Период грудного возраста жизни человека составляет. Период грудного возраста и его основная патология

Период грудного возраста - с 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.

Интенсивное нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10–10.5 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75–77см. Окружность головы к году составляет 46–47 см, окружность груди - 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый - в возрасте 3–4 мес - связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми. Второй - в возрасте 7–8 мес - активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик - 11–12 мес - начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.

Особенности ЦНС. К году происходит увеличение массы мозга в 2–2.5 раза. Отмечается интенсивная дифференцировка нервных клеток мозга в первые 5–6 мес жизни ребенка. Большое значение в развитии имеет ориентировочный рефлекс, отражающий врожденную потребность ребенка в движении и деятельности органов чувств. Нервные связи между ребенком и окружающими людьми устанавливаются посредством мимики, жеста, голосовых интонаций. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию мозга и речи. Имеет большое значение возникновение связи между словами и ответными двигательными реакциями ребенка, затем связывание малышом зрительного и слухового восприятия объектов со словами, названиями предметов при их показе, связи с отдельными действиями («дай», «покажи») - это оптимальный ход развития, необходимый как основа для последующих периодов детства. Потребность контакта со взрослыми определяет психическое развитие ребенка.

Особенности ЭЭГ: в 2–3 мес отмечается устойчивый ритм, в 4–6 мес изменения однонаправленны, а в 8–10 мес наблюдается прогрессивная индивидуализация.

Особенности эндокринной системы. В грудном периоде у детей отмечается усиление функции гипофиза и щитовидной железы. Уровень тироксина и трийодтиронина выше, чем у взрослых людей. Они стимулируют метаболизм, рост и развитие ребенка, обеспечивают нормальную дифференцировку головного мозга и интеллектуальное развитие, но вместе с тем гипофизарно-тиреоидная система наиболее ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, особенно к факторам внешней среды, экологическим. Клинически это характеризуется снижением темпов нарастания массы тела, развитием анемии и учащением ОРВИ. В грудном периоде наблюдается усиление функции надпочечников и биологической активности кортикостероидов. Происходит частичная инволюция фетальной зоны коры надпочечников.

Особенности иммунитета. По сравнению с периодом новорожденности происходит некоторое снижение количества Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского IgG, начиная с 2–3 мес. В 4–6 мес наблюдается первый критический период иммунитета, который характеризуется ослаблением пассивного гуморального иммунитета, полученного от матери, и отмечается самый низкий уровень специфических антител - физиологическая гипоиммуноглобулинемия. Синтез собственного IgG начинается ребенком с 2–3 мес жизни, постоянный уровень его устанавливается после 8 мес–1 года.

Уровень IgM к концу года жизни достигает 50% уровня взрослого. Нарастание секреторного IgA происходит медленно. Содержание IgE у здорового ребенка на протяжении года незначительное, при проявлениях атопического дерматита значительно возрастает. Для грудного периода характерен синтез IgM, не оставляющих иммунологической памяти. В связи с указанным наблюдается высокая чувствительность к респираторно-синцитиальным вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам; атипично протекает корь, коклюш, не оставляя иммунитета.

Неспецифические факторы резистентности. У детей грудного возраста наблюдается высокое содержание лизоцима и пропердина, быстро нарастает уровень комплемента сыворотки крови и с первого месяца жизни содержание его не отличается от уровня взрослого. С 2–6 мес формируется завершающая фаза фагоцитоза к патогенным микроорганизмам, за исключением пневмококка, стафилококка, клебсиеллы, гемофильной палочки.

Физическое развитие грудного ребенка и развитие речи происходит настолько быстро, что оценивается по четвертям года.

Развитие ребенка 1–3 мес. Прибавка массы тела к концу 1-го месяца 500–600 г, на втором месяце жизни - 800 г; на третьем месяце - 700–800 г. Рост увеличивается каждый месяц на 3 см и окружность головы - на 3 см, окружность груди на 2,5–3 см в 1 мес.



Моторные функции: в 1,5–2 мес держит головку, прогрессируют движения руки, случайно ударяет по подвешенной игрушке. Протягивает руку к предмету, но еще не хватает. Первые дифференцированные движения ручками возникают на 2-м - начале 3-го месяца жизни.

Развитие речи: появляется гуление с 1.5–2 мес.

Нервно-психическое развитие. В первой четверти года у ребенка устанавливается психический биоритм: сон–бодрствование; переходные между ними отрезки - засыпание–пробуждение, составляющие 10 мин. Если переходные промежутки превышают 30 мин, то это препятствует психическому развитию ребенка в указанный возрастной период (1–3 мес). В 1–1.5 мес у ребенка отмечается зрительно-слуховой поиск и зрительное сосредоточение на лице взрослого - прислушивание, рассматривание широко раскрытыми глазами. Характерна реакция общего мимического оживления в ответ на обращенную речь взрослых, особенно матери. С 2 мес появляется осознанная улыбка, а с 3 мес - смех, узнавание матери; появляется выраженная потребность в общении со взрослым. С 3 мес у малыша появляется умение взглядом находить источник звука. К концу 3-го месяца наблюдается длительность зрительного сосредоточения - 7–10 мин. Очень важно формирование в 3 мес положительного мимико-соматического комплекса - в ответ на обращенную речь появляются вздохи, вскидывание ручек, перебирание ногами.

Задержка психического развития - отсутствие активного бодрствования.

Ведущие линии развития - это то, что получает наибольшее развитие на данном возрастном этапе и является прогрессивным для дальнейшего развития ребенка. В 1–3 мес - это развитие зрительных, слуховых, ориентировочных и положительных эмоциональных реакций.

Развитие ребенка в 3–6 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность головы на 1 см каждый месяц, окружность груди на 1–1.5 см/мес.

Моторные функции. Поднимает голову в положении лежа на животе - 3 мес, лежа на спине- 4 мес. Делает мост - 4,5 мес. Высоко поднимает голову и туловище, опираясь на руки - 6 мес. Переворачивается на живот из положения лежа на спине - 5–6 мес, на спину из положения на животе - 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно сидит.

В возрасте 3–6 мес у ребенка отмечается быстрое развитие движений руки: в 3–4 мес он предпочитает рассматривать свои руки; на 4-м месяце ощупывает одеяло; в 4 мес схватывает предмет и удерживает в руке 20–30 сек; на 5-м месяце схватывает предмет наложением пальцев («обезьянье» хватание); в 6 мес держит по предмету в каждой руке и рассматривает их, либо тащит в рот.

Развитие речевых функций. В 5 мес - певучее гуление, самоподражание в гулении; в 5–6 мес начинает произносить первые слоги «ма», «ба». Появляется способность локализовать звук в пространстве, дифференцированная реакция на звук.

Нервно-психическое развитие. Ребенок 3–3.5 мес быстро отыскивает источник звука. В 5 мес появляется самоподражание в гулении: притормаживает движение, прислушивается. Появляется новое качественное приобретение в психомоторном развитии: зрительно-тактильно-моторная координация, познавательный треугольник глаз–рука–предмет, различает основные формы предметов. У ребенка 3–6 мес доминирующей формой деятельности является занятие игрушкой. После 5 мес появляются познавательные элементы в реакции на новизну (чем бы ни занимался - новое становится главным). Меняются реакции общения со взрослыми, проявляется радость или страх (последнее является признаком повышенной нервной возбудимости).

Ведущая линия развития - движение руки, подготовительные этапы активной речи - подражание слогам.

Если к 5–6 мес ребенок продолжает рассматривать свои руки - это ранний симптом задержки психического развития. Отсутствие элементов самоподражания в гулении.

Развитие ребенка 6–9 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г. Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см + 1.5 см, окружность головы за второе полугодие на 2.5 см, окружность груди - .5 см–1 см в месяц.

Моторные функции. В 7 мес ребенок встает на ноги, держась за опору, на 7-м месяце ползает вкруговую, в 7.5 мес ползает вспять, а на 8-м месяце ходит на четвереньках. С 8 мес садится самостоятельно, придерживаясь опоры. Ребенок 8–9 мес постоянно сосредоточен на каком-либо виде деятельности, его необходимо обучать новым действиям, например, катить мяч, открывать коробки, закрывать крышки у кастрюли и т. п.

Развитие движений руки. В 8 мес. ребенок использует способ хватания «клешней», а в 9 мес. начинает хватать предметы пальцами.

Развитие речи. В этот период развивается понимание речи, ребенок внимательно прислушивается, когда слышит свое имя. С 6–7 мес появляется лепет, с 7–8 мес возникает сенсорная речь - понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми. Это выражается поворотом головы, протягиванием ручек в направлении называемого предмета или лица.

Нервно-психическое развитие. В 6–7 мес проявляется знание назва- ний отдельных предметов. Это является одним из необходимых условий становления активной речи у ребенка. В 8 мес называемый предмет отыскивает взглядом в ответ на вопрос «где?». В 7–8 мес делает «ладушки» в ответ на просьбу.

Характерно настойчивое стремление добиваться выполнения своего желания, при этом кричит, но не плачет. В голосе слышны гневные нотки, но и понимает твердые интонации матери при этом. Так можно воспитать реакцию на слово «нельзя». В 8–9 мес ребенок внимательно присматривается к предметам, усваивает название основных игрушек. В это же время интересуется своим отражением в зеркале. С 9 мес отмечается появление первых слов (при правильном воспитании ребенка). В 9 мес он следит за падающим предметом, отвечает на просьбу «дай ручку».

Ведущие линии развития. Это развитие общих движений, действий с предметами. Развитие подготовительных этапов понимания активной речи. Стремление достичь результата.

Задержка психического развития. О задержке психического развития в этом периоде может свидетельствовать бросание игрушек без интереса к ним и задержка развития речевых функций.

Развитие ребенка 9–12 мес. Прибавка массы тела по месяцам 450 г–400 г–350 г. Длина тела увеличивается в каждый месяц на 1.5 см.

Моторные функции. В 10 мес ребенок стоит сам в течение нескольких секунд (без поддержки), ходит, придерживаясь руками за взрослого или барьер манежа. В 11 мес приседает с помощью взрослого; ходит, держась за опору или за одну руку взрослого. В 12 мес ребенок встает на ноги самостоятельно без помощи. В возрасте 1 года или начала 2-го года - ходит самостоятельно.

Развитие руки. В 9–10 мес захватывает предметы двумя пальцами, в 10 мес вкладывает пальцы в отверстия. С 11 мес малыш манипулирует с игрушками, а в 12 мес уже долго играет с ними.

Развитие речи. Наблюдается тесная связь между развитием тонких движений пальцев руки и формированием речи («водит» пальцем). В 9 мес наблюдается истинное ситуационное понимание обращенной к нему речи и ответ действием на словесную инструкцию; отыскивание игрушек. В 9–10 мес появляются первые осознанные слова, а к концу года - 8–10 слов. Появляется новый интерес - рассматривание книг с картинками.

К концу года возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи ребенком.

Нервно-психическое развитие. С 9 мес у ребенка проявляется повышенный интерес к новым предметам, выражается это мимикой удивления и настороженности, однако при этом одновременно он совершает целенаправленное действие, причем как бы предвидит его результат. В 9–10 мес отличается развитие тонких движений пальцев рук, что способствует развитию мозга и речи (показывает пальцем руки называемые предметы, узнаваемых животных, птиц на картинках и т. п.). С 10–11 мес появляется реакция на звук нового качества - связь с содержанием и значением этого звука (лай собак, тиканье часов и др.). К 10–11 мес появляется привязанность к близким людям. В 11–12 мес формируется понимание обобщающей функции слова (большая–маленькая собачка, черная–белая). Выражен интерес к ритмам простых песен. Появляется дифференцированная реакция на незнакомое лицо. Контакт устанавливается не сразу (сначала ребенок «изучает» незнакомое лицо). К концу года знает название многих предметов и выполняет 5–10 инструкций - сочетание слова с предметом и действием. Таким образом, по просьбе взрослого выполняет небольшие поручения.

Ведущая линия развития. Развитие общих движений, действий с предметами; понимание и развитие активной речи.

Задержка психического развития. Отсутствие дифференцированной избирательной реакции на незнакомое лицо. Реакции страха и протеста свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости ребенка.

Важным периодом, в котором решается вопрос, будет ли ребенок самостоятельным, является вторая половина первого года его жизни. У ребенка в это время проявляется интерес ко всем людям и вещам, «разведывательная деятельность», и не надо ему мешать в ее осуществлении.

По данным психологов, в возрасте одного года ребенок имеет 37% логической способности взрослого и 16% оперативной памяти. Это уже человек со своими понятиями.

Основные особенности органов и систем

Органы дыхания. Частота дыхания 30–35 в 1 мин, к году 30. Ритм дыхания у детей первых месяцев жизни лабильный, еще не установлен. Легкие воздушны, более полнокровны, бедны эластическими и мышечными волокнами. Межуточная ткань в легких развита сильнее, обильно снабжена сосудами. Капилляры и лимфатические щели шире, чем у взрослого. В первые месяцы жизни ребенка отмечается мозаичность гистоструктуры. Легкие растут за счет увеличения альвеолярного объема, параллельно происходит дифференциация всех элементов ацинуса. Нестабильность системы газообмена приходится на возраст от 3 до 5 мес.

Система кровообращения. Просвет артерий широк, просвет вен равен просвету артерий. Окружность ствола легочной артерии больше окружности ствола восходящей аорты. Пульс равен 130 ударам в 1 мин, к концу года жизни ребенка урежается до 120 в 1 мин. Артериальное давление систолическое для детей первого года жизни рассчитывается по формуле 75+2 n, где n - число месяцев; диастолическое давление составляет.5 – 1/3 систолического. Мышечные волокна сердца тонкие, соединительная ткань развита недостаточно. Поперечная исчерченность мышцы сердца четко становится выраженной после 1 года жизни ребенка. Скорость кровотока у детей выше, чем у взрослых, с возрастом уменьшается.

Рост сердца наиболее интенсивный в первые 2 года жизни, в возрасте 12–14 лет и 17–20 лет. За период детства масса миокарда правого желудочка увеличивается в 10 раз, а левого - в 17 раз.

Органы мочевыделительной системы. Почки грудного ребенка имеют дольчатое строение и относительно тонкий корковый слой. Диаметр мочеточников широкий, мышечная ткань развита слабо, мочеточники длинные, имеют изгибы, легко возникают перегибы, что может приводить к застою мочи. Клубочковая фильтрация у детей грудного возраста составляет 1/3–1/4 почечной фильтрации взрослых, к 5–6 мес - 50–60% и только к 2–3 годам становится нормальной. Реабсорбция натрия равна 99,8%, экскреция 0,2%, в связи с чем дети грудного возраста легче приспосабливаются к сниженному поступления натрия и воды с пищей, чем к избыточному. Почки недостаточно выводят нелетучие (органические) кислоты. Количество образующихся ионов водорода в 2–3 раза выше, а секреция почками значительно ниже, в связи с чем отмечается легкость сдвига кислотно-основного состояния в сторону ацидоза. К 1-му году количество мочи составляет 600 мл. Акт мочеиспускания в первые месяцы жизни ребенка осуществляется на основе врожденных безусловных спинальных рефлексов. По мере роста и развития ребенка он превращается в произвольный процесс, регулируемый подкоркой и корой головного мозга. Число мочеиспусканий у ребенка до 1 года 15–16, в 3 года - 7–8 за сутки.

Рост и развитие в грудном возрасте обеспечивается высоким уровнем обмена веществ: у ребенка в 3 раза больше потребности в кислороде. На рост (пластический обмен) затрачивается 76% энергии в первые 3 мес жизни, в 4–6 мес - 28%, 7–9 мес - 13% и 10–12 мес - 6%. При этом 50% энергии покрывается за счет жиров, 39% - углеводородов.

Для ребенка грудного возраста характерна малая дисперсность тканей и богатство их водой, что обеспечивает высокий уровень процессов ассимиляции. характерно большое содержание воды относительно массы тела - 80% (для сравнения у взрослых - 60%). Суточная обмениваемость воды в грудном возрасте составляет 50% (у взрослого - 14%).

Для органов и систем характерно запаздывание развития функций, продолжающаяся дифференцировка тканей, несовершенство защитных барьеров: кожного, кишечного, печеночного, гематоэнцефалического, гематогистиоцитарного. У грудного ребенка отмечается несовершенство биологических ритмов органов и систем, то есть последовательности физиологических процессов. Например, суточные колебания ритма температуры формируются лишь к 6-й неделе жизни, в то время как ритм пищеварения готов уже к моменту рождения. Синхронизация ритма гипофизарно-адреналовой системы наступает к концу периода новорожденности, а суточного ритма электролитов - к 4 мес жизни.

Характер патологии. Болезни органов дыхания, острые желудочно-кишечные заболевания; пищевая аллергия; рахит, дистрофия, железодефицитная анемия. В грудном возрасте проявляются наследственные заболевания. За последние годы увеличилась заболеваемость туберкулезом, сифилисом, может быть ВИЧ-инфекция.

Инфекционные возбудители: респираторные вирусы, возбудители кишечных инфекций и острых детских инфекций, бацилла туберкулеза, спирохета паллида, ВИЧ.

Режим и воспитание ребенка. Понятие «условия» для развития ребенка включает: возрастные режимы дня, вскармливание и питание, физическое воспитание, условия для психического развития, санитарно-гигиенические условия. Среди условий для нервно-психического развития большое значение имеет учет ведущего типа деятельности ребенка.

Роль взрослого - ведущая в обеспечении нормального физического, психического развития и состояния здоровья детей. Огромную роль играет система мать–дитя. Необходима материнская забота, она должна быть прочной, предупредительной и теплой, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно в большом для него мире; однако эта забота не должна быть всепрощающей. Ласковое дружелюбие имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как грудное молоко для физического.

До 1 года ребенка количество часов сна можно определить по формуле 22–.5n, где n - количество месяцев жизни. Бодрствование ребенка должно быть активным, необходимо побуждение к познанию, затем ходьбе. Движение является одним из факторов, детерминирующих процессы роста и развития. В первые месяцы жизни уделять внимание развитию движений, в положении на животе ребенок видит больше предметов. С 2,5–3 мес по несколько раз в день давать малышу упираться ногами в ровную поверхность, придерживая его подмышки; с 4–4,5 мес, так же придерживая, помогать ему «пританцовывать» на ровной поверхности. При этом опираться ребенок должен не пальцами, а всей стопой. При упорной опоре ребенка только на «цыпочки», это может быть вследствие нарушения ЦНС. С 6–7 мес ребенок может сидеть (но не сажать!), сесть должен сам. С 7–8 мес может стоять, держась за опору столько, сколько хочет сам. Специально удерживать ребенка в стоячем положении не надо. С 7–8 мес спустить ползать на пол, надеть 2 пары ползунков. Формы передвижения ребенка: ползание на животе, ползание на четвереньках, скольжение на ягодицах и вертикальная ходьба с 10–11–12 мес - первые шаги он делает по собственной инициативе или при небольшом поощрении.

Ребенок должен испробовать свои силы в познании вещей. Уже после 2 мес жизни у него выражена реакция удивления и интерес к игрушке. Необходимо обеспечить подвешивание игрушки в кроватке на уровне вытянутой руки ребенка, важна смена игрушек. С 5 мес игрушки не подвешивают, а выкладывают во время бодрствования рядом с ребенком (стимуляция для поворотов на живот). Следует учить брать игрушку, которую держат над грудью ребенка или сбоку. При положении на животе игрушки должны находиться на расстоянии протянутой руки (побуждение ползания). К тому же следует учитывать ведущую роль движений рук и общих движений в развитии понимания речи. До 6–7 мес формируется активное схватывание предмета и исследовательское манипулирование им. При этом развиваются и укрепляются межанализаторные связи. Знание названий определенных предметов - одно из необходимых условий активной речи ребенка и появления первых слов. Большое значение имеет приобретение опыта действий с предметами и их обобщений, что является генетическими корнями мышления и речи (размахивание, постукивание игрушками; открыть - закрыть крышки у коробок). Развитие тонких движений пальцев рук и кисти способствует развитию мозга и речи. И. М. Сеченов подчеркивал, что «корни и мысли у ребенка лежат в чувствовании», а великий педагог Сухомлинский говорил, что «мысль ребенка лежит на кончиках его пальцев». Развитие речевого общения является показателем нормального развития ребенка.

Период раннего возраста (1–3 года)

Период раннего возраста является определяющим дальнейшее развитие ребенка и в определенной мере является критическим, так как в первые годы жизни ребенка уточняется программа развития организма, складывается уровень физического и психического развития. В этот период формируется устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Большое значение имеет раннее выявление нарушений познавательной деятельности ребенка. К тому же в первые 3 года жизни ребенка получают развитие или затормаживаются наследственные данные, наследственная отягощенность для психического развития. В этот период формируется устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Большое значение имеет раннее выявление нарушений познавательной деятельности ребенка. К тому же в первые 3 года жизни ребенка получают развитие или затормаживаются наследственные данные, наследственная отягощенность. Для психического развития в этом возрасте мощным стимулом является степень удивления окружающим его миром.

Особенности роста и развития. Замедление нарастания массы тела (2-й год - 2,5–3 кг, 3-й - 2 кг) и роста (2-й год - 10–12 см, 3-й год - 7–8 см). Относительное преобладание высоты головы и длины туловища над конечностями. Интенсивное нарастание мышечной массы. Нарастающая двигательная активность, совершенствование ходьбы, овладение бегом, ходьбой по наклонной плоскости. Дальнейшее совершенствование движений руки. Повышение работоспособности, бодрствование без утомления - 6–6.5 часов.

Особенности ЦНС. Увеличение к 3 годам массы мозга в 3 раза. Улучшение миелинизации. Усиление руководства функциями органов и систем со стороны коры больших полушарий головного мозга. Быстрота смены одного очага возбуждения в коре головного мозга другим. Новое для этого возраста - участие в анализе информации ассоциативных областей мозга (переработка и запечатление информации).

ЭЭГ. Очень быстрая эволюция до 3-летнего возраста. В 4–5 лет появляется выраженный a-ритм.

Нервно-психическое развитие. Наивысшая степень эмоциональных проявлений. Преобладание положительных эмоциональных реакций. Закладывание основ интеллекта. Развитие речи. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми. На втором году 8–10 новых слов в месяц. На 3-м году - 50–60 слов. От 2 лет 6 мес до 3 лет словарный запас 1200–1500 слов, речь простыми фразами. Ребенок легко повторяет услышанные фразы. Быстрое развитие памяти: воспоминание об определенном событии, установление взаимосвязи и последовательности событий. Изучение признаков предмета - исследовательское поведение. Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности. Становление индивидуальных черт характера и поведения. Характерна способность мозга к выработке внутреннего торможения, на основе которой формируются волевые качества личности. Избирательное отношение к детям. На втором году потребности выше имеющихся у ребенка возможностей, стремление к активной деятельности. В 2.5–3 года ребенок легко запоминает стихи и песенки, речь его эмоционально выразительна. Появляются элементы ролевой игры. Центральным образованием 3-летнего ребенка является система «Я». Любопытство - мотивирующая сила для умственного развития. Очень важно для нервно-психического развития появление у ребенка вопросов: «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?».

Грудной возраст (с 4 х недель до 1 года) характеризуется: интенсивным обменов веществ, более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и нервно психического развития. В первые 3 4 месяца жизни у ребенка сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха.

Вместе с тем дети 1 го года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, нарушениями пищеварения в связи с: легко возникающими нарушениями обмена веществ, относительной незрелостью функций желудочно кишечного тракта, высокой чувствительностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.

Нервная система интенсивно развивается, характер но активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (бо лезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться. За период младенчества ребенок делает огромный ска чок в нервно психическом развитии.

Нервно психическое развитие детей 1 го года жизни 1. Основные критерии (линии) развития. Аз - анализатор зрительный. Ас - анализатор слуховой. Э - эмоции. До - движения общие. Др - движения руки. Ра - речь активная. Н - навыки. Рп - речевые понимания. Ср - сенсорика. И - игра и действия с предметом. Д - движения. НПР - нервно психическое развитие.

2. Формулы НПР детей 1 -го года жизни. 1 мес. Аз Ас До Э Ра. 2 мес. Ас Аз До Э Ра. 3 мес. Аз До Э Др. 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н. 5 мес. Аз Ас Др Ра Н Э До. 6 мес. Ас Др До Ра Н. 7 мес. Др До Рп Ра Н. 8 мес. Э Др До Р Рп Ра Н. 9 мес. Э Ас Др До Рп Ра Н. 10 мес. Э Др До Рп Ра Н. . 11 мес. Э Др До Рп Ра Н. 12 мес. В Аз Др До Рп Ра Н.

Физическое развитие. Показатели, характеризующие физическое развитие детей, претерпевают значительную динамику в процессе жизни ребенка. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет 50 см. В дальнейшем нарастание длины тела подвержено индивидуальным колебаниям и не равномерно в различные периоды жизни. Длина тела до 2 х лет измеряется горизонтальным ростомером.

Прибавка длины тела на первом году жизни: 1 3 мес - по 3, 0 см (9, 0 см); 4 6 мес. по 2, 5 см (7, 5 см); 7 9 мес. по 2, 0 см (6, 0 см); 10 12 мес. по 1, 0 см (3, 0 см). За первый год ребёнок вырастает на 25 см и рост его в год 75 см. Для оценки показателей роста после года исполь зуют центильные таблицы.

Масса тела при рождении колеблется в значитель ных пределах. Средние показатели 3200 3400 г. На первом году жизни прибавка массы происходит сле дующем образом: 1 мес. 600 г; 2 мес. 800 г; 3 мес. 800 г; 4 мес. 750 г и далее в каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем в предыдущий. Средняя ежемесячная прибавка массы в 1 м полугодия 700 г, во II м полугодии 500 г. Считают, что к 4 5 мес. жизни масса тела удваивается, а к году утраивается. Ориентировочная масса ребёнка в 1 год 10 килограммов. Оценку показателей массы тела после года проводят с помощью центильных таблиц.

Окружность грудной клетки Окружность грудной клетки у доношенного ребен ка при рождении составляет 32 34 см. На первом году жизни окружность грудной клетки увеличивается еже месячно в среднем на 1, 2 см. Окружность грудной клетки в год в среднем 48 см. Окружность головы у доношенного новорожденного 34 36 см, увеличение окружности на первом году 1 см ежемесячно.

Окружность головы Окружность грудной клетки у доношенного ребен ка при рождении составляет 32 34 см. В возрасте 2 3 мес. происходит выравнивание этих размеров, в возрасте 1 года окружность голова на 2 см меньше окружности груди. Окружность головы в год в среднем 46 см. Увеличение объема головы можно наблюдать при гидроцефалии. Уменьшение объема головы может быть связано с ранним закрытием родничка, как про явление рахита или врожденного порока развития

Факторы, оказывающие влияние на рост и развитие ребенка младенческого возраста и состояние его здоровья Наследственность - наследственные заболевания или склонность к какому либо заболеванию, унаследо ванная от родителей или близких родственников (в том числе особенности иммунной системы). Организация ухода - наличие определенного режима дня, достаточное пребывание на воздухе, проведе ние гигиенических мероприятий, организация бодрство вания. Вскармливание. Безопасность окружающей среды. Организация физического воспитания и закаливания.

Физическое воспитание и организация закаливания на 1 -м году жизни Это один из важнейших факторов, влияющих на раз витие ребенка и его здоровье, и в то же время это способ удовлетворения потребностей: «двигаться» ; «быть здоровым; «общаться» .

Физическое воспитание Физическое воспитание- это комплекс мер, направ ленных на укрепление здоровья ребенка, профилактику заболеваний и гармоничное физическое и умственное его развитие. Физическое воспитание ре шает 2 взаимосвязанные и взаимозависимые задачи: охрана и укрепление здоровья; полноценное развитие личности. Решение этих задач осуществляется с помощью следу ющих мер: соблюдение режима дня; соблюдение гигиенических норм и правил; проведение общих и специальных закаливающих процедур; выполнение массажа и адекватных возрасту комп лексов гимнастики.

Режим дня Основой любого режима дня являются: деятельность; сон; питание; пребывание на свежем воздухе. Правильно организованный режим дня предоставляет организму необходимые паузы, которые обеспечивают периоды меньшей активности, т. е. отдых в физическом и психоэмоциональном смыслах. Это позволяет обеспечивать бодрое настроение в течение дня и гармоничное развитие личности.

Режим дня строится с учетом: состояния здоровья; возраста; индивидуальных особенностей ребенка. При построении режима дня исходят из следующих положений: Обеспечить ребенку глубокий, достаточный по про должительности сон. Обеспечить регулярность приема пищи. Своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Сон является необходимым для отдыха и восстановле ния сил ребенка. Длительность сна: . а) у детей до 1 года составляет 22 - 1/2 m , где m - число месяцев; б) у детей старше года составляет 16 - 1/2 п, где п - число лет (по И. Н. Усову, 1969, 1992). Кратность дневного сна: от1 месяца до 5 м 4, от 5 м до 9 м 3, от 9 м до 1, 5 лет 2, от 1, 5 лет 1 раз; от 1 года до 3 лет - 1 раз; с 3 лет - по желанию ребенка; с 10 лет - по медицинским показаниям.

Прием пищи должен соответствовать возрасту и индивидуальным потребностям ребенка: до 1 года: от 1 месяца до 3 х 7 раз в сутки (ночной перерыв к 6 часов) от 3 до 5 мес. - 6 раз в сутки; с 5 до 12 мес. - 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 часов); от 1 года до 3 лет - 4 раза в день; с 3 лет и старше - 3- 4 раза в день.

Деятельность необходимо организовывать с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Длительность бодрствования составляет: до 1 мес. - 1 час; от 1 до 3 х мес. - 1, 5 часа; от 4 до 12 мес. - 3 часа; старше года - 5, 5- 6 часов. Необходимо соблюдать последовательность компонен тов режима: до 1 года: пробуждение, кормление, бодрствование, сон; старше 1 года: пробуждение, бодрствование, корм ление, сон.

Соблюдение гигиенических норм и правил. Температура в комнате- необходима и для закали вания кожных рецепторов, правильного дыхания и креп кого сна: в 1 м полугодии - 20- 22°С; во 2 м полугодии - 19- 20°С. Снижение температуры в помещении осуществляют: проветриванием (сквозным); кондиционированием. Цели проветривания: снизить температуру воздуха; увеличить концентрацию кислорода; снизить концентрацию микробов.

Кратность и длительность, проветривания: зимой: 4- 5 раз в сутки по 10- 15 мин. ; летом: круглосуточно (несквозным, а если сквоз ным - то каждый час). Личная гигиена: ежедневная гигиеническая ванна, под мывание, а на 2 м году жизни пользование мылом, зубной щеткой, полотенцем. Своевременная смена нательного и постельного белья.

Прогулки: летом 2- 3 раза в день по 2- 2, 5 часа; зимой 2 раза в день по 1- 1, 5 часа (если безветрие до - 10°С, если ветрено - до 5°С). Одежда: должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральных тканей. Обувь: должна быть кожаной, с твердой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 см.

Организация безопасной окружающей среды Организация безопасной окружающей среды имеет огромное значение для здоровья ребенка. По мере развития моторных навыков малыш пользуется все большей свободой. Но ребенок не имеет предшествующе го опыта и, значит, не знает, что опасно, а что нет. Это сочетание факторов создает условия для повышенного травматизма детей, особенно от 6 до 12 мес. Предотвра тить еду может только постоянный б контроль за малы шом (с него нельзя «спускать глаз») и выполнение ряда правил безопасности.

Убрать из комнаты ребенка ковры, из за которых он может упасть. Убрать салфетки с секретеров, шкафов, тумбочек и стоящие на них тяжелые предметы (вазы, статуэтки и т. д.). Все розетки закрыть специальными пластмассовы ми заглушками, а электроприборы убрать за пределы досягаемости ребенка. Исключить из игр ребенка и постоянного обихода мелкие предметы (шарики, гвоздики, болты и т. д.).

Спрятать под ключ все острые, режущие и колю щие предметы (иглы, ножницы, спицы, ножи и т. д.). Поместить в одно место под замок все лекарствен ные препараты (например, в шкатулку). Спрятать предметы бытовой химии под замок (мо ющие средства, дезодоранты, инсектициды и т. д.). Огородить выходы на лестницы (если в доме более одного этажа).

Окна в комнате ребенка должны быть закрыты, а если их открывают при проветривании, ребенка на это время выносят в другое помещение. Сделать невозможным доступ ребенка на кухню в санитарные комнаты. Поместить в закрывающийся на ключ бар все ал когольные напитки, упаковки с сигаретами и спичками. Помните! 90% травм детей до 3 лет происходит из-за халатности и беспечности взрослых! Перечисленные правила помогут удовлетворить потреб ность ребенка «избегать опасности» .

Закаливание. I Закаливание - это тренировка организма, с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздей ствиям внешней среды. Оно необходимо для профилакти ки заболеваний у ребенка. С целью закаливания исполь зуют естественные природные факторы: I - вода; II - солнце; III - воздух.

Правила закаливания по Г. Н. Сперанскому. 1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка. 2. Необходимо постепенное наращивание интенсивности закаливающих процедур. 3. Закаливание должно осуществляться систематически. 4. Закаливание необходимо проводить с учетом инди видуальных особенностей и возраста ребенка. 5. Начинать процедуры закаливания можно в любое время года, но лучше - в теплое. 6. Закаливание должно осуществляться только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. 7. Если закаливание прерывается по причине болезни, то начинать его снова надо с первоначальных уровней интенсивности, но скорость наращивания закалива ющих процедур должна быть большей, чем до перерыва.

Перед началом закаливания необходимо уточнить группу здоровья ребенка. Для I группы - режим включает все виды закаливания и физического воспитания. Для II группы - применяются только щадящие в проце дуры: температура воды и воздуха на 2 С выше, чем для 1 группы; снижение ее должно быть более медленным: t- при местных воздействиях - на 1°С каждые 3- 4 дня; t - при общих воздействиях - на 1°С каждые 5- 6 дней. Физическая нагрузка ограничена.

Для III группы - назначаются специальные процедуры (местные водные и воздушные воздействия умеренного уровня). Конечная температура воздуха и воды на 4 -С выше, чем для детей I группы; время действия зака ливающего фактора уменьшается, и температура его сни жается очень медленно.

I. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. II. Закаливание водой также начинают проводить с раннего возраста. Различают: 1)местные водные процедуры: - умывание; - местное обтирание; обливание ног; 2) общие водные процедуры: полное обтирание; полное обливание; ванна; Душ; купание в открытом водоеме.

Различают 3 фазы действия холодной воды на орга низм: I фаза - резкий спазм кожных сосудов (озноб, общее напряжение, кожа бледная и холодная); II фаза - расширение кожных сосудов или стадия адаптации (снижение напряжения, частоты дыхания и пульса, покраснение кожи, ощущение тепла); III фаза - парез сосудов с застоем крови (бледность кожи с цианозом, озноб): NB! При правильном; проведении закаливания III фаза отсутствует.

Постепенное увеличение силы воздействия воды дос тигается за счет: а) равномерного снижения ее температуры; б) увеличения площади смачиваемых кожных покро вов замена местных процедур на общие в (порядке возра стания интенсивности); в)увеличения длительности воздействия. Любая водная процедура заканчивается выти ранием насухо с егким массажем или л растиранием до покраснения. Закаливание водой проводится после сна и до еды.

Умывание - проводится ежедневно, со снижением температуры на 1°С каждые 2- 3 дня до 15- 16°С. Умы вают е только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, и н подмышечные впадины. 2. Обтирания (местные и общее) начинаются с 6 месяцев с t = 32- 33 С. К концу года их снижают до t = 28°С, к 3 годам - 25°С; дошкольникам - 22°С; школь никам 18- 20°С). - Техника: смоченной и слегка отжатой рукавичкой об тирают руки (от пальчиков до плеча, через 3 дня - грудь, затем спину, живот, ноги и все тело). Длитель ность 6- 8 мин.

3) Обливание местное (ног - ступней и голеней) про водят после 1 года. Начальная t = 28°С, со снижением до 20- 22°С (на 1°С каждые 2- 3 дня). Длительность со ставляет - 20- 30 с. С 1, 5 лет - контрастные обливания с t°C: в I группе 38°С снижение до 18 С; во II группе 38°С до 18°С – 38 С. Длительность: холодная вода - 3- 4 мин. ; теплая - 6- 8 мин.

Обливание общее и душ - с 1, 5- 2 лет; температу ра оды На 1°С выше, чем при обтирании. в Длительность составляет 20- 40 с (не поливать голову ребенка!). Купание в ванне - рекомендуется с 14- 15 дней жизни с t = 37°C с постепенным небольшим снижением. Купание в открытых водоемах - начинают с 3- 4 лет, t воды должна быть 20°С и выше, a t воздуха +24- 26°С. Длительность купания 1- 2 мин. с увеличе нием до 5 мин. В воде ребенок должен двигаться и пла вать.

III. Закаливание солнечными лучами - рекоменду ется после 1 го года жизни, очень осторожно, после пред шествующей воздушной ванны в течение 10- 20 мин. Вре мя солнечных ванн 9 11 ч утра через 1- 1, 5 часа после легкого завтрака. Длительность: начиная с 1 мин. и уве личивая до 10 мин. на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуется обливание или душ с t = 36°G, со снижением до 28°С. Все процедуры по закаливанию проводятся под конт ролем врача!

Массаж - назначается детям с 1- 1, 5 месяцев до 1- 1, 5 лет параллельно с гимнастикой. В дальнейшем ис пользуют игры, а затем - утреннюю гимнастику и спорт (с 7- 8 лет). Результат массажа: расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается элас тичность и подвижность связочного аппарата. Массаж оказывает тонизирующее влияние на нервную систему.

Массаж проводят при температуре воздуха в помеще ний 0- 21°С, не ранее, чем через 40- 45 минут 2 после кор мления; при положительных эмоциональных реакциях ребенка; чистыми, сухими, теплыми руками. Основные приемы массажа: поглаживание; " растирание; разминание; вибрация; поколачивание.

Последовательность массажа: I. Передняя поверхность: ноги; руки; живот; грудь. II. Задняя поверхность: спина; ягодицы; руки; ноги.

Результат гимнастики: усиление кровотока, улуч шение бмена веществ, о усиление иммунологической ак тивности крови и тканей, повышение эмоционального тонуса ребенка. Гимнастические комплексы усложняются примерно с каждым кварталом.

Для равновесия необходимо периодически уменьшать степень двигательной активности, когда ребенок сам от нее устает. Для этого можно пользоваться следующими приемами: выкладывание на живот; придание ребенку вертикального положения; дача ребенку соски пустышки; нетугое пеленание на ночь (а при необходимости - и перед дневным сном).

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно -профилактических мероприятий.

Комплексная оценка состояния здоровья. Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка используются 6 критериев: 1 группа (критерии, определяющие здоровье) особенности онтогенеза, определяющиеся по данным генеалогического, биологического, социального анамнеза. 2 я группа (критерии, характеризующие здоровье) уровень физического развития и его гармоничность уровень нервно психического развития уровень резистентности организма уровень функционального состояния организма наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

Первая группа здоровья Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций: дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа здоровья(группа риска) Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям: дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей.

Третья группа здоровья Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма

Четвёртая группа здоровья лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа здоровья дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка груд ного возраста Комплексная оценка состояния здоровья ребенка груд ного возраста включает следующие этапы: Проведение антропометрии. Оценка физического развития по формулам. Оценка физического развития по центильным таб лицам. Сбор информации визуально и со слов матери о нервно психическом развитии (НПР) ребенка. Составление формулы НПР. Оценка НПР, определение группы и степени разви тия. Оценка состояния здоровья ребенка за прошедший период. Определение группы здоровья. Составление плана мероприятий в соответствии с группой здоровья.

Контрольные вопросы. Перечислите анатомо физиологические особенности органов и систем грудного ребенка. Назовите закономерности физического развития де тей 1 го года ИЗНИ, способы его оценки. Ж Дайте характеристику нервно психического разви тия ребенка младенческого возраста по месяцам и прави ла его оценки. Укажите основные потребности детей грудного воз раста и способы их удовлетворения в зависимости от воз раста. Дайте характеристику методам физического воспи тания и закаливания на 1 м году жизни.

Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ. .

Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были характерны для периода новорожденности:

обильное кровоснабжение;

сниженные защитные функции;

несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.

Однако за одиннадцать месяцев происходят и значительные изменения в организме ребенка. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Нервная система интенсивно развивается, характерно активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться.

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного мозга - к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).

Масса мозга к году составляет 1/11-1/12 от массы тела.

В связи с развитием моторных функций совершенствуется координация движений, а значит, развивается мозжечок.

Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

У грудных детей сохраняется склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.

За период младенчества ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии.

Кожа и ее придатки также развиваются и совершенствуются. С l-го месяца появляются потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к 1-2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие, улучшаются функции кожи.

К концу 1 месяца полностью эпителизируется пупочная ранка. В связи с сохранением относительной неустойчивости терморегуляции ребенок (как и новорожденный) легко перегревается и переохлаждается. Следовательно, сохраняются те же правила личной гигиены и требования к одежде и белью, как и у новорожденного ребенка.

С 6 месяцев гигиеническую ванну можно проводить через день (кроме летнего периода).

В связи с активным ростом скелета витамина D, образующегося в коже ребенка, становится недостаточно для роста костей. Поэтому всем детям, находящимся на грудном вскармливании, с 4 недель в осенне-зимний период назначается профилактическая доза витамина D - 500 МЕ в сутки.

Костно-мышечная система интенсивно развивается. Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отличается преимущественное развитие крупных мышц. груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика (кисти, стопы) развивается значительно медленнее.

К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц.

Большой родничок сохраняется практически в течение всего l-го года жизни и закрывается к 12-16 месяцам:

Формируются изгибы позвоночника:

  • - к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);
  • - к 6 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в саггитальной плоскости);
  • - к 12 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке (рис. 24): - медиальные резцы - в 6-9 мес.;

  • - латеральные резцы - в 9-12 мес.,;
  • - первые коренные - в 12-15 мес.;
  • - клыки - в 16-20 мес.;
  • -вторые коренные - в 21-24 мес.

К одному году в среднем должно быть 8 зубов, что соответствует формуле КЗ = n -4, где n - число месяцев до 24.

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам (24 месяцам).

Костная ткань отличается преобладанием органических ве...

Грудной возраст длится с 29-го дня после рождения до конца 1-го года жизни. Масса головного мозга по отношению к массе тела новорожденного составляет 1:8 (у высших приматов – 1:80–100). Для грудного возраста характерны:

  • тесный контакт ребенка с матерью. Мать кормит своим молоком ребенка;
  • высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем. В течение 1-го года жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается;
  • высокий темп роста обеспечивается интенсивным обменом веществ и преобладанием анаболических процессов, чем объясняется высокая потребность в основных питательных веществах и калориях на килограмм массы тела. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает потребность взрослого человека;
  • совершенствуются морфологическая структура и функции нервной системы ребенка. По мере дифференцирования ЦНС быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие ребенка. С первых недель жизни формируются условные рефлексы, развиваются двигательные умения, сложные локомоторные акты (функция кисти, самостоятельная ходьба и др.). К концу года появляется речь;
  • после 3–4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацентарно приобретенный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит относительно медленно. Редкая заболеваемость вирусными детскими инфекциями у детей в условиях семьи связана главным образом с отсутствием неконтролируемых контактов с другими детьми, в детских учреждениях ситуация часто бывает обратной.

Характерными патологиями в грудном возрасте являются:

  • несбалансированное питание может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. В условиях интенсивного роста неадекватное потребностям растущего организма питание может приводить к развитию дефицитных состояний (рахита, анемии, дистрофии);
  • аномалии конституции: экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатезы;
  • сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. При инфекционных заболеваниях могут быть судороги (как и при высокой центральной температуре), менингеальные явления, токсикоз, обезвоживание. Организм чувствителен к гноеродным бактериям и особенно к возбудителям кишечных инфекций (в том числе к вирусам и условно патогенной флоре). Высока чувствительность к РС-вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам;
  • нередко развиваются желудочно-кишечные дисфункции, что связано с особенностями органов пищеварения и необходимостью их интенсивного функционирования (высокая потребность в пластических веществах и энергии);
  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания: узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др. способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью;
  • атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш), не оставляя после себя иммунитета;
  • высока частота синдрома внезапной смерти;
  • манифестация врожденной психиатрической патологии (умственной отсталости, раннего детского аутизма и др.).

У детей с невропатической конституцией (невропатией) указанные соматовегетативные патологии достигают клинически значимой степени.

Развитие речи у младенцев, пожалуй, лучше всего характеризует формирование сознания ребенка и его социальных отношений.

Ранняя вокализация (гуление) отмечается в возрасте 1–4 месяца. Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование и бульканье воды. С 1-го месяца младенец улыбается, в 4 месяца оборачивается на голос, громко смеется.

В период от 3–4 до 15 месяцев он лепечет (лепечут и глухие младенцы, но менее активно и без интонаций речи окружающих взрослых). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности, включая те, которых нет в родной речи (произносится до 80 разных звуков речи). В 5 месяцев младенец оборачивается на звуки, в 6 месяцев имитирует мелодию речи взрослых, в 8 месяцев понимает слово «нет», неосознанно произносит «папа», «мама». В 9 месяцев жестикулирует, в 10 – осознанно говорит «папа», «мама», в 11 месяцев произносит и другое слово, в 12 – произносит слова осмысленно, но его речь непонятна.

В 2–3 месяца младенец становится способным различать живые объекты и неодушевленные, по-разному к ним относиться. Увидев лицо матери, улыбается ей, вокализирует, пытается имитировать что-то вроде общения с ней. Неодушевленные объекты он обследует, пробует тащить в рот или выбросить из своего манежа. В 3 месяца отчетливо различает на фото разные лица, незнакомые лица порождают у него сердцебиение, реакцию ориентации. Более других в этом возрасте и много позже он предпочитает лицо матери. Если до 2,5 месяца ребенок обращает внимание на грани и углы лица, то к 3 месяцам его внимание привлекают преимущественно глаза, он уже смотрит прямо в глаза другому человеку (появляется «контакт глаз»). В это же время он уверенно распознает лица знакомых людей, но признаков привязанности к ним еще не обнаруживает, без них не скучает. К 6 месяцам приобретает способность помнить об объектах, которые отсутствуют, начинает осознавать разлуку со знакомым человеком.

В 9 месяцев ребенок ползает, встает на ноги, ходит с опорой, в 12 – ходит без опоры.

В возрасте около года ребенок узнает свое отображение в зеркале. Это означает, что он отчетливо разграничивает себя, свой внутренний мир, с одной стороны, и все находящееся за его пределами – с другой. Другими словами, к году младенец осознает себя человеческим существом, недвусмысленным образом выражает другому человеку свои желания, демонстрирует свою самостоятельность. Чуть позже дети станут «вредными», способными энергично отстаивать свои интересы, упрямиться, капризничать, манипулировать взрослыми («эти вредные двухлетние дети»). Очень рано, предположительно в интервале от 1 до 2 лет, возникает также устойчивое осознание половой принадлежности. По поведению, интересам к игрушкам можно безошибочно определить, с каким полом ребенок себя идентифицирует. Это может означать, что нарушения самоосознавания могут возникать в очень раннем возрасте, клиническая проблема состоит лишь в том, каким образом их можно выявить.

ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА (ГРУДНОГО ВОЗРАСТА). Теоретическое занятие.

ГБОУ СПО г. Москвы «Медицинский колледж №7.
ДЗ г. Москвы» Преподаватель Федина Т.Д.

Включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).
Основной особенностью периода младенчества являются
высокие темпы физического и нервно-психического
развития на основе ускоренных процессов обмена
веществ.
Во многом строение и функции основных систем
организма сохраняют те же особенности, что были
характерны для периода новорожденности:
1.
Обильное кровоснабжение.
2. Сниженные защитные функции.
3. Несовершенство регуляторных функций нервной и
эндокринной систем.
Однако за одиннадцать месяцев происходят и
значительные изменения в организме ребенка.
Рассмотрим наиболее существенные из них.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества

Нервная система интенсивно развивается, характерно
активное образование новых условных рефлексов (на базе
имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под
влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс
и т. д.) навь1ки могут легко утрачиваться.
Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного
мозга - к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).
Масса мозга к году составляет 1/11-1/12 от массы тела.
В связи с развитием моторных функций, совершенствуется
координация движений, а значит, развивается мозжечок.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества

Основная часть рефлексов новорожденных угасает
к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6
месяцам).
У грудных детей сохраняется склонность к
быстрой генерализации любой инфекции и к
токсическим поражениям головного мозга.
За период младенчества ребенок делает огромный
скачок в нервно-психическом развитии.

КОЖА И ЕЁ ПРИДАТКИ

Кожа и ее придатки также развиваются и
совершенствуются. С 1-го месяца появляются
потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к
1-2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие;
улучшаются функции кожи.
К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.
В связи с сохранением относительной неустойчивости
терморегуляции, ребенок (как и новорожденный) легко
перегревается и переохлаждается. Следовательно,
сохраняются правила личной гигиены ребенка и
требования к одежде и белью, как и у новорожденного
ребенка

КОЖА И ЕЁ ПРИДАТКИ

С 6 месяцев гигиеническую ванну можно
проводить через день (кроме летнего периода).
В связи с активным ростом скелета витамина Д,
образующегося в коже ребенка, становится
недостаточно для роста костей. Поэтому всем
детям, находящимся на грудном вскармливании, с
4 недель в осенне-зимний период назначается
профилактическая доза витамина Д - 500 ME в
сутки.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Костно-мышечная система интенсивно
развивается. Накопление моторных навыков
развивает силу и ловкость мышц, нарастает
мышечная масса. Однако отличается
преимущественное развитие крупных мышц: груди,
спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика
(кисти, стопы) развивается значительно медленнее.
К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Большой родничок сохраняется практически в течение
всего 1-го года жизни и закрывается к 12-16 месяцам.
Формируются изгибы позвоночника:
- к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно
держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди
в сагиттальной плоскости);
- к 6 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно
сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в
сагиттальной плоскости);
- к 12 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно
ходить, появляется поясничный лордоз.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке
-
медиальные резцы - в 6-9 мес.;
-
латеральные резцы - в 9-12 мес.;
-
первые коренные - в 12-15 мес.;
-
клыки - в 16-20 мес.;
-
вторые коренные - в 21-24 мес.

10. КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

К 1 году в среднем должно быть 8 зубов, что
соответствует формуле КЗ = п - 4, где п -
число месяцев до 24.
Молочный прикус составляет 20 зубов и
полностью сформирован к 2 годам (24
месяцам).
Костная ткань отличается преобладанием
органических веществ, поэтому сохраняется
риск развития деформации костей.

11. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Дыхательная система совершенствуется, формируются
новые альвеолы, развиваются их основные функции.
ЧДД составляет: к 6 месяцам - 35-40 в мин.,
к 12 месяцам - 30-35 в мин.
Тип дыхания: смешанный.
Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.
Ребра, в связи с прямохождением, несколько изгибаются и
располагаются более косо, чем у новорожденных;
диафрагма опускается книзу.

12. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Сохраняется относительная узость
дыхательных путей, сухость и ранимость
слизистой оболочки, поэтому велик риск
развития острых инфекций дыхательных путей.
В связи с наличием грудного вскармливания и
ограниченностью контактов ребенка, этот риск
реализуется относительно редко.
Для нормального газообмена в легких ребенку
необходимо длительное пребывание на свежем
воздухе.

13. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах,
совершенствуется, укрепляется миокард и эндокард.
К 1 году сердце, в связи с переходом к вертикальному
положению, располагается более вертикально и прилегает
ближе к грудной клетке.
Вес сердца - 50 г.
ЧСС - 120-125 в минуту.
АД мах = 80 ММ pт. ст.
V кровообращения - 13 с.
В связи с обильным кровоснабжением и слабым развитием
соединительной ткани в сердечной мышце, у грудных детей
сохраняется склонность к генерализованным (а не
локальным) поражениям миокарда.

14. ПИШЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пищеварительная система увеличивается в размерах,
совершенствуется функционально.
Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во
2-м полугодии жизни срыгиваний обычно не
наблюдается.
Повышается активность пищеварительных
ферментов. С 4-5 мес., вследствие раздражения
тройничного нерва прорезывающимися зубами,
значительно усиливается слюноотделение, поэтому в
возрасте 5 мес. ребенку можно вводить первый
прикорм.

15. ПИШЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В связи с недостаточной выработкой факторов
защиты желудочно-кишечного тракта и
относительно низкой активностью ферментов у
детей грудного возраста легко развиваются
как функциональные, так и органические
поражения пищеварительной системы
(диспепсия, гипотрофия, гастрит, энтероколит
и т. д.).

16. МОЧЕВЫДЕЛИТЕНАЯ СИСТЕМА

Мочевыделительная система развивается, образуются
новые нефроны, совершенствуются основные функции
почек. Однако почка остается незрелой и уязвимой как
по отношению к инфекциям, так и по отношению к
нарушениям водно-соляного обмена.
Объем одной порции мочи в среднем составляет: до 6 мес.
- 30 мл,
от 6 до 12 мес. - 60 мл.
Частота мочеиспусканий:
до 6 мес. - 15-20 раз в сутки,
от 6 до 12 мес. - 10-15 раз в сутки.

17. МОЧЕВЫДЕЛИТЕНАЯ СИСТЕМА

Суточный объем мочи составляет в среднем 600 мл, а ее
относительная плотность равна 1006-1010 ед.
Рефлекс на произвольное мочеиспускание начинают
формировать с 3 месяцев (в часы наибольшей вероятности
мочеиспускания ребенка надо подержать над горшком). С
6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, его высаживают на горшок.
При этом горшок должен быть:
- пластмассовым (т. е. теплым);
- соответствовать размеру ягодиц ребенка;
- яркого цвета или в виде игрушки;
- легко мыться и обрабатываться дезинфектантами.

18. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

1. Основные критерии (линии) развития)
Аз- анализатор зрительный
Ас- анализатор слуховой
Э- эмоции
До- движения общие
Др- движение рукой
Ра- речь активная
Н- навыки
Рп- речь понимания
Ср- сенсорика
И- игра и действия
Д- движения
НПР-нервно-психическое
развитие

19. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

2. Формулы НПР детей 1-го года жизни
1 мес. Аз Ас До Э Ра.
2 мес. Ас Аз До Э Ра.
3 мес. Аз До Э Др.
4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.
5 мес. Аз Ас Др Ра Н Э До.
6 мес. Ас Др До Ра Н.
7 мес. Др До Рп Ра Н.
8 мес. Э Др До Р Рп Ра Н.
9 мес. Э Ас Др До Рп Ра Н.
10 мес. Э Др До Рп Ра Н.
11 мес. Э Др До Рп Ра Н.
12 мес. Э Аз Др До Рп Ра Н.

20. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни


Новорожденный
1 месяц
Аз - плавное прослеживание движущегося предмета.
Ac - длительное слуховое сосредото--чение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).
Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
До - лежа на животе, пытается поднять и удержать голову
(до 5 с).
Ра - издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

21. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
2 месяца
Аз - длительное зрительное сосредоточение; смотрит
на лицо взрослого, привлекший его внимание предмет,
следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Ас - ищущие повороты головы при длительном звуке,
поворачивает голову в сторону взрослого.
Э - быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное
сосредоточение на другом ребенке.
До - лежа на животе, поднимает и некоторое время
удерживает голову (не менее 5 с).
Ра - повторно произносит отдельные звуки.

22. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
3 месяца
Аз - зрительное сосредоточение в
вертикальном положении на руках у
взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на
игрушке).
Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное
общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка,
издающего звуки.
Др - случайно наталкивается руками на игрушки, висящие
над грудью.
До - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко
подняв голову (1 минута).

23. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
4 месяца
Аз - узнает мать или близкого человека (радуется).
Ас - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
Э - во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс»
оживления», громко смеется на эмоциональное речевое общение.
Др - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над
грудью игрушки.
До - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у
взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую
опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Ра - гулит.
Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или
бутылочку.

24. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
5 месяцев
Аз - отличает близких людей от чужих.
Ас - узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.
Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.
Др - берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
До - долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясь на ладони
выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно,
устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Ра - подолгу, певуче гулит.
Н - ест с ложки полугустую кашу.

25. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
6 месяцев
Ас - по-разному реагирует на свое и чужое имя.
Др - уверенно берет игрушки, находясь в любом
положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.
До - переворачивается с живота на спину, передвигается,
переставляя руки или немного подползая.
Ра - произносит отдельные слоги.
Н - ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки
небольшое количество жидкости.

26. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
7 месяцев
Др - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.
До - хорошо ползает (много, быстро).
Рп - на вопрос «где?» находит взглядом предмет,
находящийся в определенном месте.
Ра - подолгу лепечет.
Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.

27. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
8 месяцев
Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Др - игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.
До - сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер,
сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за
барьер.
Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).
Ра - громко, четко, повтор-но произносит различные слоги.
Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет
из чашки, которую держит взрослый.

28. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
9 месяцев
Ас - плясовые движения под мелодию.
Э - догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Др - действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).
До - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое
имя, оборачивается на зов.
Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги.
Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками,
формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу
высаживания на горшок).

29. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
10 месяцев
Э- действует рядом с ребенком или одной
игрушкой с ним.
Др - самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает,
открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают
устойчивый характер.
До - входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила,
сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.
Рп - по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в
прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона».
Ра - подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его
лепете.

30. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
11 месяцев
Э - радуется приходу детей, избирательное
отношение к детям.
Др - накладывает кубик на кубик, снимает и надевает
кольца с большими отверстиями на стержень.
До - стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные
шаги.
Рп - по словесной инструкции водит куклу, кормит
собачку и т. д.; находит и дает любую куклу, мяч, которые видит
среди игрушек.
Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

31. НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 1 – го года жизни

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка
12месяцев
Аз - узнает на фотографии знакомого взрослого.
Э- протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную
другим ребенком.
Др - катает, водит, кормит, баюкает.
До - ходит самостоятельно.
Рп - понимает действия без показа (найди, дай), понимает
имена детей, взрослых.
Ра - произносит 5-10 облегченных слов.
Н - самостоятельно пьет из чашки.
Статьи по теме