Поздравление курбан ид аль адха. Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман

Курбан-байрам или Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎‎‎ - праздник жертвоприношения) в исламе — это день радости, благодарения, поклонения, братства, солидарности и нравственности. Мусульманин должен воспользоваться этим днем, чтобы быть ближе к Всевышнему Аллаху.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждый народ имеет свой праздник, и это — ваш праздник».

Здесь он сослался на то, что эти два праздника (Ид аль-Фитрр и Ид аль-Адха) предназначены исключительно для мусульман.

У мусульман нет больше праздников кроме этих двух. Анас (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел в Медину, люди Медины праздновали два праздника. В эти два дня у них были карнавалы и фестивали. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил ансаров (мусульман Медины) об этом. Они ответили, что до ислама у них были карнавалы в эти два радостных дня. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вместо этих двух дней, Аллах назначил два других дня, которые лучше, дни Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха» (Абу Дауд).

Эти два праздника являются одними из знамений Аллаха, к которым мы должны проявить внимание и понять их цели. Ниже мы подробно рассмотрим правила и этикет праздника Курбан-байрам (Ид аль-Адха).

Правила Курбан-байрама

  1. Пост. Поститься в этот день — харам. Согласно хадису Абу Саид аль-Худри (да будет Аллах доволен им Аллах), в котором сообщено, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день Фитр и в день Адха (Муслим).
  2. Праздничная молитва. Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва является ваджиб (должное, но не с такими вескими доказательствами, как у фард). Это по мнению ученых ханафитского мазхаба и шейха аль-Ислам ибн Теймии. Некоторые ученые говорят, что праздничная молитва — это фард Кифайа (обязательный для мусульманской общины). Этого мнения придерживаются Ханбалиты. Третья группа придерживается мнения, что молитва Ид аль-Адха — это сунна муаккада (действия, которые Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выполнял постоянно и пропускал очень редко). Это мнения разделяют маликиты и Шафииты.
  3. Дополнительные молитвы. Нет дополнительных молитв, которые проводятся перед или после праздничной молитвы. Ибн Аббас сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), молился в день Ид аль-Адха в два ракята без дополнительных молитв перед и после. Это в случае, если молитва возносится на открытом пространстве. Однако, если люди совершают праздичную молитву в мечети, то они должны молиться два ракята молитвы Тахиятуль-масджид (после входа в мечеть).
  4. Участие женщин в праздничной молитве. В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждому настоятельно рекомендуется принимать участие в праздничной молитве и состязаться друг с другом в благочестии и богобоязненности. Женщина в момент месячных не должна оставлять поминания Аллаха или места собраний с целью поиска знаний и поминания Аллаха — кроме мечетей. Женщины, безусловно, не должны выходить на улицу без хиджаба.

Этикет Курбан-байрам

  1. Гусль (полное омовение). Считается правильным принять ванну в день Ид аль-Адха, прежде чем отправиться на молитву. Было сообщено, что Саид ибн Джубайр сказал: «Три вещи являются сунной в день Ид: отправиться в место совершения праздничной молитвы, принять ванну и поесть перед выходом (если это Ид аль-Фитр)».
  2. Еда перед выходом на молитву . В отличии от праздника Ид аль-Фитр в который рекомендуется принять нечетное количество фиников перед выходом на молитву, в Курбан-байрам рекомендуется не есть до окончания праздничной молитвы, когда можно употребить мясо жертвенного животного.
  3. Такбир в день Ид аль-Фитр . Это является одной из самых больших сунн в этот день. Аль- Даракутни и другие сообщили, что когда Ибн Умар выходил на Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, он усердно читал такбир, пока не достигал места молитвы и продолжал делать такбир, пока не приходил имам.
  4. Поздравления с праздником . Люди могут обмениваться поздравлениями и добрыми пожеланиями на Ид, в любой словесной форме. Например, они могут сказать друг другу «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Да примет Аллах от Вас и от нас), «Ид мубарак» (Счастливого праздника). Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди встречали друг друга в день Ид, они говорили: «Такаббал Аллаху минна уа минкум» (Передано Ибн Хаджаром)
  5. Одевание своей лучшей одежды в день Ид . Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «У пророка (мир ему и благословение Аллаха) был джубба (плащ), который он носил на Ид и по пятницам». Аль- Байхаки сообщил, что Ибн Умар носил его лучшие одежды на Ид, таким образом, мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда они выходят на Ид.
  6. Изменение маршрута по возвращении с праздничной молитвы . Джабир ибн Абдулла (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял свой маршрут по возвращению в день Ид с праздничной молитвы. (Аль -Бухари).

Каждый год 10-го числа месяца зуль-хиджа мусульмане отмечают праздник жертвоприношения Курбан-байрам (Ид аль-Адха). В этом году этот праздник приходится на 12 сентября.

В день Курбан-байрама совершают праздничную молитву (Ид-намаз), режут жертвенных животных – курбан, раздают милостыню (саадака) нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника. Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе сказано: «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут».

Редакция сайта «Ислам.Ру» поздравляет всех верующих с этим знаменательным днём.

Желаем братьям и сёстрам очиститься от всего недостойного и встретить этот великий праздник с искренней верой в Творца. Да одарит нас Всевышний Своими наилучшими дарами, да укрепит Он узы братства между мусульманами и объединит всех нас на добре.

Умма мусульман сильна своим единством. Так давайте же держаться за вервь Аллаха и не разделяться!

Бисмилляхир-Рахманир-рахим! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Уважаемые мусульмане! Мир вам, милость Всевышнего и Его нескончаемые блага!

От имени Духовного управления мусульман Республики Татарстан и от себя лично сердечно поздравляю всех моих братьев и сестер - единоверцев, а также всех россиян и граждан всех государств мира с праздником Курбан-байрам - ’Ид аль-адха! Пусть этот замечательный праздник будет благословенным и принесет в каждый дом радость, согласие, мир, благополучие и Благословение Всевышнего Аллаха!

Курбан – это священная заповедь Аллаха, проявление высшей покорности и благодарности Аллаху за нескончаемые блага и милости, которыми Он наделил нас. В Благородном Куръане сказано: «Так совершай обрядовую молитву и закалывай (жертвенное животное)» (сура аль-Каусар, 2 аят).

Курбан Байрам – олицетворяет с собой гуманизм, ведь две трети мяса животного отдается сиротам, бедным, неимущим, нуждающимся и соседям. Смысл жертвоприношения кроется не в жертвенном животном, не в его мясе, а в покорности, набожности и богобоязненности, ведь в Благородном Куръане сказано: «Ни мясо, ни кровь жертвоприношений не достигнет Аллаха, но достигнут Его благочестие и набожность ваших сердец» (22:37).

А в 34 аяте суры Хаддж говорится: «Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения (и велели ее последователям) поминать имя Аллаха над дарованными им в удел домашними (при заклании). Итак, ваш бог – Бог единый. Так будьте покорны Ему, а ты (Мухаммад,) сообщи добрую весть смиренным)».

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам приходится на время, когда миллионы паломников со всего мира совершают Хадж – пятый столп ислама и встречаются около Священной Каабы. Наши соотечественники, оставив суету этого мира, также устремились на священную Землю с целью исполнения велений Всевышнего Аллаха и достижения Его довольства.

Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи вассалям) в одном из своих изречений сказал: «Самый лучший день перед Всевышним Аллахом – первый день праздника Курбан-байрам». На праздничной молитве рядом с нами находятся мусульмане из разных городов, стран и континентов и, несмотря на внешние различия, разные языки, цвет кожи, мы стоим бок о бок, приветствуя друг друга словами мира и вместе совершаем намаз одному Всевышнему. Пусть Аллах в этот день позволит нам искренне совершить молитву и жертворприношение, для того, чтобы мы с вами почувствовали душевную радость и проявление Его милости. Прошу Всевышнего Аллаха чтобы он ниспослал нам свое благословение, счастье и здоровье, а нашей стране и республике спокойствие, мир, благополучие и процветание! С праздником Вас!

Председатель ДУМ РТ, Муфтий Камиль хазрат Самигуллин

Хвала Аллаhу Господу Миров, который раскрыл наши сердца для Ислама и сделал нас братьями! Приветствие и благословение Аллаhа лучшему из Его созданий – Пророку Мухаммаду, мир ему, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует его призыву до Судного Дня.

От имени Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России и от себя лично поздравляю всех единоверцев со священным праздником «`Ид аль-Адха» – Курбан-Байрамом 1437 года hиджри, который с божьей помощью будем отмечать 12 сентября.

Праздник Курбан-Байрам восходит к древним традициям исламской культуры и несет в своей сути олицетворение идеалов милосердия, добра, любви к людям. Мусульмане почитают этот праздник, как и все учение Ислама, за его наполненность особым духовным смыслом, способствующим сохранению в каждом верующем нравственной чистоты и веры. Всевышний Аллах каждому мусульманину дает право надеяться на то, что он будет удостоен Рая после земной жизни. Для этого нам следует аккуратно и добросовестно выполнять свой общественный долг, вести жизнь честную и порядочную, не лгать и не обманывать людей, быть внимательным и добрым к окружающим, чтить память усопших.

Следует помнить о том, что Аллах обрадует Своим вниманием смиренных. Ибо сказано в Священном Коране: «Не дойдут до Аллаха кровь и мясо животных, а дойдет богобоязненность ваша». (Коран, 22:37)

Живя в одном большом и глобальном мире, мы, российские мусульмане, помним и соблюдаем столпы своей веры. Ислам един в главном – в основах веры и религиозного культа, но мусульмане всегда были и остаются представителями конкретного этноса, в их образе жизни, нравственных ценностях находят отражение национальные обычаи и традиции предков.

Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы война и кровопролитие никогда не обрушивались на наши головы, чтобы для мусульман России новые времена стали периодом дальнейшего возрождения духовности, культуры и традиций, ибо люди без духовных корней остаются без прошлого, а без прошлого нет будущего.

Курбан-байрам - праздник жертвоприношения завершает обязательный для мусульман (для тех, кто способен проделать этот путь) хадж - паломничество в Святую Мекку. Паломники, находящиеся в хадже, совершая обход священной Каабы, постоянно повторяют следующую молитву: «Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мук Огня!»

Я желаю всем нам снискать Его Благословение и Милость. И в эти благословенные дни обращаемся с мольбой к нашему Создателю об Его милости и прощении, мире и согласии, о мире и благоденствии в городах и селах и во всем мире.

Пусть этот светлый месяц Ислама служит духовному очищению, укреплению уз дружбы и взаимопонимания между всеми ее народами, в течение веков проживающих на этой Земле.

Муфтий, Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного Региона России Равиль-Хазрата Панчеев


Дорогие братья и сестры!
Мир Вам и Вашим близким!

Позвольте поздравить вас с великим праздником Ислама Ид-аль-Адха или Курбан-байрам, который приходится на 12 сентября!
Праздничные дни наполняют сердца всех мусульман радостью. Вспоминая решимость пророка Ибрахима (мир ему!), готового пожертвовать своей единственной привязанностью – любимым сыном, верующие люди проявляют щедрость и милосердие, расходуя свои средства для малоимущих.

В это же время миллионы последователей Ислама, среди которых 41 саратовский паломник, собираются в Мекке для совершения Хаджа. В дни паломничества, полностью предаваясь Аллаху, верующие просят Всевышнего о всепрощении и очищении своих сердец.

В это благословенное время искренне желаю вам успехов в благородном деле возрождения Ислама, укрепления нравственных и моральных основ в нашем обществе.

Пусть этот светлый праздник Ислама служит духовному очищению людей, укреплению уз дружбы и взаимопонимания между всеми народами, в течение веков проживающих на этой благодатной земле.

Молю Всевышнего Аллаха о даровании мира в наших сердцах, ниспослания Его нескончаемой милости и благословения всем, кто служит добру и созиданию!

Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!

С уважением и добрыми молитвами во всех Ваших благих делах,

Муфтий Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов

Дорогие братья и сестры!

Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

От имени Централизованной религиозной организации Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия и от себя лично сердечно поздравляю вас с наступающим священным праздником Курбан-байрам.

Этот праздник, знаменующий собой окончание ежегодного паломничества в Мекку, является важным религиозным праздником мусульман всего мира. Каждый мусульманин с нетерпением ждет наступления этого великого праздника Ид аль-Адха, праздника, истоки которого лежат в глубокой древности. В священном писании мусульман история праздника восходит к известной истории о том, как ангел Джабраил принес послание пророку Ибрахиму (мир ему), в котором Всевышний велел принести в жертву Исмаила, единственного сына Ибрахима (мир ему). Пророк, не смея перечить посланию Аллаха, повел своего сына в долину Мина, где сейчас стоит Мекка и начал приготовление к жертвоприношению. Однако Аллах, убедившийся в преданности пророка, дал пророку барана, который был принесен в жертву. Так Всевышний Аллах показал свое милосердие и то, что мусульмане должны следовать его велениям, несмотря на всю их сложность. Продолжая путь пророка Ибрахима (мир ему) мусульмане стремятся к духовно-нравственному совершенству, их намерения становятся благими, а деяния наполняются добром.

Пусть Всевышний примет мольбы всех, кто возвеличивает Курбан-байрам, раздает милостыню, посещает родных, радует души предков, дарит внимание и ласку сиротам и обделенным детям, протягивает руку помощи бедным и нуждающимся, совершает как можно больше благодеяний, внимательнее относится к нуждам других. Именно эту мудрость заложил Милостивый Создатель в праздник Курбан-байрам. Несомненно, добрые поступки зачтутся и окупятся сторицей, самое главное, как повелевает нам ислам, дать возможность почувствовать радость праздника всем.

Молим Всевышнегоо том, чтобы этот светлый праздник принес покой и радость в каждый дом, наполнил праздничные дни чувством единения, добротой и силой духа сердце каждого мусульманина.

С уважением, Муфтий Централизованной религиозной организации Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия Айзатуллин Зяки-хазрат

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Он учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Курбан-Байрам (араб. – Ид аль-Адха‎) – основной мусульманский праздник , отмечается 10-го зуль-хиджи и продолжается еще три дня 11, 12 и 13-го зуль-хиджи дни ташрика . Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Праздник Курбан-Байрам учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, восполняют пропущенные намазы , читают Священный Коран. Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно провести в ибадате .

После полуночи (до утра) совершают полное омовение, занимаются личной гигиеной. Тот, кто участвует в обряде заклания жертвенного животного (курбан), десять дней до жертвоприношения должен не стричь волосы и ногти.

Утром, не принимая пищу, идут в мечеть для совершения ид-намаза – через 45 минут после восхода солнца (время уточняют у имама мечети). Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-Байрам (Ид аль-фитр). Накануне Ид аль-Адха и до последнего дня ташрика с захода солнца до ид-намаза, затем после каждого намаза и до азкаров по пути в мечеть читают такбир .

В день Курбан-Байрам мусульмане проявляют радость, приветствуют верующих, поздравляют их с праздником, посещают родственников, соседей, знакомых, других мусульман, принимают гостей, просят прощение за причиненные обиды и мирят тех, кто в ссоре, раздают садака , ходят в мечеть, в усыпальницы праведников и на кладбище к могилам родных.

Курбан . Заклание жертвенного животного во имя Всевышнего первым совершил Ибрахим, мир ему. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему)» (Абу Дауд). Жертвоприношение в исламе воспитывает умение творить благо для ближних во имя Аллаха: две трети мяса жертвенного животного раздают бедным, неимущим, нуждающимся и соседям. Это не магический ритуал, а предписанный обряд поклонения Всевышнему, доказывающий богобоязненность мусульман.

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным,

сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.

Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны.

Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.

Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников»

Священный Коран. Сура 22 «Аль-Хаджж» / «Паломничество», аят 34-38

Курбан может быть из трех видов животных : бараны, овцы и козы; коровы, быки и буйволы; верблюды. Предпочтительный курбан – баран или овца.

«Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в достоверном хадисе. Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-Байрам или в последующие три дня (дни ташрика) является Сунной, на которую наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).

Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али, да будет доволен им Аллах, говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».

Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рекомендовал зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное - это проявление покорности Всевышнему.

Пришло от Сподвижников – да будет доволем ими Аллах – то что поздравляли друг друга с праздником и говорили:»تقبل الله منا و منكم » – «такаббаля Ллаху минна уа минкум» (да примет Аллах у вас и нас)…

Передается от Джубейра ибн Нуфейр то что он сказал:

«Сподвижники Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- если встречались (или когда встречались) в день аль-ид говорили друг другу:

تقبل الله منا و منكم – такаббаля Ллаху минна уа минкум (да примет Аллах у вас и нас)…»

Сказал аль-Хафиз (ибн Хаджар) : «иснад этого сообщения хороший.»

Сказал имам Ахмад – да смилуется над ним Аллах – «Нет проблем в том, чтобы человек сказал другому в день аль-ид: تقبل الله منا و منكم – такаббаля Ллаху минна уа минкум »

Передал это от него ибн Кудама в книге аль-Мугний.

Был спрошен Шейху ль-Ислам ибн Таймия как это пришло в его книге аль-Фатава аль-Кубра (228\2) :

«Можно ли поздравление в день аль-ид, и то что обычно говорят люди: عيدك مبارك

Идук мубарак (Да будет твои ид (праздник) благословенным) , и подобное этому, если у этого основа в шариате или нет? И если есть основа, то что следует говорить?»

На что он ответил:

«Что касается поздравления в день аль-ид, как например если один другому говорит если встретил его после намаза аль-ид: تقبل الله منا و منكم – такаббаля Ллаху минна уа минкум… и подобное этому, то это передано от группы сподвижников, то что они делали это и разрешили это имамы, такие как Ахмад и другие.

Однако сказал Ахмад: «Я не поздравляю первым, и если кто то поздравил меня первым, то я отвечу ему.»

И это потому что ответ на приветствие – обязателен.

Что же касается первым поздравлять, то нет на это приказа в сунне, и также это не запрещено. И поэтому кто сделает это, то у него есть пример, и тот кто оставит у него также есть пример. Аллах знает лучше».

Был спрошен шейх Усеймин: «Каково положение поздравления с аль-идом? И есть ли у этого конкретная форма?»

На что он ответил:

«Поздравление с аль-идом разрешено. И нет для этого определенной формы, однако то что будет в традиции людей (поздравлением), то это будет разрешено, если в этом нет будет греха …..»

Также он сказал:

«Поздравление с аль-идом, его совершали некоторые сподвижники- да будет доволен ими Аллах. И даже если предположить что они этого не делали, то это сейчас стало традицией к которой привыкли люди, они поздравляют друг друга с достижением аль-ида, окончании поста, ночной молитвы…»

Также был спрошен: » Каково положение рукопожатия и обнимания после намаза(праздничного)?»

На что он ответил:

«В этих вещах нет проблемы, так как люди не делают это в виде поклонения и приближения к Аллаху, однако делают это на основе традиции, уважения, великодушия.

И пока традия людей, нет на нее запрета, то основа в этом – разрешение.»

Маджмуа Фатава ибн Усеймин 16\208\210.

Статьи по теме