Русский рисунок в огурцах. Орнамент "огурец"

Пейсли, "слеза Аллаха", турецкий боб или просто "огурец". -ч.1.(текстиль)

Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.



Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда .В наше время орнаментом "индийский огурец" часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать "огурцы" на индийских шалях

Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно.Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете "о чем огурец" и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

(Momordica charantia)

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.


Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .




Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии - там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name "Paisley" derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800"s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).


Как много версий происхождения этого орнамента.У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский "огурец" и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.

А теперь обратимся к истории:

Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает.

Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».

Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).

Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.

Как много версий происхождения этого орнамента.

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.

2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.

3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.

4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.

5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.

6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.

7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".

8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.

9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

А теперь подборка безумно красивых фото... Давайте полюбуемся ими:

ткани и узоры.



квиллинг...

из бумаги...

торты, пироженые, печенья...

скрапбукинг...

в интерьере...


вязание, вышивка...

украшения...


похоже на декупаж


Кажется, знаменитый «индийский огурец» как узор сейчас переживает новый виток популярности - на его основе уж очень многие известные марки успели выпустить совершенно разные формы одежды. Чтобы носить такие вещи со знанием дела, FURFUR решил вспомнить основные моменты в истории этого рисунка.

История происхождения узора

Пейсли, индийский огурец, или, если совсем точно, бута - узор очень древний. Вероятно, впервые он появился в империи Сасанидов - древнем государстве, с 224 по 651 год нашей эры находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Благодаря торговым связям ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку. В Европу же «огурцы» попали как раз из Индии в XVII веке благодаря британским колонистам. Спрос на экзотическую индийскую ткань оказался таким высоким, что предприимчивые европейцы стали ткать полотна с «огурцами» сами. Небольшой шотландский городок Пейсли вообще полностью направил все ресурсы на производство ткани в индийском стиле и благодаря этому остался в веках - но уже как название самого узора.

В том, что же из себя на самом деле представляет пейсли, единого мнения нет. По одной из версий, это цветочный мотив, совмещенный с силуэтом кипариса - символа жизни в зороастризме. Другой вариант происхождения - стилизованные языки пламени, также символизирующие жизнь. Возможно и происхождение от ореха кешью, являвшегося символом плодородия. В Индии распространено мнение, что «огурцы» изображают семена мангового дерева. В любом случае - какую теорию не возьми - речь идет о жизни и плодородии. Некоторые ухитряются рассмотреть в пейсли даже сперматозоиды - но, учитывая древность узора, эта версия крайне сомнительна.

Появление пейсли в Европе и США

Первым популярным товаром с рисунком пейсли в Европе были кашемировые шали из . Они были крайне дорогими, и позволить себе их могли только обеспеченные аристократы. В начале XIX века шотландские мастера научились ткать «огурцы» на жаккардовых ткацких станках - и шали с пейсли стали более массовым продуктом. Правда, они уже были не кашемировыми, а из овечьей шерсти или шелка, да и цветов было значительно меньше, чем у аутентичного индийского товара.

Еще чуть позже пейсли начинают печатать на хлопке, и узор перестает быть роскошью, и уже к 1870-м годам «огурцы» не то чтобы совсем выходят из моды, но скорее перемещаются в область обыденного.

В 1970-Х ПЕЙСЛИ ВНЕЗАПНО СТАЛ АТРИБУТОМ ХИППИ-ДВИЖЕНИЯ – В ОСНОВНОМ БЛАГОДАРЯ BEATLES, КОТОРЫЕ ПРИВЕЗЛИ ИЗ СВОЕГО ЗНАМЕНИТОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ИНДИЙСКИЙ КОЛОРИТ

Такое положение сохранится до семидесятых годов XX века, когда пейсли внезапно становится неотъемлемым атрибутом хиппи-движения. Произошло это большей частью благодаря The Beatles, которые привезли индийский колорит из своего путешествия в Ришикеш к гуру Махариши.


Внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

Время психоделической революции проходит, но «огурцы» остаются символом бунтарского духа. Постепенно пейсли перенимают в свой визуальный словарь уличные группировки - разноцветные банданы с «огурцами» становятся способом отличить своих от чужих. В ЛГБТ-сообществе в то же время цветные банданы, повязанные справа или слева на ремень, помогают геям не только определить в толпе себе подобных, но и сразу же заявить о сексуальных предпочтениях. «Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют bandana print.

1980-е, 1990-е и начало 2000-х пейсли проводят в легком забвении, периодически всплывая в одежде каких-нибудь рок-музыкантов. Исключение составляют с 1984 года и по сей день стабильно выпускающая одежду с «огурцами» итальянская марка Etro, а также классические английские галстуки и шарфы. Галстуки ancient madder из печатного шелка часто украшены принтом из «огурцов» и являются классическим элементом XX века.

«Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют Bandana print.

Узор пейсли сегодня

Сейчас пейсли переживает новый расцвет. Еще в середине двухтысячных стритвер-марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Но самые крутые парни раскрашивали каждый «огурец» вручную.

В этом году c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated - кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas - целую коллекцию одежды и обуви, Herschel - рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s - серию поло и рубашек. Учитывая появление пейсли на дорожках во время модных показов в этом году, можно предположить, что летом нас ждет новая волна увлечения «огурцами». В конце концов, не всем же носить камуфляж.

Индийский огурец (пейсли) - символ плодородия September 19th, 2009

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута ) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов . Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.

У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это мне интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот разные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
10) Есть даже теория, что это беременные пиявки

мне лично особенно импонирует последняя версия

Турецкий огурец: магическая история

Сам по себе орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько.

Турецкий огурец (пейсли, бут) - растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.

Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» — это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.

В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, — знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.

Но несмотря на название, связывающее узор с культурами то Турции, то Индии, на самом деле такой орнамент является изобретением славян, точнее - древнеруссов (Древнерусское государство объединяло Россию, Украину и Белоруссию). В настоящее время это один из самых известных элементов исторического орнамента.

Внешне рисунок турецкий огурец несколько напоминает профиль крыла некоторых моделей самолета. И, подобно тому, как крыло разрезает воздушное пространство, форма турецкого огурца призвана разгонять энергию. В результате присутствия такого орнамента на ткани образуются энергетические вихри, которые служат человеку мощнейшей защитой от энергетического истощения, нападок, сглаза и т.д. Говорят, что если подержать над правильным турецким огурцом руку, это можно ощутить физически.

Именно поэтому форма традиционной русской шапки, которая называется скуфья * (см.ниже):

так напоминает внешне все тот же турецкий огурец. Ее носили не только для тепла: она служила мощнейшим оберегом, поскольку защищала человека, направляя вперед мощные лучи энергии, способные расчищать тонкое, невидимое пространство, подобно выпущенным стрелам.

Древнерусские узоры и вышивки не были простым украшением одежды, они служили амулетом и оберегом, одежда дополняла не только физический облик, но и тонкие энергетические структуры, защищая человека от внешнего воздействия на всех уровнях. Пример турецкого огурца наглядно показывает, насколько в этих рисунках важен каждый штрих, каждый тончайший завиток узора. Более того, в то время и цветовые решения подбирали с целью энергетического контроля и защиты, этой же цели служили и размеры рисунка, и даже такая, казалось бы, мелочь, как узелки на изнаночной стороне наряда. Не секрет, что высший класс орнаментной вышивки определяется именно по изнанке: она должна быть гладкой, без единого узелка. Древняя магия дает этому свое пояснение: каждый разрыв нити и каждый узелок представляют собой помеху, сбой, порванную связь. Расшивая одежду, мастерицы творили буквально материализованную молитву, физически соединяя нити судеб всей семьи в единый гармоничный рисунок. Вот почему любая вышивка - это оберег. Многим известны красивые павлопосадские платки, на которых часто изображен этот рисунок:

У пейсли была бурная история завоевания Европы, в разные времена он то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался. В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком.

До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» — так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.

Следующей волной популярности были времена хиппи — 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.

В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир — paisley pattern (пейсли) — очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.

Позже волну подхватила английская марка Cole&Son, дизайнерский дом Kenzo и многие-многие другие. Сейчас этот орнамент, воплощенный в насыщенных красках, этнических мотивах, оригинальных аксессуарах, по праву считается визитной карточкой Etro.



Турецкий огурец сегодня

В настоящее время дизайнеры всего мира активно разрабатывают тематику русского платка в одежде, а ткань с узором турецкий огурец используется для самых разных видов одежды. Цветовые решения встречаются как классические, так и новомодные, включающие яркие цвета вроде фуксии, фиолетового, индиго и т.д. Принт турецкие огурцы настолько пришелся по вкусу современным модницам, что в гардеробе у каждой может найтись даже целая полка вещей, объединенная этим древнейшим и вместе с тем настолько актуальным узором. Это легко объяснить: платье с узором турецкий огурец можно надеть и на вечеринку, и в качестве повседневной одежды, к тому же к нему подходит множество оригинальных аксессуаров. Именно поэтому турецкий огурец можно считать наиболее универсальным вариантом принта.


В дизайне интерьера он появляется на постельном белье, декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но и сами предметы повторяют их форму — пусть даже это сходство очевидно только для самих дизайнеров.

* Скуфья:

Скуфья - старинный головной убор на Руси, распространенный не только среди православного духовенства, но и среди других слоев населения. История этого убора начинается в Греции, где священники носили небольшие мягкие шапочки в форме пирамидки, либо кораблика, обычно черного, или фиолетового цвета. Если присмотреться, то надетая скуфья сшита так, что образует на голове знамение креста.

Интересно, что в истории остались упоминания об этом головном уборе не только как о греческом церковном одеянии, но и о его скифском происхождении. Также скуфью носили запорожские и донские казаки. Иностранцы писали в своих заметках о путешествии по России, что перевозчики через Дон носили некие высокие островерхие шапки, сделанные из войлока, в форме пирамидки. Такой же головной убор носили и остальные запорожцы до переселения на Кубань, о чем свидетельствуют картины того времени.

«Прозвища» скуфьи

Скуфья имеет много названий и синонимов, которые употреблялись в народе - это скуфейка, ермолка , маковица (вероятно, потому что носилась на макушке), еломок, тюбетейка , в шутку - наплешник, и просто комнатная шапочка.

Сейчас скуфьи обычно шьются из бархата и являются знаком отличия белого, т. е. женатого духовенства и повседневным головным убором для монахов. Этот головной убор принято носить в обычное время вне богослужений.

Также скуфью носят и в церкви, снимая только на особенно торжественных моментах священнодействия. Шьется это шапочка из материала преимущественно черного либо синего цвета. А ещё её используют для награждения, особо отличившихся священнослужителей. В этом случае она шьется из материала фиолетового цвета.

В древней церкви скуфью носили не только священники, но архиереи и диаконы, выстригая на макушке головы небольшой круг из волос - гуменце. Это считалось неотъемлемой частью образа лица духовного звания. Вплоть до 17 века, духовенство боялось «снятия скуфьи», что было равнозначно потери сана. А после указа Петра І фиолетовая скуфья считалась наградой и стала шиться из бархата, вместо шерсти.

Московские цари любили носить шапочки такой формы, которые называли тафьями. Носили их не только царственные особы мужского пола, а вообще люди знатного рода, как женщины, так и мужчины. Монахини до сих пор носят женские скуфьи как повседневный головной убор.

У старообрядцев такую шапочку имели право носить даже чтецы, которых посвящали в это звание, выстригая им волосы на макушке, для ее ношения.

Скуфья на голове сегодня

В настоящее время православные дьяконы могут носить скуфейку на улице, во время богослужений на открытом воздухе, например крестных ходов, освящения воды, отпеваний и т.д.

У католиков ношение скуфьи распространено не меньше, только она является главным знаком отличия у епископов, которые носят ее в форме небольшой круглой шапочки с коротеньким хохолком посередине. По цвету этого головного убора можно определить положение и сан католического епископа, как правило, в сочетании с сутаной и поясом. В некоторых монашеских орденах эти шапочки черного цвета носят и простые священники. Монсеньоры (особое звание для католических священников) часто носят скуфью черного цвета с малиновым хохолком.

Статьи по теме