белые ленты завязывали на венок, только когда они были вышиты: на одной - солнце, на второй - месяц. Чистую ленту вплетать в венок было не принято, ведь она означала тоску по умершим.

Косу и венок сироты украшали голубые ленты. Прохожие одаривали ее хлебом и деньгами, желали счастья и благополучия. В благодарность сирота дарила милосердным господам ленту со своего венка.

Виды украинских венков

Разнообразие украинских венков поражает: магические, обычные, ритуальные и возрастные - всего более 77 видов .

Впервые девочке плела венок ее мама, когда той исполнялось три года. Женщина семь дней купала веночек в вечерней росе, вплетала бархатцы, ромашки, барвинок и незабудки, а затем прятала в сундук. Надевали венок на Спаса, протягивая девчушке яблочко, и приговаривали: «Здоровому телу - здоровый дух!»

А когда малышке исполнялось четыре, ей плели особый венок: все лепестки вплетенных в него цветов рассекали, украшая венок листьями яблони, багульника и бессмертником.

Девочке шести лет плели венок из васильков и маков , чтобы оберегали сон и стерегли мысли. Семилетним девушкам вплетали в венок цветы яблони. «Мать-яблоня, не жалей здоровья и судьбы ребенку», - торжественно говорил отец, касаясь венком головы дочери.

Девочки старше 13 лет плели веночки любви . Традиционно их украшали ромашки, усики хмеля, цвет вишни и яблони. Впереди венок украшали роскошной кистью калины. А вот просватана девушка надевала венок из барвинка, шалфея, мяты и других лекарственных трав.

Свадебный венок был назначен защищать девушку от злых глаз и изготавливался из барвинка, руты, шалфея, роз и т.д. Иногда, чтобы усилить защитную функцию венка, листочки барвинка смазывали чесноком и медом, а в венок доплетали перец, красные нити, лук, монеты, овес.

В Житомирской области вдо 1970-х годов существовал обычай бросать подругам невесты не букет, а венок, передавая брачную эстафету одной из дружок. Которая поймает - той и под венец идти.

На Днепропетровщине в 1960-х молодым венок надевали на запястья, соединяя воедино их судьбы.

Когда девушке не везло в любви, она плела венок надежды - из полевых маков и васильков. Иногда такой венок дарился несмелому парню в качестве признания. Венок преданности плели из васильков и любистка. Казак брал его с собой в дорогу, зная наверняка: дома его любят и ждут.

На Жатву плели венок из зерновых растений. Обычно честь нести такой венок к деревню выпадала молодой, трудолюбивой девушке, которая вот-вот должна была выйти замуж.

Традиции плетения украинского венка уходят в глубокую древность. Каким бы ни был повод создания этого красочного оберега, его всегда плели с особой заботой и трепетом, ведь в основе украинского венка - любовь к природе, уважение к родной земле.

Легенды рассказывают, что на левом берегу реки Тибр, на землях, принадлежавших латинам, пастух будто бы нашел близнецов Ромула и Рема, выкормленных волчицей. Предсказание гласило, что дети, рожденные племянницей царя, по достижении совершеннолетия лишат царя престола. Поэтому он приказал только что родившихся детей положить в корзинку и бросить в воды Тибра. Недалеко от того места, где пастух нашел детей, впоследствии Ромул основал город Рим (Рома) и стал в нем править.

Греческая культура оказала влияние на быт населения и на всю римскую культуру. В скульптурных изображениях императриц и знатных матрон воплотились представления о красоте. Больше всего ценилась гордая осанка, плавность походки.

Парикмахерское искусство у древних римлян, так же как у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но впоследствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения. Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие - довольно коротко.

Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев.

Во времена Римской империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые черты вычурности и изнеженности. Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров.

После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам римляне сумели создать свой стиль; так же как и у древних греков, причесывание стало важной церемонией. За выполнением прически, ее сохранением наблюдали специальные рабы - тонсорес и кипасис. Патриции много часов проводили за туалетом. Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали высокие, сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка. В период империи популярна была прическа тутулус, ее носили знатные патрицианки. Волосы завивались, приподнимались надо лбом, крепились на раму. Дополнением этой прически были конусообразные шапочки. Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли фату желтого цвета. Но фата не являлась единственным головным убором. Невеста могла надеть платок огненного цвета четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым. На торжествах прически украшали жемчугом - он ценился дороже всех камней.

Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители. Распространился обычай носить светлые парики. А наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики. Парики рыжего цвета носили в основном куртизанки, танцовщицы.

Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-ортотрикс выполняли эту работу в несколько этапов. Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.

Головные уборы.

В Древнем Риме голову покрывали, так же как и в Древней Греции, крайне редко. Мужчины - только во время военных походов или многочасовых театральных представлений. Аристократы но
Corporal

Веночек и его символизм.

"Веночек вить - жизнь любить" - с самых древних лет доносятся к нам эти слова. В те времена венок из цветов, колосьев и ягод был не только женской прихотью; это был своеобразный символ Матери-Земли, ее вечной жизненной силы. Венок - плетение живых степных цветов материнской души - наши предки в торжественный час возлагали на голову девушке с верой в ее женскую душу, окутанную белыми крыльями лебединой верности: "Да будь, девонька, цветущей, и будь, девонька, плодородной и богатой, как святая Мать-Земля! "

Венок в древних верованиях предков - это наша святая душа Бессмертие, тайна продолжения рода, его процветание и богатство.
Венок - символ счастья, образ вечной девичьей красоты, когда коса до пояса, а в глазах звездное небо. Венок - это лучшее украшение для девушки, когда рядом - жених в венке из дубовых листьев. В день свадьбы молодую купали в ароматной, настоянной на степных цветах, воде. Нарядно одетой прекрасной чаруне осторожно одевали на лоб венчик с яркими и темными лентами: так должно быть всегда на длинной жизненной ниве - дни веселые и дни печальные.
Главный цветок для венков – барвинок (вьюнок). Недаром в народе говорят: "Стелись, барвинок, чтобы любовь с любовью встретилась". Испокон веков вьется барвинок, чтобы с ним всегда развивалась девичья краса. Зеленый барвинок, душистый базилик - это символ первой любви и девичьей красоты, приносимой из Ирия весной вместе с перелетными птицами. Он и крестообразный, потому что растет во все стороны света, он и душистый, из него плетут венки на свадьбу, потому очень любят то святое плетение души прародителей наших. Добрые духи семейного лада приносят тогда любовь и понимание для молодой и молодого. Венки из барвинка плетут еще на похоронах и на рождение. Посаженный на могилах барвинок - это вечная память по умершим, а цветущий барвинок - объяснение в любви. Это - тот вечный "Крест" или "перекресток" вечной жизни с безграничным звездным небом Предков.
В день свадьбы молодая, по древнему обычаю, приносила жертву прародителям - бросала в костер горсть жита(пшеницы). От того "жита" и было слово "жизнь" (життя): "жена" - женственность; муж - мужество, мощь. Это была большое уважение Берегине рода, Диване и Рожаницам, особенно Матери-Земле и великой богине Мокоши. Когда-то венчание проводилось поздно вечером. После этого обрядодействия волхв брал чашу с медовым напитком, отпивал ее за здоровье молодых, затем передавал молодым, чтобы они допили священный напиток. После этого с головы молодой снимали зеленый веночек и начинали его топтать, что означало прощание с невинностью. Далее священнослужитель брал молодых за руки и вел в танец, а все остальные, тоже взявшись за руки, присоединялись к ним, танцевали, пели и хлопали в ладоши.

Именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, во время пробуждения и оплодотворения земли, люди и сами испытывают тягу к любви, созданию семьи и продолжению рода, поэтому подавляющее большинство свадеб проходило в это время, меньше - осенней порой. Лучшим возрастом брака для юношей было 18-25 лет, замужества для девочек - 16-23 лет. Лучшим временем свадеб, кроме весны-лета, считалась пора с 15 августа до 14 ноября, а также от Нового года до Великого поста перед Великднем.

Барвинком украшают и обжиночный венок после завершения жатвы на веселом празднике бога урожая Спаса. Барвинок известен и как приворотное зелье. Стоит парню и девушке съесть листок барвинка, как между ними вспыхнет пылкая любовь. Веночек из барвинка вешают над дверью и окнами, чтобы злые духи не проникали в дом. Венки из барвинка надевали также на головы преступников, которых вели на казнь, чтобы таким образом отогнать нечистую силу.
Если веночек из барвинка - символ чистоты, невинности и честного девичества, то калина - это вся духовная жизнь женщины: ее девственность, красота и любовь, замужество, радость и горе, родственные чувства. Через калиновый мост, через эту заповедную границу должна пройти каждая девушка, потому что на той стороне живут три неразлучные сестры: Надежда, Вера и Любовь. С калиной связано рождение Вселенной богини Лады, ее огненной троицы: Луны, Солнца и Зари, отсюда и название калины происходит от древнего названия солнца - Коло. Цветение калины - пора любви для девочек. Цветом калины на свадьбе украшают каравай, наряд невесты, ибо в цвете - вечная красота, крепкая любовь, девственная чистота и невинность. Красные гроздья калины девушки вплетают в венки на веселом празднике жатвы. Когда калина отцветает - это знак печали, когда шатается без ветра - это девушка тоскует за милым, когда опускает ветви - грустит. Ходить по калину - искать милого, суженого. Созревшие ягоды калины - это зрелая женщина, а сломаная - покинутая. Калина обладает волшебным свойством слышать, видеть, думать и говорить. Из гроздьев калины любят вить себе венки нимфы.

На Купальские праздники, утром, как только рассветет и девушки умоются росой и тирлич-зельем, все вместе идут в лес и в поле собирать цветы для венков. Собрав двенадцать разных видов цветочков (обереги), садятся где-то у реки и плетут венки. Парни не должны этого видеть. Каждая девушка плетет по два венка. При этом поют:
"... Ой совью венки да на все святки, Ой на все святки, на все праздники, Но рано, рано - на все праздники..."
Когда веночки сплетены, остальные травы бросают в воду или рассыпают, напевая:
"... По саду хожу, виноград сажаю, Посадила, и поливаю. Ой поливаю, и нащипаю, нащипаб - веночек совью, Веночек совью - на воду пущу: Кто веночек поймает, тот меня примет."

Далее девушки водят хороводы с венками - каждая девушка держит два венка. Поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускают на воду и гадают - кто, когда и с кем женится. Любовными травами, из которых плетут венки, считаются васильки, ноготки, шафран, петрушка, пастернак... Венчики из мяты, любистка, душицы, васильки, топориков, полыни были оберегами от сглаза и ведьмовских посягательств, чтобы злые духи не смогли навредить здоровью и, особенно, святой заповеди Земли - быть матерью.

Мята считается оберегом ребенка и его здоровья.
Любисток - символ любви, согласия; привлекает любовь девушки или женщины. "Купать в любистке - будут девушки любить", - так гласит пословица.
Душица - символ материнской любви и здоровья детей.
Васильки - символ мальчишеской красоты и доброты, девичьей скромности и нежности.
Топорики - полевая трава - стали символом охраны полей и нив.
Полынь означает горечь жизни, будучи оберегом от ведьм и черт.

Девушка, потерявшая невинность, не может носить венка. Потерять венок - лишиться девственности. . Женщина и "покрытка" не смеют класть на голову венок. Девушка, которая потеряла свой венок, называлась "стригой", или "покрыткой", потому что ей запрещалось ходить с открытым волосами - она должна была покрывать голову платком. Такую девушку еще недавно люди присуждали обстригать, а ворота ее двора обмазывали дегтем или смолой.
Отдать венок милому - отдаться ему. Пустить венок по воде - гадать о будущем. Пуская венки на воду, пели магические песни, потому что это была их жертва прежде всего богине любви Ладе и ее очаровательной дочери Леле, чтобы они сплели те цветы в один венок и чтобы он достался тому юноше, что отвагой себя прославляет.

Донник- символ верности, имеет волшебную силу соединять разлученных супругов.
Хмель - символ плодородия, молодой силы и любви. Он является и символом храбрости и отваги, гибкости и ума. Когда молодая идет под венец, мать осыпает ее хмелем.
Петрушка, как полынь, на Русалий Великдень предохраняет от нимф и русалок.
Красные маки означают красоту и молодость и их быстротечность. Венок из красных цветов - символ девичьей чистоты и красоты. С цветущим маком сравнивают юношу-молодца. Незрелый мак дурманит голову, потому и стал намеком на глупость: "Ешь, дурак, потому что это с маком". Мак имеет волшебную силу, которая защищает от всякого зла.
Лилия - символ девичьих чар, чистоты и невинности. В ней заложен магический символ женственности, потому что она сама - суть водной стихии. Древнее название цветка - крин, что имеет общий корень со словом "колодец".(криниця)
Виноград - символ жизненной нивы, радости и красоты новосозданной семьи, в которой муж - сеятель, а жена растит и лелеет дерево рода.
Белая сирень - скромность, молодая семейная жизнь.
Фиалки - радость, однако лиловые фиалки передают неутешительную тоску по умершим.
Почитались нашими предками и другие цветы:
Ружа-роза - цветок, напоминающий собой солнце, цветок богини любви Лели. Она первая среди цветов и является символом доброжелательности, достатка. Красная роза - девичья краса и чистота. "Царь-цветок" ассоциируется с кровью и является символом Тельца-тура, а следовательно, и неба. Мальвой или ружей, называют розу, шиповник, мальву, иногда - руту. Ее зелень - это радость, колючки - печаль, цветы - слава. Мальвой, как васильками и ноготками, девушки украшают свои головы, вплетая ее в венок. Эти прекрасные цветы используют в свадебных обрядах. Венок из роз символизирует здоровье: как вянут цветы, так стареет человек.
Калина, малина, шиповник - три сестры, которые не умеют "ни мыть, ни прясть", но умеют "сечь-рубить, реки пропускать". Их используют в заговорах, поскольку их колкость отождествляется с уколом как формой магического контакта, когда появляется кровь. То есть дорога, испытания, преодоление препятствий, после чего происходят чудесное зачатие и магический сон, как подобие вечности.
Рута символизирует тоску и горькую жизнь. В заговорах от кровотечения занимает промежуточное место между мятой-рутой и ружей.
Котики, полевые цветы - символ плодородия, роста и плодоношения, а следовательно, и урожая.
Пионы - расцвет девичьей красоты и зрелости.
Бархатцы - красота молодости.
Ирисы - покой и живучесть.
Ромашки - пробуждают любовь
Нарцисс оберегает девушку от напастей и бед.
Папоротник, -привлекает и завораживает парня.
Братки полевые, или Иван да Марья, - брат и сестра, которые, не зная о своем родстве, поженились и за этот тяжкий грех к ним не приходит смерть, - являются символом предостережения любви по крови.
Лебеда - символ нужды и нищеты: "Сделай дом из лебеды, к чужой не веды", "вот лакомая еда - с чесноком лебеда".
Ландыш лечит болезни сердца.
Девясил - корень девяти сил, укрепляет и возвращает здоровье. От ведьмовских посягательств, против чар и сглаза в венок вплетают полынь, любисток и чеснок. Последний охраняет человека от бед и напастей, особенно от гадюк.

Плетеный венок с колосьями - символ благополучия и плодородия. Сноп ржи вносится в дом под Рождество на Святой вечер; сноп ржи или сплетенный из ржи венок ставится в головах постели молодых в первую брачную ночь. Пшеница в свадебных песнях - невеста, овес - жених. Лен виделся нашим далеким предкам символом девичьей красоты, конопля - изменой милого.
Злой силой обладает крапива, с ней сравнивают свекровь. Чтобы во сне узнать какую-то тайну или увидеть свою судьбу, кладут под подушку сон-траву.

Волосы - это оберег души человека, поэтому ленты предохраняют его от чужого глаза.
Ленту отрезают чуть ниже косы, чтобы скрыть ее. Когда девушка росла сиротой, то вплетала в косу голубые ленты; тем добрым бездетным людям, которые просили ее стать им за дочь, она дарила ленту из веночка или платочек, в котором носила семя любистка. Люди при встрече одаривали такую девушку хлебом, одеждой и желали ей стать счастливой и богатой.
С давних времен наши прабабушки знали много разных секретов, когда и как плести веночек, знали рецепты, как сохранить цветы в венках, чтобы они дольше выглядели свежими. В венчик вплетали ленты разного цвета, каждая из которых была символом: светло-коричневая - Матери-Земли-кормилицы; желтые - солнца; светло - красоты и молодости; голубые и синие - неба и воды; оранжевые - хлеба; фиолетовые - мудрости малиновые - душевности, искренности; розовые - достатка. На левом конце белой ленты золотыми нитями вышивали солнце, а на правом серебряными - месяц.

Красочный веночек на голове девушки - это тайна святого венчания Матери-Земли со святым духом звездного неба. В том божественном браке мощная вера в бессмертие - это путь в будущее, где царит Любовь, ибо нет веры, выше Любви.

Из книги Валерия Войтовича "Мифы и легенды древней Украины"


Все виды неприязни ко мне просьба выражать в суицидальной форме.
Когда в твоих руках глобус, все вокруг кажется совой...
Сказки нужно заканчивать правильно!

ВЕНОК - ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор.
Само слово "Венок" произошло от старославянского вѣно «дар».
Веночница - женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.
Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с "нехорошим глазом".
Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных.
По тем травам, которые были вплетены в венок, судили о расположении, настроении, состоянии, положении девушки.

Например, венок из мяты в Польше означал девственность, а венок из гороховых побегов с полными стручками означал нежелание девушки выходить за нелюбимого замуж. Венок из лавровых листьев в Риме считался признаком воинской славы и императорской власти, а из дубовых листьев вручался воинам, которые проявили особую отвагу в бою или спасли своего товарища. Миртовые венки у римлян считались избавляющими от опьянения, поэтому в таких венках часто проводились застолья. А вот венок из колючего терна предназначался осуждённым на смертную казнь. Венок из цветов апельсина у арабов предназначался невесте, как символ плодородия. Оливковый венок у китайцев вручался литераторам, поэтам, писателям.

Изготовление венка

Изготовление венка - это целый ритуал. В различных племенах, а также на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав.

Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники - сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок - это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием (Куриный бог).

По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки, колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.

Что касается празднично-обрядового предназначения венка, то здесь существует масса различных традиций, связанных с использованием этого нехитрого предмета. Сквозь купальский венок доили домашнюю скотину или процеживали молоко. Через большой венок пролезали сами, как бы символизируя этим новое рождение, которое оставляло в прошлом болезни, негатив и неприятности. Также через венок протаскивали различные вещи, которым хотели подарить новую жизнь или новые силы. Через венок смотрели в ходе определённых ритуальных игрищ, сквозь него пили и умывались. Предназначений купальского венка более чем предостаточно и в каждом регионе древней Руси, племени или поселении существовали свои особенности и методы его использования.

По окончании праздника или события, венки использовали либо для дальнейших обережных действий, например, украшали дом, помещали в огородах от вредителей, червей и градобития, подкладывали под наседку, использовали для гадания, либо сжигали в костре. Гаданий при помощи венков существовало немало. Например, известно гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу, когда сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы. Толкований у этого гадания множество: тонущий венок - смерть, плывущий - долгая жизнь или тонущий - год без замужества, по плывущему или приставшему к берегу венку определяли в какой стороне дом суженого. Помимо гаданий при помощи венков, бросаемых в реку, венки забрасывали на дерево, чтобы узнать кому сулит скорое замужество (чей венок зацепиться за ветку), оставляли во дворе и следили чей венок быстрее завянет (грозит несчастье), подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие сны и так далее.

Свадебный венок

По причине того, что венок (круг с отверстием) считается символом рождения и новой жизни, он являлся непременным атрибутом свадеб. Наряду с венком, традиционными атрибутами свадеб также являлись кольца, калачи, караваи с отверстием посередине. Всё это символы новой жизни, любви, счастья. В обычай славян также вошла традиция дарить венок девушке в знак предложения сватовства. Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины. Брачные венки, в отличие от праздничных, обычно сохранялись на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого. Возможно, что именно древнейшая традиция украшения венками на свадьбах, обмен венками между невестой и женихом, послужила тем самым прообразом колец, которые затем стали изготавливать в кузницах специально для свадеб, а сегодня в ювелирных мастерских.

Существовал обычай плести венок при последней жатве. По окончании жатвы оставляли последний сноп, который также известен как "Велесу на бородку". Это сноп оставляли на поле или приносили в дом, где хранили его до следующего года, как оберег, который привлечёт хороший урожай и в следующем году. Кроме последнего снопа, плёлся и венок из последних скошенных колосьев. Такой венок надевали на голову самой красивой девушке, которая была символом удачи, хорошего плодородия, символом богини плодородия, которая подарила людям хороший урожай.
В этом венке девушка приходила в поселение, где устраивался праздник и где она, конечно же, была главным персонажем торжества, которого восхваляли и благодарили за обильный урожай.

Венки издавна являются непременным атрибутом погребальных церемоний. Венки возлагаются на могилы или оставляются в месте гибели, пускаются по воде в случае кораблекрушения. В современных погребальных церемониях, венки - это дань памяти усопшему. Венок в качестве ритуального предмета на похоронах символизирует всё то же рождение и вечную жизнь. Круг с отверстием посередине символизирует переход душ умершего в иной мир и его рождение в новом теле, в новом качестве, обновление души, очищение, которое принесла душе смерть физического тела.

Также венок можно понимать и как конец жизненного пути, начало нового пути, в физическом ли мире или в мире Нави. В связи с тем, что венки были непременным атрибутом свадеб, существует предположение, что в древности венки в погребальных обрядах участвовали только при похоронах детей, подростков или молодых людей, которые не успели выйти замуж или жениться. Таким образом, устраивалась символическая свадьба. Вместе с погребально-свадебным венком также существовал обычай хоронить незамужних девушек в традиционном свадебном платье (наряде), который известен и в наши дни. Есть также предположение, что венки - это древнейшие понятия о душах-птичках, которые вьют гнёзда (венки) возле своих могил и ждут своего нового воплощения, но это лишь теория.

Впоследствии венки из листьев, веток и цветов стали заменять на искусственные материалы, которые могли сохраняться дольше. Считается, что после того, как венки стали делать из металла, появились царские короны, которые стали отличительным элементом одежды правителя...

Статьи по теме