Стоит ли говорить о. Стоит ли говорить мужчине о своих чувствах: советы психолога

Около 2х месяцев назад мы расстались с парнем. Мне тяжело говорить за него, но я всегда чувствовала, что в последнее время он сам не свой, в жизни очень много проблем во всех сферах жизни: дома с мамой, с друзьями, на работе, отчислили с последнего курса университета и весной его должны забрать в армию. Он действительно любил меня, но расстались мы по его инициативе и потом я смогла понять, что дело не во мне, ему просто на данный период действительно не нужны серьезные отношения. После нашего расставания мы не общались и вот пару дней назад наконец встретились. Он сказал сам, что чувствует, что ему нужен психолог, но боюсь, что он так и не сходит на прием до армии. Но он, я надеюсь, разберется с этим. Я не знаю как мне себя с ним вести. У меня всё ещё есть чувства к нему, но я знаю, что ему сейчас это не нужно. Я не зациклена на нем, жизнь продолжается, у меня всё хорошо, но я всегда думаю, что мы с ним идеально подходим друг другу и когда он разберется в себе мы снова сможем быть вместе. Сейчас он не проявляет инициативы чтобы встретиться, не идет на контакт в интернете например, но когда мы с ним встретились, было видно, что у него ко мне теплые чувства, он не хотел уходить в тот день, мы долго разговаривали, он нервничал. Я не могу его понять, я знаю, что не стоит ему говорить о своих чувствах, учитывая, что он закончил наши отношения. Но у нас будет еще одна - максимум 2-3 встречи до того, как он уйдет в армию. Мне так хочется сказать ему всё, что я думаю и чувствую, что я знаю его лучше многих и я принимаю его таким, какой он есть и хочу его такого видеть рядом с собой, что я буду ждать, пока он разберется в себе, и что может быть тогда мы сможем быть вместе. Я буду жить нормально весь этот год, пока его здесь не будет, но я представляю, что когда он вернется из армии и мы встретимся, то он уже разберется в себе, у него все наладится и мы будем вместе. Мне и самой хорошо именно с ним и мне нравится, какой я становлюсь рядом с ним. Но я не знаю стоит ли это всё ему говорить, я не знаю как он отреагирует. Мне нравится, что у меня есть эта надежда, но мне и тяжело от этого, я боюсь услышать что я ему не нужна в принципе, хотя может тогда мне будет легче отпустить всю ситуацию. Я не знаю что мне делать, я хочу ему помочь, я хочу быть рядом, я знаю что я наверное единственный человек, кто о нем сейчас так заботится, потому что он разбрасывается людьми и плохо поступает и с друзьями и со мной, но я не держу на него зла. Но я не знаю, может если я расскажу ему то, что чувствую, ему будет от этого хуже или тяжелее, потому что я знаю что вот сейчас ему отношения точно не нужны. Как мне лучше поступить? Стоит ли говорить ему о том, что я чувствую?

Поняли, что по уши влюблены в какого-то мужчину? Держать свои чувства внутри очень сложно, поэтому попробуйте ему рассказать о них. Сегодня мы обсудим, стоит ли это делать и приведем все «за» и «против». Вы сможете выбрать самый подходящий момент и способ признания, который обязательно порадует Вашу половинку. Здесь Вы найдете практичные советы психолога, которые помогут не ошибиться в столь важном шаге. Вы научитесь говорить эти слова как следует!

Говорить о любви или нет – дело каждого. Если эмоции зашкаливают, то можно сказать, а если не определились, то лучше подождать. Будет очень обидно, если мужчина в момент откровения заявит, что не готов к серьезным отношениям, или промолчит.

Лучше, если первым признается мужчина, а девушка раскрывает свои чувства в ответ.

Как говорят психологи, мужчина охотник, ему неинтересно получить готовую «добычу», за которой он хотел ухаживать. Поэтому стоит подождать ответных слов. Но бывает, что решение затягивается, и не на месяц-два, а на годы. Так как узнать, нужны ли Вы ему или мужчине просто удобно встречаться с постоянной любовницей, которая верно ждет? Вот тут как раз и можно признаться в любви, спросив, есть ли у него ответные чувства или все просто напрасно теряют время.

Хотите узнать все секреты соблазнения мужчин? Мы советуем посмотреть бесплатный видео-курс Алексея Чернозема "12 законов обольщения для женщин". Вы получите пошаговый план из 12 шагов, как свести любого мужчину с ума и сохранить его привязанность на долгие годы.

Видео-курс бесплатный. Чтобы посмотреть, перейдите на эту страницу , оставьте свой e-mail и на почту придет письмо со ссылкой на видео.

Что говорит в пользу признания:

  • возможность сблизиться;
  • это позволит ему убедиться в серьезности партнерши;
  • так оценивается искренность отношений.

Аргументы «против»:

  • не стоит говорить, если нет уверенности в нем;
  • если мало встречаетесь;
  • когда отношения основаны на дружбе, а не любви.

Чтобы не показаться смешной, прежде чем сознаться в чувствах, .

А Вы знаете, что можно распознать, . Здесь рассказано, как именно он должен смотреть на девушку.

Если Вы еще не встречаетесь с ним, но всем сердцем жаждете этого, вот как можно . Вы сможете сделать это поэтапно и исключить фразы, которые могут все испортить.

Если не находите подходящих слов для выражения своих эмоций, попробуйте дать понять мужчине, что он небезразличен. , как это сделать, не навязывая себя.

Если решились признаться в любви, то сказать это стоит наедине, во время романтического свидания. Так будет не больно, если его ответ на вопрос будет отрицательным или его вообще не последует.

Признаваться в любви нужно в то время, когда мужчина не загружен делами. Вполне разумно сказать ему о своих чувствах во время романтическом ужина при свечах. Именно тогда можно рассчитывать на ответное согласие.

Рассказать о своих чувствах следует, только если Вы на 100% уверены в них. Поэтому до этого момента должно пройти минимум 6 месяцев, чтобы можно было хорошо узнать человека.

По истечении полугода попробуйте . Обратите внимание на то, что говорит Ваше сердце, хотите ли Вы быть с ним вместе, ухаживать за ним, радовать, говорить приятные слова.

Как сказать «я тебя люблю»

Скромность и застенчивость – не повод молчать и не признаваться в любви годами. Это скорее глупость, ведь взрослые люди так себя не ведут. Некоторые, если трудно произнести три слова, просто пишут записочку и протягивают ее парню.

Если человек любит всем сердцем, то можно рассказать об этом каким-то неординарным способом, например, признаться в социальной сети , прислать букет роз или сделать необычный подарок. Вот несколько советов, как еще оригинально рассказать о своем отношении:

  • попросить ведущего прочитать признание по радио;
  • дать на главной странице объявление в газете;
  • написать заветные слова на асфальте;
  • выложить столь важное слово на земле из зажженных свечей.

Девушка говорит много интересного, смотрите это видео:

Одним достаточно просто сказать: «Я люблю тебя», другим нужно предложить жить вместе, третьи воспринимают признание в любви только с помолвочным кольцом. Поэтому просто выясните, что больше нравится партнеру.

В 2017 году по версии журнала Time стали The Silence Breakers - женщины, заговорившие о харассменте, участницы флешмоба #metoo. Ранее по социальным сетям прокатилась волна #faceofdepression и #янебоюсьсказать, где люди делились историями пережитого насилия и депрессии. Действительно ли флешмобы помогают снять табу с запретных тем? Какие риски принимают на себя те, кто решил откровенно рассказать о своих проблемах? Почему профессия психотерапевта все более востребована в России? На эти и другие вопросы отвечают Мария Дмитриевская, психолог-психотерапевт, преподаватель Института системного консультирования и тренинга, Дарья Тейтельбаум, психолог частной практики, и Ольга Крапивина, семейный психотерапевт, преподаватель дисциплины «Межличностные конфликты» в РАНХиГС.

- Каковы реальные предпосылки к тому, что люди начинают открыто говорить о насилии и депрессии?

Дарья Тейтельбаум (Д.Т.): Сейчас в мире много политического насилия, противостоять которому частному человеку практически невозможно. Есть глобальное ощущение небезопасности, поэтому появляется желание прекратить насилие хотя бы на личном уровне, чтобы вернуть себе ощущение «я могу на что-то влиять». Участвуя во флешмобах, вы не можете повлиять на глобальные проблемы, но у вас появляется пространство действия.

Ольга Крапивина (О.К.) : Нужно понимать, что выяснить, каковы реальные предпосылки, довольно сложно, так как исследования на эту тему не проводились, да и организовать их непросто. Всё остальное - теоретические предположения на тему.

Причин, почему люди стали открыто говорить о депрессии, несколько:
- распространенность явления: ритм жизни ускоряется, психика человека не приспособлена к таким скоростям;
- тенденция обращаться к специалистам, что позволяет выявить случаи депрессии, когда сам человек не осознает их;
- научная база, собравшая достаточно доказательств, что депрессия - это соматическое заболевание, которое требует лечения, как и другие болезни, и не зависит от нашего желания или нежелания болеть.

Если говорить о насилии, то причины в том, что до сих пор существует тенденция замалчивать об этом и обвинять жертву - спровоцировала, сама виновата. При этом людей с другой точкой зрения до недавнего времени никто слушать не хотел. В этом смысле флешмобы - особенно #янебоюсьсказать - показали, насколько много людей продолжают сталкиваться с насилием. Постепенно общество становится более гуманным.

Мария Дмитриевская (М.Д.): Публичный разговор - результат очень длительной работы, ведь первые исследования насилия и травмы появились еще в 60-х годах XX века. Об этом говорили и раньше, в психотерапевтических группах, между собой. Тема долго назревала, перед тем как выплеснуться массово и публично, потому что насилие оказалось гораздо более распространенным явлением, чем было принято считать.

О.К.: Соцсети дали возможность оценить масштабы таких явлений, как насилие и депрессия, и дали понять тем, кто совершал или совершает насилие, какие страдания это приносит. Пострадавшие смогли получить поддержку от тех, кто был в подобной ситуации. Также удалось привлечь внимание властей к необходимости совершенствования законодательства с целью защиты жертв насилия.

Боясь огласки, насильник уже задумается, прежде чем совершить насилие. Это становится более весомым аргументом, чем обращение в правоохранительные органы, с которыми не всегда просто иметь дело.


Что нового флешмобы как цифровые коллективные практики привнесли в такое явление, как групповая психотерапия?

О.К.: Флешмоб - это не групповая психотерапия, хотя терапевтический эффект он может иметь, равно как и приводить к ретравматизации. Я думаю, что это просто разные явления. Особого эффекта флешмобов на групповую психотерапию я не замечаю. Любая групповая психотерапия - это контролируемый процесс. В соцсетях же он неконтролируем в том смысле, что в обсуждении чаще всего не участвуют специалисты. Такого рода дискуссии никем не модерируются, а потому эффект может быть непредсказуемым.

Д.Т.: Работа с большими группами, виртуальными или реальными, важна, это история про признание проблемы, потому что сегодня будто существует конфликт между теми, у кого есть опыт пережитого насилия, и теми, у кого его нет. Это возможность из личного опыта посмотреть на общую проблему.

- Насколько участие во флешмобе - индивидуальная вещь и стали бы вы рекомендовать ее массово?

О.К.: Понятно, что никаких научных исследований о пользе или вреде флешмобов не проводилось. Для этого нужно было бы опросить тысячу человек до участия и после. Очень многое зависит от эмоционального состояния человека и от контекста, в котором он сейчас находится.

Всё же флешмобы - это больше история про мегаполисы: если вы принимаете решение рассказать о произошедшем с вами насилии в маленьком городе, то есть огромные риски наткнуться на обвинения.

М.Д.: Я не стала бы это однозначно рекомендовать по ряду причин. Плюсы в том, что человек выходит из посттравматического бессилия благодаря тому, что получает поддержку и ощущение некоторого реванша. Бессилие - одно из самых тяжелых последствий травмы. С другой стороны, когда человек публично заявляет, что пережил сексуальное насилие, на него очень часто выливают тонну грязи, далеко не все встают на его сторону. Очень сильна культура виктимблейминга (обвинение жертвы). Это дополнительный очень мощный стресс.

Поэтому важно оценивать свои силы. Это серьезное самораскрытие, оно делает человека уязвимым, а жертвы насилия очень боятся ощущения собственной уязвимости, особенно если они имели опыт насилия в детском возрасте.

Как часто клиенты обращаются именно с депрессией и травмами после сексуальных домогательств/насилия, которым были посвящены самые массовые флешмобы последнего года?

Д.Т.: Тех, кто обращается с депрессией или травмой после насилия, действительно много. Иногда это сочетающиеся друг с другом вещи.

7 человек из 10 приходят с опытом насилия той или иной степени тяжести.

О.К.: Сейчас очень много молодых людей до 30 лет, которые обращаются именно с депрессией. Причина в том, что человек не способен выдерживать ритм современной жизни, соответствовать высоким требованиям, жить на таких скоростях. Плюс слом традиционных установок: «выбрать одну профессию на всю жизнь», «выбрать одного человека», «прийти к успеху» - сейчас они уже не столь очевидны. Многие просто не знают, как им жить в постоянно меняющемся мире.

М.Д.: Пережитое насилие и депрессия - это одни из 5–6 основных тем, с которыми обращаются клиенты. Не так часто приходят с насилием, пережитым во взрослом возрасте, очень много - с детским травматическим опытом, который очень разрушительно влияет на психику во взрослом возрасте.


Д.Т.: Флешмобы не усиливают ипохондрию. Если у человека есть склонность к ипохондрии, поиску у себя симптомов депрессии, он их найдет. Тогда психотерапевту придется работать с тем, почему человеку важно найти у себя эти симптомы. При чтении историй насилия важно соблюдать технику безопасности, потому что озвучиваются тяжелые чувства и состояния.

Психологи долго учатся работать с такими состояниями, когда же обычный человек читает двадцать постов подряд про депрессию и насилие, очень легко начать чувствовать бессилие, потому что это захватывает.

Далеко не у каждого есть внутренний ресурс, чтобы воспринимать это отстраненно.

О.К.: Знаю случаи, когда, начитавшись постов о депрессии, человек принимал свое плохое настроение за клиническую депрессию, сам ставил себе диагноз, шел в аптеку, чтобы купить препараты. Случаи ипохондрии действительно бывают. С другой стороны, для кого-то #faceofdepression стал поводом наконец-то пойти к врачу и действительно обнаружить у себя болезнь.

М.Д.: Я не думаю, что человек может испытать чувства, которых у него нет. Если только не начать этим упиваться. Но с таким я пока не встречалась, скорее я встречала желание снять табу с этой темы. Другое дело, что существуют защитные механизмы психики, когда человек старается не чувствовать то, к чему он не готов. Психика может не допускать неприятные вещи в сознание. Такого рода флешмобы погружают человека в тему, к которой не все готовы.

Еще год назад считалось, что к психотерапевтам ходят только те, у кого много свободного времени и денег. Сейчас все чаще слышишь, что ходить к психотерапевту нужно так же часто, как к стоматологу. На ваш взгляд, становится ли ваша профессия более востребованной в России?

О.К.: Растущая популярность психотерапии связана с тем, что сегодня уже не принято обсуждать на кухнях мужей, жен, тещ, детей.

Сейчас, когда вы обсуждаете близкого человека или члена семьи со знакомыми, принято говорить только хорошее.

Люди держат дистанцию. Есть круг тем, которые можно обсуждать, а есть личное, и это личное обсуждать не принято.

Но проблема в том, что личное всё равно хочется с кем-то обсудить, появляется потребность проговаривать проблемы. Особенно это касается молодого поколения, которое читает много книг по психологии и начинает разбираться в теме.

М.Д.: Мифы, которыми долгие годы была окружена профессия психолога и психотерапевта, постепенно уходят. Например, мужчинам стало легче признавать, что у них есть проблемы и им нужна помощь, это появилось совсем недавно и связано, на мой взгляд, с тем, что темы психологии, психотерапии всё больше выходят в медийное и публичное пространство.


Часто человеку, подверженному депрессии или пережившему насилие, противопоставляется некий «правильный», гармоничный человек. С чем связано всеобщее помешательство на гармоничной личности и как противостоять подобного рода шаблонам и установкам?

Д.Т.: Я называю это «бум уникальности».

Существует огромная индустрия книг, где все построено вокруг вопроса: «а ты живешь особенной жизнью?». Это очень сильное давление.

Первое, что нужно понимать: гармония - это не статичное состояние, а постоянный поиск баланса. Это не точка, к которой можно прийти и выдохнуть.

Также важно зафиксировать, от кого исходят подобные призывы и как они сформулированы. Нужно смотреть на это как на что-то внешнее и конкретное, потому что только так можно взаимодействовать с этим, не скатываясь в конфликты.

Третий шаг: определить, где я сейчас? как я себя чувствую? достаточно ли мне хорошо и хочется ли мне куда-то еще? Это довольно большая работа.

О.К.: Да, это модная сейчас история: «найти себя».

Предполагается, что после того, как ты «нашел себя», у тебя всё будет хорошо. Важно помнить, что жизнь - это процесс, где всё постоянно меняется. Если человека заклинивает на идее гармонии, то его жизнь останавливается.

Потому что он не живет, а всё время только собирается жить. Большинство людей живут в этом ожидании и потому не достигают той самой гармонии никогда. То же и с установкой, что если ты в чем-то несовершенен, ты неполноценный человек. Всё это очень далеко от историй нормальных живых людей.

М.Д.: Призывы стать гармоничной личностью были всегда, меняется только шаблон успеха. Сам факт существования шаблона остается неизменным. Всегда существуют социальные установки типа той, что нужно достичь успеха в общепринятом понимании этого слова. Например, очень много зарабатывать, иметь квартиру, троих детей, защитить диссертацию.

Эти критерии абсолютно искусственны и не связаны с тем, чего конкретно хочет каждый из нас. Такие установки вредны, пока человек относится к ним некритично.

Шаблоны, как и желание им следовать, связаны с темой самооценки и самоуважения. С понятием самооценки связан довольно большой пласт психотерапии, где учат отделять социальные установки от собственных глубинных желаний: жить, как он хочет, а не как написано в книгах «пять шагов к гармоничному человеку». Как только человек начинает пересматривать шаблоны, относится к ним критически, то начинает жить по собственному плану.

Я люблю своего друга. Мы знакомы с самого детства, часто ходили друг к другу в гости. Но в какой-то момент перестали так тесно общаться, и отношения свелись к «привет - как дела - пока». У каждого были свои дела: у меня учеба, у него спорт. А потом он вырос, стал интересным молодым человеком. На протяжении нескольких лет он мне очень нравился. А недавно у меня умерла мама. Несколько месяцев я практически ни с кем не общалась. А после встречи с ним поняла, что люблю его. Его родственники приглашали меня к себе. Я ждала только его, чтобы хоть минуту на него посмотреть и поговорить. Наше «новое» знакомство началось совсем недавно. Пригласила его в гости. Остались наедине. Вспоминали детство, я показала ему фотографии мамы, одноклассников. Он рассказал о своей жизни, я - о своей. Я чувствую, что он относится ко мне как к другу. Как девушку он меня не воспринимает (мне так кажется). Внешность у меня страдает (избыточный вес от постоянного сидения за учебниками, хотя я и похудела). А он занимается спортом. По разговорам я поняла, что девушки у него нет. Он постоянно находится в разъездах, часто видеться времени нет. Через год он уйдет в армию. Я звоню ему каждый день, узнаю, как дела, и он всегда подробно мне обо всем рассказывает. Он всегда приветлив, и вообще человек он позитивный. Мне кажется, что доверять я смогу только ему. Отношений у меня никогда не было. Что мне делать? Стоит ли говорить о своих чувствах? Или подождать? Может, в нем проснется ответное чувство? Я не знаю, как быть.

Майя , С.-Петербург, 22 года / 06.09.10

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Я бы начала не с разговоров о любви, а с ликвидации того, что тебя не устраивает… в себе. «Внешность страдает» - так займись внешностью, а не рефлексией по ее поводу. В 22 года здоровой физически девушке стыдно иметь лишний вес и уж тем более стыдно оправдывать его постоянным сидением за учебниками. Не в зубрежке дело, а в отношении к себе. И если сама понимаешь, что на девушку чьей-то мечты не тянешь, потому что преградой на пути к уверенности в себе лежит десяток лишних килограммов, то возьми и разберись с ними. Это возможно. Говорю это тебе как женщина, у которой вся жизнь - борьба с лишним весом, причем успешная. Поставь себе задачу: удивить своего друга своими изменениями в лучшую сторону, когда вы с ним встретитесь в следующий раз. И в бой. Кстати, каким именно видом спорта он увлекается? Попробуй заинтересоваться им тоже. Если это что-то совсем мужское, то найди свой интерес. Появятся новые темы для разговоров. В общем, решать надо текущие проблемы, а не пытаться создать одну большую в виде отвергнутых чувств и потерянной дружбы. Порой физические изменения в лучшую сторону творят с женщиной настоящие чудеса. Преобразишься внешне - почувствуешь себя увереннее внутренне. А это большой шаг на пути к любым отношениям.

  • Сергей

    Я бы не стал торопить события. Признаться в своих чувствах - это неплохо, но в данный момент это может оттолкнуть молодого человека. Будет лучше, на мой взгляд, если вы продолжите общаться, встречаться, но без выяснения отношений. Тебе же очень советую не кивать на учебники, а серьезно заняться собственным телом. И дело тут даже не в том, есть у тебя лишний вес или нет. Главное, что ты чувствуешь себя как девушка с не особо привлекательной внешностью. Это очень плохо, и в любых взаимоотношениях такой взгляд будет все портить. Поэтому выбирай время и иди заниматься спортом. Поверь, если ты возьмешься за это достаточно серьезно, результаты не заставят себя ждать. Снизится вес, повысится самооценка, загорятся глаза, расправятся плечи. А таких девушек не оставляют без внимания. Кроме того, занятия в зале - это то, что твой парень уважает. Значит, у вас появится еще одно связующее звено. Будет и о чем поговорить, и за что друг друга дополнительно уважать. Есть еще один большой плюс занятий спортом. Это дисциплинирует и позволяет отвлечься от проблем. А тебе после смерти мамы это будет очень кстати. Так что бери себя в руки и бегом в зал. А уж дальше посмотришь. Если даст Бог, значит, проснется в твоем возлюбленном что-то в ответ. Но даже если нет, то у тебя всегда будет хорошая внешность и уважение к себе. А это уже очень хорошо.

Нам, живущим в 21 веке, стоит ли говорить о каких-то там проклятиях? Актуален ли этот вопрос? Или это ушло уже в архаизм? Не возврат ли это в средневековье? В действительности ли существуют бесы, и можем ли мы оказаться под их влиянием, под их проклятием? Есть ли, наконец, опасность для нас верующих подвергнуться их влиянию? Если да, то, как освободиться от дьявольского влияния?

В первую очередь ключ к ответу на все эти вопросы содержится в Священном Писании, и к нему нам следует обращаться в первую очередь. Мы так и сделаем. Мы непременно и постоянно будем обращаться к Библии, в которой будем искать ответы на все волнующие нас вопросы.

Но прежде всего, давайте подойдем к этому вопросу издалека, по пути отметая всю шелуху и отсекая весь суррогат понятий этого вопроса. Давайте посмотрим, какие вообще мнения существуют в современном религиозном мире относительно проклятия.

Первая точка зрения, которую высказывают христиане других религий: Они заявляют, что бесов и одержимых ими нет, и никогда не было, ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Они все проблемы сваливают либо на психологические, либо на психические, либо на физиологические болезни и говорят, что просто нужно таким людям лечиться и все на том.

Другая точка зрения прямо противоположна первой. Это явление не ново в человеческом мышлении. У него постоянно есть такая тенденция скатиться то в одну обочину, то в другую, лишь бы не держаться сбалансированной золотой середины. Так вот сторонники второй точки все-все валят на действие темных сил. Если у человека есть какие-либо проблемы в жизни, это, - говорит они, - следствие его одержимости. И всюду и везде они видят бесов. Заболел зуб, нужно изгонять беса из зуба, заболел желудок, надо оттуда его изгонять и т.д.

А кто-то считает, что одержимость существовала только до смерти Христа. Они говорят, что Христос сковал сатану и теперь он не может больше властвовать над людьми.

Есть и такие, кто считает, и это очень распространенное мнение: если человек уверовал в Иисуса Христа, покаялся, родился свыше, присоединился к церкви, то он становится неуязвимым для проклятия бесов. Принадлежность такого человека в церкви является достаточным основанием для того, чтобы о проклятии больше не думать и вообще не беспокоиться о нем.

Какая из этих точек соответствует истине, или у нас есть какой-либо иной вариант подхода к развязке этого Гордеева узла?

Мы коснемся двух направлений действий бесов, сначала вне христианства, а затем внутри христианства.

1 Бесы вне христианства.

Я читаю Библейский текст:

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Марк16:15-17).

О чем говорит этот текст? Здесь сразу же мы находим ответ на поставленный выше вопрос: Продолжают ли действовать бесы на Земле после смерти Христа? Мы видим, что продолжают. Христос говорит, что Его именем будут изгонять бесов. Можно ли изгонять тех, кого нет?

Следующий текст, к которому мы обратимся:

6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 Который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 Сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян.13:6-10).

Вы заметили, как ап. Павел называет Вариисуса? Вообще-то само имя Вар Иисус означает: Вар или Бар это сын, а Иисус (Иешуа) - Спасение в Господе. Мы не знаем, сам он назвал себя таким именем или родители дали ему это имя, но оно не соответствовало действительности и Павел говорит, что ты сын дьявола, вот твое истинное имя так как ты не спасение Господне несешь, а наоборот противишься проповеди Евангелия. Таких людей, колдунов или волхвов, была немало во дни первых апостолов.

Вот еще пример:

18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час (Деян. 16:18).

Это событие происходило в Македонии, в Филиппах. Ап Павел, пользуясь полученной властью, именем Иисуса Христа изгоняет беса, и тот уходит из девушки.

Обратимся к 1 Кор. 10:14-21

14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

Здесь мы видим, что ап. Павел предостерегает коринфян, что язычники, живущие вокруг них, поклонятся идолам, что равнозначно поклонению духовным существам. Посредством языческих обрядов они фактически не дереву, не камню, не изображению поклоняются, а бесу, который воплощен в эти идолы.

Из этого мы видим также, что после смерти Христа бесы продолжали действовать, и ап. Павел предупреждает христиан об этом.

А вот еще один пример:

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:13).

Давайте заострим внимание на слове «обманщики». С первого взгляда это не так уж и страшное слова. Ну, обманщики, да все мы где-то что-то преувеличиваем. В чем-то солжем. С кем чего не бывает. Но здесь за этим словом кроется более глубокий смысл. В подлиннике используется греческое слово;;;; (гоэс), которое означает «чародеи» или «колдуны». Ап. Павел употребляет слово «гоэс», обозначающее именно оккультных специалистов. Это те люди, которые связаны со злыми силами. О них сказано, что они «будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».

Обратимся теперь к книге Откровение и посмотрим, будут ли люди в последнее время поклоняться бесам или нет:

20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем (Откр. 9:20-21).

Кому будут поклоняться люди в апокалиптические времена? Бесам! И чем будут заниматься? Чародейством!

Мы видим, что бесы реально существуют, им поклоняются, и с их участием происходят акты колдовства.

16 глава описывает потрясающую масштабность действия бесов:

13 И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
14 это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя (Откр.16:13-14).

Оказывается, нечистые духи не только существуют, но они активно действуют. Они занимают ключевые позиции «выходят к царям земли» и через правителей мира сего формируют войска, чтобы направить их на битву с самим Богом.

Возьмем текст из заключительной 22 главы Откровения и увидим их окончательную участь:
«А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду».
В числе тех, кто окажется в озере огненном (это вторая смерть), упоминаются и чародеи.

Итак, прочитав некоторые тексты из Священного Писания, можем ли мы дать теперь исчерпывающий ответ на вопрос: действуют ли бесы, демоны и сам дьявол на нашей земле после смерти Христа? Мы увидели – да, действуют.

2 Дьявол и бесы внутри христианства.

Теперь давайте выясним, имеют ли нечистые духи власть действовать внутри церкви? Действуют ли они среди тех, кто верит в истинного Бога? Проявляют ли они себя не только среди христианства, но и среди истинной церкви Божией? Мы вновь обращаемся к авторитетному источнику информации, к Слову Божьему.

Начнем с книги Деяние Апостолов:

«Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян.5:3)

Анания был христианином? Да, был. А жена его была христианкой? И она тоже была членом первоапостольской церкви. Но ап. Петр говорит о том, что дьявол вложил в сердце Анании мысль, а читая весь контекст, мы видим, что и жена его была подвержена этому обольщению, и они оба повиновались этой сатанинской мысли и совершили грех против Святого Духа и результатом была смерть, и притом безотлагательная.

Это был первый пример в Новом Завете, демонстрирующий, что дьявол имеет доступ также и к сознанию верующих в истинного Бога.

А вот еще одна история, записанная в Деяниях Апостолов, в 8 главе. Возьмем для начала стихи 9-11

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

Ну, казалось бы, человек вне христианства, но нет же, дальше мы читаем, что он уверовал в Иисуса Христа:
«Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся».

Но вот как стали события разворачиваться дальше:

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:20-23).

Несмотря на то, что колдун поверил в Иисуса Христа, крестился и присоединился к церкви, в его сердце по-прежнему осталось место для нечистых мыслей.

Ап. говорит: «Может быть, отпустится тебе». Почему «может»? Значит, этот вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд: недостаточно просто попросить. Дальше ап. Петр говорит: «…вижу тебя в узах», т.е. в рабстве или в плену.

Итак, на примере истории Симона-волхва мы видим, что, присоединившись к церкви, бывший колдун все еще оставался несвободным.

Следующий отрывок из Деян.19 главы:

18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
19 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм ] (Деян.19:18-19).

В словах «уверовавших» усматривается уже совершенное действие. Значит, опыт спасения у этих людей уже состоялся. И вот эти некоторые из уверовавших во Христа в Ефесе стали приходить и открывать свои дела, среди низ были и занимавшиеся чародейством, т.е колдовством. Оказывается, сам факт верования и присоединения к церкви не освободил их автоматически от колдовства и влияния дьявола. Им нужно было пройти особый, более длительный путь освобождения.

Обратимся теперь к 1 Петр. 5:8-9:

8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Кому адресовано это послание – верующим или неверующим? Оно написано для христиан! Ап. Петр предупреждает: «трезвитесь, бодрствуйте», потому что есть тот противник, которому нужно противостоять верой.

Таким образом, мы видим, что дьявол продолжает свои атаки на верующих, пытается действовать через них, и христианин призван противостоять ему.

Обратимся к Гал.3:1:

«О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы распятый?»

Обратим серьезное и пристальное внимание на слово «прельстил». В оригинале используется греческий глагол;;;;;;;; (баскайно), что значит «заколдовывать» или «завораживать». Историками-археологами был найден отрывок письма на древнегреческом языке, который содержит это слово: «Больше всего молюсь я, чтобы ты был цел и невредим от лукавого глаза (рус. – «сглазить»)». Этот термин древние греки использовали для описания способности оказывать влияние на человека оккультным путем.

Так вот, ап. Павел, оказывается, обращаясь к тем, перед глазами которых был предначертан Христос, как бы у них распятый, обращаясь к ним, он говорит: «Кто вас околдовал, кто сглазил вас, чтобы вы не покорялись истине»?

Вот еще текст:

17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лицо ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана (1Фесс.2:17-18).

Вот оно оказывается что? Даже апостолы, совершая служение, встречались с сопротивлением и препятствием со стороны сатаны.

А как обстоит дело в последнее время? Может теперь уже сатана наконец-то оставит детей Божиих, устав от своего усиленного труда?

Мы читаем:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским…» (1 Тим.4:1).

Здесь также говорится не о неверующих, а о тех, кто верит. Здесь очень четко и ясно звучит предостережение, что для верующих, принадлежащих к христианской церкви, существует опасность поддаться обольщениям бесов.

Обратимся к последнему в этой теме тексту:

2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы (Откр.18:2).

Это «яростное вино блудодеяния» упоминается и в конце 23 стиха этой же 18 главы: «…и волшебством твоим введены в заблуждение все народы».

Таким образом, здесь говорится, что Вавилон сделается жилищем бесов, что волшебством заражены все народы.

И самое неожиданное все же звучит в 4 стихе этой главы: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее».

Кого Господь призывает выйти из Вавилона? «Выйди от нее, народ Мой»! Вавилон стал пристанищем всякому нечистому духу и является жилищем бесов. Поэтому Господь говорит Своим детям, которые любят Его, представителям Своего народа, которые хотели бы освободиться от бесовского, дьявольского влияния: «Выйдите оттуда, не участвуйте в грехах ее!»

Вот такова картина последних событий на земле, последнего разделения между Божьими детьми и отступниками. Здесь призыв не только о выходе из религиозной какой-то организации, а основное, нам надо избавиться от влияния бесов и колдовства, где бы мы ни находились, даже в истинной церкви. Вы думаете, что дьявол нас не достанет, если мы в церкви АСД? Если мы так думаем, мы глубоко ошибаемся. Он в первую очередь атаку свою направляет именно на народ Божий внутри истинной церкви.

Итак, какой ответ мы дадим на вопрос: могут ли бесы, дьявол, демоны проявлять свою силу среди христиан? К сожалению, да. И потому, если мы еще не христиане, дьявол имеет к нам доступ, бесы имеют право насылать на нас проклятия. А если мы уже являемся христианами, то у бесов также может быть власть и право действовать в нашей жизни, если мы ему позволим; и это значит, что все христиане находятся в группе риска. И это говорит о том, что данный вопрос является насущным и имеет отношение к каждому жителю Земли. Нельзя просто так предполагать и надеяться, что наша жизнь свободна от дьявольского влияния. И если мы желаем себе добра, каждый из нас должен внимательно исследовать этот вопрос со Словом Божьим в руках.

Мы имеем драгоценное обетование, записанное в Рим.16:20: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь».
Следующий раз мы поговорим о механизме проклятия, как действует сатана и главное: поговорим о механизме разрушения и уничтожения этого проклятия.

Статьи по теме