Одна супружеская чета отпраздновала балом свой развод. Формулу счастливого брака вывели ученые

ФОТО Getty Images

Сотни историй о любви, которые я выслушала, пока писала книгу «The Secret Lives Of Wives», постоянно напоминают мне о том, какая незаметная грань, тонкая как яичная скорлупа, разделяет любовь и ненависть. Я знаю также, чего стоит остаться в браке. Летящие тарелки, слезы одиночества, слишком много вина и поиски старых бойфрендов в «Фейсбуке» в 3 часа ночи. Кто останется в браке и кто нет – это часто не вопрос любви или обязательств. Это вопрос выносливости.

Особенно часто мне задают этот вопрос молодые жены, которые учатся одновременно справляться со многими вещами в своей жизни, переходя от медового месяца к отношениям «в режиме реального времени». Неслучайно пик решений о разводе приходится на первые 2-3 года брака.

Новую и довольно значительную часть тех, кто спрашивает меня об этом, составляют женщины около 80 лет. Это чертовски долгое время, чтобы провести его с одним человеком.

Кто останется в браке и кто нет – это часто не вопрос любви или обязательств. Это вопрос выносливости

Пока я писала книгу, я брала интервью у многих женщин, включая жену бывшего вице-президента США Альберта Гора, которая ушла от него после 40 лет совместной жизни и которой, как оказалось, завидуют многие из оставшихся в браке. Я услышала столько невероятных историй, что меня уже, наверное, ничем не удивишь.

Адюльтеры и тройственные союзы. Почтенная жена в возрасте 61 года, муж – известный хирург, который ездит с лекциями по всему миру, и их садовник. Они по-прежнему вместе, как и та пара, где муж успел обнаружить свои новые грани сексуальности в беседах с... пастором. Меня больше не способно шокировать ничто из того, что происходит за закрытыми дверями спальни. Меня шокирует не это – меня удивляет, как много внешне благополучных пар думают о разводе если не каждую неделю, то раз в месяц точно.

Все же большинство из них остается по эту сторону тонкой скорлупы. Одна из таких женщин рассказывала, что «постоянно задает себе вопросы, но пока еще не отчаялась». Так продолжается все 25 лет ее супружеской жизни. В их отношениях нет насилия. У них хорошая сексуальная совместимость, и ее муж отнюдь не скряга. Ее печалит другое: «Я устала. Я устала от него. Я хочу страсти. Но я остаюсь с ним по инерции, я знаю, что новый путь таит много неизвестного».

Пик решений о разводе приходится на первые 2-3 года брака

Все эти женщины, которые сомневаются, оставаться ли им в браке, имеют одну общую черту. Они не страдают в браке по какой-то серьезной причине. Жизнь под одной крышей с одним человеком очень долгое время, вот что заставляет их терять силы. Это мелкая и монотонная ежедневная работа, рутина (но в то же время и стабильность) заставляет их думать: «И это все? Я хочу большего. Я хочу приключений. Я хочу перемен».

Некоторые браки несомненно должны распасться, если в них есть унижение и насилие. Я лишь напоминаю тем, кого неожиданно настигла «настоящая любовь» у офисного кулера и они теперь готовы на все, об одной вещи. Я говорю им, что это новая любовь, а все новое когда-то неизбежно становится старым.

Браки, которые подрывают вашу уверенность в себе, не нужно искусственно реанимировать. Но скука – это недостаточно хороший повод для развода.

Я хочу страсти. Но я остаюсь с ним по инерции, я знаю, что новый путь таит много неизвестного

Те, кому удалось прожить вместе долгие годы, не задавались вопросом: «И это все?» Они знали, что отвечают за свое счастье, и имели тесный круг подруг, с которыми можно отправиться путешествовать, пройтись за покупками и выпить бутылочку вина. Они не ждали, что муж откроет им весь мир и заменит всех близких людей.

Мы с моим мужем вырастили четверых детей и прошли через огонь и воду. И я знаю совершенно точно, что мы бы не справились, если бы не моя сестра и близкие друзья.

Свадьбы замечательны. Невесты кажутся самыми красивыми и полными надежд. Но если хотите остаться вместе, нужно учиться принимать несовершенство.

Я знаю от тех, кто прошел развод, что они открыли для себя много неожиданного, проводя дни с новыми родственниками и пытаясь наладить отношения с детьми новых партнеров.

Вы не можете любить свой брак все время. Но если вы любите его больше, чем ненавидите, даже если это соотношение 51 к 49 процентам, это лучше , чем начинать новое приключение с незнакомцем, чьи недостатки вам только предстоит открыть.

Айрис Краснов (Iris Krasnoff), профессор журналистики в Американском университете (Вашингтон), автор бестселлеров об отношениях в паре.

«И жили они долго и счастливо»… Так заканчиваются истории далеко не всех супружеских пар. А представителям голубых кровей иногда приходится не сладко, ведь их браки зачастую строятся по финансово – выгодным соображениям. И что же получается, сильным мира сего не суждено познать счастье в браке?
Княжеский род Монако – обладатель одной из самых интригующих историй. Неудачи в любовных делах вот уже больше 700 лет преследуют обладателей фамилии Гримальди . Каждая новая королевская свадьба дает надежду суеверным монегаскам на счастливое будущее молодоженов, а пресса пристально следит за каждым их шагом.
Согласно легенде, в 1297 году Франческо Гримальди и его солдаты, переодевшись в монахов, обманом проникли в замок, убив охранников и открыв ворота своим воинам. Опять же, никто достоверно утверждать не может, но легенда говорит, что Франческо Гримальди впал в безумие, фанатично уничтожая еретиков и ведьм. Даже его фаворитка не смогла избежать подозрений в колдовстве. Умирая на костре, она кинула в лицо Франческо:»Никогда ни один Гримальди не будет счастлив в любви, а если кто его и полюбит, то не видать им семейного счастья». По другой версии, Гримальди обесчестил знатную даму. Оскорбленная и униженная горожанка оказалась ведьмой и прокляла насильника: «Никому из Гримальди не дано познать счастье в браке!».
Мы можем только догадываться, что же произошло в те далекие времена на самом деле, но проследив историю рода Гримальди , невольно становишься суеверным — она пестрит изменами, трагическими событиями, ссорами и разводами.

Принца Монако Луи I покинула его супруга Екатерина-Шарлотта. Французской аристократке, привыкшей к блеску Версаля, наскучило в провинциальном княжестве и она сбежала, став одной из фавориток короля Франции Людовика XIV.


Принцесса Катерина-Шарлотта
променяла принца Монако на короля

С тех пор список мужей-рогоносцев стал только увеличиваться: Мария Лотарингская, cупруга князя Монако Антуана I, изменяла мужу, Екатерина де Бриньоль — жена князя Оноре III — предпочла мужа принцу Кондэ. Оноре IV, старший сын Оноре III, пережил три ареста — один во время французской революции будучи наследником престола Монако, и дважды был арестован при Наполеоне, а в супружеской жизни с Луизой д’Омон-Мазарен потерпел фиаско — супруги прожили вместе 11 лет и расстались. Семейное проклятие коснулось и Карла III, супруга которого, принцесса Антуанетта умерла молодой.
Князя Альбера I, выдающегося ученого и мореплавателя, преследовали неудачи в личной жизни. В 1869 году 20-летний Альберт женился на Марии-Виктории Гамильтон, но их брак через 11 лет закончился расставанием. Через 9 лет — в 1889 году, 40-летний принц Альберт женился второй раз на вдове Алисе Ришелье, которой был очарован с первого взгляда. Принцесса Алиса покровительствовала искусству, благодаря ее стараниям театр Монте-Карло стал популярен в Европе. Но прошло 13 лет, и любящие супруги расстались со скандалом. Альберт в театре на глазах высшего общества обвинил жену в измене и дал ей пощечину.


Спустя полвека, 13 сентября 1982 года, княжескую семью Монако в очередной раз потрясло горе: автомобиль, за рулем которого сидела принцесса Грейс, рухнул в пропасть на одном из поворотов дороги, ведущей в летнюю резиденцию монархов. Как и ожидалось, ажиотажу вокруг автокатастрофы не было видно конца. Интерес прессы подогревали всплывающие время от времени новые детали и версии произошедшего. По слухам, за рулем в момент аварии находилась младшая дочь Грейс, 17-летняя Стефания. Лишь 20 лет спустя принцесса нашла в себе силы опровергнуть эту версию. Официальной причиной гибели принцессы Грейс стал разрыв сосуда головного мозга, в результате чего она не справилась с управлением «Ровера».


Принцесса Грейс и князь Ренье III

Cупруг Грейс, князь Ренье III, больше не женился, так и не смирившись с потерей своей белокурой красавицы — жены. В 2005 году он был похоронен рядом с Грейс в семейном склепе Гримальди. Этот брак, продлившийся 26 лет, достоин называться счастливым. Но и в этот раз проклятье оказалось сильнее любви.
Продолжая тему несчастливых браков, стоит остановиться на представительнице нынешнего поколения Гримальди – принцессе Стефании. В 1995 году девушка вышла замуж за своего телохранителя Даниеля Дюкре, подарив ему двух детей. Спустя год новоиспеченному обладателю фамилии Гримальди наскучила королевская жизнь: своей жене он предпочел объятья молодой красотки, завоевавшей к тому времени славный титул «Мисс обнаженная грудь» Бельгии. Однако принцесса Стефания не отчаялась и в сентябре 2003 года, после рождения третьего ребенка, вышла замуж за циркового акробата из Португалии. Но и этот брак продлился чуть больше года.


Принцессе Каролине, сестре нынешнего суверена Монако, в любви везло не больше, чем ее младшей сестре Стефании. В 1978 году – на тот момент ей был 21 год – Каролина вышла замуж за 38-летнего парижского банкира Филиппа Жюно. Однако пара развелась спустя два года семейной жизни – Филипп оказался кутилой и плейбоем. Но лишь в 1992 году Римско-католическая церковь официально аннулировала этот брак.


В 1983 году, не устояв перед очарованием итальянского промышленника Стефано Казираги, Каролина вновь пошла под венец. После семи счастливых лет семейной жизни проклятье Гримальди вновь настигло княжескую семью: любитель быстрой езды Стефано погиб во время гонок на лодках в 1990 году.
Сейчас Каролина состоит в браке с принцем Эрнстом Августом V Ганноверским. Однако супруги живут вдали дуг от друга. Каролина время от времени приезжает в Монако, где проживает её 13-летняя дочь Александра.

Андреа Казираги с Татьяной Санто-Доминго

После череды неудач в жизни Каролины все — таки настали радостные дни. Ее старший сын Андреа и его супруга Татьяна Санто-Доминго после восьми лет совместной жизни подарили ей внука. А младшую дочь Каролины – Шарлотту, часто сравнивают с Грейс: девушка с уверенностью могла бы стать иконой стиля, но выбрала семейную жизнь с французским актером-комиком Гадом Эльмалехом, благотворительность и верховую езду. Глядя на счастливую пару, хочется надеяться, что проклятье рода Гримальди – выдумка.


Еще одна надежда монегасков – брак Пьера Казераги с представительницей древнего итальянского аристократического рода — Беатрис Борромео, который состоялся в августе этого года. Классический равный брак между представителями голубых кровей — не чета мезальянсу.


Нынешний правитель Монако, Его Светлость князь Альбер II, не спешил связать себя узами брака и наслаждался жизнью в буквальном смысле по-королевски. Правителю Монако приписывали романы с Шэрон Стоун, Гвинет Пэлтроу, Наоми Кэмпбелл, Клаудией Шиффер и многими другими красотками. Однако в 2011 году на радость монегаскам князь выбрал спутницу жизни – новую княгиню Монако, а по совместительству профессиональную пловчиху из ЮАР, Шарлен Уиттсток. Надежды монегасков на счастливый брак пары и избавление от злосчастного проклятья княжеской семьи Монако чуть было не рухнули еще до свадебной церемонии, когда будущая княгиня пыталась сбежать в ЮАР. Однако свадьба состоялась, и в 2014 году Шарлен стала матерью близнецов – Жака и Габриэллы. Возможно, появление детей укрепит брак королевской четы и поставит точку на череде семейных трагедий и любовных неудач правителей Монако.
Легенды легендами, но, пролистывая одну за одной страницы любовных неудач семейства Гримальди, менее склонные к суевериям личности задаются вопросом: реально ли проклятье фламандской ведьмы или это плата за своеволие в выборе спутников жизни?


Князь Альбер II и княгиня Шарлен

50-летний юбилей совместной жизни отмечает сегодня супружеская пара Третьяк из деревни Черчичи Кремяницкого сельсовета. Ирина Иосифовна и Чеслав Болеславович (на снимке) всю жизнь идут рука об руку, деля пополам радости и невзгоды.

– Мы – счастливые супруги, потому что полвека прожили вместе не только в любви и согласии, но и в настоящей дружбе, в уважении друг к другу, – бросая в сторону жены теплый взгляд, говорит глава семьи. – То ли Богом была уготована наша встреча, то ли случайность свела нас вместе. А может это и любовь с первого взгляда. У нас она длится с первого свидания по сегодняшний день.
– Значит, ваша первая встреча была какой-то особенной?
– У нас все, как в кино, – продолжает разговор Чеслав Болеславович. –Ирина жила в деревне Багди Волковысского района, через которую ходили наши машины, груженные торфом. Я тогда водителем работал в колхозе «Дружба». Остановился возле сельского магазина, чтобы купить перекусить. Вот там и заприметил красивую девушку. Чтобы как-то привлечь к себе ее внимание, дернул за косу. До сих пор помню те испуганные, но очень добрые
глаза.
Вскоре молодежь двух соседних районов собралась в Кремянице на воскресник сажать тополиную аллею. Увидев издалека ту самую чернявую красавицу, Чеслав не упустил возможности поработать вместе с ней в паре.
– Высокого стройного парня со спокойным голосом и лучезарной улыбкой я забыть не могла, – вспоминает Ирина Иосифовна. – Очень быстро мы оба поняли, что наши чувства больше, чем дружба.
События развивались стремительно, и в первый день октября молодожены обменялись золотыми кольцами в знак любви и верности. Согласно традиции, обвенчались в костеле. А вот свадьбу сыграли на Новый год. Молодую жену Чеслав привел в дом своих родителей. С первых дней совместной жизни свекровь стала настоящим другом для молодой семьи и второй мамой для Ирины. Альбина Станиславовна хлопотала по хозяйству, следила, чтобы в доме было тепло и уютно, готовила горячие обеды, пока дети были на работе. Свою трудовую деятельность Третьяки посвятили сельскому хозяйству. Ирина Иосифовна больше 20 лет проработала на свиноферме. Рабочие будни Чеслава Болеславовича прошли за рулем молоковоза. Водитель удостоен звания «Заслуженный колхозник», не единожды награждался Почетными грамотами районного исполнительного комитета и правления колхоза «Прогресс» (ныне филиал «Князево»), выдвигался депутатом районного Совета депутатов.
– Если вы думаете, что нам в жизни было легко, то глубоко ошибаетесь. В деревне ведь всегда дел полно: и приусадебный участок обрабатывать надо, и по хозяйству управиться, – откровенно признается хозяин дома. –А ещё мне нравилось работать с деревом – плотничать, столярничать. Впрочем, до сих пор это мое любимое занятие. Жена занималась рукоделием, вкусно готовила, часто радовала ароматными пирогами.
– В семье ведь что главное? Взаимоуважение и взаимопонимание, – дополняет мужа Ирина Иосифовна. – И, конечно же, помощь друг другу. В молодости мы не делили домашние обязанности на «твои» и «мои». Кто первым пришел с работы, тот и хозяйничает. А второму только и оставалось, как поблагодарить и похвалить. Поэтому своим детям советуем: «Не скупитесь на ласковые и добрые слова. Умейте промолчать, когда говорит муж. Умейте уступить, если не права жена». Испытания и болезни, которые выпадали нам, мы тоже переносили сообща. Может, поэтому и любовь сумели сохранить.
Золотая свадьба – это праздник из праздников, считают юбиляры. Радость торжества Ирина Иосифовна и Чеслав Болеславович разделят с детьми – дочь Алла приехала из Минска, сын Анатолий – из Волковыска. У четы Третьяков 3 внука и одна внучка, которые также поспешили в гости к бабушке с дедушкой. И, пожалуй, самым трогательным моментом 50-летнего юбилея станет венчание пары во время воскресной службы в костеле святого Юрия в д.Кремянице.
Людмила ПОПКО.

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

О разводе по вине прелюбодеяния

О разводе по вине прелюбодеяния

До закона Моисеева прелюбодеяние наказывалось смертью или телесными наказаниями.

Дмитрий Ростовский (Летопись, гл. События в 6-ом столетии 4-го тысячелетия): «Прелюбодеяние и в Ветхом Завете не удостаивалось помилования и прощения и никакими жертвами не могло быть очищено: не упомянуто о сем в Книге Левит, в которой описывается, какие жертвы нужно приносить за какие грехи. За прелюбодеяние не было назначено жертвы или очищения, но что же? - казнь смертная, и не каким-либо иным способом этот грех истреблялся и очищался в людях Божиих, как только смертною казнью. В Книгах пишется следующее: "Человек, иже прелюбы деет с мужатою женою, смертию да умрета и прелюбодей, и прелюбодейца" (Лев. 20,10); и еще: "Аще муж лежати дерзнет с женою мужатою, да убиют оба с мужатою и лежащаго с нею, да отъимут злое от Израиля" (Втор. 22, 22). Столь велик грех - прелюбодеяние, что ни от кого не удостаивается помилования! …В законе Моисеевом повелевалось камнями побивать мужа и жену, уличенных в прелюбодеянии (Ин. 8, 5). Если же какая-либо жена мужем своим заподозривалась в прелюбодеянии, то давалась ей священником для питья вода, наводящая проклятие, как об этом пишется в Книге Числ, в пятой главе; и если и она оказывалась повинна во грехе, то терзалась ее утроба (Чис. 5, 27). - Среди древних язычников также был закон - предавать огню прелюбодея и прелюбодейцу. Сим древним языческим законом, бывшим прежде закона Моисеева, и Иуда, сын Иакова, осудил свою невестку Фамарь на сожжение. Опилий (он же и Макрин), римский царь, повелел прелюбодея и прелюбодейцу связывать вместе и бросать в огонь. Август Тиверий, Домитиан, Север и Аврелий установили за прелюбодеяние следующее наказание: сгибать вершины двух деревьев, привязывать к ним за ноги виновного во грехе человека и затем отпустить деревья! Так же поступали и с повинной женой, привязывая ее за ноги к двум наклоненным деревам. Таким образом тело грешника или грешницы разрывалось на части. Другие римские цари допускали безнаказанно мужу, когда он застанет свою жену прелюбодействующею с иным, убивать обоих, прелюбодея и прелюбодейцу. Древнегреческий царь Сенедий издал закон - секирою отсекать голову мужу и жене, взятых на месте прелюбодеяния. Пример такого суда он показал на своем сыне, впавшем в сей грех, и не пощадил своей крови. В Аравии и Парфии прелюбодействующие бывали наказываемы смертною казнью. Саксоняне, бывшие еще в идолопоклонстве, убеждали прелюбодейцу, чтобы она сама, обвязав свою шею веревкою, повесилась и удавилась, а затем ее труп сжигали и вешали прелюбодея над ее костром. Прочие же народы, хотя они и не предавали смерти таковых грешников, однако не оставляли их без жестокого наказания. Египтяне прелюбодея били железом, нанося ему тысячу ран, а прелюбодеице отрезали нос. Куманы, посадив жену нагою на осла, возили ее по всему городу и били. Бразилийцы тех жен, которых заставали на месте прелюбодеяния, или убивали, или продавали как рабынь. В иных местах отрезывали женам нос и уши, а мужам - уды прелюбодеяния. Многие и другие лютые наказания прелюбодействующих были в различных странах».

А теперь скажем о разводе. В Ветхом Завете развод был разрешен следующей заповедью: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим)…» (Втор. 24, 1–4).

В Новом Завете названа одна причина развода - прелюбодеяние. Почему же такая разница в отношении одного и того же развода?

Исидор Пелусиот (Письма, п.166): «Почему законодатель дозволил давать книгу отпущения женам, ненавидимым мужьями? (Втор.24:1)»…Не потому, что должно изгонять жен, которые не нарушали брачного закона, но в намерении уменьшить зло большее и тягчайшее, он не узаконил, а лишь дозволил зло меньшее, не только отдавая предпочтение явному второму браку пред тайным прелюбодеянием, на которое бы отважились мужья (потому что не замедлили бы пользоваться женами друг друга), но и признав лучшим, чтобы жены были изгоняемы из дома, а не умервщляемы в доме. Поэтому и разлучил он тех, которые не могли жить вместе».

Евфимий Зигабен (Толкование по Ев. от Матфея): «Древний закон приказывал, чтобы ненавидящий почему бы то ни было свою жену не удерживал ее, но отпускал, дав ей разводное письмо, чтобы не случилось убийство. Иудеи были почти непримиримы не только по отношению к женам, но и к детям. Посему Христос и сказал им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф.19,8), но дать разводное письмо, чтобы впоследствии, когда отпущенная выйдет замуж за другого, отпустивший не мог взять опять ее, как свою жену, и чтобы отсюда не происходили беспорядки и раздоры. Научая вышеупомянутыми словами быть более кроткими, Христос теперь повелевает не только не отпускать жены, «только по вине прелюбодеяния», … но и отпущенной не позволяет выходить за другого мужа. Кто отпускает свою жену не за вину любодеяния, тот делает ее прелюбодейною, если она соединится с другим мужем; а кто женится на отпущенной другим, тот прелюбодействует с чужою. Узаконив это, Он сделал и жену благоразумнее. Слыша, что никто не возьмет в жены отпущенную, она будет любить своего мужа и угождать ему. Таким образом, напоминая о вине прелюбодеяния и тому, кто без причины отпускает свою жену, и тому, кто женится на отпущенной другим, Он укрепил мир супругов и позаботился, чтобы не допускалось прелюбодеяние. Кто не отпускает и любит свою, тот не пожелает чужой. И тот, которому запрещается жениться на отпущенной другим, не отпустит своей».

Итак, развод по вине прелюбодеяния прямо разрешен Господом, но для большей ясности мы рассмотрим это разрешение подробно.

«В собственном смысле нравственною причиною к разводу может быть неверность супружеская: «кроме вины прелюбодеяния» (Мф.5,32). Вот самое главное, что дозволяет быть разводу и вместе с тем подтверждает строгость супружеских отношений! Но, вообще говоря, в православии супружеский развод не должен быть. Почему же? Потому, во-первых, что муж и жена составляют из себя «плоть едину», две половины целого человеческого существа, так что к первой чете супружеской (Адаму и Еве) было отнесено одно имя «человека»: «и сотворил Бог человека… мужчину и женщину» (Быт. 1, 27). Затем, христианские супруги несут на себе знамя союза Христова с Церковью, который никогда не расторгается. И, наконец, развод всегда вредит и тяжкою обидою отзывается половине слабейшей, которую без сомнения, составляет жена. Посему «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6). Развод тогда бы был терпим или полезен в виде временной меры, когда бы люди не понимали в муже и жене единства по плоти и по духовной тайне брака, когда бы не признавали по невежеству своему за женщиною общечеловеческих прав, были бы близки по грубости своей к тому, чтоб лишать жизни своих жен. Таково и было невежественное состояние (жестокосердие)евреев (и то в позднем времени) (Втор. 10, 16), для которых законом Моисеевым разрешен был развод. «А сначала (до грехопадения) было не так (Мф.19,8). …Неверность супружеская, по крайней мере, первый дознанный опыт ее, не извиняют развода и не принесут пользы». Евангельское учение: «кроме вины прелюбодеяния» еще не непременный закон для развода, а только позволение или оправдание его. Муж, без сомнения, согрешит, если не примет жены, которая раскаивается и дает обещание быть верной. Если не будет прощена первая неверность в супружеском ложе и не будут приняты разумные меры против этой неверности со стороны другого лица, которое остается невинным: тогда с разводом повторится много неверностей. О древнем пророке Осии известно, что он взял в замужество блудницу, но потом совершенно исправил свою жену. …Кратко: христианский брак так нравственно высок, что муж ли будет развратный или только неумный и ленивый, жена ли дойдет до нетрезвости или только будет непривлекательна своею наружностью, только лишь крайне досаждает мужу своим строптивым характером - всем этим супруги должны жертвовать другой высшей цели брака, о которой говорит Апостол: «тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Ефес. 5, 32). А таким образом, и развод в христианском браке не должен быть «по всякой вине» (Мф.19,3), т. е. ради каждой неприятности или по произволу. Таким образом, в полном смысле или решительно прелюбодеями считаются как тот, кто отпустив или удалив от себя жену, берет себе другое женское лицо для сожития, так и те, которые живут с изгнанными женами, так равно и жена, после развода с мужем живущая нечестно (Мк.10,11–12). А в Ветхом Завете был такой карательный закон на сей раз: когда бы жена, выгнанная мужем, снова была выгнана и другим мужем, который принял ее, или же овдовела после этого второго мужа, первый муж, даже и чувствуя жалость к ней или нуждаясь в сожительстве с нею, не имел права возвратить ее к себе (Втор. 24, 2–4). И так лучше всего не быть разводу между православными. А если есть для него законная или уважительная причина, то он не может произойти самовольно, но только с разрешения той же Христовой власти, которая сочетала его. Ни священник отнюдь не может никому дать, так называемое, «разводное письмо», ни вся местная церковная власть (исключая разводов по ссылке и безвестной отлучке) не решает сама по себе вопросов о разводе. Решение этих вопросов принадлежит высшей духовной власти (св. Синоду) (Уст. д. конс., гл.6)».

В тех случаях, если супруг решил развестись, не по «вине прелюбодеяния», а «по всякой причине» (Мф.19,3), то Господь говорит, что «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Святые отцы объясняют эту заповедь отдельно для мужчин и для женщин следующим образом:

Иоанн Златоуст (т.3, беседа: «Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен»): «Если ты увидишь, что он (апостол) предоставляет тебе власть отвергать одну жену, когда найдешь в ней один из этих недостатков (жена злобная, коварная, преданная пьянству, злословная, безумная, или имеющая какой-нибудь другой подобный недостаток), и брать другую, то благодушествуй, избавившись от всякой опасности; а если он не позволяет этого, но повелевает жену, имеющую все прочие недостатки, кроме прелюбодеяния, любитьи держать в своем доме, то охрани себя так, чтобы быть готовым переносить всю злобу жены. Если же это тяжело и трудно, то сделай все и прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух, или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»(Мф.5:32). Обсудив это хорошо прежде брака, и узнав эти законы, будем всячески стараться, чтобы вначале брать жену с добрым настроением и соответствующую нашим нравам; взяв такую, мы получим не только ту пользу, что никогда не отвергнем ее, но и будем любить ее с великою силою - так, как повелел Павел. …Как в телах наших, когда случится болезнь, мы не отсекаем члена, но истребляем болезнь, - так будем поступать и с женою. Если будет в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй этот порок».

Иоанн Златоуст (том.3, беседа на слова: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1Кор.7:39–40)): «Какой же это закон, который предложил нам Павел? "Жена",говорит он, "связана законом". Итак, она не должна отделяться от живого мужа, принимать другого супруга, или вступать в другой брак. И заметь, с какою точностью он употребляет сами выражения. Не сказал: пусть живет вместе с мужем, пока он жив, но что? "Жена связана законом, доколе жив муж ее", так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в таком случае - прелюбодейка. Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит присущим Павла, который, осуждая ее, вещает: "жена связана законом".Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собою и свои цепи, так и жены, хотя бы оставили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть прелюбодеяние. "Жена связана законом, доколе жив муж ее".И "кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф.5:32). Когда же, скажешь, можно будет ей вступить во второй брак? Когда? Когда она освободится от цепей, когда умрет муж. Объясняя это, апостол не прибавил так: когда скончается муж ее, она свободна выйти, за кого хочет, но: "умрет"(упокоится), - как бы утешая ее во вдовстве и внушая оставаться при прежнем и не соединяться со вторым супругом. Не умер муж твой, а спит. Кто не ожидает спящего? Поэтому он и говорит: "если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет" не сказал: пусть вступает в брак, чтобы не показалось, будто он заставляет и принуждает; он и не препятствует желающей вступить во второй брак, и не заставляет нежелающую, но сказал закон такой: "свободна выйти, за кого хочет".Называя ее свободною после смерти мужа, он выразил, что прежде этого, при его жизни, она была рабою; а, будучи рабою и подчиненною закону, хотя бы она получила тысячу раз запись отпущения, она по закону виновна в прелюбодеянии. Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей, при жизни мужа, потому что это - прелюбодеяние. Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил. И мирские законы дозволяют это не просто и не без ограничения, но и они наказывают за это дело, так что и отсюда видно, что они неблагосклонно смотрят на этот грех, потому что виновницу развода они лишают имущества и отпускают без всего, и того, кто подает повод к разводу, наказывают денежным убытком; а они, конечно, не поступали бы так, если бы одобряли это дело».

Следует сказать, что Церковь определила несколько поводов к расторжению брака.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

О других причина развода более подробно будет сказано в теме «О любви в христианской семье», а сейчас скажем о разводе по причине физической неспособности одной из сторон.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех - самовольный развод): «…один из супругов может законно начать дело разводное по причинам или физическим или нравственным. Физическую сторону здесь составляет физическая неспособность к супружескому сожитию, если впрочем эта неспособность от природы и до брака оставалась затаенною (Св. зак.т.10,ч.1, ст.46–49), а не произошла в самом браке, как несчастье. Но и тут кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12), т. е. лучшею жертвою Богу со стороны обиженного лица была бы решимость не требовать дозволяемого развода, но оставаться в бракедля одного дружества и взаимной помощи: живут же вместепрестарелые муж и жена, которые не имеют более между собой плотского сообщения и может быть так же не имели никогда детей. В смыслефизической причины к разводу можно принять ссылку такого рода, когда виновное лицо лишается всех прав состояния или безвозвратно ссылается: другому (невинному) лицу, конечно, нельзя вменить в нравственную обязанность нести ту же участь. (Если без всякой вести остается муж или жена, то также возможен по снисхождению развод этого брака через 5 лет (Уст. конс.п.231–237); а в случаебезвестной отлучки на войну (далеко зашел муж и не уведомляет о себе) или захвата в плен (дорогой на окраинах где-либо неверные отняли у мужа жену и увлекли ее в свои пределы), в этих случаях, так как они подают более надежды на возвращение безвестного лица, срок для расторжения брака полагается двойной, или 10-летний (Ук. син.1855). Но и самою безвозвратною ссылкою, при видимом расторжении брака, внутренне не всегда расторгается брак. В благоприятных на сей раз обстоятельствах брак может возобновиться, например, если ссыльный будет неожиданно прощен или окажется невинным, а оставшийся дома супруг раньше не искал законным порядком развода».

Выше уже было сказано, что после развода (по любой причине) христианин или христианка должны оставаться одинокими до смерти бывшего супруга.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание, ст.48)): «Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребывать безбрачною. Ибо когда Господь сказал: «"кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Матф.5,32): то назвав ее прелюбодеицею, тем самым воспретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодеяния, а жена неповинна, быв от Господа названной прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?».

В «Пастыре» ап. Ермы говорится, что и муж должен оставаться один. Но опять таки у Василия Великого есть поучение, в котором мужчине дается снисхождение в том случае, если его оставит жена.

«Женам же обычай повелевает удерживать мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть. Посему не знаю, может ли прямо прелюбодейкой наречься живущая с мужем, оставленным своею женою: ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо если потому, что была бита, и не стерпела ударов: то следовало претерпеть, нежели разлучатся с сожителем; или потому, что не стерпела утраты имения, и этот предлог не достоин уважения. Если же и потому, яко муж ее живет в блуде, наблюдения этого не имеем в церковном обычае, но и от неверного мужа не повелено разлучатся жене, а пребывать с ним, по неизвестности, что последует. «Почему ты знаешь, не спасешь ли мужа?» (1 Кор. 7, 16) Поэтому жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейка, если перешла к другому мужу; а муж оставленный, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается».

Но если муж сам оставит жену, то не имеет снисхождения.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах, (первое послание)): «Если же муж, отступив от жены, поимеет иную: то и сам он есть прелюбодей, потому что творит с нею прелюбодеяние, и живущая с ним есть прелюбодейка; поскольку отвлекла к себе чужого мужа».

Что касается развода по причине бесплодия, то:

Блаженный Августин (Супружество и похоть): «…высший закон не позволяет оставить бездетную супругу и взять в жены другую женщину - плодовитую».

Также хотелось бы отметить, что на эти заповеди и поучения у христиан существуют различные реакции, начиная от покаяния, заканчивая самооправданием и нежеланием их исполнять. Вот что говорит Иоанн Златоуст о тех, кто сокрушался о своем грехе:

Иоанн Златоуст (т.3, Беседа: похвала Максиму и о том, каких должно брать жен): «В самом деле, когда мы много говорили вам о браках, доказывая, что отвергать жен или брать отвергнутых, при жизни прежних мужей их, значит, несомненно, прелюбодействовать, и читали закон Христов, который говорит: "кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует"(Мф.5: 32), - тогда я видел, как многие, поникнув головою, ударяли себя по лицу и не могли подняться, - тогда и я, воззрев на небо, сказал: благословен Бог, что мы проповедуем не мертвым ушам, но слова наши достигают души слушателей с великою силою. Гораздо лучше - вовсе не грешить; но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием наказывал совесть свою; такое осуждение есть часть оправдания и конечно ведет к тому, чтобы больше не грешить. Поэтому и Павел, произведши печаль в грешниках, радовался, не тому, что опечалил их, но что посредством печали исправил их. «Теперь я радуюсь», говорил он, «не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:9,10). Поэтому, о своих ли, или о чужих грехах вы скорбели тогда, вы достойны бесчисленных похвал. Кто скорбит о чужих, тот показывает апостольское сострадание и подражает тому святому, который говорит: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»(2Кор.11:29). А кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела, уже совершенные, и в будущем становится безопаснее посредством этой скорби. Вот почему и я, видя поникших головою, воздыхающих и ударяющих себя по лицу, радовался, представляя плоды этой печали».

А вот увещевание к тем, кто не желает исполнить эти заповеди.

Платон, Митр. Московский (т.2, Слово при посещении церквей Божиих Тверской пасты): «Сохраните верность в святом супружестве вашем, и друг друга взаимно любите, как возлюбил Христос церковь свою. Блудодеяния же и всякого беззаконного плотоугодия отвращайтесь. Ибо это тягостно для совести, и опасно для спасения нарушить клятву данную пред лицем алтаря, засвидетельствованную Богом и Ангелами Его».

Нравственное Богословие (грехи против 7-ой заповеди, грех - самовольный развод): «Супруги, живущие в самовольном с которой либо стороны разводе! Зачем же это вы остаетесь противниками христианского закона? Если хотите быть в числе истинных христиан, то поспешите исполнить заповедь Божию, которая относится к вам: «если же разведется (жена), то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим» (1Кор. 7, 11), т. е. да «помирится». А если вы не хотите и возвратиться к прежнему браку, который самовольно одним из вас расторгнут, т. е. если вы знаете посторонних: где же в таком случай ваша вера, где уважение ваше к имени христианина? Не насилуйте же после этого священника, как духовного отца, придя к нему для исповеди и требуя себе разрешения во грехах и дозволения приступить к святым тайнам. Оставьте напрасное самооправдание, что «вы поневоле делаетесь грешниками-прелюбодеями, так как сердце ваше кипит при одной мысли об обидах со стороны того лица, с которым решились развестись, и так как в то же время не можете воздержаться от беззаконного совокупления». Господь Бог никогда не поставляет человека в такое состояние, чтоб человек непременно грешил тяжкими грехами. Коли не хотите смириться друг пред другом, как огорченная так и огорчившая сторона, и в то же время не храните себя в целомудрии: то еще повторяем вам закон о правильном разводе. Просите-просите развода, раскрыв искренно свои причины. Но если Церковь не признает ваших причин уважительными, то вам больше и выхода нет в своем положении, как возвратиться к прежнему браку, а во всяком случае оставить постороннюю связь или только по времени грех прелюбодеяния. О, ради Бога, ради души своей исправьте же свою жизнь!».

Если же христиане не захотят оставаться одинокими и жить с прежними супругами, то им обоим необходимо понести епитимию.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание, ст.26)): «Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше разлучать, если возможно. Если же все равно держатся сожития, то да примут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет».

Из книги Десять Заповедей под ударом автора Финли Марк

Проблема прелюбодеяния Происхождение слова «прелюбодеяние» связано с глаголом, выражающим смысл разбавления вина водой, что означает подделывать или фальсифицировать, «заменить на что–то менее ценное или засоренное посредством добавления несоответствующего

Из книги Развод и повторный брак в церкви автора Инстон–Брюер Давид

Возврат после прелюбодеяния Но если ты уже оступился? Есть ли выход из пропасти прелюбодеяния? Не ново то, что человек, пытаясь жить на высоте Божьих стандартов, терпит неудачу. В Римлянам 3:23 сказано: «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей», но 24 стих продолжает,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

«Кроме вины прелюбодеяния» Не все приняли этот новый вид развода. Ученики раввина Шаммая (соперник Гиллеля, который часто не соглашался с ним), говорили, что Гиллель неправильно истолковал Писания, и что эта фраза «по любой причине половой распущенности» не значит ничего

Из книги Добротолюбие. Том I автора Коринфский Святитель Макарий

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Слово двенадцатое О вине 1. Таинство вина. (Оно есть образ) человеческого естества (или человека), желающего сретить Бога (угодить Богу) и для того в чистоте соблюдающего дело свое целым, чтоб Бог принял его (дело) с радостию.2. Сосуд (для вина) бывает осмолен надлежащим

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

О новом вине и старых мехах 18 В другой раз, когда ученики Иоанна и фарисеи постились, пришли к Иисусу люди и спросили Его: «Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои - не постятся?»19 Иисус им ответил: «Разве могут поститься гости на брачном пире в

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Отвращение от прелюбодеяния 15. Узнав об этих беззакониях, муж, уподоблявшийся Иисусу Христу и, сколько возможно, всегда явно исполнявший всякую правду и заботившийся об единоплеменном народе с отеческим сочувствием, скорбел, негодовал в себе и оплакивал всеобщую

Из книги Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов автора Палладий епископ Еленопольский

Облатки на вине ИнгредиентыМука – 1/2 стакана, масло сливочное – 50 г, вино белое – 300 мл, миндаль измельченный – 1 стакан, пюре яблочное или грушевое – 1 стакан, сахар – 100 г.Способ приготовленияБелое вино смешивают с мукой и 50 г сахара. Формы для выпечки облаток смазывают

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

О боге, вине и о трезвых христианах 1994, январь. Полный текст публикуется впервые. Частично опубликовано: Церковно-общественный вестник, № 24, 2 октября 1997 (приложение к Русской мысли № 4191)Немцы винопитие, а с недавних пор и виноторговлю, считают излюбленным занятием

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Телячий язык в вине 3 телячьих языка (1 кг), 1 стакан красного сухого вина, ? стакана кукурузного (или соевого) масла, 1 луковица, 1 лавровый лист, 1 очищенная морковь, 2 зубчика чеснока, рубленая зелень петрушки, черный перец молотый, соль.1. Языки залить в кастрюле 2 л воды и

Из книги автора

Свиной окорок в вине? свиного окорока (до 2 кг), 2 стакана сидра, ? стакана сухого хереса, ? стакана сахарного песка, 1 ст. ложка готовой горчицы, 1 ст. ложка тертого хрена, в-8 бутонов гвоздики, 2 лавровых листа, 6 горошков черного перца, соль.1. Окорок положить в большую кастрюлю

Из книги автора

Об одинаковой вине мужчин и женщин в прелюбодеянии Для прелюбодеяния нет оправдания как мужчинам, так и женщинам, а значит не верно мирское мнение, что мужчине измена свойственна по его природе.Феофан Затворник (Толкование на посл. 1Коринфянам, 7,4):«В некоторых местах

Из книги автора

Прелюбодеяния при разлуке с супругом Некоторые христиане оправдывают свою измену разлукой со второй половиной.Нравственное Богословие (Грехи против седьмой заповеди, грех - прелюбодеяние):«Грех прелюбодеяния (как и всякий другой) стараются извинить. На первом

Из книги автора

Прелюбодеяния при болезнях супруга Следующее оправдание связано со здоровьем одного из супругов. При этом оправдывающийся, обычно произносит фразу типа: «мне ничего не оставалось делать, т. к. природа требует своего» (ответ на это оправдание уже дан выше). Прискорбно еще

Из книги автора

Виды нетелесного прелюбодеяния Итак, понятно, что если семейный христианин не нарушает заповедь: «не прелюбодействуй», то половые отношения с женой являются благословенными Богом. В 1–5 главах мы не говорили о телесных отношениях человека с противоположным полом, и на

Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три ; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три ]» .

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один . Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те - грешники (притеснители, тираны)» (см. ).

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)» .

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).

И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.

Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.

Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.

Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.

См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Статьи по теме